Конспект занятия «Урок безопасности в условиях кочевья». Дошкольный старший возраст
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в условиях кочевья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_urok_bezopasnosti_v_usloviyah_kochevya._starshiy_vozrast.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Парус» города Анадыря»
Тема НОД (познавательно-игровое занятие):
«Урок безопасности в условиях кочевья»
Старший дошкольный возраст
(6 – 7 лет)
Фёдорова Светлана Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
«Парус» города Анадыря»,
Городской округ Анадырь,
воспитатель подготовительной группы
г. Анадырь, 2021 г.
Конспект занятия
Старший дошкольный возраст
Тема: «Урок безопасности в условиях кочевья»
Цель. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в условиях кочевья.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания детей о различных ситуациях, которые могут возникнуть в местах кочевья;
- обучать личной безопасности;
- прививать ответственное отношение к родному краю.
Развивающие:
- развивать умение детей предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их;
- развивать и обогащать знания детей о правилах обращения с опасными предметами;
- способствовать развитию осторожности, осмотрительности, внимания в условиях кочевья.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, умение видеть ее красоту, желание беречь;
- воспитывать у детей чувство самосохранения и формирование навыков осознанного безопасного поведения;
- воспитывать умение жить по правилам тундры, которые сохраняют им жизнь и здоровье;
- воспитывать внимательность, умение ориентироваться в тундре.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Безопасность», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Виды деятельности: социально-коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Формы организации: поточный, групповой, фронтальный.
Методы и приёмы:
Наглядные: рассматривание альбомов, иллюстраций по безопасности, показ презентации, помощь воспитателя.
Практические: подвижные игры, сбор хвороста, камней, установка и сборка яранги, приготовление чая.
Словесные: название бытовых принадлежностей и одежды на чукотском языке: яран`ы, рыглелет, уттымыт, рэтэм, ыннэн, нирэк, нырок, нырак, мытлынэн, мынгыткэн, рылгыкэгти, э-че-ри-кы-ли-нэт, прэрэм; вопросы к детям, указание к действию, объяснение, стихотворение.
Средства реализации: головные шапочки «Олени»; иллюстрации о тундре, стойбище чукчей, яранги; фотография «Хозяйка яранги»; чаат (аркан); музыкальное сопровождение.
Ожидаемый результат:
Знание: имеют начальные знания правил безопасного поведения в тундре и соблюдения правил безопасности жизнедеятельности.
Умение: осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения; умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях.
Навыки: имитировать движения оленей и иргиша; ловить чаатом «оленя»; грузить и крепить скарб на нарты; разборка и сборка яранги.
Ход занятия.
- Вводная часть. Вступительное слово.
Педагог:
- Еттык! Здравствуйте!
- Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие к стойбищу чукчей и поможем им перекочевать на новое место.
- Давайте вспомним, как называется жилище чукчи?
(Ответы детей)
Педагог:
- Для того, чтобы построить, соблюдая все правила предосторожности при разборке и сборке яранги нам потребуются знания и навыки. Они передаются из поколения в поколение, из уст в уста молодому поколению. Пастухи часто кочуют со стадом, меняя стойбище и маршруты кочёвок.
- Почему кочуют пастухи, а не живут на одном месте?
Ответы детей:
- оленям нужен корм и более теплое, защищённое от ветра, пурги место (в низине) – зимой.
- летом – более прохладное, проветриваемое место на холмах, пригорках у речки или озера, любого водоёма (от гнуса, мошки, комаров, оводов).
- чтобы был корм для оленей (мох-ягель).
- Основная часть. «Кочёвка»
(Идём в стадо, отлавливаем грузовых оленей арканом (чаатом).)
Педагог:
- Как вы думаете, какие меры безопасности нам надо соблюдать?
Ответы детей:
-проверить прочность аркана;
-надеть (рыглелет) – меховые рукавицы.
Педагог:
-Для чего?
Ответы детей:
- не поранить руки, при отлове оленей;
- надо ловко и умело, медленно и осторожно подтянуть к себе оленя, удерживая за острые рога и запрячь в нарту.
Педагог:
- Для чего надо соблюдать осторожность?
Дети:
- олень может мощными рогами нанести увечье человеку.
Подвижная игра «Олени и пастухи».
Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи, стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них чаат- длинная веревка с петлёй. Игроки -олени бегают по кругу толпой, а пастухи стараются накинуть им на «рога» чаат. «Рога» могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры: бегать надо легко, увёртываясь от чаата. Набрасывать чаат можно только на «рога». Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания чаата.
(Грузим скарб (вещи, бытовые принадлежности и т.д.) на нарты. Крепко накрепко закрепляем груз ремнями; усаживаем детей поверх скарба и спецремнями пристёгиваем их к нартам.)
Педагог:
- Ребята, как вы думаете, для чего это делают?
Ответы детей:
- чтобы не потерять маленьких детей;
- они маленькие и не могут сильно держаться за нарты.
Педагог:
- Ребята, сейчас мы с вами отправимся по маршруту кочевки.
(Имитация движения аргиша: впереди аргиша идёт пастух, держа за узду оленя-вожака. Ведёт весь аргиш. Сзади аргиша – нарта, к которой прикреплены жерди (уттымыт). Они тащатся волоком. Маршрут выбирают по пологим склонам, избегая крутые спуски.)
Педагог:
- А как вы думаете, почему пастухи выбирают такой маршрут?
Ответы детей:
- потому что, если ехать по крутым склонам, то могут опрокинуться нарты;
- надо соблюдать меры предосторожности;
- не совать ноги между полозьями нарт, а то можно сломать или повредить ноги.
(Прибыли в стойбище.)
Педагог:
- Ребята, скажите пожалуйста, а что такое стойбище?
