конспект занятия "Саранск - наш город"
план-конспект занятия (младшая группа)
КОНСПЕКТ
Занятия «Саранск – наш город»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_saransk_-_nash_gorod.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Занятия «Саранск – наш город»
(ОО Социально – коммуникативное развитие)
(II младшая группа)
Программное содержание:
Развивающие задачи:
Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения. Учить находить нужное решение путем совместного обсуждения. Закрепить знания детей о достопримечательностях Саранска.
Образовательные задачи:
Продолжать формировать представления о городе Саранске.
Пробуждать интерес к вышивке, учить узнавать её характерные особенности. Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).
Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.
Продолжать знакомить детей с мордовскими народными играми.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу.
Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.
Интеграция областей:
Социально - коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Предварительная работа:
Дидактические игры «Кто, где живет?», «По улицам города Саранска».
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг, слайдовых презентаций о Саранске, Мордовии.
Мордовские подвижные игры «В волков», «В платочки» и др.
Игровые ситуации «Мы знакомимся», «Моя семья».
Разучивание слов на мордовском языке.
Рисование элементов мордовского орнамента : «крест», «галочка», «елочка», «ромб».
Слушание мордовской музыки.
Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент, элементы конструирования.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации с достопримечательностями города Саранска, книги о Мордовии, куклы в национальных костюмах, матрешки, мордовские деревянные игрушки, сундук, заготовки для украшения салфеток.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, к вам пришло много гостей, давайте поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга.
Что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Это тепло ваших добрых рук и добрых сердец. Давайте подарим тепло своих ладоней друзьям.
(Дети встают в круг и протягивают друг другу руки)
Утром рано мы встаем,
Город видим за окном.
Он проснулся, он живёт,
Нас на улицу зовёт.
Мы живём, мы растём,
В нашем городе родном.
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие добрые ребята, с вами и беседовать интересно.
Ребята, как называется город, в котором мы с вами живем?
Дети: Мы живем в городе Саранске.
Воспитатель: А хорошо ли вы знаете свой город?
Дети: Да
(Показ слайдов достопримечательностей города Саранска).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Всё ли верно?».
Послушайте и определите все ли я сказала правильно: если «да» - хлопайте в ладоши, если «нет» - топайте ногами.
(Проводиться игра «Всё ли верно?»)
В нашем городе много детских садов и школ? (Хлопают)
По нашему городу ездят автобусы? (Хлопают)
В нашем городе есть большое и теплое море? (Топают)
В нашем городе есть памятник А. С. Пушкину? (Хлопают)
В нашем городе есть зоопарк? Аквапарк? Дельфинарий? (Хлопают)
Наш город называется Москва? (Топают)
В нашем городе живут хорошие и добрые люди? (Хлопают)
Воспитатель: Все правильно.
Воспитатель: Саранск - культурная столица Республики Мордовия. В нашем городе живут мордва, русские, татары и люди других национальностей. Саранск один из лучших городов России. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше.
Воспитатель: Ребята, какие достопримечательности Саранска вы знаете, где были с родителями?
(Ответы детей).
Воспитатель: У нас в городе много разных зданий, я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется…(вокзал)
Если холодильник пуст,
Закончились продукты.
Ты сюда входи скорее.
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее.
В нашем…(магазине)
В этом домике врачи.
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь, готовы -
Отпускают лишь здоровых. (больница)
Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это?…(детский сад)
Воспитатель: Молодцы. Все загадки отгадали. А хотите узнать, что еще есть у нас в городе? (Да)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки (воспитатель показывает изображения достопримечательностей Саранска).
Вы видели их раньше? (ответы детей)
Сколько у нас в городе замечательных мест: Кафедральный собор имени Ф. Ушакова, музеев, театров, спортивных комплексов, стадионов, ледовых дворцов, культурно-развлекательных центров, памятников и т. д.
Воспитатель: Скажите мне, что изображено на этой фотографии? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно – это наш парк, все вы его узнали. Расскажите, что вы делали в парке? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь посмотрите на еще одну фотографию и скажите мне, что изображено на ней? (ответы детей)
Воспитатель: Это место тоже многим вам знакомо – это Детский центр театра и кино «Крошка». Сюда вы приходили с родителями смотреть кукольный спектакль.
Воспитатель: В нашем городе есть очень много красивых мест, которыми мы гордимся, а сейчас давайте с вами немного отдохнем.
Мы по городу гуляем – дети шагают на месте.
Мы свой город изучаем – поворот головы: вправо – влево.
Справа есть высокий дом - поднимают правую руку.
Обойдём его кругом – поворот вокруг себя.
Слева домик ниже - левую руку вниз.
Подойдём к нему поближе - шагают на месте.
Ну, а это сад родной, очень весело нам в нем - руки «куполом» над головой и приседают.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь посмотрите на эту фотографию
(воспитатель показывает фотографию с изображением детского сада)
Воспитатель: Узнали, что это за здание?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это наш любимый детский сад!
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое-
Это всё моё родное,
Это родина моя
Всех люблю на свете я!
