Проект "Праздник "Рождество Христово" (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Теремок»
Проект на тему:
«Праздник Рождество Христово»
(старшая разновозрастная группа)
Разработала:
Воспитатель: Тахирова О.В.
Акбулак, 2022 г.
Проект «Праздник Рождество Христово»
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Подготовила: Воспитатель Тахирова О.В.
Актуальность
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду - основа возрождения к истокам российской культуры. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления духовно - нравственной культуры личности. Чем больше мы будем знать о русских культурных традициях своей страны, тем больше будем воспитывать в детях ценности культуры в традициях. Рождество – один из самых главных и любимых христианских праздников в России, который имеет глубокие исторические корни и давние традиции. Свои рождественские традиции сложились и в нашем детском саду. Участие детей в проекте «Рождество Христово» позволит максимально обогатить знания и представления детей о народной культурной традиции. Для того чтобы празднование Рождества Христова запомнилось детям, вызвало положительный, эмоциональный отклик в их душе, прошло ярко, было насыщено интересными мероприятиями и видами деятельности, был разработан проект «Праздник Рождество Христово»
Дети мало знают о праздниках всех детей и взрослых в нашей стране. В рассказе о праздниках, которые отмечаются в нашем государстве, наибольший интерес у детей вызвал праздник Рождество Христово. Дети задавали вопросы: почему он так называется, как его
следует отмечать, чем он отличается от других праздников, с кем празднуют его и почему именно ёлочку считают рождественским деревом. Педагог с детьми решили узнать об этом празднике, как можно больше.
- Гипотеза исследования.
Праздники не просто вносят радость в наши дома. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно - исторической традиции нашего народа. Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое впечатление радости, волнения, ожидания чуда, и дивное преображение привычной среды дома, и само изменение расписания будничного строя жизни, и незабываемый цвет, вкус, аромат праздника. Именно впечатление эмоционально смысловой отклик сердца сохраняется в душе на долгие годы.
Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество.
Рождество Христово - один из наиболее почитаемых и известных праздников в нашей стране. Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы
таким богатством обычаев, обрядов, примет. Именно этот праздник учит людей жить в правде, вере и любви.
В соответствии с проблемой и гипотезой проекта, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1.Узнать о празднике Рождество Христово, как о самом главном празднике христиан.
2.Познакомиться с этим праздником в произведениях искусства и народном творчестве.
3.Изучить традиции и обычаи празднования.
4.Познакомиться с историей праздника
Исходя из этого мы поставили перед собой
Цель: Познакомить детей с праздником «Рождество Христово», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этого праздника.
Задачи:
- Расширять представления участников проекта о православном празднике Рождество Христово; об истории, традициях и обычаях подготовки к празднику и празднования его.
- Развивать умения детей в продуктивных видах деятельности, желание познавать русские народные традиции и ощущать свою причастность к ним.
- Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы.
- Воспитывать благоговейное отношение к православным праздникам и традициям.
- Воспитывать у детей духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, щедрость; желание дарить людям радость
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Расширятся и углубятся знания детей о православном празднике Рождества Христово, его значении и традициях празднования;
Воспитанники приобщатся к традициям отечественной культуре;
Расширятся творческие способности воспитанников, будут совершенствоваться их исполнительские умения и навыки;
Расширятся духовно-нравственные качества: доброта, миролюбие, великодушие, щедрость; желание дарить людям радость.
Для педагога:
1. Повысится теоретический уровень знаний и профессионализм;
2. Продолжится освоение метода проектирования - как метода насыщения детской деятельности, который даѐт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы
3. Используются на практике игры с детьми, вызывать у них эмоциональных интерес к русской культуре.
Дляродителей:
1. Осуществится целостный подход к ознакомлению детей с православным праздником рождеством Христовым;
2. Повысится уровень знаний о православном воспитании;
Предполагаемый итог проекта:
- Занятие по вариативной части программы «Акбулак – мой дом родной» - Праздник «Рождество Христово»
-Создание мини музея «Ангел»
-Коллективная работа детей «Ангелы ликуют».
- Выставка работ «Ангелочки»
Реализация проекта: 1 этап - предварительный
- Осуществляем предварительную работу с детьми по определению
тематики проекта и планирование деятельности детей седьмого года
жизни в проекте, используя модель трех вопросов:
- «Что вы знаете о Рождестве?»
- «Что бы вы хотели узнать об этом празднике?»
- «Где вы можете узнать о Рождестве?»;
- Выявление проблемы .
- Постановка проблемы, определение цели и задач педагогического проекта.
-Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации
намеченного плана
- Пополнение предметно развивающей среды в группе.
- Подборка художественной литературы по духовно-нравственной тематике
беседы, рассказы.
- Подборка иллюстраций, музыкальных произведений по теме.
- Материал для родителей (папки передвижки, объявления, буклеты).
- Разработка конспектов по ОД .
- Материалы и пособия для продуктивной и творческой деятельности.
- Информируют родителей о содержании проекта, их роли в реализации проекта;
2 этап – формирующий (работа педагогов с детьми и родителями)
Дата | Работа педагогов | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды | ||
В течение проекта | - создание развивающей предметно -пространственной среды; - подбор информационных ресурсов, художественной литературы; - атрибутов к сюжетно-ролевой игры «Магазин рождественских подарков», «Праздник Рождества в семье» - Создание мини музея «Ангел» - Выставка совместных работ детей и родителей на тему «Рождество» - оформление выставки книг о Рождестве - Подборка загадок, пословиц о Рождестве | Беседы: «Что такое сочельник?» «Рождество Христово – что это за праздник?» Продуктивная деятельность -Пластелинография «Вифлеемская звезда» - Рисование «Рождественская елка». - Рисование: «Ангелочек». - Аппликация «Рождественские колокольчики», - Конструирование из бумаги: «Ангел Рождества» - Рождественская открытка Речевое развитие - заучивание пословиц о рождестве -Загадывание загадок о рождестве Чтение: Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»; стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда», А. Веретенникова «Светлый праздник – Рождество Христово» и др Книжный уголок: книги для чтения и рассматривания: Детская Библия, Клавдия Лукашевич «Рождественский праздник»; И Токмакова, «Самая красивая звезда»; О. Гурина «Святой вечер, добрый вечер!»; Н. Чеснокова «Свет Вифлеемской звезды»; Л. Пальмин «Рождественская баллада»; В. Берестов «Перед Рождеством»; А. Фет «Стихи о Рождестве» и др. Познавательное развитие - Рассказ воспитателя: «Рождение Царя в хлеву», «Матерь Божия», «Спаситель Христос». .- Встреча с батюшкой Игровая деятельность - Разучивание народных игр: «Пирог», «Колечко», «Волшебные валенки», «Метелица», «Золотые ворота». Нар. игра Бубенцы» 2. Нар. игра «Горелки с платочками» с/р игра «Праздник Рождества в семье» Художественно –эстетическое развитие - Рассматривание рассматривание икон, картин, иллюстраций. Рубенс «Поклонение пастухов», Рафаэль. «Мадонна с младенцем» - Рассматривание иллюстраций «Рождество Христово» Рассматривание альбома «Зимние святки» -Просмотр презентации «Рождество Христово» -Просмотр мультфильмов по теме «Рождественская история», «Двенадцать месяцев», « Снежная королева», «Метель» «Рождественская ночь», «Снегурочка» и др. Экспериментальная деятельность Опыт ―Замороженная вода»‖ Сравни воду, снег, лед Музыкальная деятельность. - Разучивание и пение колядок, песен о Рождестве. - Слушание: колокольный звон; «Рождественский тропарь»; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года», песни про рождество. - Участие в акции «Зеленая елочка –живая иголочка» - Участие детей в областном конкурсе рисунков «Рождество Христово – вечной жизни свет!» | Консультации «Рождество – семейный праздник». «Новый год идёт, за собой Рождество ведёт», «Об истории празднования Рождества», «Как отмечают рождество» -Разработать буклеты «Символы Рождества», «Рождественские стихи и колядки», «Советы по организации семейного торжества».
| Оформление группы Оформление дидактических альбомов - Рождественские открытки -Рождество - Иконы Рождества Христова Выставка к празднику - «Рождественский ангел» - Книги о Рождестве | ||
3 этап - обобщающий
Создание альбома «Праздник – рождество Христово»
Создание мини – музея «Рождественский ангел».
Приложение 1
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Рождественский ангел»
Цель: Приобщение детей к народным традициям «Встреча Рождества» через изобразительное искусство.
Задачи:
развитие у детей интереса к истории праздника Рождество,
создание образа ангела с помощью белой краски, используя фон разных цветов, закрепить приёмы рисования красками, развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность.
Оборудование: фигурка ангела,иллюстрации на тему «Рождество».
Раздаточный материал: листы бумаги голубого, синего цвета формата А-4 на каждого ребенка (либо белая бумага и мелки синего и голубого цвета -для тонировки бумаги детьми), кисти – тонкая и широкая, стаканчики для воды, салфетки, гуашь белого цвета, желтая для нимба.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Проходите, садитесь на места. Сегодня наше занятие посвящено замечательному празднику «Рождеству». Этот праздник с давних пор отмечают на Руси и во многих других странах. Посмотрите к нам на занятие залетел ангелочек. Вот, он - беленький, с крылышками. Он нам хочет сказать какую-то радостную весть.
Ангелочек - Я прилетел, чтобы порадовать всех вас вестью - сейчас все люди, кто верит в бога и его сына Иисуса Христа, отмечают его день рождения - праздник великий – Рождество Христово!
История праздника.
Педагог: Спасибо, ангелочек за радостную весть. Расскажи, пожалуйста,
ребятам об этом празднике.
Ангелочек рассказывает краткую историю праздника «Рождество»
На Рождество принято было петь колядки - маленькие песенки и получать за них угощение:
Пришла коляда, накануне Рождества,
Пришла коляда - отворяй ворота!
Тетенька добренька, пирожка –то сдобненька.
Не режь, не ломай, а по целому давай.
Педагог: спасибо тебе ангелочек за рассказ, за радостную весть. А мы с ребятами тоже хотим тебя порадовать. Давайте, ребята нарисуем ангелочка, ведь мы с вами юные художники.
Практическая часть. Рисование рождественского ангелочка.
Педагог: Ребята, что нам надо из материалов для рисования?
Дети: У нас для работы есть гуашь, кисти, бумага.
Педагог: Ребята, рассмотрите изображение ангелочка, которое вы видите на доске. Какие части фигуры ангелочка нам надо изобразить?
Дети - голову, платье с длинными рукавами, волосы, крылья на спине, круг над головой.
Педагог: Ребята, а где живет ангелочек? Для чего ему крылышки?
Дети: на небе, он летает.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, каким цветом будем рисовать ангелочка?
Дети: Белым.
Педагог: Какую краску для этого мы возьмем? – белую.
Педагог: Ребята, если мы белого ангелочка нарисуем на белом листе бумаги, его будет видно?
Дети: Нет.
Педагог: Что нам нужно сделать, чтобы было видно ангелочка? Какую цветом подобрать бумагу, раз он живет на небе?
Дети: взять бумагу синего, голубого цвета.
(белая бумага может быть заранее затонирована гуашью голубого или синего цвета педагогом или детьми, или дети тонируют бумагу на занятии мелками синего или голубого цвета)
Педагог: Ребята, как мы будем рисовать ангелочка? Обратите внимание –голова у него- круглой формы, одежда похожа на треугольник, рукава треугольной формы, на спинке рисуем крылья, затем прорисовываем лицо, волосы, над головой круг желтого цвета.
Педагог показываем этапы рисования ангела на листе бумаги А - №4, дети выполняют работу, педагог помогает по мере необходимости.
Педагог: Ребята, посмотрите, у вас получились замечательные ангелочки, летящие по небу, что еще мы можем нарисовать белой краской на небе?
Педагог: Рисуем облака белой гуашью овальной формы.
Дети рисуют на небе облака гуашью белого цвета.
3. Рефлексия:
Педагог: Ребята, как называется праздник, с историей которого нас познакомил ангелочек?
Педагог: Кого мы сегодня рисовали на занятии? Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Сценарий праздника "Рождество Христово" (старшая и подготовительная группа)
ЦЕЛЬ проведения праздника: Формирование духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.ЗАДАЧИ:- Приобщить ребенка к истокам православной культуры...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Сценарий праздника «Рождество Христово» (старшие, подготовительные группы)
Сценарий праздника «Рождество Христово» (старшие, подготовительные группы)Ведущая Коза Медведь Цель: раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...
Рабочие программы первая и вторая младшие группы, средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа
Рабочие программы...
Конспект НОД в старшей группе Тема: «Рождество Христово» старшая группа
Знакомство детей с русскими народными традициями и празднованием православного праздника Рождество....