рабочая программа по башкирскому языку в старшей группе детского сада
рабочая программа (старшая группа)
Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой другого народа или других народов, пользующихся этим языком.
Задачи программы:
Обучающие:
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- углубить и расширить знание и представление о литературном языке;
-учить отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;
-учить правильному произношению звуков, слов, типических грамматических конструкций на двух языках, общаться со сверстниками и взрослыми по предложенным темами ситуациям на уровне повседневного общения (говорение);
Развивающие:
- развитие интереса к башкирскому языку;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Воспитательные:
-приобщать к истории, культуре, обычаям и традициям башкир посредством языка. У детей формируются навыки позитивного и уважительного отношения к родному краю, природе, людям разных национальностей, проживающим в их окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_po_bashkirskomu_yazyku.docx | 49.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 2 СЕЛА РАЕВСКИЙ АЛЬШЕЕВСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рабочая программа
кружковой работы в детском саду по изучению
башкирского языка в старшей группе
на 2021-2022 учебный год
Руководитель:
воспитатель Шагапова Ира Тимразовна
Раевка -2022
Пояснительная записка
Многие исследователи отмечают, что дошкольники к 5-6 годам овладевают умениями «лингвистического анализа». В процессе обучения у них развивается слуховое внимание, речевой слух, моторика артикуляционного аппарата, умение выделять, вычленять отдельные звуки в слове, определять количество слов в предложении и др.
Старшие дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они так же проявляют интерес к другим языкам, легко и непринужденно могут запомнить небольшой по объему языковой материал на неродном языке.
Актуальность
Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении вторым языком. Учеными доказано, что освоение звуковой стороны второго языка положительно влияет на развитие не только речевого, но и на уровень общего интеллектуального развития ребенка. Поэтому при составлении данной программы учитывались психологические особенности развития детей – огромное их желание к познанию нового в окружающем.
Программа направлена на развитие устойчивого интереса к башкирскому языку, на развитие речевой активности детей. Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладевать дети.
Среди детей старшего дошкольного возраста наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и др.), которое определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и в детском саду. При обучении башкирскому языку необходимо учитывать эти факторы как при организации групповой, так и индивидуальной работы с детьми.Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии ФГОС ДО. Обобщая опыт работы по проблемам нравственно-патриотического воспитания, и ориентируясь на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг», (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от5 октября 2010 г. № 795 (с изменениями на 7 октября 2013 г.)), на республиканскую программу «Формирование гражданина нового Башкортостана» на 2002-2010гг разработана образовательная программа по ознакомлению детей с родным краем.
Программа направлена на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание было расширено за счет включения задач по краеведению, которые конкретизированы в региональной программе- руководстве по работе с детьми старшего дошкольного возраста «Я - Башкортостанец» автора Р.Л.Агишевой, кандидата педагогических наук, профессора.
Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой другого народа или других народов, пользующихся этим языком.
Задачи программы:
Обучающие:
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- углубить и расширить знание и представление о литературном языке;
-учить отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;
-учить правильному произношению звуков, слов, типических грамматических конструкций на двух языках, общаться со сверстниками и взрослыми по предложенным темами ситуациям на уровне повседневного общения (говорение);
Развивающие:
- развитие интереса к башкирскому языку;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Воспитательные:
-приобщать к истории, культуре, обычаям и традициям башкир посредством языка. У детей формируются навыки позитивного и уважительного отношения к родному краю, природе, людям разных национальностей, проживающим в их окружении.
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. Происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.
Используются разные формы проведения занятий:
занятие – игра;
занятие – сказка;
занятие – загадка; занятия, беседы, развлечения, праздники, экскурсии,
наблюдения, встречи с известными людьми, игры, оформление выставок.
Методы работы:
Объяснительно - иллюстративный (беседа, художественное слово)
Репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
Исследовательский (оценка, самооценка);
Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);
Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности.
Приёмы, используемые на занятии:
Проводится 1 занятие в неделю продолжительностью 25 минут. Занятия проводятся в форме игры, что дает ребенку возможность усваивать материал в непринужденной атмосфере. На занятиях используются сюрпризные моменты, народные, хороводные, музыкальные дидактические игры, работа с демонстрационным, раздаточным материалом, слушание аудио записи, просмотр мультфильмов на башкирском языке, ознакомление детей с творчеством башкирских детских поэтов и писателей, культурой, бытом, традициями и обычаями, праздниками башкирского народа, чтение художественной литературы. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры.
Планируемые результаты освоения программы
-дети научатся отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;
-дети научатся правильному произношению звуков, слов на двух языках.
