Литературно - музыкальная гостиная, посвящённая 85-летию со дня рождения Николая Рубцова
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лозовая Екатерина Витальевна

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством Николая Михайловича Рубцова.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к поэзии, литературе и родному краю
  2. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
  3. Учить  детей выразительно и эмоционально читать стихи
  4. Помочь детям проникнуться в творческий мир поэта
  5. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения

Предварительная работа: Чтение стихов Н.М. Рубцова, заучивание понравившихся стихов наизусть, рассматривание фотографий из жизни Н.М. Рубцова, подготовка презентации о жизни поэта, оформление  выставки книг поэта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Луковецкая средняя школа имени Я.В.Самоварова»  -

Детский сад № 64 «Берёзка»

Сценарий  мероприятия для детей подготовительной группы

Литературно - музыкальная гостиная,

посвящённая 85-летию со дня рождения

Николая Рубцова

                Авторы:                                                          

                                                                   старший воспитатель Гуленок Е.А.

                                                                   воспитатель Лозовая Е.В.

2021 г.

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством Николая Михайловича Рубцова.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к поэзии, литературе и родному краю
  2. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
  3. Учить  детей выразительно и эмоционально читать стихи
  4. Помочь детям проникнуться в творческий мир поэта
  5. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения

Предварительная работа: Чтение стихов Н.М. Рубцова, заучивание понравившихся стихов наизусть, рассматривание фотографий из жизни Н.М. Рубцова, подготовка презентации о жизни поэта, оформление  выставки книг поэта.

Слайд 1

(клип на песню «Берёзы»)

Ведущий1:

Вот так поэзия, она

Звенит – её не остановишь!

А замолчит – напрасно стонешь!

Она незрима и вольна.

Прославит нас или унизит,

Но всё равно возьмёт своё!

И не от нас она зависит,

А мы зависим от неё…

Ведущий 2:

Мы посвящаем сегодняшнюю встречу памяти поэта Николая Рубцова, которому в этом году исполнилось бы 85 лет.

Слайд 3,4,5

(портрет Рубцова, вид села Емецк, памятник Н.М.Рубцову)

Ведущий 1:

Николай Михайлович Рубцов родился 3(5) января 1936 года в посёлке Емецк на Северной Двине, в ста пятидесяти километрах от Архангельска. Николай стал четвёртым ребёнком в семье.

О родителях известно очень мало. Отец, Михаил Андриянович, был политработником, начальником ОРСа леспромхоза. В январе 1941 г. семья переезжает в г. Вологда, где их застала Великая Отечественная война, и отец  ушел на фронт. А через несколько месяцев тяжело заболела мать.

Ведущий 2:

Все заботы о семье взяли на себя старшие брат и сестра. Николай Рубцов вспоминал: «Старшая сестра, поднимаясь задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередь за хлебом, а я после бомбежек с большим увлечением искал во дворе осколки, и если находил, то гордился ими и хвастался».

Слайд 6

(детское фото Н.Рубцова, детский дом )

Ведущий 1:

В апреле 1942 года после долгой болезни мать умерла. Детей определили в интернаты. Николая Рубцова дважды переводили: сначала он попал в местный Красовский детский дом, затем — в Никольский в Вологодской области. В первые месяцы он несколько раз пытался сбежать домой, но его возвращали. Там, в полевой и лесной глуши, в отдаленнейшем уголке России, слово «сирота» для всех ребят звучало «как-то незнакомо»...  в это время шестилетний Коля написал свое первое стихотворение. Послушайте отрывок из стихотворения:

Вспомню, как жили мы
С мамой родною –
Всегда в веселе и в тепле.
Но вот наше счастье
Распалось на части –
Война наступила в стране.

Ведущий 2:

Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, — там, с героями стихотворения».

Позднее, после долгих скитаний по миру, Николай часто сюда возвращался и подолгу жил. Во множестве стихов поэта возникает образ этого глухого уголка.

Ведущий 1:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Ведущий 2:

В 1950 году Николай  окончил семилетнюю школу, поступил в лесотехнический техникум. Получив паспорт, отправляется странствовать,  начинает самостоятельную жизнь, уезжает в Архангельск. Дважды пытается поступить в мореходное училище, но обе попытки заканчиваются неудачно.

Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Все просился на судно.

Ведущий 1:

Николай устраивается на работу в Тралфлот — подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск». Об этих годах сообщит скупо: «Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте на судне «Архангельск». Все это в разной мере отозвалось в стихах».

Я весь в мазуте, весь в тавоте,

Зато работаю в тралфлоте! ...

Траловый флот в Архангельске занимался ловлей рыбы. Я предлагаю вам поиграть и стать рыбаками и рыбками. 

Правилоа игры: Игроки - «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакамИгра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки. Если рыбка попалась в сеть, она присоединяется к рыбакам.

• Рыбаки могут поймать в сеть только одну рыбку.

Слайд 7

(Корабль, на котором работал Н.М.Рубцов)

Ведущий 2:

Более двух лет провёл Николай в море, а затем его потянуло в большой город. Он уезжает в Ленинград, устраивается рабочим на завод, но через полгода был призван на службу в армию. Четыре следующих года прослужил на эсминце Северного флота.  В свободное от вахты время он писал стихи. Газета для моряков «На страже Заполярья» опубликовала некоторые из них: «Старпомы ждут своих матросов», «Хороший улов», «В океане».

Ведущий 1:

После службы Николай возвращается в Ленинград. Здесь Рубцов познакомился с другими поэтами, выступает на  литературных вечерах, изучает русскую поэзию. Будущий поэт поступил в Литературный институт. Стихи становятся его судьбой. Его стихи печатают в газетах и журналах. Николай Михайлович Рубцов говорил так: «Стихи не пишу, а складываю в голове. Вообще я никогда не использую ручку и чернила и не имею их. Даже не все чистовики отпечатываю на машинке.

Ведущий 2:

Почти каждое лето поэт проводил в селе Никольское, где легко дышалось и хорошо писалось. «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу…». Любил ходить пешком, налегке, без поклажи, любил облака над головой, кусты по обочинам, любил старые деревенские проселки, овеянные «сказками и былью прошедших здесь крестьянских поколений». Лучшие строки его стихотворений рождались в пути, вбирали в себя встречи с жителями окрестных деревень, разговоры на случайном ночлеге, сельские виды, а главное — ощущение внутренней раскованности, вольной воли, которой Рубцов дорожил больше всего.

Слайд 8

(Природа Архангельского края)

Дети читают стихи.

«Моя родина милая», «По дрова».

Ведущий 1:

Есть в творчестве Н. Рубцова и цикл стихов для детей, короткие искромётные, вызывающие улыбку, «подсмотренные» в жизни.

Стихи дети

«Мальчик Лева», «Мальчик Вова»,  «Узнала».

Ведущий 2:

Николай Рубцов – русский поэт до глубины души, поэт поющий. Он пел свои песни, аккомпанируя себе на гармонике или на гитаре. Его стихи просты и музыкальны, легко превращаются в песни. Стихи Николая Рубцова, положенные на музыку, любят и поют до сих пор. 

Слушание песни  «В горнице моей светло» муз. Александра Морозова в исполнении Пелагеи.

Ведущий 1: 

Стихи Николая Рубцова  учат нас видеть, чувствовать и понимать красоту природы, что  притягивает читателя, заставляет прочувствовать всю глубину чувств, эмоций, которые хотел передать автор.

Дети читают стихи.

«Про зайца», «Коза»,  «Жеребенок», «Ворона».

Слайд 9

(Портрет  поэта)

Ведущий 2:

В минуты воодушевления, особенно при чтении стихов, Николай Рубцов преображался, светлел лицом, становился лучшим собеседником и другом.

Ведущий 1:

В заключение нашей литературно – музыкальной гостиной послушайте  отрывок из стихотворения «Зеленые цветы».

Стихотворение Николая Рубцова «Зеленые цветы»

с музыкальным  сопровождением читают ведущие.

Список использованной литературы:

  1. Николай Рубцов «Звезда полей» собрание сочинений в 1 т.М.: Воскресенье, 2001 г.
  2. Николай Рубцов «Последняя осень» М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
  3. Л.С.Скепнер «Литературный Север» Архангельск: Изд – во Поморского педуниверситета,1995 г.
  4. Веракса Н.Е., Т.С.Комарова, Э.М.Дорофеева Инновационная программа дошкольного образования, «От рождения до школы»М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2019.
  5.  http://cultinfo.ru/news/2021/1/rubtsovskiy-yanvar-pervye-stikhi-nikolaya-rubtsovahttp://cultinfo.ru/news/2021/1/rubtsovskiy-yanvar-pervye-stikhi-nikolaya-rubtsova


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературного праздника, посвящённого 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова

Сценарий музыкально-литературного праздника, посвящённого 100-летию  со дня рождения С.В.Михалкова, который включает в себя перекличку, чтение произведений автора....

Литературный праздник в подготовительной к школе группе, посвящённый 110-летию со дня рождения А.Л. Барто «Больше века мы с Барто»

Литературный праздник в подготовительной к школе группе, посвящённый 110-летию со дня рождения  А.Л. Барто «Больше века мы с Барто»...

«НАШ ЛЮБИМЫЙ ДВОР» Литературно-музыкальный досуг, посвящённый 100-летию С.В.Михалкова.

laquo;НАШ ЛЮБИМЫЙ ДВОР»Литературно-музыкальный досуг, посвящённый100-летию С.В.Михалкова....

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 72-летию победы в Великой Отечественной войне. Старшая группа №8 «Ладушки»

Литературно-музыкальная гостиная,посвящённая 72-летию победы в Великой Отечественной войне.Старшая группа №8 «Ладушки»...

Литературно - музыкальная гостиная, посвящённая 85-летию со дня рождения Николая Рубцова

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством Николая Михайловича Рубцова.Задачи:Воспитывать любовь к поэзии, литературе и родному краюВоспитывать интерес к художественным произведениям.Учить ...

Литературная гостиная посвящённая “80-летию со дня снятия блокады Ленинграда” для детей средней группы

27 января 2024 года мы празднуем – «80 лет полного снятия блокады Ленинграда». Это второй день рождения нашего родного, прекрасного и любимого города. Фашистам не удалось его сравнят...