Исследовательская работа "Из гусеницы в бабочку"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Исследовательская работа дошкольника "Из гусеницы в бабочку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Из гусеницы в бабочку" | 119.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
Из гусеницы в бабочку
Автор: Веревкина Алевтина Олеговна,
воспитанница старшей группы Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного
учреждения центра развития ребенка – детского
сада №12 «Светлячок» пгт. Ярославский
Хорольского муниципального района
Приморского края
Научный руководитель:
Сычева Марина Сергеевна, воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения центра развития
ребенка – детского сада №12 «Светлячок»
пгт. Ярославский Хорольского муниципального
района Приморского края
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть.
1.1. Строение бабочки………………………………………………………………….4
1.2. Жизненный цикл бабочек…………………………………………………………6
2. Практическая часть.
Исследование процесса превращения гусеницы в бабочку в домашних
условиях……………………………………………………………………………....8
Заключение…………………………………………………………………………….10
Список используемой литературы…………………………………………………...11
Приложение.
2
ВВЕДЕНИЕ.
Однажды, гуляя на участке детского сада, я нашла на клумбе что-то необычное и интересное. Марина Сергеевна рассказала, что это куколка махаона, потом из нее появится бабочка. Мне очень интересны бабочки, нравится за ними наблюдать, но рассмотреть их внимательно, не испугав и не навредив, очень сложно. И мне захотелось узнать, можно ли вырастить из гусеницы бабочку в домашних условиях? Изучению этих насекомых посвящена моя исследовательская работа.
Цель: познакомиться с жизнедеятельностью бабочек и их развитием и выяснить, можно ли вырастить бабочку в домашних условиях.
Задачи: узнать больше о жизни и стадиях развития бабочки; провести исследовательскую работу по выращиванию бабочки из гусеницы; зафиксировать результаты исследовательской работы в дневнике наблюдений.
Гипотеза: предположим, что в домашних условиях возможно превращение гусеницы в бабочку.
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Строение бабочки.
Бабочки относятся к классу беспозвоночных животных, называемых насекомыми. Насекомые различаются как по размерам, так и по внешнему виду, но все члены этой группы имеют общие характеристики. Тела насекомых покрыты хитиновым панцирем, и у всех взрослых особей делятся на три части: голову, грудной отдел и брюшко.
Голова.
На голове бабочки располагаются усики, два больших глаза и хоботок, что является крайне важным для выживания. С их помощью насекомое получает всю необходимую информацию об окружающем мире. Глаза взрослых бабочек сложные, их структура сильно отличается от структуры, например, обычных глаз млекопитающих. Каждый глаз состоит из множества отдельных глазков - омматидиев. Их шестиугольные прозрачные хрусталики покрывают всю поверхность сложного глаза, словно ячейки сотов. В каждом омматидии образуется изолированное изображение крошечного участка пространства, отражает свою собственную картинку, а все вместе – тысячи - создают общую картину. Из-за того, что глаза бабочек, как полусферы, эти насекомые имеют большой угол зрения, но составная картина не такая чёткая, как та, которую видит человек. Насекомые хорошо замечают движения, но не способны чётко представить себе некоторые детали. Тем не менее, они прекрасно могут выжить, замечая специфичные цвета или ультрафиолетовые знаки на лепестках, помогающие им обнаружить цветы, пригодные для питания.
Мозг бабочки складывает из этого множества отдельных картинок цельную панораму. Усики являются важными сенсорными органами, помогая балансировать при полёте и распознавать запахи. Обычно усики бабочек булавовидные, с головками на концах. Усики используются для обнаружения цветов, являющихся для бабочек богатым источником нектара.
4
Многие растения издают аромат, привлекающий насекомых, которые питаются на цветах; в свою очередь, насекомые, перенося пыльцу с цветка на цветок, опыляют растение. Усики используются и для поиска пары. Их чувствительность настолько высока, что самец может по запаху обнаружить самку на расстоянии до одного километра и часто ещё до того, как она полностью вышла из куколки. У них нет кусающих или жующих щупалец, как у других насекомых, например, у жуков, но они имеют хоботок, который используют для питания жидкой пищи. Это длинная тонкая трубочка, свёрнутая спиралью в положении покоя и, частично, спрятанная, если насекомое не ест. Его можно расправить и погрузить в те части цветка, где есть нектар.
Грудной отдел и брюшко.
