Рабочая программа по рисованию в старшей группе детского сада
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
Рабочая программа
по курсу « Рисование»
в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет:
Сведения о разработчиках:
Рудакова Галина Валентиновна, воспитатель 1 кв. категории;
Тамбов
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Рисование» для детей 5-6 лет соответствует требованиям ФГОС ДО, основана на:
«Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»,
программы Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа»,
Цель: рабочей программы по курсу «Рисование» - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)
Содержание рабочей программы по курсу Рисование»
Содержание курса направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение таких задач, как создание условий для:
– формирования осознанного восприятия произведений искусства (словесного, изобразительного);
– развития самостоятельной творческой деятельности (детского творчества).
Основными задачами курса « Рисование» являются:
- Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже); установление сходства и различия предметов и их частей.
-Формировать умения рисовать фигуру человека, передавая её основное строение, пропорциональное соотношение частей, положение корпуса тела, умение передавать мимику при рисовании портрета человека; развивать умение детей рисовать деревья разных пород и видов, передавая их характерные особенности.
-Продолжать учить детей конструктивным способом рисовать разные виды легкового, грузового и другого транспорта с учётом его назначения.
- Формировать умение создавать выразительные образы предметов разными способами:
– передача выразительной позы (новые способы – выразительной линией, на основе трапеции);
– передача характера (прорисованность линий, изменение положения и формы деталей в зависимости от эмоционального состояния человека).
-Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
-Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
-Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская; бирюльки).
Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.
Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Ребенок готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Стремится к большей самостоятельности. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной. Может начать осознавать половые различия.
В старшем дошкольном возрасте творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Целевые ориентиры:
• Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
• Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
• Знать особенности изобразительных материалов.
Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка.
• Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
• Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
• Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
• Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Режим реализации программы по курсу « Рисование»
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
38 | 1 | 20 минут |
подгрупповая
|
Тематический план по курсу «Рисование»
Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
Праздники | 3 |
По сказкам | 3 |
Рисование сюжетных рисунков | 6 |
Росписи | 9 |
Времена года | 4 |
Фигуры человека и животных | 5 |
По замыслу | 3 |
Диагностика | 2 |
Итого | 37 |
Комплексно-тематическое планирование (рисование)
№ пп | Дата | Организованная образовательная деятельность | Методическое обеспечение | Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности | |||
Темы организованной образовательной деятельности | Программные задачи | ||||||
1 | гр. | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 |
|
|
| Диагностика. | Изучение индивидуального развития детей: выявление у детей умения рисовать простые сюжеты с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами. |
|
|
2 |
|
|
| «Знакомство с акварелью». | Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д. Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти). | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр. 31 | Д/И «Какая, какой, какое?» |
3 |
|
|
| Рисование «Космея». | Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.32 | Рассматривание цветов на клумбе. |
4 |
|
|
| «Весёлая грядка» (рисование овощей - огурец, помидор). | Учить передавать форму и характерные особенности овощей; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.34 | Д/И «Какая, какой, какое?» |
5 |
|
|
| «Осенний лес» | Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.36 | Наблюдение на прогулках. Разучивание стихов об осени |
6 |
|
|
| «Идет дождь» | Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.37 | Рассматривание картин по теме «Осень» |
7 |
|
|
| Декоративное рисование «Дымковский козлик» | Учить расписывать шаблон по мотивам народных декоративных узоров. Учить выделять основные элементы узора, их расположение. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять приемы рисования красками. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.42 | С/р игра «Магазин изделий народного промысла». |
8 |
|
|
| «Девочка в нарядном платье» | Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.43 | Д/И «Одень куклу» |
9 |
|
|
| Декоративное рисование «Городецкая роспись» | Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков его бутоны и листья), мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.44 | Рассматривание изделий городецких мастеров. |
10 |
|
|
| Рисование «Сказочные домики» | Учить детей создавать образ сказочного дома, передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения (в свободное время). | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». Стр.48 | Рассматривание иллюстраций, конструктивные игры. |
11 |
|
|
| «Моя любимая сказка» | Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке). Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.51 . | Д/И «Что умеют делать звери?» |
12 |
|
|
| Рисование «Грузовая машина». | Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина и мотор прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура). | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.52
| Рассматривать с детьми разные грузовые машины (игрушки, иллюстрации) |
13 |
|
|
| «Машины нашего города» | .Учить детей изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины. Развивать творчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.69 .
