Проект "Мой любимый край родной"
проект (старшая группа)

Проект о ХМАО - Югра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_lyubimyy_kray_rodnoy.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

                  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №89 «Крепыш»

Педагогический проект

 «Мой любимый край родной»

Воспитатели: Фалалеева Н. А.

             Седова Л.В.

Сургут 2020

СОДЕРЖАНИЕ:

Информационная карта……………..…………………………………        

3

Пояснительная записка.................................................................................  6

1.

Актуальность проекта…….……………………………………………….

6

2.

Цели и задачи проекта……..………………………………………….......

7

3.

Содержание реализации проекта…………………………………………

7

Этапы реализации проекта……………………………………………......

7

4.Ресурсное обеспечение..........................................................................

199

5. Перспективный план по проекту…………………………………  10

6.

Ожидаемые результаты……………………………………………….......

15

Список используемой литературы.....………………………………………

16

Приложение………………….………………………………………….

17

Информационная карта проекта

Наименование проекта

 «Мой любимый край родной»

Основания для разработки

  • Закон РФ «Об образовании»;
  •  «Конвенция о правах ребенка»;
  • Методическое письмо Министерства образования РФ от 31.01.2001 № 90/30-16 "Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей";
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - «детская Конституция России» от 24.07.1998г. №124-ФЗ
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Основные направления развития муниципальной системы образования в городе Сургуте на 2020 год;
  • Закон ХМАО-Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства» (от 07.07.2004г. №45-03)
  • Семейный кодекс РФ;
  • Типовое положение о ДОУ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Автор-разработчик

Фалалеева Наталья Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №89 «Крепыш» г. Сургут

Седова Любовь Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №89 «Крепыш» г. Сургут

Участники проекта

  • Родители;
  • Дети
  • Воспитатели.

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о родном крае – ХМАО – Югра посредством внедрения инновационных технологий.

Задачи проекта

1.Расширить и углубить знания детей о крае, в котором мы живем, о его истории, обычаях, традициях, достопримечательностях. Сформировать представления о природных богатствах нашего края: растительного и животного мира.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста  по теме: «Мой любимый край родной».

3. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к культуре коренных народов Севера, развивать познавательный интерес дошкольников к истории и культуре своего края; обеспечить благоприятный, эмоционально-насыщенный положительный климат в группе и во взаимоотношениях между педагогами и семьями воспитанников

4. Развивать у детей эстетическое восприятие, учить использовать разные способы и приёмы оригами, эмоциональную отзывчивость и творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности.

5. Привлечь родителей для участия в мероприятиях по реализации проекта.

Этапы реализации проекта

I  этап – подготовительный

II этап – организационно-деятельностный

III этап – аналитический

Методическое обеспечение

  • Перспективный план работы

Описание проекта

 Проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной.

      Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края и других городов Югры,  познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.

Ожидаемые результаты

У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного края, природе ХМАО; расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится   степень  включенности  родителей в организацию образовательного процесса.

Пояснительная записка

 Тип проекта: творческий, познавательный, долгосрочный

Срок реализации проекта: сентябрь -  апрель

Участники проекта: воспитатели, родители воспитанников, воспитанники подготовительной группы, родители.

Постановка проблемы.

В ходе беседы было выявлено, что дети владеют недостаточной информацией о культуре коренного населения (ханты и манси), родители не уделяют должного внимания данной проблеме.

Наличие этой проблемы побудило нас включиться в работу с детьми старшей группы. Опыт работы показал, что у воспитанников старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях, о богатстве растительного и животного мира.

Актуальность

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как знания, впечатления, пережитые, в детстве остаются с человеком на всю жизнь. В этом возрасте у детей формируется интерес, потребность в знаниях. Важным этапом формирования у детей знаний о родном крае является накопление им социального опыта, приобщение к культуре и традициям народа.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что участниками проекта являются дети, родители, специалисты, работающие в ДОУ.

 Именно через взаимодействие всех субъектов образовательной среды с использованием нетрадиционных форм и методов будем способствовать всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Гипотеза: у каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного края, природе ХМАО; расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится   степень включенности родителей в организацию образовательного процесса.

Новизна проекта: комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста знаний о родном крае – ХМАО – Югра посредством внедрения инновационных технологий.

Задачи проекта:

1.Расширить и углубить знания детей о крае, в котором мы живем, о его истории, обычаях, традициях, достопримечательностях. Сформировать представления о природных богатствах нашего края: растительного и животного мира.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста по теме: «Мой любимый край родной».

3. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к культуре коренных народов Севера, развивать познавательный интерес дошкольников к истории и культуре своего края; обеспечить благоприятный, эмоционально-насыщенный положительный климат в группе и во взаимоотношениях между педагогами и семьями воспитанников

4. Развивать у детей эстетическое восприятие, учить использовать разные способы и приёмы оригами, эмоциональную отзывчивость и творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности.

