"Обереги на Руси"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно- творческий проект
«ОБЕРЕГИ НА РУСИ»
Цель:
Формирование представлений о русских народных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать у детей умение ставить проблему и искать пути её решения.
- Развивать познавательный интерес детей в области изучения истории Руси.
- Расширить словарный запас детей за счёт слов: оберег, традиции, домовой.
- Развивать специальные способности и умения: умение действовать по карте-схеме; умение ставить проблему и искать пути её решения; передавать образ предмета с помощью нетрадиционных техник.
Наглядный материал:
- Игровой персонаж: домовёнок Нафаня.
- Карта-схема группы.
- Книги, в которых есть информация о традициях русского народа, об оберегах.
- Мешочек-оберег.
Результаты проектной деятельности:
- коллективная работа: оберег «Мешочек счастья».
- совместные работы детей и родителей на тему: «Оберег».
- овладение детьми способами проектной деятельности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1этап 1 день | Провести групповой сбор с обсуждением возникшей проблемы (в гости к детям пришел домовёнок Нафаня, у которого случилась беда: из его дома пропал оберег, который охранял дом от злых духов и приносил удачу). Внести в группу карту-схему. | Выясняют разные способы: где можно узнать, что такое оберег. Высказывают предположения: каким образом можно найти место, где спря-тана книга, в которой можно узнать, что такое оберег, а потом и сам оберег. |
3 этап 2-4 дня | Провести работу с родителями: объяснить цель проекта, дать задание: изготовить вместе с детьми оберег. | Принимают участие в совместной работе с родителями. В группе рассказывают о своём домашнем задании. |
4 этап 1 день | Совместно с детьми оформляет продукты детского творчества (коллективная работа, совместная работа с родителями). Разместить выставку в приёмной. | Участвуют в совместной деятельности с педагогом. |
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Обереги на Руси»
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, давайте сегодня вспомним, а как же жили люди в древней Руси? Их быт, обычаи, традиции. Где они селились? Чем занимались? Какое жильё у них было? (ответы детей)
Раздаётся звонок в домофон. Приходит Домовой.
Воспитатель: ребята, к нам в гости пришёл домовой. Давайте с ним поздороваемся и познакомимся.
Домовой: здравствуйте, дети! Меня зовут Нафаня.
Нафаня, а почему ты такой грустный?
Нафаня: это очень печальная история. У меня пропал мой оберег-мешочек счастья, который приносил мне удачу.
Ребята, а вы знаете, где можно узнать, что же такое оберег?
Ответы детей. Составление картографа.
Воспитатель, а ты можешь нам рассказать, что же такое оберег?
Воспитатель: теперь мы знаем, где можно узнать, что такое оберег.
Нафаня: ребята, а вы знаете, что на Руси домовой считается самым добрым из духов. Издревле на Руси было принято угощать и одаривать дух дома. Домовой в благодарность за внимание сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и разорения. Богатый домовой - дом полная чаша. Чаще подарки домовому оставляли в тех местах, где он любит бывать - у печки, на кухне и др Люди использовали разные обереги? Это символы-обереги: солнце, веник, лен, чеснок, колокольчик. И символы благополучия хлеб, крупа колосья, лапоть, гнездо, венок, коса и др. Символы-обереги люди использовали для того, чтобы оградить дом от злых духов.
Воспитатель: ребята, давайте поможем Нафане найти его мешочек. Для поисков нам понадобится карта.
По пути 2 задания:
- «загадки»
- «назвать 5 русских народных сказок»
Воспитатель: ребята, мы помогли Нафане, нашли его оберег и теперь в его дом вернётся успех и благополучие.
Нафаня: спасибо, ребята. А за то, что вы мне помогли, я принёс для вас игру.
Игра «Что было, что сейчас».
Воспитатель: Нафаня, а мы тоже хотим показать тебе игру, в которую играли на Руси. Она называется «Арина».
Нафаня: ребята, скажите, а у вас в группе есть оберег?
Дети: нет.
Нафаня: а вы хотите сделать его сами?
Дети: да!
Воспитатель: правда, ребята, давайте сделаем оберег для нашей группы.
Практическая работа детей: Изготовление оберега группы
Нафаня: ох, спасибо, вам ребятушки, друзья мои верные! Вы мне очень помогли! А теперь давайте пить чай. Как говорили на Руси: «Чай горячий - наша сила, украшение стола. Дорогие гости, садитесь за столы и угощайтесь на здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по реализации познавательно-творческого проекта "Обереги на Руси".
Реализация данного проекта поможет воспитателям детских садов решить задачи гражданственности и патриотизма с детьми старшего дошкольного возраста.В материалах предоставлены: цели, задачи, этапы работ...
Комплексно-тематическое планирование "Обереги на Руси" в рамках проекта "Россия - Родина моя".
Комплексно-тематическое планирование "Обереги на Руси"....
Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».
НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....
Какие были куклы-обереги на Руси?
Какие были куклы-обереги на Руси?...
Консультация для родителей "История создания кукол оберегов на Руси"
Консультация для родителей "История создания кукол оберегов на Руси"...
Тряпичные куклы- обереги на Руси.
Куклы-обереги на Руси.Узнайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье. Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос»...
«Оберег-хранитель счастья и удачи» Изготовление оберега для защиты наших солдат из нетрадиционных материалов.
Обычай дарить солдатам обереги есть у каждого народа.. Вещи, сделанные своими руками, наиболее мощные обереги по своей силе. Они напомнят нашим солдатам о том, что их любят, ждут дома родные и близкие...