| Д/И «Найди ошибку» |
14 |
|
|
| «Большие и маленькие ели» | Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые – светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.57 . .
| Разучивание стихов о зиме. |
15 |
|
|
| «Зима» | Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.55
| Чтение рассказов о зиме. |
16 |
|
|
| Рисование «Синие и красные птицы». | Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа стр.58
| Чтение книг, разучивание стихотворений. Создание коллекций аппликации «Птицы на ветках». |
17 |
|
|
| Рисование «Наша нарядная елка» | Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.63 .. | Рассматривание новогодних открыток. |
18 |
|
|
| «Дети гуляют зимой на участке» | Учить передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками). | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Стр.66
| Д/И «Что это значит?» |
19 |
|
|
| Рисование «Городецкий цветок» (узор в полосе). | Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.68
| Д/И «Найди ошибку» |
20 |
|
|
| Рисование «Нарисуй своё любимое животное». | Продолжать развивать изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.72
| Д/И «Угадай животное» |
21 |
|
|
| «Знакомство с искусством гжельской росписи» | Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству. Закреплять умение рисовать акварелью. Вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.74
| Д/И «Угадай какая посуда»
|
22 |
|
|
| «Роспись силуэтов гжельской посуды» | Учить расписывать посуду, располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, развивать чувства ритма. Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр. 75 . | Д\и «Сложи узор» |
23 |
|
|
| Рисование «Солдат на посту». | Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать интерес и уважение к Российской армии . | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр76 . | Д/И «Отгадай-ка» |
24 |
|
|
| «Пограничник с собакой»
| Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и ее частей. Учить удачно располагать изображение на листе. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами (цветными восковыми мелками). | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.79 | Д/И «Будь внимательным» |
25 |
|
|
| «Картинка маме к празднику 8 Марта» | Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.85 | Д/И «Если мама устала, то…» |
26 |
|
|
| Рисование «Хохломские узоры». | Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит хохломы. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.78 | Д/И «Будь внимательным» |
27 |
|
|
| Рисование «Золотая хохлома» | Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом). Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа стр. | С\р игра «Магазин изделий народного промысла. |
28 |
|
|
| «Дети делают зарядку» | Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность, творчество, умение рассказывать о своих рисунках и рисунках сверстников. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа стр.82 .. | Д/И «О чем я сказала?» |
29 |
|
|
| «Это он, это он, ленинградский почтальон» | Развивать восприятие образа человека. Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведения. Упражнять в изображении человека. Учить передавать в рисунке любимый литературный образ (пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали). Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр. | Д/И «Отгадай-ка» |
30 |
|
|
| Рисование «Укрась платочек ромашками». | Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить рисовать красками. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.33 | . Дидактическая игра «Составь узор». |
31 |
|
|
| «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой» | Вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребенка. Закреплять умение сначала легко прорисовывать простым карандашом основные части, а затем закрашивать, используя разные приемы, выбранным ребенком материалом. Вызывать радость от созданного изображения. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.92 | Д/И «Что это значит» |
32 |
|
|
| Рисование «Полёт в космос». | Продолжать знакомить детей с праздником – День Космонавтики; закреплять умение детей рисовать ракету, летящую в космосе; развивать у детей познавательную деятельность. -развивать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных изобразительных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого. - совершенствовать навыки рисования акварельными красками. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр. | Чтение стихотворений о космосе, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций о космонавтах, планетах, |
33 |
|
|
| «Моя любимая сказка» | Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке). Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.86 | Д/И «Что умеют делать звери?» |
34 |
|
|
| «Спасская башня Кремля» | Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формирование общественных представлений, любви к Родине. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». Стр.94 | Д/И «Что такое хорошо и что такое плохо?» |
35 |
|
|
| Рисование «Салют над городом в честь праздника Победы-
| 3акреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка: внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали)
| Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа, стр.101 .. | Рассматривание иллюстраций в книгах, на картине. |
36 |
|
|
| Рисование «Цветут сады». | 3акреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.
| Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.109 . | Д/И «Угадай растение» |
37 |
|
|
| Рисование «Бабочки летают над лугом». | Учить детей передавать в рисунке картину весны в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
| Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.105 . | Чтение рассказов о лете. |
38 |
|
|
| Мониторинг Рисование по замыслу | Выявить умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. |
| Д/И «Найди что опишу» |
Учебно-методическое сопровождение по курсу "Рисование"
1. Сюжетные игры, ролевые атрибуты к занятиям. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки».
2. Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности.
Для педагога: кукла Буратино (любая другая кукла), репродукции художников (Шишкин, Левитан, Поленов, Саврасов, Куинджи), макеты легковой и грузовой машины, набор солдатиков, предметы декоративно - прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель),таблицы с элементами дымковской, хохломской, гжельской росписи, иллюстрации сказок;Музык. альбом П. Чайковский "Времена года", рус. нар. мелодия, детские песни.
Для воспитанников: Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, салфетки, стаканы для воды, акварельные краски, цветные мелки, фломастеры, ватные палочки.
ЛИТЕРАТУРА
Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-7 лет. Программа и методические рекомендации. Т.С.Комарова, 2010.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Подред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой,Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Методические рекомендации к «Программе воспитания иобучения в детском саду» /Подред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
КомароваТ.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2011.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
КомароваТ.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.:Педагогическое общество России, 2009.
ГригорьеваГ.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: АкадемиА, 2007.
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 2007
Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. – М., 2009
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2009
Организация педагогической диагностики
Согласно пункту 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.
Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых, индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); во-вторых, оптимизации работы с группой детей.
В данных требованиях ФГОС ДО раскрываются функции педагогической диагностики, а именно:
- диагностико-аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогических воздействий;
- экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога;
- регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовтельной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей;
- пропевдевтическая: исследование рисков, профилактика дидактогений.
Предмет педагогической диагностики составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом деятельности и общения ребенка; условими его образования.
Возрастная группа: 5-6 года
Курс: РИСОВАНИЕ
Дата проведения 1 сентябрь 2019 г.
май 2020 г.
ПРОВОДИТ: Рудакова Г.В., воспитатель.
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Технические навыки | Изобразительные навыки
| Средний балл | Уровень | ||||||||||
| Навыки работы с карандашом (держит тремя пальцами) | Навыки работы кистью и красками | Расположение изображения по всему листу | Соотносит предметы по величине | Соблюдает пропорции при изображении сложных предметов (фигура человека) | Закрашивает рисунок, проводя линии и штрихи в разных направлениях (транспорт) | Изображает элементы декоративно - прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Городец) | Смешивает краски для получения нужных цветов (зеленый, фиолетовый) и оттенков (светлые оттенки: розовый, голубой, серый) |
|
| |||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Итого::
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ (задания).
№1Технические навыки
Навыки работы с карандашом (держит тремя пальцами).
№2Навыки работы кистью и красками
Навыки выявляются в ходе наблюдения за ребенком на рисовании (организованная и свободная деятельность). Фиксируется:
Умение правильно держать карандаш (кисть)
Свободное движение руки при рисовании
Аккуратность при пользовании краской
Бережное отношение к кисти
Низкий уровень (1 балл)
Средний уровень (2балла)
Высокий уровень (3 балла)
карандаш
Не умеет правильно держать карандаш, после исправления продолжает держать неправильно
Пальцы напряжены, сильный нажим (едва заметный след карандаша)
Карандаш изначально держит может взять неправильно, но с помощью взрослого исправляет положение. Движения руки не свободны
Правильно держит карандаш(тремя пальцами), движения свободные, без напряжения, нажим на карандаш достаточный.
кисть и краски
Неправильно держит кисть, набирает слишком много краски, не промывает кисть водой, не пользуется салфеткой (необходимы напоминания)
Может неправильно держать кисть, но исправляется после напоминания. Краской и водой пользуется более аккуратно, но необходимы периодически напоминания.
Все навыки сформированы: правильно держит кисть(чуть выше железного наконечника), аккуратно набирает краску, снимает лишнюю о край банки, тщательно промывает кисть, осушивает ее о салфетку.
№3Изобразительные навыки
Расположение изображения по всему листу «Нарисуй фигуру человека» (карандаши)
Содержание диагностического задания: Умеет изображать предметы по памяти , передавать характерные особенности предмета и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги ).Передавать движения фигуры. Располагать изображение на листе с учетом его пропорций.
Воспитатель предлагает ребенку альбомный лист .