5. Привлечь родителей для участия в мероприятиях по реализации проекта.

 Продолжительность реализации проекта.

Продолжительность реализации проекта – с сентября по апрель текущего года.

Содержание проекта:

Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников. Это позволяет помочь осуществлению поставленной цели и задач проекта, и тем самым   достижению оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем   внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий.  

Первый этап – организационно-подготовительный (сентябрь 2018г): 

  • организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
  • создание развивающей предметно-пространственной среды

Второй этаппрактический (октябрь 2018г. - апрель 2019г.) 

Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:

  • циклы тематических занятий;
  • встреча с интересными людьми (родители - коренные жители Севера - ханты)
  • досуговая деятельность;
  • продуктивная деятельность.

Третий этап, обобщающе-аналитический (апрель 2019г.)

Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

1. «Познавательное развитие» - Ознакомление с миром природы  «Перелётные и зимующие птицы», тематические занятия «Моя родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края»,  «Об истории праздников ханты и манси». На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.

2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, оставление мини-рассказов о семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

 Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.

3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, НОД Рисование НОД Тема: Рисование по замыслу «Природа моего края» Рисование НОД Тема: «Поздняя осень в Сургуте», НОД Лепка «Корзина с грибами для белки», знакомство с одеждой народов ханты и манси, разучивание народных песен и элементов танца.

4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.

5. «Социально-коммуникативное развитие» - правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Инновационный потенциал:

  • становление и проявление детьми толерантного поведения;
  • повышение уровня адаптации детей к окружающему миру;
  • использование нетрадиционных форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников
  • уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта, обобщение  опыта по теме.
  • Театральная постановка хантыйской сказки «Кукушка Кави»

Механизм оценки и ожидаемые результаты.

Критериями оценки результатов проекта будут приобретённые конкретные знания педагогов, детей и их родителей.

  

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное: –  литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет – ресурсы;

Материально-техническое: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре;

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, альбомы, макеты, рисунки.


Перспективный план мероприятий по проекту

№ нед1еля

Месяц

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность  с родителями

Ответственные

Организационно-подготовительный   этап

11111

сентябрь

Беседа «Мой край»

Беседа на тему: «Где ты живёшь?»

Отгадывание загадок народов Севера

Анкетирование

Воспитатели

2

Беседа «Я - юный житель города Сургута».

Рассматривание фотографий

«Мой город»

Выставка рисунков «С Днем рождения мой любимый город»

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Участие родителей в подборке фотографий  города.

Воспитатели

4

Беседа «Проводы лебедей»

НОД оригами «Лебедь»

Викторина «Югорские загадки»

 

Воспитатели

Практический этап

1

октябрь

«Дары осени Югры» (фотовыставка с ярмарки)

«Щедрая осень» аппликация

Участие родителей  в  изготовлении поделок  

Воспитатели

2

НОД «Ознакомление детей с кустарниковыми растениями Югры»

 Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Воспитатели

3

НОД Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»

Воспитатели

4

Чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка),

Познавательное мероприятие «Удивительные птицы нашего края»

Участие родителей  в  изготовлении масок к мероприятию

Воспитатели

1

Тематическое занятие «Животный мир Югры»

Викторина «Животные Югры»

Дидактическая игра: «Обитатели природы»

Подвижная игра: «Важенка и оленята».

 «Животные нашего края».

Консультация  «О любви к родному краю»

Воспитатели

Учитель - логопед

2

Чтение хантыйской сказки «Мышка»

Воспитатели

Ноябрь

Тематическая неделя «Мой любимый край родной»

НОД рисование.  Тема: «Поздняя осень в Сургуте

Сказкотерапия «Давайте жить дружно».

Разучивание стихов о родном крае – Югре, городе.

Конкурс чтецов, посвященный дню Народного единства.

Участие родителей в конкурсе чтецов.

Воспитатели

Муз.руководитель

4

Беседа «Сургут - мой город, я здесь расту!»».

Чтение сказки  «Кукушка»

Интерактивная игра «Птицы нашего края».

НОД Лепка «Корзина с грибами для белки»

Чтение и рассматривание  энциклопедии «Мир животных и растений Югры»

Беседа «Почему мы гордимся родным городом Сургутом?»

Консультация «Праздники народов ханты и манси»

Воспитатели

День народного единства «Встреча с интересными людьми» (родители - коренные жители Севера - ханты)

Подготовка презентации и выступление для детей «Жизнь и быт коренных народов Севера»

1

декабрь

Беседа «Как приходит зима».

«Красота зимнего леса» - рисование зимнего леса.

Дидактическая игра «Зимние забавы»

Виртуальная экскурсия по заповедникам Югры

«Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка)

Слушание музыки народов Севера и разучивание песни

Рекомендации «Прогулка  зимой »

Участие родителей в изготовлении дидактической игры «Зимние забавы».

