рабочая программа по башкирскому языку в старшей группе детского сада
рабочая программа (старшая группа)
Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой другого народа или других народов, пользующихся этим языком.
Задачи программы:
Обучающие:
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- углубить и расширить знание и представление о литературном языке;
-учить отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;
-учить правильному произношению звуков, слов, типических грамматических конструкций на двух языках, общаться со сверстниками и взрослыми по предложенным темами ситуациям на уровне повседневного общения (говорение);
Развивающие:
- развитие интереса к башкирскому языку;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Воспитательные:
-приобщать к истории, культуре, обычаям и традициям башкир посредством языка. У детей формируются навыки позитивного и уважительного отношения к родному краю, природе, людям разных национальностей, проживающим в их окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 2 СЕЛА РАЕВСКИЙ АЛЬШЕЕВСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рабочая программа
кружковой работы в детском саду по изучению
башкирского языка в старшей группе
на 2021-2022 учебный год
Руководитель:
воспитатель Шагапова Ира Тимразовна
Раевка -2022
Пояснительная записка
Многие исследователи отмечают, что дошкольники к 5-6 годам овладевают умениями «лингвистического анализа». В процессе обучения у них развивается слуховое внимание, речевой слух, моторика артикуляционного аппарата, умение выделять, вычленять отдельные звуки в слове, определять количество слов в предложении и др.
Старшие дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они так же проявляют интерес к другим языкам, легко и непринужденно могут запомнить небольшой по объему языковой материал на неродном языке.
Актуальность
Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении вторым языком. Учеными доказано, что освоение звуковой стороны второго языка положительно влияет на развитие не только речевого, но и на уровень общего интеллектуального развития ребенка. Поэтому при составлении данной программы учитывались психологические особенности развития детей – огромное их желание к познанию нового в окружающем.
Программа направлена на развитие устойчивого интереса к башкирскому языку, на развитие речевой активности детей. Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладевать дети.
Среди детей старшего дошкольного возраста наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и др.), которое определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и в детском саду. При обучении башкирскому языку необходимо учитывать эти факторы как при организации групповой, так и индивидуальной работы с детьми.Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии ФГОС ДО. Обобщая опыт работы по проблемам нравственно-патриотического воспитания, и ориентируясь на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг», (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от5 октября 2010 г. № 795 (с изменениями на 7 октября 2013 г.)), на республиканскую программу «Формирование гражданина нового Башкортостана» на 2002-2010гг разработана образовательная программа по ознакомлению детей с родным краем.
Программа направлена на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание было расширено за счет включения задач по краеведению, которые конкретизированы в региональной программе- руководстве по работе с детьми старшего дошкольного возраста «Я - Башкортостанец» автора Р.Л.Агишевой, кандидата педагогических наук, профессора.
Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой другого народа или других народов, пользующихся этим языком.
Задачи программы:
Обучающие:
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- углубить и расширить знание и представление о литературном языке;
-учить отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;
-учить правильному произношению звуков, слов, типических грамматических конструкций на двух языках, общаться со сверстниками и взрослыми по предложенным темами ситуациям на уровне повседневного общения (говорение);
Развивающие:
- развитие интереса к башкирскому языку;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Воспитательные:
-приобщать к истории, культуре, обычаям и традициям башкир посредством языка. У детей формируются навыки позитивного и уважительного отношения к родному краю, природе, людям разных национальностей, проживающим в их окружении.
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. Происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.
Используются разные формы проведения занятий:
занятие – игра;
занятие – сказка;
занятие – загадка; занятия, беседы, развлечения, праздники, экскурсии,
наблюдения, встречи с известными людьми, игры, оформление выставок.
Методы работы:
Объяснительно - иллюстративный (беседа, художественное слово)
Репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
Исследовательский (оценка, самооценка);
Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);
Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности.
Приёмы, используемые на занятии:
Проводится 1 занятие в неделю продолжительностью 25 минут. Занятия проводятся в форме игры, что дает ребенку возможность усваивать материал в непринужденной атмосфере. На занятиях используются сюрпризные моменты, народные, хороводные, музыкальные дидактические игры, работа с демонстрационным, раздаточным материалом, слушание аудио записи, просмотр мультфильмов на башкирском языке, ознакомление детей с творчеством башкирских детских поэтов и писателей, культурой, бытом, традициями и обычаями, праздниками башкирского народа, чтение художественной литературы. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры.
Планируемые результаты освоения программы
-дети научатся отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;
-дети научатся правильному произношению звуков, слов на двух языках.