Воспитатель: А как называется наша Родина?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно – Саранск. Мы с вами будем расти в этом городе и будем вместе наблюдать, как он растет вместе с нами.
(Стук в дверь).
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится! Кто это может быть?
(Предположения детей).
Воспитатель: Давайте посмотрим.
(Входит кукла мордовском национальном костюме).
Алдуня: Здравствуйте! Меня зовут, Алдуня! Я - мордовочка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм на Алдуне.
Воспитатель: Вы видели такие костюмы раньше?
(ответы детей)
Воспитатель: Ваши мамы носят такие платья?
(ответы детей)
Воспитатель: Нет, мамы так уже не одеваются. Ребята это не просто красивый костюм, это национальный мордовский костюм, в таких костюмах ходили ваши прабабушки.
Давайте рассмотрим части национальной одежды мокшан и эрзян:
(Выставляются куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Это платье - панар.
(Воспитатель обращает внимание на костюм, на особенности мордовской вышивки, на цвет, на элементы мордовского орнамента : «крест», «галочка», «елочка», «ромб»).
Воспитатель: Давайте рассмотрим ее повнимательней, посмотрите на ее необычное платье, на головной убор, который покрывает ее голову, украшения на шеи. Скажите вам нравится этот необычный костюм?
(ответы детей)
Рубаха – панар (мокш., покай (эрз.). Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры –обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Пояс – каркс (мокш. иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.
Нагрудное украшение – сюлгам (мокш., сюлгамо (эрз.). Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панго (эрз.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.
Алдуня: Ребята, я сегодня пришла к вам не одна, а со своими друзьями - игрушками, которые делают у нас в Мордовии. Они у меня в волшебном сундучке.
Воспитатель: Покажи нам, пожалуйста.
Алдуня: Покажу, если загадку отгадаете:
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это?
Ответы детей.
(Из коробки вынимаем матрешек русскую и мордовскую)
Воспитатель: Вот они, наши красавицы! - Это матрешки - мордовочки. Их нельзя спутать с другими матрешками, т.к. они расписаны мордовскими узорами.
Матрешки похожи друг на друга?
(Ответы детей)
Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?
(Ответы детей)
Воспитатель обобщает:
- мордовская матрешка удлиненной формы;
- мордовская матрешка одета в мордовский народный костюм: головной убор - панго, мордовскую рубаху – панар;
- узор на русской матрешке – растительный, на мордовской – геометрический : основные элементы мордовского орнамента- галочка, ромб, крест, полоса;
- используется два цвета: красный, черный.
- А вот эти игрушки пришли к нам из деревни Подлесная Тавла.
- Что это?
- Кони.
- Из какого материала они сделаны?
- Из дерева.
- В Подлесной Тавлее созданы мастерские, где делают игрушки из дерева.
Воспитатель: Ребята, Алдуня к нам пришла за помощью. Скоро будет «День мордовского языка» и она пригласила гостей, но не успевает для всех сделать подарки. Поможем Алдуне?
Дети: Да
Воспитатель: А чтобы работалось лучше, разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика
Мы красавицы – матрешки (поворачивают руки как фонарики)
Разноцветные одежки (сжимают и разжимают пальцы)
Раз – Матрена, два – Малаша
Мила – три, четыре – Маша
Маргарита – это пять (поднимают пальчики)
Нас не трудно сосчитать. (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: У вас на столах лежат салфетки, их нужно украсить мордовским узором.
(Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки для украшения салфеток).
Воспитатель: Молодцы, помогли Алдуне.
(Воспитатель подводит итог занятия, дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами рассматривали знакомые нам места, все это находится в нашем городе – Саранске. Саранск – это место где мы с вами живем и растем – это наша маленькая Родина, место, где мы родились. Уверена, что пройдут годы, что ваша любовь к родному городу будет расти и крепнуть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект праздника "День города"
В сентябре 2011 наш город отмечал 55-летие. Воспитанники детского сада принимали участие в праздновании юбилея ....
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Конспект занятия " Мой город- Воркута" Знакомство с городом и историей.
Занятие подготовлено ко дню рождения города.Занятие проходит с использованием ИКТ.Подготовила: Воспитатель МБДОУ "детский сад №32" г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна.Место реализации МБДОУ « Детски...
Презентация и конспект на тему:город Старый Оскол-город Воинской Славы
Конспект занятия и презентация для города Старый Оскол...
Конспект занятия "Мой город Ейск" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Мой город"
Сейчас очень важно воспитывать любовь и уважение к малой родине, знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями. Ребенок должен знать тот район, в котором он живет, улицы по ко...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект занятия «Достопримечательность города Красноармейска – кирпичный завод» по познавательному развитию в подготовительной группе
Задачи:Образовательные: систематизировать представления детей о достопримечательностях города Красноармейске – кирпичном заводе, об улицах своего города, людях разных национальностей, проживающи...
конспект занятия " Мой город Туймазы. Достопримечательности города."
Цель: формирование представления детей о родном городе....