Старший дошкольник к концу года:
-имеет представление о том, что родившийся человек является членом семьи, гражданином своей республики, страны и имеет право на фамилию, имя, отчество, а также документ, удостоверяющий личность;
-как полноправный гражданин знает свои права и обязанности, соблюдает общественные нормы и правила поведения, этикет при общении с взрослыми сверстниками;
-знает свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, телефон; имя, отчество родителей и других членов семьи; может рассказать о месте работы (учебы), о пользе их труда для семьи и общества, ориентируется в селе ,где живет;
-информирован о родственниках, с помощью взрослых умеет составлять свою родословную - шежере;
-имеет представление о своей национальности;
-испытывает добрые чувства к своему детскому саду, знает его номер, историю о том, почему детский сад носит данное название;
-запомнил название улицы, на которой находится детский сад «Гвоздичка»; ориентируется в здании детского сада и на ближайшей к нему местности, ориентируется по картам, схемам, проходит простые маршруты в помещениях детского сада, по его территории, микрорайону, где расположен детский сад;
-имеет сформированное представление о малой родине - месте, где родился и живет с родителями , как о части родного края (Республики Башкортостан), большой Родины - России, планеты Земля;
-имеет развитый интерес к месту, где родился, знает историю своего города, его символы;
-имеет развитый познавательный интерес к родному городу, его росту и благоустройству (строятся дома, появляются новые улицы, высаживаются цветы, деревья, поддерживается чистота и порядок);
-знает, что в Альшеевском районе много деревень, может показать на карте района , на карте республики свой район и столицу Уфу;
-различает понятия село – город - район - республика - страна - планета;
-имеет представление о достопримечательностях города, района;
-имеет развитый интерес к событиям, значимым для семьи, детского сада, города, республики, страны;
-знает как одним словом называют жителей города (горожане, янаульцы);
-имеет представление о языках, культуре народов, живущих вАльшеевском районе, о народных играх;
-способен понимать нравственный смысл устного народного творчества, правильно оценивать поступки героев, их действия и личностные качества;
-умеет отличать характерные особенности культуры, искусства, традиций разных народов;
-имеет представление о людях, прославивших Альшеевский район;
-имеет представление о том, что воздух, лес, река, озеро, земля, родники - это всеобщее богатство и охранять его - обязанность всех людей;
-знаком с природными богатствами (лес, нефть), природными достопримечательностями района ;
-знаком с культурой поведения в природе и соблюдает ее в жизненных ситуациях;
-имеет интерес к родному языку и языкам народов района , желание их изучать
Перспективный план кружка
старший дошкольный возраст
№ | Тема | Цель | Материал | Словарная работа | |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Выявить знания детей, развивать память, мышление, воображение, воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя; | Иллюстрации, муляжи, игрушки. | |
2 | Мой любимый детский сад | -формировать умение ориентироваться в детском саду, знать названия групп и кабинетов на башкирском языке; -расширять словарный запас; -развивать логическое мышление; -воспитывать умение вести себя в детском саду. | Д\и «Что изменилось?» иллюстрации о детском саде, кукла; | Уйын бүлмәһе, йоко бүлмәhе, кескәйҙәр, уртансылар, өлкәндәр, әҙерлек төркөмө. | |
3 | Я живу в Башкортостане | -закреплять знания детей о республике, в которой они живут, о столице-Уфе; -развивать память, внимание; -воспитывать любовь к своей республике. | Д\и «Узнай достопримечательности по фотографиям» | Баш kала, байраk, kунаk, йылға, тау. | |
4 | Это я | -Формировать умение знакомиться на башкирском языке, возбуждать в детях желание больше узнавать друг о друге; -расширять словарный запас; -воспитывать уважение к окружающим. | Был кем? исем, таныштыk, hинен исемен нисек? hин, мин, ул; | ||
октябрь | 1 | Золотая осень | Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени, напомнить детям названия осенних месяцев. | Иллюстрации об осени. Д\и «что сначала, что потом?» альбомные листы, краски, кисточки. | Көҙ, ямғыр, япраҡтар ҡойола, төҫ, яуа, hыуык. |