Старший дошкольник к концу года:
-имеет представление о том, что родившийся человек является членом семьи, гражданином своей республики, страны и имеет право на фамилию, имя, отчество, а также документ, удостоверяющий личность;
-как полноправный гражданин знает свои права и обязанности, соблюдает общественные нормы и правила поведения, этикет при общении с взрослыми сверстниками;
-знает свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, телефон; имя, отчество родителей и других членов семьи; может рассказать о месте работы (учебы), о пользе их труда для семьи и общества, ориентируется в селе ,где живет;
-информирован о родственниках, с помощью взрослых умеет составлять свою родословную - шежере;
-имеет представление о своей национальности;
-испытывает добрые чувства к своему детскому саду, знает его номер, историю о том, почему детский сад носит данное название;
-запомнил название улицы, на которой находится детский сад «Гвоздичка»; ориентируется в здании детского сада и на ближайшей к нему местности, ориентируется по картам, схемам, проходит простые маршруты в помещениях детского сада, по его территории, микрорайону, где расположен детский сад;
-имеет сформированное представление о малой родине - месте, где родился и живет с родителями , как о части родного края (Республики Башкортостан), большой Родины - России, планеты Земля;
-имеет развитый интерес к месту, где родился, знает историю своего города, его символы;
-имеет развитый познавательный интерес к родному городу, его росту и благоустройству (строятся дома, появляются новые улицы, высаживаются цветы, деревья, поддерживается чистота и порядок);
-знает, что в Альшеевском районе много деревень, может показать на карте района , на карте республики свой район и столицу Уфу;
-различает понятия село – город - район - республика - страна - планета;
-имеет представление о достопримечательностях города, района;
-имеет развитый интерес к событиям, значимым для семьи, детского сада, города, республики, страны;
-знает как одним словом называют жителей города (горожане, янаульцы);
-имеет представление о языках, культуре народов, живущих вАльшеевском районе, о народных играх;
-способен понимать нравственный смысл устного народного творчества, правильно оценивать поступки героев, их действия и личностные качества;
-умеет отличать характерные особенности культуры, искусства, традиций разных народов;
-имеет представление о людях, прославивших Альшеевский район;
-имеет представление о том, что воздух, лес, река, озеро, земля, родники - это всеобщее богатство и охранять его - обязанность всех людей;
-знаком с природными богатствами (лес, нефть), природными достопримечательностями района ;
-знаком с культурой поведения в природе и соблюдает ее в жизненных ситуациях;
-имеет интерес к родному языку и языкам народов района , желание их изучать
Перспективный план кружка
старший дошкольный возраст
№ | Тема | Цель | Материал | Словарная работа | |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Выявить знания детей, развивать память, мышление, воображение, воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя; | Иллюстрации, муляжи, игрушки. | |
2 | Мой любимый детский сад | -формировать умение ориентироваться в детском саду, знать названия групп и кабинетов на башкирском языке; -расширять словарный запас; -развивать логическое мышление; -воспитывать умение вести себя в детском саду. | Д\и «Что изменилось?» иллюстрации о детском саде, кукла; | Уйын бүлмәһе, йоко бүлмәhе, кескәйҙәр, уртансылар, өлкәндәр, әҙерлек төркөмө. | |
3 | Я живу в Башкортостане | -закреплять знания детей о республике, в которой они живут, о столице-Уфе; -развивать память, внимание; -воспитывать любовь к своей республике. | Д\и «Узнай достопримечательности по фотографиям» | Баш kала, байраk, kунаk, йылға, тау. | |
4 | Это я | -Формировать умение знакомиться на башкирском языке, возбуждать в детях желание больше узнавать друг о друге; -расширять словарный запас; -воспитывать уважение к окружающим. | Был кем? исем, таныштыk, hинен исемен нисек? hин, мин, ул; | ||
октябрь | 1 | Золотая осень | Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени, напомнить детям названия осенних месяцев. | Иллюстрации об осени. Д\и «что сначала, что потом?» альбомные листы, краски, кисточки. | Көҙ, ямғыр, япраҡтар ҡойола, төҫ, яуа, hыуык. |
2 | Чудо-фрукты | Познакомить и заучить с детьми башкирские названия фруктов, закрепить полученные знания на практике, нарисовать и назвать фрукты на башкирском языке; -воспитывать умение слушать воспитателя; | Муляжи фруктов, альбомы, краски, кисточки, иллюстрации; | Алма, груша, афлисун, банан; | |
