"Край, мой Смоленский"
план-конспект занятия (старшая группа)

Питушкина Ольга Николаевна

Больше тысячи лет на холмах ты стоишь,

И покой всей Руси охраняешь,

На свершенья, на труд, на межзвездный полет

Ты своих сыновей вдохновляешь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_smolensk.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Край мой, Смоленский»

Цель: дать детям представление о городе, помочь представить, как выглядел Смоленск в старину, чем занимались его жители. Познакомить с историей строительства крепостной стены. Показать некоторые памятники и рассказать о событиях, связанных с ними. Развивать речь детей, воображение, познавательные интересы. Воспитывать уважительное отношение к памятным местам города, желание делать его красивее.

Методы и приемы: беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации города Смоленска, башни. 

Ход занятия:

Чтение стих. «Мой город» Арсений Ковалей

Больше тысячи лет на холмах ты стоишь,

И покой всей Руси охраняешь,

На свершенья, на труд, на межзвездный полет

Ты своих сыновей вдохновляешь.

Сколько помнит твоя крепостная стена?

Много горя смоляне терпели.

Но как феникс из пепла мой город вставал,

Вновь лились соловьиные трели.

Я хочу, чтоб мой город и впредь процветал,

Становился богаче и краше,

И, как страж неусыпно всегда охранял

Мир и счастье в Отечестве нашем

Воспитатель: Где мы с вами живём?

Дети: В городе

Воспитатель: Как называется наш город?

Дети: Смоленск

Воспитатель: Как называют людей, живущих в Смоленске?

Дети: Смоляне

Воспитатель: Когда люди не умели строить из камней и кирпичей, они делали вокруг города высокий земляной вал и на нем строили из очень толстых бревен высокий деревянный забор, который назывался крепостью, потому что был очень крепким, прочным. Вдоль этой деревянной стены на некотором расстоянии друг от друга стояли высокие деревянные башни.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зачем нужны были эти башни? Ответы детей.

Правильно, на них находились стражники. Они смотрели во все стороны, не виден ли враг. Если видели врага, поднимали тревогу. Внизу, под стеной, был глубокий ров с водой. Так что попасть врагу в город было очень нелегко. Стены высокие, ворота крепкие. Открывались они только перед мирными жителями и добрыми гостями. 

Воспитатель: Однажды, в очень-очень давние времена, плыла по реке Днепр расписная ладья, а в ней находились новгородские князья Аскольд и Дир со своими воинами-дружинниками. И увидели они, что на берегу реки, на холмах, расположился город. Был он "велик и мног людьми". Об этом узнали мы из древней книги - летописи.  Упоминание о нашем городе в летописи нашли в 863 году и с этого момента считается возраст Смоленска. В этом году Смоленску исполнится 1159 лет.

Улицу, которую мы с вами видим, самая древняя. Шла она вдоль крепостной стены. А чтобы по ней можно было ходить и ездить, не утопая в грязи, улицу мостили досками или камнями, и называлась такая улица мостовой.

А вот здесь были Днепровские ворота и переправа через реку. Улица была оживленная. На ней было много людей и лошадей. Здесь шла бойкая торговля. И встретить можно было и простого человека, и стражника, и боярина, и купцов местных и иноземных. Много заезжих купцов приплывало и приезжало в Смоленск за мехами, медом, воском, пенькой, смолой. Вокруг города было много лесов, где трудолюбивый человек все это мог добыть. Но не только для того, чтобы вести торговлю, приезжали в Смоленск люди. Вот представите себе, плыла по реке лодка и прохудилась, стала течь.

Где починить ее, где взять смолу?

Прямо на берегу Днепра рабочие люди и варили смолу, тут же и лодки смолили.

Поэтому и город наш назвали Смоленском.

Да и выглядел он в те времена, особенно зимой, черным, как смола. Построен он был из дерева, которое от ветров и дождей темнеет. К тому же зимой из окон и дверей домов валил дым, как при пожаре, потому что люди тогда не умели класть печки с трубой, вот дым и выходил не через трубу, а из окон и дверей. Поэтому все внутри дома и снаружи было черным, прокопченным. 