Грудной отдел может считаться энергоносителем тела бабочки, к нему присоединены крылья и ножки, а важные блоки мышц используются при движении. Так как насекомые имеют внешний скелет, мышцы находятся внутри. У взрослых насекомых – три пары ножек, присоединённых в нескольких местах вдоль туловища, угол каждого следующего присоединения слегка отличается от предыдущего. Это позволяет им удивительно свободно двигаться. Каждая ножка состоит из четырёх частей; если называть от точки её присоединения к туловищу: тазик, бедро, голень и лапка. Лапка имеет структуру, которая даёт хорошие возможности для захвата, на ней расположены сенсорные волоски, чутко реагирующие на «вкус», где бы бабочка ни находилась. Брюшко бабочек разделено на части, это позволяет брюшку свободно двигаться в целом. Восстановительные ткани находятся в брюшке в качестве главной части пищеварительного тракта.
Крылья.
Слава бабочек – их крылья, которые, не только помогают им порхать, но и позволяют быстро и свободно летать. Крылья имеют и ряд функций. Их яркая и разнообразная окраска в некоторых случаях может служить средством определения вида, а в некоторых – средством маскировки. Пятна на крыльях служат для устрашения и отпугивания хищников. Крылья – это великолепный праздник изумительного разнообразия природных оттенков. Крылья бабочек – это тонкие мембрановидные пластины, которые приобретают жёсткость благодаря затвердению и поддержке сетью твёрдых полых жилок. Когда насекомое появляется из куколки, жилки, как и другие, части, крыла ещё очень мягки и слабы. Они наполнены кровью и помогают развиваться крыльям, которые, в конце концов, становятся сухими и жёсткими. Узор и окраска крыльев бабочек невероятно сложны и разнообразны. Передние и задние крылья бабочек не сплошные, как у некоторых других насекомых. У многих видов они перекрываются и разделяются на пары. Во время полёта они гармонично взаимодействуют. Благодаря сильным
5
мышцам, расположенным в грудном отделе, насекомое делает махи вверх и вниз несколько раз в секунду. Вследствие этого бабочки могут развивать скорость до 8 – 17км/ч в зависимости от вида; некоторые из них могут даже вращаться вокруг собственной оси.
1.2. Жизненный цикл бабочек.
Бабочки — насекомые с полным превращением. Мало того, что их, без сомнения, можно считать самыми красивыми насекомыми, так они еще и проходят стадию трансформаций, превращаясь из гусеницы в обворожительное крылатое существо. Их жизненный цикл состоит из 4 стадий: яйцо, личинка (гусеница), куколка, имаго (взрослое насекомое). Переход от одной стадии к другой назван метаморфозом, и это действительно природный феномен.
Продолжительность различных стадий жизненного цикла варьируется в зависимости от вида, географии распространения. В тропиках некоторые виды размножаются почти непрерывно, циклы повторяются бесконечно. В умеренном климате жизненные циклы могут быть непрерывными в летнее время или повторяются только год от года.
Яйца.
По сравнению с взрослой бабочкой, яйца, откладываемые самкой, всегда относительно невелики. Они имеют разную форму - шариков, кувшинчиков, цилиндров. Яйцо заключено в оболочку, которая может быть гладкой или ребристой и шершавой. Эмбрион развивается в миниатюрную личинку, которая постепенно обволакивает яйцо к моменту рождения. В зависимости от вида, яйца могут откладываться поодиночке или группами по десять и более. Бабочки откладывают яйца в почву, на листья, позже служащих кормом для личинок, поэтому самка выбирает их с большим вниманием, некоторые покрывают их защитной плёнкой, спасающей от высыхания. Это жизненно необходимо, так как многие личинки необыкновенно разборчивы в еде и могут питаться лишь определённым кормом. Эта стадия длится в зависимости от вида бабочки, но средняя продолжительность 8-15 дней.
Личинка (гусеница).
Как только крохотная личинка выходит из яйца, в некоторых случаях съедая его, она начинает есть и расти. Гусеницы очень прожорливые: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми. У личинки имеется три пары членистых грудных ножек, которые располагаются на уровне груди взрослого насекомого. Хотя тело личинки относительно легко растягивается, существует предел тому, сколько личинка может съесть, чтобы нормально развиваться. Поэтому время от времени личинка избавляется от старой кожи. Гусеница приобретает новое рыхлое тело, которое растет, пока новая кожа не уплотнится. У гусениц нет легких, воздух они поглощают через небольшие отверстия по бокам
6
тела – дыхальца. Когда он проходит по тонким трубкам (трахеолам), кровь (гемолимфа) извлекает из него кислород. В нервной системе гусениц имеется примитивный головной мозг – головной ганглий, а на голове расположены органы чувств, воспринимающие сигналы из внешнего мира - короткие антенны и простые светочувствительные глазки.