Воспитатели

Муз.руководитель

2

Беседа «Как создается книга»

Рассматривание электронной Красной книги Югры.

Воспитатели

 

3

«Про семью, про  дружную, всем такую нужную» (быт народов севера).

Выставки поделок  «Кукла народов ханты» (одежда из бисера с хантыйским орнаментом)

Слушание музыки народов Севера

Воспитатели

Муз.руководитель

4

Конструирование «Мои любимые игрушки» (изготовление куклы «Акань») Подвижная игра: «Льдинки, ветер и мороз»

 

Воспитатели

1

январь

Беседа «Ханты и манси – жители  Севера»

НОД Рисование: «Украшение

хантыйской  утвари  орнаментом»

Консультация «Орнаменты ханты и манси»

Воспитатели

2

Беседа «Культура, обычаи народов ханты – манси»

Чтение художественной литературы: Г.Слинкина «Сказка про Мозым  Ики-Пох».

Воспитатели

3

НОД Аппликация «Девочка в малице и кисах»

НОД  Подвижная игра «Ловля оленей». Раскрашивание «Национальная одежда», развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к жизни коренных народов, желание знать о них как можно больше.

Конструирование из бумаги «Чум». Развивать творчество в конструктивной деятельности. Воспитывать интерес к культуре ханты и манси.

Воспитатели

1

февраль

Беседа «Коренные жители нашего края»

Разучивание пословицы «Человек без роду, что дерево без корней»        

Консультация «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера»

Воспитатели

2

Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

Сюжетно – ролевая игра «Водитель»

Рисование «Едем на машине по городу»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Воспитатели

3

Беседа «Коренные жители Югры, их основные занятия» (презентация слайдов)

НОД «Профессии взрослых Югры» (с использованием интерактивной игры)

Фотовыставка «Мои родители

работают в Югре»

Воспитатели

4

НОД «Наши защитники».

«Дружат люди всей земли»

Подвижные игры: «Заячьи следы», «Перетягивание каната»

Дидактическая игра «Почини здание»

Воспитатели

1

март

Беседа «Пришла весна»

Рисование «Весенний день»

 «Пословицы, стихи, рассказы, сказки и писатели нашего края»

Воспитатели

2

Слушание музыки народов Севера Рассказ  «Культуры, обычаи, обряды народа ханты» (презентация слайдов)

 

воспитатели

3

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам».

Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера».

Фотоколлаж  «Национальный костюм народов севера».

Воспитатели

5

Тематическое занятие «Что мы знаем о рыбах нашего края?»

Оригами «Щука»

Воспитатели

1

апрель

Презентация «Перелетные птицы нашего края ».

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Слушание музыки народов Севера Рассказ воспитателя «Вороний день»

 

Воспитатели

Апрельль

Беседа «Страна моя родная».

Дидактическая игра «Расскажи про свой край». НОД

Аппликация «Наш край»

Слушание музыки народов Севера

Творческая деятельность детей: самостоятельная -рисование, совместная - конструирование из бумаги

Воспитатели

33

НОД «Мой город – моя малая Родина».

Дидактическая игра «Расскажи про свой город».

Сюжетно-ролевая игра «Добываем нефть»

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

Воспитатели

Обобщающе-аналитический  этап

4

Мероприятие Викторина «Мой край Югра»

Обобщение опыта по реализации  проекта

Реализация данного проекта  позволила  максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах  ханты и манси, о природных богатствах ХМАО.  Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала  заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

Ожидаемые результаты

  • Создание картотеки подвижных игр народов Севера для детей подготовительного возраста;
  • Разработка проведения мероприятий с использованием нетрадиционных форм работы;
  • Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятия в целях привлечения родителей к воспитательно – образовательному процессу;
  • Увеличение разработок, рекомендаций, дидактического материала
  • Увеличения доли педагогов в освоении и применении в своей профессиональной деятельности методов проектирования;

Считаю, что цель проекта достигнута. Развивающая среда в группе создана, привлечен педагог по краеведенью. Родители активно приняли участие в реализации проекта. Дети узнали много нового, научились реализовывать свои знания в творческой деятельности.

Литература:

1. Нравственно - патриотическое воспитание и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В, Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013

2. Патриотическое воспитание детей 4- 6 лет. Методическое пособие. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. – М.: ТЦ Сфера, 2007

3. Ребенок и декоративно – прикладное искусство обскихугров. Кулрявцева В. Т., Решетникова Р. Г. – М.: Издательсво ИКАР, 2003

4. http://infourok.ru/

Приложения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 «Крепыш»

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

                                                                     Воспитатели: Фалалеева Н. А.

                                                                                   Седова Л.В.