Шли годы и деревянные стены приходили в негодность, вот тогда и возникла идея построить стену из кирпича. Поэтому приказу царя в Смоленск послали знаменитого строителя городских укреплений Федора Коня. Он должен был построить вокруг города стену, превратить Смоленск в неприступную крепость. Воспитатель: предлагает рассмотреть, какую же стену выстроил вокруг нашего города под руководством Федора Коня.

(Обращает внимание ребят на ее высоту, толщину по стене можно было ехать в карете, запряженной тройкой лошадей).

Воспитатель: Зачем нужны были такая высота и толщина стены?

-Башни построены так, что они "выступают" вперед. Из одной башни можно было видеть все, что делается перед крепостной стеной до следующей башни и вести огонь вдоль стены.

Башен было 38. Каждая имела свое назначение и свое название

Вот с этой башни (показывает Бублейку) при приближении врага подавали шумовые сигналы - били в бубен. Отсюда и название башни Бублейка.

с этой сторожевой башни (показывает Маховую) сигналили, махая какими—либо предметами, а ночью огнями. И название башня получила Моховая.

Из башни Водяной шел специально прорытый ров к Днепру, чтобы ходить за водой.

В башне Пороховой хранился порох.

А вот это Громовая башня. Посмотрите, как далеко от стены она выдвинулась навстречу врагу и как бы грозит ему. С этой башни стена далеко видна и неприятеля хорошо держать, под огнем, не давать подойти к стене.

- А как же люди попадали в город, если вокруг стена и башни?

Ведь жители города где-то должны были проходить?

Поощряя попытки детей ответить на вопрос, воспитатель рассказывает о том, что в 9 башнях были устроены ворота, что сегодня уцелели только Никольские ворота.

Детям предлагается подумать, легко ли было строить такую огромную стену с башнями вокруг города?

Как доставляли камни и кирпичи к месту строительства? Чем поднимали их на стену, чем копали рвы?

Ведь тогда не было такой техники: самосвалов, бульдозеров, экскаваторов, подъемных кранов.

Воспитатель помогает понять ребятам, что строительство стены было очень трудным делом. Но люди понимали, что крепость, защитит город от врагов и старались изо всех сил.

Нарядной делает ее сочетание двух цветов: красного кирпича и белого. За ее красоту стену стали называть ожерельем. А ее главному строителю Федору Коню поставили памятник. Чтобы всегда смоляне его помнили.

 Ребята, гуляя по нашему городу пешком нельзя не заметить ещё одну достопримечательность Смоленска – это Смоленский Успенский собор.

- Ребята, а вы когда-нибудь бывали в Успенском соборе и Крепостной стене? (ответы детей)

- Успенский собор(рассматривание картины) – находится на высокой горе (холме) и виден практически с любой точки города. 

Воспитатель: Наша смоленская земля славится многими известными замечательными людьми. Кого вы знаете?

Дети: космонавт Ю.Гагарин, поэт Исаковский, Твардовский, путешественник Пржевальский, композитор Глинка и мн.другие. В честь их названы улицы, площади, им стоят памятники.

Итак, в каком городе мы живём? Почему его так назвали? Как называют людей, живущих в Смоленске? На какой реке стоит на город? Кто построил крепостную стену?

Вот и подошло к концу наше с вами занятие. Я очень надеюсь, что вы узнали сегодня много нового и интересного о нашем любимом городе. Что    вы запомните это и пронесёте любовь и уважение к своему  городу  через всю свою жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...

проект"край мой смоленский - город рославль родной"

образовательная область -  познание...

Комплексно – тематическое планирование в интеграции с парциальными программами «ОБЖ» Р.В. Стеркина. Н.Д. Князава., С.Н.Николаева «Юный эколог», « Край мой Смоленский.» Т.М. Жарова, В.А. Кравчук,С. Ю. Шимаковская

План был разработан с целью ознакомления детей  с родным краем в интеграции с парциальными програмами для старшего дошкольного возраста....

Цикл занятий по краеведению «Край мой Смоленский» Старший дошкольный возраст

Здесь представлены конспекты занятий  для детей старшего дошкольного возраста , разработанные как дополнение к программе "Край мой Смоленский"Цель программы: Развитие у детей интереса к...