2 | Чудо-фрукты | Познакомить и заучить с детьми башкирские названия фруктов, закрепить полученные знания на практике, нарисовать и назвать фрукты на башкирском языке; -воспитывать умение слушать воспитателя; | Муляжи фруктов, альбомы, краски, кисточки, иллюстрации; | Алма, груша, афлисун, банан; | |
3 | Собираем овощи | Познакомить детей с названиями овощей на башкирском языке; -формировать умение употреблять их в речи; -развивать речь, мышление; -воспитывать умение правильно сидеть за столом; | Муляжи овощей, иллюстрации, пластилин, доска для лепки. | Көҙ, йәшелсәләр, кишер, кәбеҫтә, ҡыяр, сөгөлдөр. | |
4 | Наш огород | Закрепить изученные слова на тему «Сад-огород», - учить употреблять их в речи. | Муляжи овощей и фруктов | Алма, груша, афлисун, банан; Көҙ, йәшелсәләр, кишер, кәбеҫтә, ҡыяр, сөгөлдөр | |
Ноябрь | 1. | Мои друзья | Создание радостного настроя от встречи с друзьями -обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»; | Дуҫ, дуҫлыҡ, яҡшы дуҫ. | |
2. | Моя семья | -формировать умение называть членов семьи на башкирском языке, отвечать на вопросы по картине «семья»; -развивать башкирскую речь; -воспитывать уважение к членам семьи; | Сюжетно-ролевая игра «семья», фотографии, картинки, словарики. | Атай, әсәй, улым, ҡыҙым, балам, апайым, ағайым, картатай, оләсәй. | |
3. | Мой дом | -формировать умение рассказывать о своей квартире; -развивать мышление; -воспитывать умение правильно вести себя на занятиях; | Иллюстрации, заранее нарисованные рисунки своей квартиры, словарики; | Йоҡо бүлмәhe, аш бүлмәhе, ҡунактар бүлмәhе; | |
4. | Перелетные птицы | -познакомить детей с перелетными птицами, выявить, почему их так называют? -развивать мышление, -воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям; | Иллюстрации, д\и «Птицы Башкортос-тана». | Ҡоштар, оса, йылы яҡҡа, ҡарға, ҡыр өйрәге; |
Декабрь | 1. | Зима пришла | -уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; -познакомить детей с названиями зимних месяцев; -расширить кругозор; -воспитывать бережное отношение к природе; | Иллюстрации, д\и «Что изменилось?», ножницы, бумага. | Кар бортого, ак тоста, яуа, гинуар, декабрь, февраль, мизгелдар. |
2. | Зимние игры | Познакомить детей с башкирскими народными играми; -формировать навык играть данные игры; -воспитывать дружелюбие. | Мячики, шарф. | Кузбайлаш, байлаган, уйын, туп; | |
3. | С Новым Годом! | Познакомить детей с праздником Нового года! -разучить стихотворение; -воспитывать уважительное отношение друг к другу; | Открытки, иллюстрации, словарики, альбомы, карандаши; | Байрам, яны йыл, кунак, шыршы, уйынсыктар, кыш бабай, кар hылыу, булактар. | |
4 | Обобщение | -выявить остаточные знания детей по всем пройденным темам; -развивать память, внимание; -воспитывать умение слушать объяснения воспитателя; | Иллюстрации, муляжи, открытки, д\и «Собери урожай» | Все изученные слова. |
Январь | 1. | Посуда | -познакомить детей с башкирскими названиями посуды,выучить слова и использовать их в разговорной речи; | Посуда, д\и «Собери башкирскую посуду», пластилин. | Сәнске, бысаҡ, сынаяҡ, ҡалаҡ, сәйгүн, hауыт-hаба, тәрлинкә. |
2. | Цвета красок | Выучить основные цвета красок, развивать речь, воспитывать уважение друг к другу. | Иллюстрации, полоски разного цвета, каран-даши, альбомы, словарики. | Ҡыҙыл, аҡ, ҡара, йәшел, зәңгәр, hары | |
3. | Музыкаль-ные инструменты | -Познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами, воспитать к ним интерес; -развивать творческие способности, речь на башкирском языке; | Музыкальные инструменты, иллюстрации музыкальных инструментов, Д\и «найди башкирский инструмент?» | Kурай, кубыҙ, яhай, тауыш, тыңла, баян. | |
Февраль | 1. | Я-сказочник | Познакомить детей с УНТ башкирского народа, формировать умение правильно отвечать на вопросы, прививать интерес к прослушиванию башкирских сказок. | Иллюстрации к сказке «Медведь и пчелы» | |
2. | «Мои любимые игрушки» | Формировать умение правильно описывать свою игрушку (цвет, форму, размер); воспитывать бережное отношение к игрушкам. | игрушки. | Уйынсыҡ, ҡурсаҡ, туп. | |
3. | Мы играем | Познакомить детей с игрой «Ак тирак кук тирак», воспитывать умение играть дружно. | «Аҡ тирәк күк тирәк»,кем ҡараҡ,шәп йүгер,беҙ уйнайбыҙ | ||
4. | Утренняя гимнастика | Формировать умение выполнять утреннюю гимнастику на башкирском языке, расширять словарный запас слов. | мячи | Түңәрәк, hикер, уңга, hулға, борол, hикермә, бер, ике, ос | |
Март | 1. | «Домашние птицы» | Формировать умение описывать домашних животных, их строение тела, среду обитания, познакомить с башкирскими названиями этих птиц. | Илюстрации по теме, «Домашние птицы» Д\и «Что изменилось» | Әтәс, тауыҡ, себештәр, ҡаҙҙар, үрҙәк. |