Сургут 2020

Общие сведения об округе

ХМАО-Югра был образован постановлением ВЦИК от 10 декабря 1930 года. Первое название региона – Остяко-Вогульский национальный округ.. 23 октября 1940 года переименован в Ханты-Мансийский национальный округ. 14 августа 1944 года он вошёл в состав вновь образованной Тюменской области. Указом президиума Верховного Совета СССР от 9 декабря 1970 года ХМАО  награжден орденом Ленина за выполнение плана по освоению месторождений и увеличению добычи нефти и  29 декабря 1972 года - орденом Дружбы народов за укрепление братской дружбы советских народов. В настоящее время ХМАО- – Югра - это самостоятельный субъект федерации с численностью населения 1597,2 тыс. человек, 32 тыс. человек или примерно 2% - это представители коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси и ненцы, половина из которых ведут традиционный образ жизни. Площадь региона сравнима с территорией Франции или Украины. В составе Югры – 105 муниципальных образований.

Географическое положение. ХМАО-Югра -Югры

ХМАО-Югра расположен в центре Западносибирской низменности. Его территория раскинулась с запада на восток почти на 1 400 км, с севера на юг – на 900 км. Протяженность границ составляет 4 733 км. Округ занимает площадь 534,8 тыс. кв. км. Округ граничит одновременно с шестью субъектами Российской Федерации. Расположен в зоне таежных лесов и болот. Рельеф региона разнообразен: на его территории есть равнины, предгорья и горы. Высшие точки - гора Народная (1895 м) на Приполярном Урале и гора Педы (1010 м) на Северном Урале. В ХМАО-Югра протекают две крупных реки: Обь, протяженностью 3650 км и ее приток Иртыш, длина которого 3580 км. К примеру, Большой Юган и Вах (притоки Оби) сравнивают с Вислой и Одрой. Приток Иртыша река Конда сопоставима с Рейном. Треть территории округа занимают болота. В окружении болот и лесов расположено около 300 тыс. озёр. Климат округа умеренный континентальный. Отличается резкой переменой погоды весной и осенью, перепадами температур в течение суток. Зимы продолжительные, снежные и холодные. Морозы могут установиться на несколько недель при температуре воздуха ниже минус 30 градусов. Лето короткое и теплое.

История заселения.

Легендарная Югра - историческая родина, прежде всего обско-угорских народностей: ханты, манси, ненцев и селькупов. Они занимались охотой, рыболовством, скотоводством. После того, как тюркские народы потеснили их с юга на север, эти народности перенесли свои навыки в более суровые условия. Именно на новом месте угры стали одомашнивать оленя. Наиболее древние стоянки людей на территории ХМАО-Югра появились в эпоху мезолита. В первое тысячелетие нашей эры на обширных пространствах таёжного правобережья Оби появились крупные городища — крепости ханты. В XII—XIII вв. в Прииртышье и Приобье сложились территориально-родовые объединения ханты и манси, называемые княжествами. В это время она именовалась Югрой. Начало последовательного присоединения Сибири к Московскому государству было положено в 1582 г. походом отряда Ермака. Осенью 1585 года, уже после смерти Ермака казаки основали - Обской городок. Таким образом, мансийские и хантыйские земли оказались в составе Российского государства.  С 1930 на Север стали высылать со всей страны «спецпереселенцев», руками которых в значительной степени был построен Ханты-Мансийск, обустроены многие населённые пункты. Одной из ведущих отраслей стала лесная промышленность, снабжавшая древесиной не только Сибирь, но и Урал. В 1934 были предприняты первые шаги по поиску и разведке на территории округа нефти и газа.

Традиционные промыслы и ремесла коренных малочисленных народов Севера

       Культура обских угров сложилась предположительно к XIV—XVI вв. До этого времени русские люди называли район расселения угорских групп и жителей его — югрой». Одним из древних видов декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов севера стала вышивка - нанесение узоров нитями, волосом, бисером, монетами. В Югру бисер поступал в большом количестве в обмен на меха, рыбу, кедровые орехи из Булгарского государства. Зимний костюм коренные народы украшали мозаичным орнаментом из меха. У восточных и северных угров хорошо развита художественная резьба по кости. Они использовали рог оленя и лося, редко - мамонтовую кость, которую находили в земле или выменивали. В ходу на югорской земле были изделия из бересты: ковши, вёдра, короба для сухих продуктов и хранения предметов. Главным лесным промыслом оставалась охота на лося и оленя.  Охотились на лесную и водяную птицу. Всюду было распространено собирательство. В низовьях Оби северные ханты держали домашних оленей. Характерными чертами религии угров были анимизм и фетишизм. Широко распространен культ «идоложертвенных» деревьев, на ветвях которых развешивали серебро, золото и шелк.В каждом «юрте» (семье) имелись свои «особливые болванчики» - домашние боги и фетиши. Были и общепризнанные боги, почитавшиеся целым племенем, а зачастую и несколькими племенами. За последние годы заметно возрос интерес жителей Югры к декоративно-прикладному творчеству, изучению технологий изготовления традиционной одежды обских угров: работе с бисером, вязанию, пошиву традиционной одежды, обработке дерева, бересты.