Периоды между линьками называются возрастными стадиями, их количество варьируется от трёх до пяти в зависимости от вида. Личинки бабочек различаются по размеру и форме. Тем не менее, не удивительно, что разнообразие гусениц также велико, как и разнообразие взрослых форм. Многие гусеницы покрыты волосками, другие могут быть с шипами; всё это для того, чтобы отпугнуть хищников.
Куколка.
Прикрепляясь шелковой нитью (выделяемой из брюшка) к растению, гусеница,
зацепившись за нее задними ногами, повисает в воздухе и начинает превращаться в куколку. Куколок, которые крепятся к растениям, по цвету и форме почти не отличишь от листьев и веточек. Многие гусеницы прядут коконы. Гусеница много раз обматывает себя шелковой нитью длиной в несколько километров, при этом ряды нитей склеиваются и образуют чехол — кокон. Только в коконе гусеница превращается в куколку. На этом этапе развития бабочки, куколка — наиболее уязвимая стадия. В случае опасностей не скрыться, ведь у нее нет ни ног, ни крыльев. Вот почему для окукливания важнее всего найти безопасное место. Продолжительность стадии куколки может быть от нескольких недель до девяти месяцев и более. Во время этого периода некоторые органы и ткани приобретают черты, свойственные взрослым насекомым, появляются крылья, мышцы.
Взрослые насекомые (имаго).
Увидеть, как бабочка выходит из куколки, значит стать свидетелем одного из чудес природы. Примерно за день до рождения сквозь оболочку куколки уже можно увидеть насекомое и окраску его крыльев. Рождаясь, бабочка разламывает кокон, так как голова насекомого уже достигает размеров взрослой особи. Сформировавшееся насекомое выбирается из оболочки при помощи влажных и слабых крыльев. Первое, что бабочка делает, когда вылезет из куколки – она сушит свои крылья. Ведь бабочка жила в жидкости, значит, ее крылья намокли. И их надо расправить и высушить. Когда крылья высохли – бабочка начинает летать. Около 12 часов она может летать и не питаться – она ведь еще только вылезла из куколки и еще не успела проголодаться и ей еще не чем есть. Её хоботок, которым она пьет нектар из цветов, еще раздвоен на две половинки. Через сутки, бабочка начинает чувствовать голод. Она садится на цветок и вытягивает к пестику цветка свои две половинки хоботка. Они склеиваются, и теперь у нее целый хоботок и она может пить нектар!
7
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Исследование процесса превращения гусеницы в бабочку в домашних условиях.
Свое исследование я начала с изучения стадий развития бабочки: гусеница, куколка, бабочка. Мы рассматривали энциклопедии, искали информацию в интернете с мамой, смотрели познавательные фильмы о жизни бабочек (см. приложение, рис. 1, 2). Марина Сергеевна рассказала, что гусеница Махаона ярко-зеленого цвета с черными полосками и большая, живет на петрушке и ботве моркови и их легко найти. Я вспомнила, что видела таких на даче. После выходных я принесла двух гусениц Махаона, которых нашла на даче (см. приложение, рис. 3, 4), в детский сад и стала за ними наблюдать. Они ползали по веточкам, много кушали. Во время прогулки я выносила их на свежий воздух (см. приложение, рис. 5, 6). Через два дня гусеницы стали неактивными, прикрепились паутинками к стебелькам (см. приложение, рис. 7, 8) и окуклились. Сначала куколки были зеленого цвета (см. приложение, рис. 9), но через два дня стали коричневыми (см. приложение, рис. 10).
На выходных мы мамой и папой снова были на даче, и я нашла еще двух гусениц, принесла в детский сад и процесс повторился. Итак, теперь у меня было 5 куколок Махаона: четыре окуклились в саду и пятая та, которую я нашла на участке детского сада. С Мариной Сергеевной мы сделали для них подставку, прикрепили на нее куколок (см. приложение, рис. 11) и стали наблюдать (см. приложение, рис. 12). Три месяца с куколками ничего не происходило, они только немного потемнели. После новогодних праздников мы пришли в сад и очень обрадовались: из куколки, которую я нашла на участке, появилась бабочка Махаон. Сначала ее крылышки были помятые, она сидела на подставке и совсем не двигалась (см. приложение, рис. 13), но через три часа ее крылья расправились, бабочка начала летать (см. приложение, рис. 14). В природе бабочки пугливые, а наши были совсем ручными (см. приложение, рис. 15, 16). Мне удалось подробно рассмотреть ее длинный хоботок, который бабочка сворачивала и разворачивала, голову, туловище, четыре крыла с красивым рисунком. А еще у бабочки на тельце и крыльях были волосинки, и она казалась мохнатой. Я подумала, что ее именно поэтому называют Махаон. На цветущие растения в групповой комнате бабочка совсем не реагировала. Она поселилась на кусте петрушки (см. приложение, рис. 17), мы опрыскивали его сахарным сиропом (прожила 2 недели). Но из куколок, в которые превратились принесенные мной гусеницы, бабочки не появлялись. Через месяц мы решили переставить их поближе к источнику тепла (батарее). Через две недели появилась бабочка (см. приложение, рис 18, 19). Она была очень активная, летала по группе (прожила 1 неделю). А через три дня появилась еще одна бабочка (см. приложение, рис. 20) (прожила 3 дня). Процесс выхода бабочки из куколки проходил всегда
8
ночью, поэтому его увидеть не удалось.