2. | «Домашние животные» | Познакомить детей с домашними животными, формировать умение отличать домашних животных от других обитателей, воспитывать интерес к домашним животным; | Домашние животные (игрушки), иллюстрации, д\и «Кто где живет» | Эт, бесәй, hарыҡ, ат, ҡолон, быҙау, бәрәс, ҡаҙ. | |
3. | «Дикие животные» | Познакомить детей с названиями диких животных, формировать умение отличать диких животных от других обитателей. | Игрушки диких животных, иллюстрации | Бүре, төлкө, айыу, ҡуян | |
4. | «Караидель» башкирская народная сказка | Познакомить детей с башкирской народной сказкой, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя и пересказывать, развивать речь и память, воспитывать интерес к башкирским народным сказкам; | Иллюстрации к сказке | әкиәт | |
1. | «Башкирская одежда» | Познакомить детей с названиями башкирской одеждой,воспитывать интерес к истории башкирского народа; | Национальная одежда, иллюстрации, д\и «Одень куклу» | Башҡорт кейемдәре, камзул, йылан, ситек, кәпәс, милли, оҙон | |
2. | «Обувь» | Познакомить детей с вмдами обуви,развить речь на башкирском языке,воспитывать бережное отношение к своим вещам; | Иллюстрации, альбомные листы, карандаши. | Итек, галуш, быйма, ботинка аяҡ кейемдаре | |
Апрель | 3. | «Весна идет» | Формировать умения определять время года, уточнить названия весенних месяцев, примет и признаков, развивать наблюдательность, расширять словарный запас, воспитывать бережное отношение к природе | Иллюстрации, Д\и «Времена года», «Что сначала, что потом?» | Яҙ, ямғыр, ҡояш, умырзая, |
4. | «Головные уборы» | Познакомить детей с башкирскими названиями головных уборов, формировать умение их различать и употреблять эти слова в речи; Воспитывать бережное отношение к своим вещам. | Головные уборы в картинках, д\и «Одень куклу», «Нарисуй что назову» | Башлыҡ, ҡашмау, кэлэпуш, баш |
май | 1 | «Еңеү байрамы» | Дать представление о Дне Победы, развивать фантазию, речь, мышление, воспитывать гордость | Иллюстрации о празднике. | Һуғыш, тыныслыҡ, байрам, һуғыш ветераны | |
2 | «Сабантуй» | Познакомить детей с одним из башкирских праздников, развивать мышление, внимательность; расширять кругозор, воспитывать интерес и любовь к культуре Башкортостана. | Спортивный инвентарь, башкирская одежда, ведра, ложки, яйцо, мешки | Ҡояш, уйын, ҡалаҡ | ||
3-4 | Диагностика | Выявить остаточные знания у детей, развивать память, мышление, воображение, воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя; | Иллюстрации, муляжи, игрушки. |
Список литературы:
- Абубакирова З.Ф., Абубакирова Х.E., Дильмухаметов М.И. Мин башкортса укыйым. – Уфа: Китап, 2007
- Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан. – Уфа: БИРО, 2008
- Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа-руководство. – Уфа: БИРО, 2004
- Нафикова З.Г., Азнабаева Ф.Г. Оскон. Программа-руководство для обучения башкирскому языку детей разных национальностей в детских садах.
- Гөлбостан. Методическое пособие по развитию речи в старшей и подготовительной группах. Ф.Г. Азнабаева, Елкибаева Г.Р., Нарынбаева А.З., Аминева Р.И., Харисова М.Р., Сибай, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада
Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...
Рабочая программа по лепке в средней группе детского сада "Страна Лепляндия"
Учебно-методический материал по лепке для воспитателей, включающий в себя годовое планирование по средней группе детского сада....
Программа кружка для детей старшей группы детского сада. "Школа юного книголюба"
Программа кружкадля детей старшей группы детского сада."Школа юного книголюба" ...
Рабочая программа для старшей группы детского сада
Рабочая программа общеразвивающей работы в старшей группе является программным документом для дошкольного образовательного учреждения. Данная программа разработана с учетом примерной основ...
Рабочая программа для старшей группы детского сада
Рабочая программа общеразвивающей работы в старшей группе является программным документом для дошкольного образовательного учреждения. Данная программа разработана с учетом примерной основ...
Программа по профориентации для старшей группы детского сада
Работа по ранней профориентации для детей старшей группы детского сада....
Рабочая программа по рисованию в старшей группе детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 «Звездный» Рабочая программапо курсу « Рисование»в группах общеразвивающей направленно...
- Мне нравится (1)