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
№4. Соотносит предметы по величине
Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни и явлений природы «Здравствуй, лес!» (акварельные краски).
Задания : - Отгадай загадку: Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …(Лес).
Дети. Лес - Скажите, за что мы любим лес?
(Педагог обобщает ответы детей и предлагает нарисовать разные породы деревьев: берёза , ель, дуб, клён
на одном листе).
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
№5. Соблюдает пропорции при изображении сложных предметов (акварельные краски)
Вариант для рисования в начале и конце года красками. Д/И «Палитра»
Задание: Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки. Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.
Цель: выявить умение ребенка смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков (акварельные краски).
Ребенку предлагают альбомный лист .
Д/И «Составь портрет»
Задание: Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.
Определить настроение и нарисовать портрет.
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
№6 Закрашивает рисунок, проводя линии и штрихи в разных направлениях (карандаши)
Ребенку предлагают альбомный лист разделённый пополам.
Д/И «Волшебные линии»
Задание: Педагог предлагает с помощью цветных карандашей нарисовать легковую и грузовую машину.
Затем каждую часть контура (геометрическую фигуру) заштриховать карандашами в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные штрихи, слева направо, справа налево).
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
№7. Изображает элементы декоративно - прикладного искусства (гуашь).
Наблюдение в ходе свободной деятельности.
Дидактическая игра «Узнай узоры».
Материал: фрагменты узоров изученных росписей.
Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства.
Распиши одну из предложенных форм.
Общий результат:
Высокий уровень - от 22 до 24 баллов;
Средний уровень – от 15 до 21 баллов;
Низкий уровень – от 8 до 14 баллов.
Начало года:
Высокий уровень__________детей__________%
Средний уровень__________детей__________%
Низкий уровень __________детей__________%
Конец года:
Высокий уровень__________детей__________%
Средний уровень__________детей__________%
Низкий уровень __________детей__________%
Анализ, комментарии
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_5-6_let.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
Рабочая программа
по курсу « Рисование»
в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет:
Сведения о разработчиках:
Рудакова Галина Валентиновна, воспитатель 1 кв. категории;
Тамбов
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Рисование» для детей 5-6 лет соответствует требованиям ФГОС ДО, основана на:
- «Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»,
- программы Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа»,
Цель: рабочей программы по курсу «Рисование» - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)
Содержание рабочей программы по курсу Рисование»
Содержание курса направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение таких задач, как создание условий для:
– формирования осознанного восприятия произведений искусства (словесного, изобразительного);
– развития самостоятельной творческой деятельности (детского творчества).
Основными задачами курса « Рисование» являются:
- Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже); установление сходства и различия предметов и их частей.
-Формировать умения рисовать фигуру человека, передавая её основное строение, пропорциональное соотношение частей, положение корпуса тела, умение передавать мимику при рисовании портрета человека; развивать умение детей рисовать деревья разных пород и видов, передавая их характерные особенности.
-Продолжать учить детей конструктивным способом рисовать разные виды легкового, грузового и другого транспорта с учётом его назначения.
- Формировать умение создавать выразительные образы предметов разными способами:
– передача выразительной позы (новые способы – выразительной линией, на основе трапеции);
– передача характера (прорисованность линий, изменение положения и формы деталей в зависимости от эмоционального состояния человека).
-Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
-Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
-Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская; бирюльки).
Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.
Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Ребенок готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Стремится к большей самостоятельности. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной. Может начать осознавать половые различия.
В старшем дошкольном возрасте творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Целевые ориентиры:
• Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
• Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
• Знать особенности изобразительных материалов.
Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка.
• Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
• Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
• Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
• Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Режим реализации программы по курсу « Рисование»
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
38 | 1 | 20 минут | подгрупповая |
Тематический план по курсу «Рисование»
Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
Праздники | 3 |
По сказкам | 3 |
Рисование сюжетных рисунков | 6 |
Росписи | 9 |
Времена года | 4 |
Фигуры человека и животных | 5 |
По замыслу | 3 |
Диагностика | 2 |
Итого | 37 |
Комплексно-тематическое планирование (рисование)
№ пп | Дата | Организованная образовательная деятельность | Методическое обеспечение | Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности | |||
Темы организованной образовательной деятельности | Программные задачи | ||||||
1 | гр. | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Диагностика. | Изучение индивидуального развития детей: выявление у детей умения рисовать простые сюжеты с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами. | |||||
2 | «Знакомство с акварелью». | Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д. Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти). | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр. 31 | Д/И «Какая, какой, какое?» | |||
3 | Рисование «Космея». | Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.32 | Рассматривание цветов на клумбе. | |||
4 | «Весёлая грядка» (рисование овощей - огурец, помидор). | Учить передавать форму и характерные особенности овощей; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.34 | Д/И «Какая, какой, какое?» | |||
5 | «Осенний лес» | Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.36 | Наблюдение на прогулках. Разучивание стихов об осени | |||
6 | «Идет дождь» | Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.37 | Рассматривание картин по теме «Осень» | |||
7 | Декоративное рисование «Дымковский козлик» | Учить расписывать шаблон по мотивам народных декоративных узоров. Учить выделять основные элементы узора, их расположение. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять приемы рисования красками. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.42 | С/р игра «Магазин изделий народного промысла». | |||
8 | «Девочка в нарядном платье» | Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.43 | Д/И «Одень куклу» | |||
9 | Декоративное рисование «Городецкая роспись» | Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков его бутоны и листья), мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.44 | Рассматривание изделий городецких мастеров. | |||
10 | Рисование «Сказочные домики» | Учить детей создавать образ сказочного дома, передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения (в свободное время). | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». Стр.48 | Рассматривание иллюстраций, конструктивные игры. | |||
11 | «Моя любимая сказка» | Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке). Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.51 . | Д/И «Что умеют делать звери?» | |||
12 | Рисование «Грузовая машина». | Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина и мотор прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура). | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.52 | Рассматривать с детьми разные грузовые машины (игрушки, иллюстрации) | |||
13 | «Машины нашего города» | .Учить детей изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины. Развивать творчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.69 . | Д/И «Найди ошибку» | |||
14 | «Большие и маленькие ели» | Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые – светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.57 . . | Разучивание стихов о зиме. | |||
15 | «Зима» | Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.55 | Чтение рассказов о зиме. | |||
16 | Рисование «Синие и красные птицы». | Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа стр.58 | Чтение книг, разучивание стихотворений. Создание коллекций аппликации «Птицы на ветках». | |||
17 | Рисование «Наша нарядная елка» | Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.63 .. | Рассматривание новогодних открыток. | |||
18 | «Дети гуляют зимой на участке» | Учить передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками). | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Стр.66 | Д/И «Что это значит?» | |||
19 | Рисование «Городецкий цветок» (узор в полосе). | Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.68 | Д/И «Найди ошибку» | |||
20 | Рисование «Нарисуй своё любимое животное». | Продолжать развивать изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.72 | Д/И «Угадай животное» | |||
21 | «Знакомство с искусством гжельской росписи» | Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству. Закреплять умение рисовать акварелью. Вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.74 | Д/И «Угадай какая посуда» | |||
22 | «Роспись силуэтов гжельской посуды» | Учить расписывать посуду, располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, развивать чувства ритма. Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр. 75 . | Д\и «Сложи узор» | |||
23 | Рисование «Солдат на посту». | Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать интерес и уважение к Российской армии . | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр76 . | Д/И «Отгадай-ка» | |||
24 | «Пограничник с собакой» | Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и ее частей. Учить удачно располагать изображение на листе. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами (цветными восковыми мелками). | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.79 | Д/И «Будь внимательным» | |||
25 | «Картинка маме к празднику 8 Марта» | Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.85 | Д/И «Если мама устала, то…» | |||
26 | Рисование «Хохломские узоры». | Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит хохломы. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.78 | Д/И «Будь внимательным» | |||
27 | Рисование «Золотая хохлома» | Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом). Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа стр. | С\р игра «Магазин изделий народного промысла. | |||
28 | «Дети делают зарядку» | Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность, творчество, умение рассказывать о своих рисунках и рисунках сверстников. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа стр.82 .. | Д/И «О чем я сказала?» | |||