Ответы детей:
- временное поселение чукчей;
- пастухи – оленеводы временно останавливаются, чтобы пасти оленей на пастбищах.
Педагог:
- Какие правила безопасности надо соблюдать при сборке и разборке яранги?
Ответы детей:
- при установке каркаса яранги (деревянных жердей) «уттымыт» надо быть очень внимательным и осторожным;
- работать в рукавицах, т.к. можно пораниться об остриё жердей;
- каждая жердь имеет точное, определенное место в установке каркаса;
- если сделать ошибку – каркас обвалится и надо начинать устанавливать заново;
- может поранить кого-нибудь;
- яранги передаются по наследству, из поколения в поколение.
Педагог:
- Пока взрослые собирают ярангу, что делают в это время дети?
Ответы детей:
- раскладывают на земле «рэтэм» - покрышку для яранги, выравнивают шкуру;
- затем взрослые натягивают «рэтэм» на каркас яранги и стягивают ремнями;
- установили ярангу, внутри подвесили «полог» меховой шатёр – спальное место.
Педагог:
- Вспомнили и повторили правила безопасности, которые необходимо соблюдать при разборке и сборке жилья к кочёвке. И сейчас сами, самостоятельно попробуем собрать ярангу.
- Но сначала нам надо потренировать свои ручки, ножки и другие части тела человека;
- Проведём физминутку, научимся считать до «5» (на чукотском языке).
Дети шагают и произносят вслед за педагогом.
Педагог: Дети:
Ыннэн (1) Ыннэн (1)
Нирэк (2) Нирэк (2)
Нырок (3) Нырок (3)
Нырак (4) Нырак (4)
Мытлынэн (5) – выбрасывая вперед левую руку и показывают пять пальцев.
Мынгыткэн -продолжая шагать соединяют по 5 пальцев вместе.
Рылгыкэгти! Э-че-ри-кы-ли-нэт!
(Приступаем к сборке яранги.)
Педагог:
- Хозяйка яранги разжигает огонь, а дети приносят с речки камни, обкладывают снаружи «ярангу», обкладывают костер.
- Ребята, а зачем надо это делать?
Ответы детей:
- чтобы ветер не сорвал «рэтэм»;
- чтобы искры от костра не попали на одежду человека, предметы быта т.е. строго соблюдать правила пожарной безопасности;
- подкидывать хворост в огонь аккуратно, под присмотром взрослых;
- с огнем нельзя баловаться;
- возле костра надо всегда держать тару с водой.
Педагог:
- В тундре нет топлива: дров, угля. Надо самим заготавливать.
- Чем можно разжечь костер в яранге?
Ответы детей:
- сухой мох, трава, хворост.
Педагог:
- Собирают хворост в основном дети. Какие правила предосторожности надо соблюдать?
Дети:
- обязательно собирать хворост в рукавицах, чтобы не поранить руки;
- не отходить далеко от яранги;
- ходить группой, вместе, а не по одиночке;
- специально детям на кухлянку пришивали небольшие колокольчики, чтобы было слышно куда пошел ребенок;
- брать с собой кружку, банку железную, ложку, что-то такое звенящее чтобы стучать, создавать шум для отпугивания диких зверей.
Педагог:
- Ребята, а сейчас мы с вами приготовим душистый чай, вкусное оленье мясо и прэрэм – чукотскую колбасу.
- Для начала нам надо подготовиться.
- В середине, под потолком подвешивается железная цепь (небольшая с мелкими звеньями) с крючком из рога оленя для подвешивания чайника, котелка, ведра.
- Скажите, ребята, как вы думаете, какие должны быть крючки и почему?
Ответы детей:
- для чайника и небольшого котелка – небольшой крючок;
- для большого котла и ведра – большой крючок;
- чтобы крепче держалось на весу, если сорвется можно обжечься и получить ожог.
(Дети с педагогом имитируют приготовление чая)
- Заключительная часть. Приглашение к чаю.
Педагог:
- Вот теперь можно и угоститься. Приятного аппетита!
(Дети садятся на оленьи шкуры за чукотский столик и рассказывают стихи А. Кымытваль «Как построить ярангу», «Приглашение к чаю».)
Педагог:
- Пастухи возле яранги, вдруг решили поиграть.
В силе, ловкости и смелости счастье надо испытать.
Взяли палку не большую, тянет каждый на себя.
Игра: «Перетягивание палки».
(Правило: два участника садятся на пол лицом к друг другу. Ступни ног одного участника упираются в ступни ног другого. Оба они берутся за палку. По команде палку начинают тянуть на себя. Побеждает тот, кто оторвал противника от пола. Если противник выпустил палку из рук, это считается поражением.)
Педагог:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- О чём сегодня мы с вами говорили, что повторили?
Ответы детей:
- повторили правила поведения в тундре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
Конспект занятия «Уроки безопасности». для средней группы
Цели занятия: Расширять представления о предметах опасных для жизни и здоровья детей, с которыми они встречаются в быту. Помогать самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с ...
проект Неделя безопасности + конспект занятия Уроки безопасности
проект по безопасности во 2 младшей группе...
Конспект занятия по безопасности дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Наш друг - Светофор"
Закрепление знаний о правилах дорожного движения и пропоганда основ безовасного движения на дороге....
Познавательно-игровое занятие «Урок безопасности в условиях кочевья» Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет)
Цель. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в условиях кочевья.Воспитывать внимательность, умение ориентироваться в тундре....
Конспект занятия "Уроки безопасности" в ДОУ
Конспект занятия на тему "Уроки безопасности" с играми, стихами и интересной информацией для детей младшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по безопасности дорожного движения в группе старшего дошкольного возраста на тему: «В стране дорожных знаков»
Методическая разработка по безопасности дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста...