3 кл конспект .Настрою гусли на старинный лад…. Былины о Садко и Баяне.
план-конспект на тему
3 кл конспект .Настрою гусли на старинный лад…. Былины о Садко и Баяне.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: 3 Студентка: Шеина Таисия 40гр
Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…. Былины о Садко и Баяне»
Тип урока: Расширение и углубление знаний.
Вид урока: Эвристическая беседа
Цель: Познакомить с образами народных сказителей былин – Садко и Баян.
Задачи: Личностные: Воспитание эмоциональной отзывчивости, интереса к былинам;
Метопредметные: Развитие слуха - отличать звучание тембра муз.инструмента – гусли.
Предметные: ознакомить с былинами в произведениях русских композиторов: М.И.Глинка и Н.А. Римский-Корсаков;
Методы:
Наглядный
Практический
Словесный (беседа, рассказ, пояснение)
Объяснительно- иллюстративный
Структура:
1.Орг. момент;
2.Разучивание главной мелодии из Песни Садко – «Ой ты тёмная дубравушка»
3.Слушание «Окиян – море синее» из оперы «Садко»;
4.Просмотр видео фрагмента «Заиграйте, мои гусельки!»
5.Слушание песни «Баяна» М.И. Глинка «руслан и Людмила»
6.Просмотр отрывка мультика «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
7.Итог
Оборудование: музыкальный проигрыватель, фортепиано, учебник, рабочая тетрадь.
Этап | Ход урока | хр. |
1.Орг.момент 2.Слушание «Окиян – море синее» из оперы «Садко»; 3.Просмотр видео фрагмента «Заиграйте, мои гусельки!» 5.Слушание песни «Баяна» М.И. Глинка «руслан и Людмила» 6.Просмотр отррывка мультика «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» 7. Итог | Доброе утро. Меня зовут Таисия Вячеславовна. Рада с вами познакомиться. поздороваемся с вами музыкально. Распевание :»Здравствуйте ребята, здравствуйте» Тема урока «Настрою гусли на старинный лад…» Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла». Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые. Кто же играл на гуслях в древности? Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины. что такое былина?- песня-сказание, повествующая о подвигах русских героев. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Мы попали в оперу известного русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Создавая свою оперу, он взял за основу былину о Садко. Рассмотрите портрет композитора Н.А. Римского – Корсакова, его называют великим сказочником т.к. большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный». Сегодня мы с вами познакомимся с оперой «Садко». А что такое опера? Это жанр музыкального искусства. В опере связаны и музыка и пение исполнителей, декорации и даже танцы. Опера родилась в 16 веке в Италии. В то время сочинение оперы подразумевалось как большой труд и работа. Мало кто принимался за это дело. Итак. Садко – былинный герой, который отправляется в плавание на кораблях по далеким морям. Остановились его корабли, и стал Морской царь требовать от них дани. Жребий выпал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и остался Садко один посреди синего моря. (слушание «Окиян – море синее») Как же Садко попал к Морскому царю? Ударил Садко по струнам своих гуслей, вода расступилась, и гусляр опустился в пучину моря. Попав в гости к морскому царю, Садко поразил его своей великолепной игрой. «Заиграйте, мои гусельки!» – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка. (Просмотр) Одна из самых красивых картин в опере – это картина, где главный герой поёт с хором. Скажите, они поют одну партию? Для чего используется многоголосье? После, ответьте, о чём пелось в произведении (Слушание) Давайте рассмотрим репродукцию Виктора Михайловича Васнецова «Баян». Кто такой Баян? Что он делает на картине? (сказитель-гусляр на Руси, который под звон гуслей исполнял былины)Анализ картины: Перед нами предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию. Художник стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников. В целом, картина Виктора Михайловича Васнецова «Баян» - русское произведение, наполненное любовью к родной стране. В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки . Слушание музыки.-эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку. Ребята, какие вам известны мультики о русских героях?Предлагаю вспомнить один из них и посмотреть фрагмент всеми нами известного мультика «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины. О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.) С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.) Какие произведения слушали? Спасибо за урок, до свидания. | 4м 10м 5м 7 м
10м 4м |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по изодеятельности: "Путешествие по былине "Садко".
Сегодня большое внимание уделяется духовно - нравственному воспитанию детей. Знакомя ребенка с историческими событиями, традициями, культурой нашей страны, мы помогаем ему жить в согласие с миром люде...
Методическая разработка по музыке Досуг для подготовительной группы Тема: «Н. А. Римский-Корсаков – великий музыкальный сказочник» (Знакомство с оперой-былиной «Садко»)
Знакомство с оперой былиной "Садко" композитора Римского Корсакого....
отктрытое занятие "Чтение былины Садко"
НОД в подготовительной группе...
Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа). Былина "Садко"
Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа). По былинам...
Исследовательский проект "Настрою гусли на старинный лад"
В данной публикации представлен исследовательский проект "Настрою гусли на старинный лад" ребенка 7 лет (подготовительная к школе группа)...
Чтение былины "Садко".
Былины- кладезь народной мудрости....
Конспект НОД «Чтение русской народной былины «Садко»»
Данный конспект разработан с целью знакомства дошкольников с культурой старорусского народа через ознакомление с художественной литературой....