29 | «Это он, это он, ленинградский почтальон» | Развивать восприятие образа человека. Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведения. Упражнять в изображении человека. Учить передавать в рисунке любимый литературный образ (пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали). Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр. | Д/И «Отгадай-ка» | |||
30 | Рисование «Укрась платочек ромашками». | Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить рисовать красками. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.33 | . Дидактическая игра «Составь узор». | |||
31 | «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой» | Вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребенка. Закреплять умение сначала легко прорисовывать простым карандашом основные части, а затем закрашивать, используя разные приемы, выбранным ребенком материалом. Вызывать радость от созданного изображения. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.92 | Д/И «Что это значит» | |||
32 | Рисование «Полёт в космос». | Продолжать знакомить детей с праздником – День Космонавтики; закреплять умение детей рисовать ракету, летящую в космосе; развивать у детей познавательную деятельность. -развивать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных изобразительных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого. - совершенствовать навыки рисования акварельными красками. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр. | Чтение стихотворений о космосе, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций о космонавтах, планетах, | |||
33 | «Моя любимая сказка» | Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке). Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.86 | Д/И «Что умеют делать звери?» | |||
34 | «Спасская башня Кремля» | Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формирование общественных представлений, любви к Родине. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». Стр.94 | Д/И «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |||
35 | Рисование «Салют над городом в честь праздника Победы- | 3акреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка: внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали) | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа, стр.101 .. | Рассматривание иллюстраций в книгах, на картине. | |||
36 | Рисование «Цветут сады». | 3акреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.109 . | Д/И «Угадай растение» | |||
37 | Рисование «Бабочки летают над лугом». | Учить детей передавать в рисунке картину весны в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество. | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» стр.105 . | Чтение рассказов о лете. | |||
38 | Мониторинг Рисование по замыслу | Выявить умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. | Д/И «Найди что опишу» |
Учебно-методическое сопровождение по курсу "Рисование"
1. Сюжетные игры, ролевые атрибуты к занятиям. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки».
2. Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности.
Для педагога: кукла Буратино (любая другая кукла), репродукции художников (Шишкин, Левитан, Поленов, Саврасов, Куинджи), макеты легковой и грузовой машины, набор солдатиков, предметы декоративно - прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель),таблицы с элементами дымковской, хохломской, гжельской росписи, иллюстрации сказок;Музык. альбом П. Чайковский "Времена года", рус. нар. мелодия, детские песни.
Для воспитанников: Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, салфетки, стаканы для воды, акварельные краски, цветные мелки, фломастеры, ватные палочки.
ЛИТЕРАТУРА
- Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-7 лет. Программа и методические рекомендации. Т.С.Комарова, 2010.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /Подред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой,Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания иобучения в детском саду» /Подред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- КомароваТ.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2011.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- КомароваТ.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.:Педагогическое общество России, 2009.
- ГригорьеваГ.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: АкадемиА, 2007.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 2007
- Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. – М., 2009
- Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2009
Организация педагогической диагностики
Согласно пункту 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.
Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых, индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); во-вторых, оптимизации работы с группой детей.
В данных требованиях ФГОС ДО раскрываются функции педагогической диагностики, а именно:
- диагностико-аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогических воздействий;
- экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога;
- регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовтельной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей;
- пропевдевтическая: исследование рисков, профилактика дидактогений.
Предмет педагогической диагностики составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом деятельности и общения ребенка; условими его образования.
Возрастная группа: 5-6 года
Курс: РИСОВАНИЕ
Дата проведения 1 сентябрь 2019 г.
май 2020 г.
ПРОВОДИТ: Рудакова Г.В., воспитатель.
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Технические навыки | Изобразительные навыки | Средний балл | Уровень | |||||||
Навыки работы с карандашом (держит тремя пальцами) | Навыки работы кистью и красками | Расположение изображения по всему листу | Соотносит предметы по величине | Соблюдает пропорции при изображении сложных предметов (фигура человека) | Закрашивает рисунок, проводя линии и штрихи в разных направлениях (транспорт) | Изображает элементы декоративно - прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Городец) | Смешивает краски для получения нужных цветов (зеленый, фиолетовый) и оттенков (светлые оттенки: розовый, голубой, серый) | |||||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
Итого:: |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ (задания).
№1Технические навыки
Навыки работы с карандашом (держит тремя пальцами).