3 | Собираем овощи | Познакомить детей с названиями овощей на башкирском языке; -формировать умение употреблять их в речи; -развивать речь, мышление; -воспитывать умение правильно сидеть за столом; | Муляжи овощей, иллюстрации, пластилин, доска для лепки. | Көҙ, йәшелсәләр, кишер, кәбеҫтә, ҡыяр, сөгөлдөр. | |
4 | Наш огород | Закрепить изученные слова на тему «Сад-огород», - учить употреблять их в речи. | Муляжи овощей и фруктов | Алма, груша, афлисун, банан; Көҙ, йәшелсәләр, кишер, кәбеҫтә, ҡыяр, сөгөлдөр | |
Ноябрь | 1. | Мои друзья | Создание радостного настроя от встречи с друзьями -обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»; | Дуҫ, дуҫлыҡ, яҡшы дуҫ. | |
2. | Моя семья | -формировать умение называть членов семьи на башкирском языке, отвечать на вопросы по картине «семья»; -развивать башкирскую речь; -воспитывать уважение к членам семьи; | Сюжетно-ролевая игра «семья», фотографии, картинки, словарики. | Атай, әсәй, улым, ҡыҙым, балам, апайым, ағайым, картатай, оләсәй. | |
3. | Мой дом | -формировать умение рассказывать о своей квартире; -развивать мышление; -воспитывать умение правильно вести себя на занятиях; | Иллюстрации, заранее нарисованные рисунки своей квартиры, словарики; | Йоҡо бүлмәhe, аш бүлмәhе, ҡунактар бүлмәhе; | |
4. | Перелетные птицы | -познакомить детей с перелетными птицами, выявить, почему их так называют? -развивать мышление, -воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям; | Иллюстрации, д\и «Птицы Башкортос-тана». | Ҡоштар, оса, йылы яҡҡа, ҡарға, ҡыр өйрәге; |
Декабрь | 1. | Зима пришла | -уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; -познакомить детей с названиями зимних месяцев; -расширить кругозор; -воспитывать бережное отношение к природе; | Иллюстрации, д\и «Что изменилось?», ножницы, бумага. | Кар бортого, ак тоста, яуа, гинуар, декабрь, февраль, мизгелдар. |
2. | Зимние игры | Познакомить детей с башкирскими народными играми; -формировать навык играть данные игры; -воспитывать дружелюбие. | Мячики, шарф. | Кузбайлаш, байлаган, уйын, туп; | |
3. | С Новым Годом! | Познакомить детей с праздником Нового года! -разучить стихотворение; -воспитывать уважительное отношение друг к другу; | Открытки, иллюстрации, словарики, альбомы, карандаши; | Байрам, яны йыл, кунак, шыршы, уйынсыктар, кыш бабай, кар hылыу, булактар. | |
4 | Обобщение | -выявить остаточные знания детей по всем пройденным темам; -развивать память, внимание; -воспитывать умение слушать объяснения воспитателя; | Иллюстрации, муляжи, открытки, д\и «Собери урожай» | Все изученные слова. |
Январь | 1. | Посуда | -познакомить детей с башкирскими названиями посуды,выучить слова и использовать их в разговорной речи; | Посуда, д\и «Собери башкирскую посуду», пластилин. | Сәнске, бысаҡ, сынаяҡ, ҡалаҡ, сәйгүн, hауыт-hаба, тәрлинкә. |
2. | Цвета красок | Выучить основные цвета красок, развивать речь, воспитывать уважение друг к другу. | Иллюстрации, полоски разного цвета, каран-даши, альбомы, словарики. | Ҡыҙыл, аҡ, ҡара, йәшел, зәңгәр, hары | |
3. | Музыкаль-ные инструменты | -Познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами, воспитать к ним интерес; -развивать творческие способности, речь на башкирском языке; | Музыкальные инструменты, иллюстрации музыкальных инструментов, Д\и «найди башкирский инструмент?» | Kурай, кубыҙ, яhай, тауыш, тыңла, баян. | |
Февраль | 1. | Я-сказочник | Познакомить детей с УНТ башкирского народа, формировать умение правильно отвечать на вопросы, прививать интерес к прослушиванию башкирских сказок. | Иллюстрации к сказке «Медведь и пчелы» | |
2. | «Мои любимые игрушки» | Формировать умение правильно описывать свою игрушку (цвет, форму, размер); воспитывать бережное отношение к игрушкам. | игрушки. | Уйынсыҡ, ҡурсаҡ, туп. | |
3. | Мы играем | Познакомить детей с игрой «Ак тирак кук тирак», воспитывать умение играть дружно. | «Аҡ тирәк күк тирәк»,кем ҡараҡ,шәп йүгер,беҙ уйнайбыҙ | ||
4. | Утренняя гимнастика | Формировать умение выполнять утреннюю гимнастику на башкирском языке, расширять словарный запас слов. | мячи | Түңәрәк, hикер, уңга, hулға, борол, hикермә, бер, ике, ос | |
Март | 1. | «Домашние птицы» | Формировать умение описывать домашних животных, их строение тела, среду обитания, познакомить с башкирскими названиями этих птиц. | Илюстрации по теме, «Домашние птицы» Д\и «Что изменилось» | Әтәс, тауыҡ, себештәр, ҡаҙҙар, үрҙәк. |
2. | «Домашние животные» | Познакомить детей с домашними животными, формировать умение отличать домашних животных от других обитателей, воспитывать интерес к домашним животным; | Домашние животные (игрушки), иллюстрации, д\и «Кто где живет» | Эт, бесәй, hарыҡ, ат, ҡолон, быҙау, бәрәс, ҡаҙ. | |