          На территории ХМАО-Югра  находятся памятники истории и культуры: музеи, театры, археологические комплексы. Международные событийные мероприятия автономного округа - спортивные соревнования, фестивали и форумы открывают иностранцам Югру как удивительный уголок земного шара. В ХМАО-Югра расположены два государственных заповедника: «Юганский» и «Малая Сосьва», четыре природных парка, три заказника федерального значения и четыре – окружного. В Югре до сих пор ведут традиционный образ жизни ханты, манси и ненцы.

          ХМАО-Югра является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует по ряду основных экономических показателей:

Добро пожаловать в Югру!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 «Крепыш»

Картотека подвижных игр

                                                                        Воспитатели: Фалалеева Н. А.

                                                                                          Седова Л. В.

Сургут 2020

Хантыйская игра

Ловля оленей

(С метанием и ловлей)

Цель: Развивать меткость, умение метать в горизонтальную цель.

Оборудование: Мел, чучело оленя/силуэт оленьей головы, кольца – по количеству детей.

Ход игры:

На площадке ставится чучело оленя или оленья голова с рогами.

На расстоянии 1.5 – 2 метра вокруг него проводится черта. Оленеводы располагаются по кругу. По команде они накидывают на рога оленя веревочную петлю (кольцо). Дети могут накидывать петлю по двое одновременно.

Кто набросит петлю, тот считается поймавшим оленя.

Указания: Набрасывать петлю можно только по сигналу.

 

Хантыйская игра

Отбивка оленей

(С метанием и ловлей)

Цель: Развивать глазомер, умение метать в движущуюся цель.

Оборудование: Мел, мячи резиновые – 2 шт.

Ход игры:

Группа детей – оленей находится внутри очерченного на полу или на площадке круга. Два пастуха стоят за кругом напротив друг друга. По команде «Раз, два,

три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают

от них на противоположную сторону. Олень, в которого попали, считается отбитым. После 5 –6 повторов каждый пастух подсчитывает отбитых им оленей.

Указания: Отбивать оленей можно строго по команде. Стараться попасть в ноги.

Хантыйская игра

Хейро (С бегом)

Цель: Развивать ловкость при беге, умение координировать свои движения.

Оборудование: Маска солнца

Ход игры: (

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шаг

говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает

руки в стороны). Солнце старается заляпать игроков.

Указания: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Хантыйская игра

Каюр и собаки

(С бегом)

Цель: Развивать быстроту бега, умение согласовывать свои действия с действиями других.

Оборудование: шнуры – 2 шт. / мел.

Ход игры:

На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки,

третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.

Указания:  Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

Хантыйская игра

Олени и пастухи

(С метанием)

Цель: Развивать глазомер, умение метать в движущуюся цель.

Оборудование: атрибуты, имитирующие оленьи рога, длинная веревка – маут или мячи.

Ход игры:

Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки – олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Указания: Бегать надо легко, увертываясь от  маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Хантыйская игра

Куропатки и охотники

(С лазаньем и ползанием)

Цель: Развивать умение координировать движения рук и ног, быстроту

реакции.

Оборудование: Гимнастическая стенка, мячи – по количеству охотников.

Ход игры:

Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки летают.

Указания: Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающим.

Хантыйская игра

Ручейки и озера

(С бегом)

Цель: Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других игроков, умение двигаться в колонне друг за другом.

Ход игры:

Игроки стоят в 5 –7 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают

те дети, которые быстрее построят круг.

Указания: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.

Строиться в круг можно только по сигналу.

Хантыйская игра

Рыбаки и рыбки

(С бегом)

Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции, умение бегать врассыпную.

Оборудование: Шнур / мел.

Ход игры:

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети – рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети – рыбаки ловят их.

Указания: Ловить детей – рыбок можно только в кругу. Рыбки должны

забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Хантыйская игра

Бег в снегоступах.

(Эстафета)

Цель: Развивать быстроту бега, умение действовать в команде.

Оборудование: Снегоступы – по количеству команд, ориентиры.

Ход игры:

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущий каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Указания: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Хантыйская игра

Важенка и оленята

(С бегом)

Цель: Развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Оборудование: Обруч / мел, маска волка.

Ход игры:

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

-        Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины –

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Указания: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Хантыйская игра

Оленьи упряжки

(С бегом)

Цель: Развивать быстроту бега, ловкость, умение детей действовать сообща.

Оборудование: ориентиры.

Ход игры:

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок – каюр ловит своего оленя.

Вариант игры. Две – три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до  флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки».