№2Навыки работы кистью и красками
Навыки выявляются в ходе наблюдения за ребенком на рисовании (организованная и свободная деятельность). Фиксируется:
- Умение правильно держать карандаш (кисть)
- Свободное движение руки при рисовании
- Аккуратность при пользовании краской
- Бережное отношение к кисти
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2балла) | Высокий уровень (3 балла) | |
карандаш | Не умеет правильно держать карандаш, после исправления продолжает держать неправильно Пальцы напряжены, сильный нажим (едва заметный след карандаша) | Карандаш изначально держит может взять неправильно, но с помощью взрослого исправляет положение. Движения руки не свободны | Правильно держит карандаш(тремя пальцами), движения свободные, без напряжения, нажим на карандаш достаточный. |
кисть и краски | Неправильно держит кисть, набирает слишком много краски, не промывает кисть водой, не пользуется салфеткой (необходимы напоминания) | Может неправильно держать кисть, но исправляется после напоминания. Краской и водой пользуется более аккуратно, но необходимы периодически напоминания. | Все навыки сформированы: правильно держит кисть(чуть выше железного наконечника), аккуратно набирает краску, снимает лишнюю о край банки, тщательно промывает кисть, осушивает ее о салфетку. |
№3Изобразительные навыки
Расположение изображения по всему листу «Нарисуй фигуру человека» (карандаши)
Содержание диагностического задания: Умеет изображать предметы по памяти , передавать характерные особенности предмета и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги ).Передавать движения фигуры. Располагать изображение на листе с учетом его пропорций.
Воспитатель предлагает ребенку альбомный лист .
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
№4. Соотносит предметы по величине
Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни и явлений природы «Здравствуй, лес!» (акварельные краски).
Задания : - Отгадай загадку: Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …(Лес).
Дети. Лес - Скажите, за что мы любим лес?
(Педагог обобщает ответы детей и предлагает нарисовать разные породы деревьев: берёза , ель, дуб, клён
на одном листе).
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
№5. Соблюдает пропорции при изображении сложных предметов (акварельные краски)
Вариант для рисования в начале и конце года красками. Д/И «Палитра»
Задание: Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки. Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.
Цель: выявить умение ребенка смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков (акварельные краски).
Ребенку предлагают альбомный лист .
Д/И «Составь портрет»
Задание: Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.
Определить настроение и нарисовать портрет.
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
№6 Закрашивает рисунок, проводя линии и штрихи в разных направлениях (карандаши)
Ребенку предлагают альбомный лист разделённый пополам.
Д/И «Волшебные линии»
Задание: Педагог предлагает с помощью цветных карандашей нарисовать легковую и грузовую машину.
Затем каждую часть контура (геометрическую фигуру) заштриховать карандашами в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные штрихи, слева направо, справа налево).
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
№7. Изображает элементы декоративно - прикладного искусства (гуашь).
Наблюдение в ходе свободной деятельности.
Дидактическая игра «Узнай узоры».
Материал: фрагменты узоров изученных росписей.
Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства.
Распиши одну из предложенных форм.
Общий результат:
Высокий уровень - от 22 до 24 баллов;
Средний уровень – от 15 до 21 баллов;
Низкий уровень – от 8 до 14 баллов.
Начало года:
Высокий уровень__________детей__________%
Средний уровень__________детей__________%
Низкий уровень __________детей__________%
Конец года:
Высокий уровень__________детей__________%
Средний уровень__________детей__________%
Низкий уровень __________детей__________%
Анализ, комментарии
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по декоративному рисованию для старшей группы детского сада
В перспективном плане отражены основные темы по ознакомлению старших дошкольников с декоративным рисованием....
Рабочая программа по лепке в средней группе детского сада "Страна Лепляндия"
Учебно-методический материал по лепке для воспитателей, включающий в себя годовое планирование по средней группе детского сада....
Конспект НОД по рисованию в старшей группе детского сада на тему: «Вечный огонь»
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: «Вечный огонь»....
Рабочая программа по рисованию в старшей группе ДОУ
Пояснительная записка к рабочей программе по рисованию в старшей группеХудожественно-эстетическое. Рисование. Пояснительная записка. Старшая группа.Рабочая программа по рисованию в старшей группе, раз...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования в старшей группе детского сада
Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое ...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе детского сада. Нетрадиционная техника рисования: Монотипия «Бабочка»
Цель: Развитие художественного творчества с использованием нетрадиционной техники рисования - монотипия.Задачи:- Расширить знания и представления детей о мире насекомых – бабочках- Развиват...