3. | «Дикие животные» | Познакомить детей с названиями диких животных, формировать умение отличать диких животных от других обитателей. | Игрушки диких животных, иллюстрации | Бүре, төлкө, айыу, ҡуян | |
4. | «Караидель» башкирская народная сказка | Познакомить детей с башкирской народной сказкой, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя и пересказывать, развивать речь и память, воспитывать интерес к башкирским народным сказкам; | Иллюстрации к сказке | әкиәт | |
1. | «Башкирская одежда» | Познакомить детей с названиями башкирской одеждой,воспитывать интерес к истории башкирского народа; | Национальная одежда, иллюстрации, д\и «Одень куклу» | Башҡорт кейемдәре, камзул, йылан, ситек, кәпәс, милли, оҙон | |
2. | «Обувь» | Познакомить детей с вмдами обуви,развить речь на башкирском языке,воспитывать бережное отношение к своим вещам; | Иллюстрации, альбомные листы, карандаши. | Итек, галуш, быйма, ботинка аяҡ кейемдаре | |
Апрель | 3. | «Весна идет» | Формировать умения определять время года, уточнить названия весенних месяцев, примет и признаков, развивать наблюдательность, расширять словарный запас, воспитывать бережное отношение к природе | Иллюстрации, Д\и «Времена года», «Что сначала, что потом?» | Яҙ, ямғыр, ҡояш, умырзая, |
4. | «Головные уборы» | Познакомить детей с башкирскими названиями головных уборов, формировать умение их различать и употреблять эти слова в речи; Воспитывать бережное отношение к своим вещам. | Головные уборы в картинках, д\и «Одень куклу», «Нарисуй что назову» | Башлыҡ, ҡашмау, кэлэпуш, баш |
май | 1 | «Еңеү байрамы» | Дать представление о Дне Победы, развивать фантазию, речь, мышление, воспитывать гордость | Иллюстрации о празднике. | Һуғыш, тыныслыҡ, байрам, һуғыш ветераны | |
2 | «Сабантуй» | Познакомить детей с одним из башкирских праздников, развивать мышление, внимательность; расширять кругозор, воспитывать интерес и любовь к культуре Башкортостана. | Спортивный инвентарь, башкирская одежда, ведра, ложки, яйцо, мешки | Ҡояш, уйын, ҡалаҡ | ||
3-4 | Диагностика | Выявить остаточные знания у детей, развивать память, мышление, воображение, воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя; | Иллюстрации, муляжи, игрушки. |
Список литературы:
- Абубакирова З.Ф., Абубакирова Х.E., Дильмухаметов М.И. Мин башкортса укыйым. – Уфа: Китап, 2007
- Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан. – Уфа: БИРО, 2008
- Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа-руководство. – Уфа: БИРО, 2004
- Нафикова З.Г., Азнабаева Ф.Г. Оскон. Программа-руководство для обучения башкирскому языку детей разных национальностей в детских садах.
- Гөлбостан. Методическое пособие по развитию речи в старшей и подготовительной группах. Ф.Г. Азнабаева, Елкибаева Г.Р., Нарынбаева А.З., Аминева Р.И., Харисова М.Р., Сибай, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-339576-1384073093.jpg)
рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада
Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-432255-1440495086.jpg)
Рабочая программа по лепке в средней группе детского сада "Страна Лепляндия"
Учебно-методический материал по лепке для воспитателей, включающий в себя годовое планирование по средней группе детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/18/picture-588801-1431975396.jpg)
Программа кружка для детей старшей группы детского сада. "Школа юного книголюба"
Программа кружкадля детей старшей группы детского сада."Школа юного книголюба" ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-477538-1617821871.jpg)
Рабочая программа для старшей группы детского сада
Рабочая программа общеразвивающей работы в старшей группе является программным документом для дошкольного образовательного учреждения. Данная программа разработана с учетом примерной основ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-477538-1617821871.jpg)
Рабочая программа для старшей группы детского сада
Рабочая программа общеразвивающей работы в старшей группе является программным документом для дошкольного образовательного учреждения. Данная программа разработана с учетом примерной основ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/29/picture-1071838-1567076513.png)
Программа по профориентации для старшей группы детского сада
Работа по ранней профориентации для детей старшей группы детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-653648-1440478654.jpg)
Рабочая программа по рисованию в старшей группе детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 «Звездный» Рабочая программапо курсу « Рисование»в группах общеразвивающей направленно...
- Мне нравится (1)