Указания: Преодолевая препятствие, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 «Крепыш»

День народного единства

«Встреча с интересными людьми»

Подготовила: Михееева Елена Леонидовна

Сургут 2020

Ханты-Мансийск – столица ХМАО-Югры

2.        В Ханты-Мансийском автономном округе проживают коренной народ – ханты – с древними традициями.

Название ханты, переводится просто: «человек».

3.         Жизнь и быт. Ханты великолепные таёжные охотники-рыболовы и умелые кочевники- скотоводы. Охота, рыбалка и оленеводство, собирательство дают им привычную пищу. Из пушнины ханты шьют, не только теплую, но и  красивую национальную одежду.

4.        Жилище. Любая постройка для человека или животного называется у  хантов кат, хот.

Одни из них были стационарными, то есть стояли постоянно на одном месте, а другие – переносными , которые можно было легко ставить и разбирать. Было и передвижное жилище:

*большая крытая лодка – каюк, передвижное жилище;

*Оленеводы используют такое жилище, как «Чум» - шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами, переносное жилище;

*зимой для охоты и в пути  делают снежную нору – «согым». Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход;

            * срубы, срубы на сваях и из досок, стационарное жилище;

Ханты выбирали места поселения, связанный с их занятиями и образом жизни.

5.        Дети. Девочка в два-три года уже умела собрать из бисера браслетик, а мальчик — набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя.

В шесть лет ребенок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С 12 лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходил один на охоту.

6.        Средства передвижения

•        Нарты (Сани)

•        Основной транспорт Хантов зимой — нарты — ручные

(собачьи), либо оленьи.

Ручная нарта — использовалась хантами

повсеместно.

Лодка

Жизнь хантов так тесно связана с водой, что

их трудно представить без легкой долбленой лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготавливали из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, т.к. он легче и не намокает в воде.

Лыжи

Зимой для передвижения использовали

скользящие лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели

7.        Одежда. Хантыйские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.

8.        Домашняя утварь. Хантыйские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.

9.        Моя семья

•        Не смотря на то, что мир становиться все более высокотехнологичным, есть еще много поселений, где основным промыслом является рыболовство и охота на дичь и не только. Мой отец Соколков Леонид Петрович, дедушка Лёши по национальности Ханты. Родился и вырос в деревне Малый-Атлым в переводе с хант. «Малый брат». Деревня расположена на берегу р.Обь. Так вот в этой деревне от малого до велика активно занимаются собирательством, рыболовством и охотой на дичь и лося. И не ради удовольствия, а для пропитания т.к. деревня Малый-Атлым находиться в отдалённой местности. В деревне до сих пор чтят и уважают традиции своих предков.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 «Крепыш»

Конспект беседы для детей  старшего дошкольного возраста

«Сургут - мой город, я здесь расту!»

                                                     Воспитатели: Фалалеева Н. А.

                                                                      Седова Л.В.

Сургут 2020

Цель: Формирование у детей старшего (от 6 до 7 лет) дошкольного возраста представлений о малой Родине (городе Сургуте).

Задачи:

-продолжать знакомить с достопримечательностями города Сургута;

- обогащать представления о родном городе;

- воспитывать толерантность к другим национальностям.

Словарная работа: активизация словаря - достопримечательности, многонациональный, сфера человеческой деятельности. 

Формы организации совместной деятельности: беседа, чтение стихотворения, составление рассказа по плану, решение проблемных вопросов, танцевальная разминка.

Материал к беседе:

географическая карта,

сборник стихотворений о городе Сургуте

иллюстрации достопримечательностей Сургута,

диск с песнями о родном городе,

план - схемы «Профессии», «Сферы человеческой деятельности», «Для чего нужна», «Здания».

Предварительная работа: чтение стихотворений о городе Сургуте, беседы о достопримечательностях Сургута, работа по составлению рассказов с опорой на план, разучивание пословиц о малой Родине, прослушивание песен о городе Сургуте, объяснение значения слов «достопримечательности», «многонациональный», «сфера деятельности»

Место проведения: групповое помещение.

Ход НОД: 

- Ребята, недавно побывав в книжном магазине, я купила очень интересную книжечку и прочитала в ней одно замечательное стихотворение ученицы 1 класса. Оно мне понравилось.

- Хотите я и вам его прочитаю?

- Стихотворение называется «Моя родина».

Есть у каждого местечко,

То, что родиной зовут.

Может вам Москва родная,

Ну, а мне – родной Сургут

Здесь зимой мороз трескучий,

Но зато нет горок круче!

И фонарики горят,

Не один, а целый ряд.

А весною Обь – река

Бросает лёд на берега.

Вздохнул усталый ледокол-

Так долго до Сургута шёл!

Здесь летом ночью нет луны.

И даже звёзды не видны.

А осень жёлтою ладошкой

Нам соберёт грибов лукошко.

- Скажите, о каком городе говорится в этом стихотворении?

- Почему в стихотворении город называется родным?

