Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Карельская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Носенкова Елена Викторовна

Формирование у детей представление о быте и занятиях карел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_karelskaya_izba.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование у детей представление о быте и занятиях карел

Задачи:

- познакомить детей с устройством карельской избы, с «большим» углом и «бабьим углом»  

- познакомить с обычаями в карельских избах

- обогащать речь детей именами существительными и прилагательными

– развивать творческие способности через овладение навыками игровой деятельности.

 - воспитывать интерес и уважение к истории своего народа, к его быту,  любовь к устному народному творчеству  формировать навыки общения с музейной средой

Опорные слова: изба, порог, «большой» угол, «бабий кут» (бабий угол в избе, в нём было всё для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи), чугунок, ухват, рукомойник, ушат, ткацкий станок, прялка, люлька.

 Необходимое оснащение:  

картинки с предметами домашней утвари

  2 веревки по 40 см

 мотки ниток (2 штуки)

  ухват

  чугунок, кочерга, рукомойник и т.д.

Предварительная работа

 Чтение русских народных сказок «По щучьему велению», «Гуси – лебеди»;  Чтение карельских сказок «Красавица Насто», «Пряхи у проруби»;

  Разучивание пословиц и поговорок;

  Рассматривание иллюстраций с предметами домашней утвари.

Ход занятия:

 Дети входят в «Карельскую избу», здороваются.

 Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко (дети рассаживаются на скамейки)

 воспитатель: - Вот нашлось для всех местечко,

 А за мной теперь словечко,

Поведу я свой рассказ,

 Удивлю, быть может, вас.

Про «большой», красивый угол

И про «бабий» не забуду.

 И про люльку, и про печь,

 Поведу сегодня речь.

 Вы, ребятушки, скажите,

Мне рассказ свой начинать?

 Вы хотите это знать? (ответы детей)

 Воспитатель: - Ребята, когда вы приходите в гости, что вы делаете, входя в дом?

 - Правильно, здороваетесь. А как можно поздороваться? (ответы детей)

Воспитатель:

- Ребята, а знаете ли вы, как люди здоровались в старину, входя в избу? (ответы детей)

 Воспитатель:

- Входя в избу, гости кланялись хозяевам.

- Волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно было набить. Дверь в избу была низкая, а порог наоборот, высокий.

- Как вы думаете, почему в карельской избе была низкая дверь и высокий порог? (ответы детей)

Воспитатель:

- Это делалось для того, чтобы из дома не выходило тепло. А еще с порогом связано много обычаев. На порог нельзя было наступать. Впрочем, не только наступать, но и сидеть, здороваться или передавать через него что-либо. Считалось, что порог удерживает за дверью нечистые силы. Хозяйка:

 Вот какие пословицы сложили в народе про порог:

- Такой порог, что насилу ноги переволок.

- Добрая слава до порога, а худая за порог.

- Перейдешь порог – пройдёшь и горы.

Игра «Продолжи пословицу» (при условии, что проведена предварительная работа) Воспитатель начинает пословицу, дети говорят окончание.

  1. Изба без детей, что гнездо без птицы.
  2. Кукушка на радость лесу, ребенок - семье.
  3. Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.
  4. Гостю обрадуешься, а чем угощать - задумаешься.
  5. В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки.
  6. В гостях вдоволь едят, а дома добавляют.

Воспитатель:

- Когда люди входили в дом, то в первую очередь кланялись «большому» углу. Показать на «большой угол»

Воспитатель:

 - Давайте и мы поклонимся ему, как делали люди в старину. Вот так: правую руку прижмем к сердцу, повернемся к «большому» углу и сделаем поклон. Дети кланяются «большому» углу.

 - Как вы думаете, почему ему кланялись люди? (ответы детей)

 Воспитатель:

 - Это всегда была самая освещённая часть дома. Иконы помещались в «большой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Входя или выходя из дома, люди кланялись иконе, а уж потом - хозяину дома. Рассматривание «большого» угла

 Воспитатель:

- В «большом» углу висели вышитые полотенца и хранились все дорогие вещи хозяев.