В ходе исследовательской работы я использовала следующие методы: поиск информации; анализ полученного материала; наблюдение; эксперимент. Все свои наблюдения я фиксировала в дневнике.
В результате исследования мне удалось понаблюдать за всеми стадиями превращения
гусеницы в бабочку в домашних условиях; за жизнью и питанием гусениц; за процессом окукливания гусениц; за изменениями куколок; за жизнью, внешним видом и строением бабочки.
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная работа посвящена исследованию процесса превращения гусеницы в бабочку в домашних условиях. Я провела эксперимент, в ходе которого все принесенные мною гусеницы окуклились, из некоторых появились бабочки. Моя гипотеза подтвердилась.
10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Непомнящий Н.Н. Бабочки. М.: СЛОВО, 2001.
2. Пол Уэйли. Бабочки. М.: СЛОВО, 1999.
3. http://nashzeleniymir.ru/гусеница
4. Морган Салли Бабочки. Всемирная иллюстрированная энциклопедия.
Хелен М. Стивенс – М: Никола – Пресс, 2014.
5. Ткачев О. Бабочки. Опыт успешного содержания и разведения в
домашних условиях. О. Ткачев – М: Аквариум – Принт, 2006.
11
ТЕЗИСЫ.
Мне очень интересны бабочки, нравится за ними наблюдать, но рассмотреть их внимательно, не испугав и не навредив, очень сложно. И мне захотелось узнать, можно ли вырастить из гусеницы бабочку в домашних условиях? Изучению этих насекомых посвящена моя исследовательская работа.
Цель: познакомиться с жизнедеятельностью бабочек и их развитием и выяснить, можно ли вырастить бабочку в домашних условиях.
Задачи: узнать больше о жизни и стадиях развития бабочки; провести исследовательскую работу по выращиванию бабочки из гусеницы; зафиксировать результаты исследовательской работы в дневнике наблюдений.
Гипотеза: предположим, что в домашних условиях возможно превращение гусеницы в бабочку.
В ходе исследовательской работы я использовала следующие методы: поиск информации; анализ полученного материала; наблюдение; эксперимент. Все свои наблюдения я фиксировала в дневнике.
В результате исследования мне удалось понаблюдать за всеми стадиями превращения гусеницы в бабочку в домашних условиях; за жизнью и питанием гусениц; за процессом окукливания гусениц; за изменениями куколок; за жизнью, внешним видом и строением бабочки.
Данная работа посвящена исследованию процесса превращения гусеницы в бабочку в домашних условиях. Я провела эксперимент, в ходе которого все принесенные мною гусеницы окуклились, из некоторых появились бабочки. Моя гипотеза подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект «Из гусеницы в бабочку»
Наблюдая за жизнью насекомых, мы стали искать разные книжки, где можно было найти рассказы о них. Нам попалась книга американского писателя Эрика Карла «Очень голодная гусеница», в книге р...
Превращение гусеницы в бабочку.
Исследовательская работа, как превращается гусеница в бабочку....
«Педагогическое мероприятие с детьми» Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Превращение гусеницы в бабочку»
совершенствовать навыки логического мышления через занимательные задания....
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста «От гусеницы к бабочке».
Цель: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о жизненном цикле бабочки....
Мудрые сказки Тётушки Совы " Гусеница и бабочка".
Посмотрите вместе с ребенком обучающий мультфильм о чудесном превращении гусеницы.https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1291311361754860581&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8+%D1%82%D0%B5...
Познавательно-исследовательский творческий проект "Превращение гусеницы в бабочку". Старшая группа 5-6лет
Гусеницы всегда казались мне весьма неприятными существами. Как-то раз, я услышала по телевизору, что «противные гусеницы» превращаются в красивейших бабочек. Я очень удивился этому. Ведь ...
Проект "Превращение гусеницы в бабочку"
ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА:"КАК ГУСЕНИЦА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БАБОЧКУ"...