Проект по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Юный Купиновед – защитник природы»
проект (подготовительная группа)
Проект по краеведению
для детей старшего дошкольного возраста
«Юный Купиновед – защитник природы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» Купинского района
Проект по краеведению
для детей старшего дошкольного возраста
«Юный Купиновед – защитник природы»
Автор проекта:
Бурыкина Елена Юрьевна,
воспитатель высшей категории
Купино-2022г.
Если не мы, то, кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно — не опоздать!..
Описание проекта.
Проект по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Юный Купиновед – защитник природы» разработан и реализован в МКДОУ детский сад «Золотой ключик» Купинского района. Основным направлением реализации проектной деятельности в краеведческом направлении является формирование у детей любви к родному краю, приобщение к миру природы Купинского района, накопление ими опыта сохранения и приумножения природных богатств нашего края.
Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей нашего района, мы тем самым формируем глубокую привязанность к родному краю, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения постепенно отодвигают на второй план духовные ценности, эмоциональную отзывчивость. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей нашей страны, родного края.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Любовь к природе родного края, стремление сохранять и приумножать его природные богатства не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос человек, его окружения. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о природных ресурсах Купинского района, воспитания любви к нему и формирования чувства значимости и ответственности каждого жителя нашего района. Оно раскрывает связи родного края с Родиной в целом, формируя при этом, у детей, эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства родного края.
Цель проекта: формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы, любви к родному краю через знакомство детей с природой Купинского района, с разнообразием флоры и фауны.
Задачи проекта:
- Расширять и систематизировать знания детей о растительном и животном мире Купинского района.
- Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе, умение ориентироваться в ближайшем природном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
- Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Гипотеза реализации проекта:
Реализация проекта «Юный Купиновед – защитник природы» позволит объединить усилия ДОУ, семьи и социума для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя, умение осознать себя членом природного сообщества, умение ощутить любовь к своему родному краю, гордо осознавая свою значимость.
Ожидаемые результаты проекта:
- Расширятся знания детей о растительном и животном мире Купинского района.
- Дети будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
- Повысится интерес к исследованию объектов природы.
- Продолжится развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Участники проекта.
Воспитанники подготовительной группы «Веселые ребята», их родители, педагоги ДОУ, организации города.
Вид проекта.
Познавательно-творческий, краткосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта.
2 месяца (январь – февраль)
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (январь 2022).
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду, организовать интерактивную группу «Педагоги-Родители».
3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.
4. Организовать взаимодействие с социумом (музейно-мемориальный комплекс, детская библиотека и др.)
5. Подобрать и систематизировать материалы с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
2 этап – практический (январь - февраль 2022)
РАЗДЕЛ | ФОРМЫ РАБОТЫ | МЕРОПРИЯТИЕ |
ПРИРОДА КУПИНСКОГО РАЙОНА | 1.Тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. 2.Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы. 3.Познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами. 4.Экскурсии, обеспечивающие взаимодействие детей с социальным и культурным разнообразием родных мест. 5.Праздники, развлечения, квесты — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край. 6.Чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. 7.Краеведческие дидактические игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. 8.Прогулки — эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому. 9.Виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. | Беседы: «Особенности сибирского климата», «Природа Купинского района», «Майский заказник», «Озеро Яркуль». |
Создание картотеки дидактические игры. | ||
Чтение и рассматривание соответствующей литературы. Оформление выставки книг. | ||
Игровые задания, миниквесты в свободной деятельности. | ||
Занятие на базе детской библиотеки «Путешествие по Сибири». | ||
Оформление выставки «Природа Купинской земли». | ||
Экскурсия в Купинский краеведческий музей, тема « Соседи по планете - животные Купинского района» | ||
Ручной труд – создание макета «В лесу». | ||
Выставка детских работ «Березка милая моя», «Любимое животное», «Сберечь и приумножить!» | ||
Разработка и ведение рабочей тетради для совместной работы детей и взрослых «Моя малая родина – Купино». |
3-й этап: заключительный (февраль 2022): Создать раздел краеведческого уголка «Природа Купинского района».
Конечные результаты реализации проекта:
- обобщение и распространение опыта в педагогическом коллективе по теме «Краеведение в ДОУ, как важный компонент экологического воспитания»;
-повышение компетентности и профессионализма педагогов по теме;
-качественное изменение условий для экологического и патриотического воспитания подрастающего поколения;
-совершенствование работы по краеведческому направлению у всех участников воспитательно - образовательного процесса ДОУ.
Перспектива развития проекта:
Данный проект имеет широкую перспективу развития, так как даёт возможность дошкольникам лучше узнать природу своего района, формирует бережное отношение к ней, развивает навыки экологически безопасного поведения в природе.
Полученные детьми знания в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, так как у детей появляется интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны района.
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, делает познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Список используемой литературы.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. М., 2013
- Красная книга Новосибирской области (животные). Новосибирск, 2000.
- Красная книга Новосибирской области (растения). Новосибирск, 1998.
- Красная книга Российской Федерации (животные). М., 2001
- Матова В.Н. Краеведение в детском саду. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2014
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой./ М; Мозаика – Синтез, 2012.
- Паспорт государственного биологического заказника «Майское утро» Купинского района Новосибирской области. Новосибирск, 1996.
- http://kraeved.ngonb.ru/taxonomy/term/181
- http://virtualakolmuzy.3dn.ru/index/krasnaja_kniga_nso/0-23
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать «формирование первичных представлений детей об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, об особенностях природы планеты Земля». Реализация указанных задач осуществляется посредством организации педагогом следующих видов деятельности: дидактических игр, наблюдений, прогулок, экскурсий, опытно-экспериментальной, трудовой деятельности, чтения литературы .
Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о природных ресурсах родного края , воспитания любви к нему , формировани я чувства значимости и ответственности каждого жителя нашего района. Оно раскрывает связи родного края с Родиной в целом, формир ует у детей, эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе , желание охранять и приумножать природные богатства родного края.
Основным направлением реализации проектной деятельности в краеведческом направлении является формирование у детей любви к родному краю, приобщение к миру природы Купинского района, накопление ими опыта сохранения и приумножения природных богатств нашего края. Проект по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Юный Купиновед – защитник природы» разработан и реализован в МКДОУ детский сад «Золотой ключик» Купинского района.
Развивающая среда Чтение и показ книг о природе
Использование в работе Виртуального экологического музея
Практическая работа с Методическими пособиями
Методические пособия, изготовленные родителями
Экспериментальная лаборатория
центр природы
Выставка «Природа Купинской земли»
Творческая деятельность Ручной труд – Детская Коллективная работа «В лесу»
Выставка семейных работ из природного материала
Изобразительная деятельность
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Создание картотеки дидактических игр
17 «Перелётные и зимующие птицы» «Продолжи рисунок» «Травы, кустарники и деревья» «Собери съедобные грибы»
18 «Береги природу» «Билеты на поезд» «Назови правило» «Знатоки родного края» «Красный огонёк»
Занятие на базе детской библиотеки «путешествие по сибири »
ЭКСКУРСИЯ в краеведческий музей «Соседи по планете»
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Юные огородники»
Как правильно вырастить урожай на огороде? Можно ли вырастить рассаду в комнатных условиях? Как ухаживать за овощными культурами после высадки в грунт? Чтобы найти ответы на эти и многие другие вопрос...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Юные защитники природы Воркуты"
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Юные защитники природы Воркуты"...
Проект по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный экономист"
Реализация проекта "Юный экономист"...
Проект по ПДД для детей старшего дошкольного возраста "Юный пешеход"
Проект по ПДД для детей старшего дошкольного возраста "Юный пешеход"...
Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ЭКОНОМИСТ»
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию финансовой грамотности...