Воспитатель:

 - А что стояло у большого угла?

Отгадайте карельскую загадку: «Четыре братца под одной крышей стоят» (стол)

- Возле стены у большого угла стоял стол. К столу и ко всему, что на нём находилось, следовало относиться с уважением. За ним можно было либо обсуждать что-нибудь важное, либо кушать, а вот ругаться или бить кулаком по столешнице, которую называли «ладонь Бога», строго запрещалось. Во главе стола сидел хозяин дома, а потом все члены семьи по старшинству.

Воспитатель:

 - Я вам загадаю загадку, а вы мне скажете отгадку.

(Загадка про печь)

В избе - изба,

На избе - труба.

Я лучинку зажег,

Положил на порог,

 Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

 Видит пламя народ,

 А тушить не идет.

Вооспитатель:

 - Правильно! И в нашей с вами избе есть печка, вот она! Печка в избе занимает много места. В печке раньше и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности – коров, коз, свиней – готовили. На печке сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно было даже спать, для этого была сделана лежанка.

 Воспитатель:

 - А в каких сказках печка помогает людям? («По щучьему велению», «Гуси – лебеди»). Показ иллюстраций из книг.

Воспитатель:

- Давайте растопим нашу печку – подуем на дрова (дыхательная гимнастика).

Игра « ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра

Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».

На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся.

Воспитатель:

 - Несмотря на то, что избы были не очень просторными, места хватало всем. Наверное, многие из вас слышали слово «закуток», но не все знают, что произошло оно от слова «кут» – бабий угол в избе. В нём было всё для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи.

Воспитатель (показывает детям женскую половину – бабий кут)

 - Посмотрите и назовите предметы, которые нужны в женской половине дома, а какие лишние. Игра «Назови лишний предмет»

 Дети называют известные им предметы в бабьем углу, определяют лишние.

Воспитатель:

 - Молодцы! Вот это ухват, кочерга, рукомойник, ушат для воды, утюг, чугунок.

Воспитатель показывает и просит детей объяснить их принадлежность в избе, в случае затруднений помогает.

Воспитатель  загадывает загадки:

«Что хозяйка в печку ставит,

 Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

- Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

- Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

 Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт» (ухват)

 - Возле печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

 Воспитатель:

 - А что женщины могли делать в своем углу? (ответы детей)

- Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. А для работы стоял ткацкий станок и, конечно же, скромная труженица прялка.

 Воспитатель:

- От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, ремонтировали сети, подшивали валенки, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Хозяйка предлагает заняться женским и мужским делом. Игры – эстафеты: имитация дел

Девочки в женской половине наматывают клубки ниток (одна держит нитки – другая мотает клубок). Мальчики ремонтируют сети (завязывают узелки, один держит веревочки – другой завязывает узелки и наоборот), кто быстрее мальчики или девочки.

Воспитатель:

 - А что можно приготовить в печи? (ответы детей)

 - Давайте и мы сварим кашу.

 Физкультминутка (по карельской потешке):

 Кашу здесь сорока (круговые движения рукой над собой)

 Хвостиком своим мешает (имитация взмахов хвостом),

Носиком своим поест (клюющие движения носом).

Пять гостей пришли к сороке (показать пять пальчиков на руке),

 Этому дала … загнуть один палец (повторить пять раз),

А толстому не дала (поднять вверх большой палец).

 Воспитатель:

 А еще ребята есть одна пословица

- Все поработали до поту, а теперь и поедим в охоту – «Кто работает, тот и ест» – говорят в народе.

- «Щи да каша – пища наша» – замечали в старину.

 - Спасибо вам  ребятки.

- До свидания и помните: «Лучше дома своего нет на свете ничего».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в средней группе "Знакомство с избой"

Конспект занятия в средней группе «Народная культура и традиции»«Знакомство и русской избой» Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры; познакомить детей ...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...