Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Карельская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Формирование у детей представление о быте и занятиях карел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_karelskaya_izba.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование у детей представление о быте и занятиях карел
Задачи:
- познакомить детей с устройством карельской избы, с «большим» углом и− «бабьим углом»
- познакомить с обычаями в карельских избах
- обогащать речь детей именами существительными и прилагательными
– развивать творческие способности через овладение навыками игровой деятельности.
- воспитывать интерес и уважение к истории своего народа, к его быту, любовь к устному народному творчеству формировать навыки общения с музейной средой
Опорные слова: изба, порог, «большой» угол, «бабий кут» (бабий угол в избе, в нём было всё для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи), чугунок, ухват, рукомойник, ушат, ткацкий станок, прялка, люлька.
Необходимое оснащение:
картинки с предметами домашней утвари
2 веревки по 40 см
мотки ниток (2 штуки)
− ухват
− чугунок, кочерга, рукомойник и т.д.
Предварительная работа
Чтение русских народных сказок «По щучьему велению», «Гуси –− лебеди»; Чтение карельских сказок «Красавица Насто», «Пряхи у проруби»;
− Разучивание пословиц и поговорок;
− Рассматривание иллюстраций с предметами домашней утвари.
Ход занятия:
Дети входят в «Карельскую избу», здороваются.
Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко (дети рассаживаются на скамейки)
воспитатель: - Вот нашлось для всех местечко,
А за мной теперь словечко,
Поведу я свой рассказ,
Удивлю, быть может, вас.
Про «большой», красивый угол
И про «бабий» не забуду.
И про люльку, и про печь,
Поведу сегодня речь.
Вы, ребятушки, скажите,
Мне рассказ свой начинать?
Вы хотите это знать? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, когда вы приходите в гости, что вы делаете, входя в дом?
- Правильно, здороваетесь. А как можно поздороваться? (ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, а знаете ли вы, как люди здоровались в старину, входя в избу? (ответы детей)
Воспитатель:
- Входя в избу, гости кланялись хозяевам.
- Волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно было набить. Дверь в избу была низкая, а порог наоборот, высокий.
- Как вы думаете, почему в карельской избе была низкая дверь и высокий порог? (ответы детей)
Воспитатель:
- Это делалось для того, чтобы из дома не выходило тепло. А еще с порогом связано много обычаев. На порог нельзя было наступать. Впрочем, не только наступать, но и сидеть, здороваться или передавать через него что-либо. Считалось, что порог удерживает за дверью нечистые силы. Хозяйка:
Вот какие пословицы сложили в народе про порог:
- Такой порог, что насилу ноги переволок.
- Добрая слава до порога, а худая за порог.
- Перейдешь порог – пройдёшь и горы.
Игра «Продолжи пословицу» (при условии, что проведена предварительная работа) Воспитатель начинает пословицу, дети говорят окончание.
- Изба без детей, что гнездо без птицы.
- Кукушка на радость лесу, ребенок - семье.
- Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.
- Гостю обрадуешься, а чем угощать - задумаешься.
- В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки.
- В гостях вдоволь едят, а дома добавляют.
Воспитатель:
- Когда люди входили в дом, то в первую очередь кланялись «большому» углу. Показать на «большой угол»
Воспитатель:
- Давайте и мы поклонимся ему, как делали люди в старину. Вот так: правую руку прижмем к сердцу, повернемся к «большому» углу и сделаем поклон. Дети кланяются «большому» углу.
- Как вы думаете, почему ему кланялись люди? (ответы детей)
Воспитатель:
- Это всегда была самая освещённая часть дома. Иконы помещались в «большой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Входя или выходя из дома, люди кланялись иконе, а уж потом - хозяину дома. Рассматривание «большого» угла
Воспитатель:
- В «большом» углу висели вышитые полотенца и хранились все дорогие вещи хозяев.
Воспитатель:
- А что стояло у большого угла?
Отгадайте карельскую загадку: «Четыре братца под одной крышей стоят» (стол)
- Возле стены у большого угла стоял стол. К столу и ко всему, что на нём находилось, следовало относиться с уважением. За ним можно было либо обсуждать что-нибудь важное, либо кушать, а вот ругаться или бить кулаком по столешнице, которую называли «ладонь Бога», строго запрещалось. Во главе стола сидел хозяин дома, а потом все члены семьи по старшинству.
Воспитатель:
- Я вам загадаю загадку, а вы мне скажете отгадку.
(Загадка про печь)
В избе - изба,
На избе - труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
Вооспитатель:
- Правильно! И в нашей с вами избе есть печка, вот она! Печка в избе занимает много места. В печке раньше и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности – коров, коз, свиней – готовили. На печке сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно было даже спать, для этого была сделана лежанка.
Воспитатель:
- А в каких сказках печка помогает людям? («По щучьему велению», «Гуси – лебеди»). Показ иллюстраций из книг.
Воспитатель:
- Давайте растопим нашу печку – подуем на дрова (дыхательная гимнастика).
Игра « ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра
Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».
На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся.
Воспитатель:
- Несмотря на то, что избы были не очень просторными, места хватало всем. Наверное, многие из вас слышали слово «закуток», но не все знают, что произошло оно от слова «кут» – бабий угол в избе. В нём было всё для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи.
Воспитатель (показывает детям женскую половину – бабий кут)
- Посмотрите и назовите предметы, которые нужны в женской половине дома, а какие лишние. Игра «Назови лишний предмет»
Дети называют известные им предметы в бабьем углу, определяют лишние.
Воспитатель:
- Молодцы! Вот это ухват, кочерга, рукомойник, ушат для воды, утюг, чугунок.
Воспитатель показывает и просит детей объяснить их принадлежность в избе, в случае затруднений помогает.
Воспитатель загадывает загадки:
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
- Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
- Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт» (ухват)
- Возле печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Воспитатель:
- А что женщины могли делать в своем углу? (ответы детей)
- Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. А для работы стоял ткацкий станок и, конечно же, скромная труженица прялка.
Воспитатель:
- От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, ремонтировали сети, подшивали валенки, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Хозяйка предлагает заняться женским и мужским делом. Игры – эстафеты: имитация дел
Девочки в женской половине наматывают клубки ниток (одна держит нитки – другая мотает клубок). Мальчики ремонтируют сети (завязывают узелки, один держит веревочки – другой завязывает узелки и наоборот), кто быстрее мальчики или девочки.
Воспитатель:
- А что можно приготовить в печи? (ответы детей)
- Давайте и мы сварим кашу.
Физкультминутка (по карельской потешке):
Кашу здесь сорока (круговые движения рукой над собой)
Хвостиком своим мешает (имитация взмахов хвостом),
Носиком своим поест (клюющие движения носом).
Пять гостей пришли к сороке (показать пять пальчиков на руке),
Этому дала … загнуть один палец (повторить пять раз),
А толстому не дала (поднять вверх большой палец).
Воспитатель:
А еще ребята есть одна пословица
- Все поработали до поту, а теперь и поедим в охоту – «Кто работает, тот и ест» – говорят в народе.
- «Щи да каша – пища наша» – замечали в старину.
- Спасибо вам ребятки.
- До свидания и помните: «Лучше дома своего нет на свете ничего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в средней группе "Знакомство с избой"
Конспект занятия в средней группе «Народная культура и традиции»«Знакомство и русской избой» Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры; познакомить детей ...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День ПобедыКонспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы...