занятие ознакомление с окружающим «Как рубашка в поле выросла» (по мотивам сказки К.Д.Ушинского)
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель занятия: знакомство с технологией изготовления крестьянами одежды.
Задачи:
- Расширять словарный запас.
- Проявлять активность для расширения представлений о технологии изготовления крестьянами одежды.
- Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.
Расширять смловарный запас детей словами:Веретено, прялка, кросна, кудель, полотно, лен, мялка, нить, прясть, рубаха, ткать, ткачество, трепало, челнок, холст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rubashka_v_pole_vyrosla_-_konspekt_zanyatia_-_podg_gruppa.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как рубашка в поле выросла»
(по мотивам сказки К.Д.Ушинского)
Подготовили: воспитатели
Довгаль В.М.
Трофимова В.М.
Цель: знакомство с технологией изготовления крестьянами одежды.
Задачи:
- Расширять словарный запас.
- Проявлять активность для расширения представлений о технологии изготовления крестьянами одежды.
- Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.
Словарная работа:
Веретено, прялка, кросна, кудель, полотно, лен, мялка, нить, прясть, рубаха, ткать, ткачество, трепало, челнок, холст.
Подготовительная работа:
Рассматривание альбома «Одежда наших бабушек», чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия в краеведческий музей.
Ход работы:
- Сегодня, ребята, мы поговорим, о старинной одежде: и выясним, чем она похожа и чем отличается от нашей современной одежды. Разобраться в этом нам помогут, мой волшебный сундучок и кукла Дуся.
(показывает куклу)
- Скажите, ребята, во что она наряжена? Назовите вещи, отгадав загадки.
Один вход – три выхода. (Рубашка)
Днем как обруч, а ночью как уж (Рубашка)
В липовом корытце живое тело шевелиться (Рубашка)
Загадывая загадку, следует сразу же показывать на кукле отгадку.
- Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчишки и девчонки, богатые и бедные. Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.
Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка», где речь идет об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.
- Быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года.
Для рубах они растили замечательную траву – лен, из которого делали ниточки, из ниточек – полотно, так что можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».
- Скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы рубашка в поле росла? А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела.
Рассказ воспитателя о показ иллюстраций.
- Увидела Таня, как отец ее горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зернышки и спрашивает:
- Что ты, тятя делаешь?
- А вот, сею ленок, вырастает тебе и Ваське новая рубашечка.
Удивилась Танечка. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Татьяна: «Хорошо, если бы у меня была такая же рубашечка.»
Переход к рассказу об уборке льна.
- Прошло время, зацвел лен голубыми цветочками…
«У братца Васьки такие глазки, - подумала Таня. – Но рубашечек я таких ни на ком не видела.
Когда цветочки опали, на их месте появились зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергивали весь лен с корнем. На работу они вышли в особой одежде – расшитой узорами рубахе «Ленок», собрались, как на праздник, и говорили Тане; «Славная у тебя будет рубашечка»
Следует на протяжении всего рассказа показывать детям иллюстрации, фотографии (Этапы роста льна). Все операции по уборке льна педагог показывает в движениях. Можно использовать видеофильм «Ленок»
- Когда лен подсох, то стали у него головки отрезать, а потом топили в воде безголовые пучки, еще и камнем сверху придавливали, чтобы не всплывал…
Недели через две, вынимали лен из речки, просушивали и стали колотить доской…. Про нее говорят: «Стой Арина - рот до ушей».
Это – мялка. Своим зубастым ртом она пережует стебельки, разобьет жесткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.
Детям предлагается самим проиграть некоторые виды работ – помочь сделать Тане рубашечку. Ребята воспроизводят рукой движение мялки, приносят при этом поговорку «Мни лен доле, полотна будет боле».
- А затем кожуру отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, - трепалом. А что бы девушкам работалось полегче, в его ручку засыпали горох, и тогда трепало становилось «музыкальным», а работа - веселой.
Воспитатель берет в руки погремушку – шаркун – и гремит им в такт работы детей, воспроизводящих на этот раз работу трепальщицы льна.
- Часто дарил трепало, понравившейся девушке парень. Тогда он стремился вырезать на этом деревянном ноже узоры, чтобы показать, он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну.
Чаще всего дети узнают в этих узорах травы, иногда называют уже знакомые им геометрические фигуры. Следует объяснить детям, что, завися от природы, человек был благодарен ей за те блага, которыми она одаривала его, почитал солнце и землю как светлые блаженства, украшал их символами свои дома, утварь, одежду (круг – символ солнца, квадрат - символ Земли). Эти изображения были призваны помочь в работе, сделать ее удачной.
- Вытрепавши, стали железным гребнем лен чесать, пока он сделается мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка» - опять сказала Тане сестра.
Детям предлагается потрогать льняную кудель (непряденое волокно), сравнить ее с жесткими льняными стебельками.
- На что она похожа?
- Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку.»
- Настали длинные, зимние вечера. Сестры Тани стали изо льна нитки прясть. «Это нитки – думает Таня, - А где же рубашечка?
- А без ниток можно сделать рубашечку?
Рассматривая ее, дети определяли назначение деталей: донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала», «зеркало» - к нему привязывали кудель; девочек «присаживают» за прялку, «чтобы были хорошими мастерицами». Они при этом могут воспроизводить движение пряхи или накручивать на веретено, специально заготовленные нитки. Воспитатель сравнивает веретено с катушкой, на котором хранятся нитки.
- Скачу по горнице с работою моей, чем больше кручусь, тем больше толстею (веретено).
- Скорчиться с кошку, растянется в дорожку. (нить и веретено)
- Прошли зима, весна, лето, наступила осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок), натянул нити, - основу для ткани, и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как выходит из ниток холст.
Чтобы закрепить материал в памяти детей, им загадывается загадка «Речка течет, рыбка играет, а за нею лед замерзает.
Рассматривая ткацкий станок, дети должны найти речку (нити основы), рыбку - челнок, лед – холст, и правильно их назвать. В конце все вместе проговариваем название станка – «кросна»
- Но какого цвета холст? (серого)
- Будет ли Таня рада такой рубашке? (нет)
- Что же делать?
- Стали на морозе холст морозить, по снегу расстилать, а весной раскладывать его по травке на солнышке и сбрызгивать водой. Сделался холст из серого белым… Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сестры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег рубашечки.
Детям показывают рубашку из льняного полотна.
- Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался по росту мастерицы. Рубаха, так считали наши предки, хранила силу и здоровье своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась – создавали «границу», «Порог» - расшивали подол, рукава, горловину, узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.
Игра «Подбери, что нужно для работы».
- Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в старину. Нити и полотно наделялись волшебными свойствами и, кА считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.
Воспитатель напоминает детям сказку «Царевна – лягушка», где благодаря клубочку царевич нашел свое счастье.
Игра «плетем пояс».
- Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получилась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то толстая, то тонкая – много будет огорчений. Ниточка, полотно, воспринимали как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливым. И чтобы ваша дорога была ровной и гладкой, прощаясь с нами, машет в след платочком.
Дети прощаются с куклой Машей и машут ей след куклой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия ознакомления с окружающим «Как рубашка в поле выросла»
Обучающие задачиРазвивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.Закреплять представления о быте, культуре люд...
Краткосрочный проект для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром с использованием ЭОР «Как рубашка в поле выросла»
Разработка краткосрочного проэкта по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Как рубашка в поле выросла". Занятие с использованием ЭОР призентации "Как рубашка в поле выросла". и проду...
Конспект занятия по позновательно - исследовательской деятельности в средней группе "Как рубашка в поле выросла"
Конспект занятия по познавательно - исследовательскои деятельности по технологии ТРИЗ в средней группе "Как рубашка в поле выросла"...
К.Ушинский "Как рубашка в поле выросла"
Художественная литература...
Конспект занятия по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"
1. Познакомить детей с традиционным русским народным костюмом, с егосоставными частями, декоративными элементами.2. Обогащать словарный запас за счёт названия одежды, а также малых форм устного ...
Ознакомление с художественной литературой: К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
ОД: Ознакомление с художественной литературойЗадачи:-Закреплять, систематизировать знания о литературных произведениях, прочитанных детям.-Закреплять знания детей о сказках и их героях.-Развивать умен...
Презентация «Как делают одежду?» и рассказ (переделан для малышей) К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла?»
Презентация с картинками к рассказу и последовательный алгоритм происхождения одежды из семечка до рубашки. И рассказ переделанный для понимания детьми 3-7 лет...