- на берегу, какой реки стоит город Сургут?

- А как называются жители города Сургута?

- Кто может показать Сургут на карте?

- Ребята, а вы хорошо знаете наш город?

1 вопрос  – «Улицы нашего города»

 Назвать улицы нашего города.

2 вопрос  «Собери картинку»

- Я раздаю по конверту. В каждом конверте находятся разрезные картинки. Вам необходимо быстро собрать картинку и сказать, что на ней изображено. (дети собирают картинки – памятники Сургута)

- А теперь каждый должн рассказать о своём памятнике:

Кому поставлен памятник? Где он находится? Зачем городу он нужен?

 «Мудрая пословица»

- Назовите пословицы, которые можно отнести к малой Родине, и рассказать, как вы их понимаете?

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой сторонушке, рад своей воронушке.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Где родился, там и пригодился.

Родная землица и во сне снится.

Своя земля и в кулачке родная.

Всякому мила родная сторона.

Дома и стены помогают.

(выслушиваются все ответы и подводится итог).

 

 «Танцевальная разминка» ( включается песня « Город мой - Сургут»)

- Ребята, давайте вспомним, какие праздники отмечаются у нас в городе Сургуте, но не отмечаются в других городах? (День нефтяника и газовика)

- Как вы думаете почему?

- А теперь давайте представим, что мы с вами на этом большом празднике! Повеселимся?

(воспитатель – ведущий включает песню о городе Сургуте, дети под музыку танцуют).

- Молодцы, ребята, повеселились на празднике от души!

 «Жители нашего города»

 Ответьте мне, ребята, на такой вопрос: «Почему Сургут называют многонациональным городом?»

- Как люди разных национальностей должны жить в одном городе?

- Правильно, все люди в нашем городе живут дружно, уважают друг друга, делятся своими радостями и горестями. Потому что мы все люди и должны жить в мире и согласии.

- Люди, каких профессий работают в городе Сургуте? (ответы детей)

- Сейчас мы с вами вспомним, как составить рассказ по плану.

- Я немножко напомню:

«Называю профессию; для чего она нужна и её польза; сфера деятельности человека; здания».

- А теперь участники команд выходят и по картинкам – схемам, рассказывают, какие профессии есть в Сургуте.

- Молодцы, ребята!

Подведение беседы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 «Крепыш»

Сценарий викторины

 «Мой край – Югра»

                                                     Воспитатели: Фалалеева Н. А.

                                                                      Седова Л.В.

Сургут 2020

 

Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра.

Задачи:

  • расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера; 
  • развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • воспитывать  уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные игры «Хэйро» (солнце) и т.п., экскурсия в эколого-этнографический  музей детского сада.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Здоровьесберегающие технологии: подвижная игра «Хейро»

Материалы:

макет чума, иллюстрации с изображением народов ханты и манси, животных и растений Севера, изображения ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, разрезные картинки «Животные севера», ноутбук, музыкальный центр, мультимедийный аппарат, экран.

Ход викторины.

Воспитатель:

Вступительное слово. Россия - это наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ -  Югра.   10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, день его образования.

Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. В честь этого праздника, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в нашей викторине «Мой край – Югра», посвящённой Дню образования округа - Югры.

В нашей викторине участвуют две команды. Команда «Зайчата» Команда «Лисята»

Первый конкурс. Представление команд. Команды объявляют название и девиз.

«Зайчата» – девиз: «Мы команда высший класс, победи попробуй нас»

«Лисята» - девиз «Нам не страшно ничего, мы посмотрим, кто кого»

Второй конкурс. «Мой край – Югра». Вам предстоит ответить правильно на вопросы.

  1. Назовите столицу нашего округа (Ханты-Мансийск)
  2. Назовите знакомые города нашего округа (Радужный, Мегион, Лангепас, Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск)
  3. Чем богат наш край? Назовите богатства Югры? (нефть, рыба, ягода, орехи)
  4. Назовите коренных жителей севера (ханты и манси)
  5. Чем занимаются ханты и манси? (оленеводство, рыболовство, сбор ягод и грибов)
  6. Назовите транспортное средство хантов (олени)
  7. Как у народов ханты называется место, где пасутся олени (пастбище)
  8. В каких строениях живут ханты и манси? (в чумах)
  9. Из чего делают чумы? (жерди, оленьи шкуры)
  10. Как называется место, где живут коренные жители? (стойбище)
  11. Из какого материала хантыйские женщины шьют одежду? (оленьи шкуры)
  12. Чем украшают они одежду? (бисером)
  13. Как называются хантыйские сани? (нарты)
  14. Назовите птиц нашего округа (глухарь, куропатка, трясогузка, снегирь, синица)
  15. Назовите диких животных нашего округа (медведь, лиса, заяц, олень, лось, россомаха, куница, бобр)
  16. Назовите самое продолжительное время года нашего края (зима)
  17. Назовите деревья, которые растут в  нашем округе (сосна, ель, кедр, пихта, береза, осина,  рябина)
  18. Какая ягода растёт на болоте? (клюква).

Воспитатель: очень много зверей в наших лесах. Давайте попробуем собрать их из разрезных картинок.

Третий конкурс «Собери и угадай животное» (дети из разрезных картинок собирают изображение животного и называют его)

Четвертый конкурс. «Отгадай загадку»

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились! А теперь я предлагаю вам отгадать загадки. Показ слайдов с животными.

1.Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)

2.Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

На нем громадные рога, ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит... (лось)

3.Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)

Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.Знают все, кому не лень, это - северный ... (олень)

4.Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)

5.На свинью похож он очень
Но в щетине в шерсти точно.
Два клыка торчат из пасти,
Да к тому же он всеядный. (кабан)

6.Из малых кошек из пятнистых.
А на ушах, представьте, кисти.
Короткий хвост, не скажешь “Брысь!”
Она ведь хищник грозный.(рысь)

7.Хищный зверёк, чуть побольше хорька,
Светло-коричневый мех у зверька,
Днём озорница, в тайге не ленится,
Прыгает с ветки на ветку.......(куница)

8.Работящие зверьки строят дом среди реки. 
Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)

9.Длинный хвостище, а сама – хитрющая (лиса)

10.Трусоват лесной красавец. Догадались это .... (заяц)

Ведущий:

Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинками: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Поэтому наши следующие задания будут связаны с вашими знаниями о коренных жителях Югры. Чем занимаются ханты и   манси? (рыболовством, оленеводством, сбором ягод, грибов и орехов).

 Воспитатель:

Ребята, мы сейчас попробуем с вами представить, как ханты и манси собирают шишки.

Игра «Собери шишки»

Пятый конкурс «Найди лишнее»

1 команда - Найди лишнее

Медведь, олень, лебедь, белка

2 команда - Найди лишнее

Голубь, лось, сорока, филин

Шестой конкурс «Назовите перелётных и зимующих птиц»

1 команда - голубь, снегирь, синица, утка

2 команда - ворона, гусь, воробей, лебедь

Воспитатель. Ребята, наш край очень суровый, но красивый и богатый. Поэтому люди сочинили немало красивых стихотворений о нём. Звучит мелодия ханты-мансийской песни.

Воспитатель читает стихотворение:

В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.
Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.

Седьмой конкурс  «Конкурс чтецов»

Ребенок:

Сейчас она не снежная пустыня –

Полюбите наш край наверняка.

Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга,

В любой зайдёте чум – вас ждут всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд:

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

 

 

Ребенок:

Ханты-Мансийская земля!

Ты край озёр, болот и рек,

Осваивать твои просторы

Сюда приехал человек!

Все о тебе стихи слагают,

Они летят во все края.

Ты всей стране теперь известна,

Ханты-Мансийская земля!

Здесь нефть и газ открыли люди,

Дороги строят, города!

Тебя мы любим, край Югорский,

Ты в нашем сердце навсегда!

 

 Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справилисьА наша с вами викторина продолжается.

Восьмой конкурс «Рыбалка».

Игроки по очереди подходят к обручу и с помощью магнитной удочки вылавливают рыбу.

Девятый конкурс. «Из чего сок и варенье»

В лесах нашего округа не только много разных животных и птиц, но и растёт много ягод. И наше следующее задание называется «Из чего сок и варенье?». Я раздам вам картинки с изображением ягод, а вы должны сказать какой сок и какое варенье получается из этой ягоды. Например: фрукт – яблоко, сок – яблочный, варенье – яблочное.

  • Клюквенный - клюквенное
  • Брусничный - брусничное
  • Черничный - черничное
  • Голубичный - голубичное
  • Морошковый – морошковое
  • Малиновый - малиновое

Воспитатель: на этом наша викторина подошла к концу. Все команды отвечали правильно и грамотно на вопросы, участвовали в конкурсах, читали стихи, правильно выполняли все задания. Вам понравилось?

 

 

         

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"

Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников  с природными богатствами Я...

Проект "Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной"

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников....

Итоговое занятие по проекту "Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной"

Патриотическое воспитание детей через знакомство с малой Родиной...

«Край любимый, край родной!»

Сценарий развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

"Мой любимый край родной"

Конспект интегрированного занятия в рамках реализации ФГОС ДОпо нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей старшего дошкольного возраста...

Познавательный проект "Край любимый, край родной"

Вид проекта: долгосрочный, познавательныйЦель проекта: систематизация знаний дошкольников о родном крае, городе.Задачи проекта:способствовать становлению понятия «малая родина – мой д...

Конспект развлечения по патриотическому воспитанию «Край любимый – край родной!» (подготовительная к школе группа)

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Обогащение знаниями о родном крае, становление патриотического самосознания....