Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с родным городом"
методическая разработка (подготовительная группа)

Сальникова Оксана Владимировна

На сегодняшний день проблема формирования представлений о родном крае считается актуальной и наиболее сложной в педагогике, так как подразумевает наличие знаний не только о родном крае, но и особое ценностное отношение к Родине, сформированность чувства любви к ней, стремление сохранить наследие народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Ознакомление дошкольников с родным городом»

Воспитатель Сальникова Оксана Владимировна

«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которым мы идем…»

В. Степанов

На сегодняшний день проблема формирования представлений о родном крае считается актуальной и наиболее сложной в педагогике, так как подразумевает наличие знаний не только о родном крае, но и особое ценностное отношение к Родине, сформированность чувства любви к ней, стремление сохранить наследие народа.

  Приоритетность проблем патриотического воспитания определяется рядом нормативно – правовых актов. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 г.» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, среди которых «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочение единства и дружбы народов». Конвенция ООН о правах ребёнка ст. 29 подчёркивает «необходимость воспитания уважения к культурной самобытности страны, в которой ребёнок проживает, языку, национальным ценностям. . .»

 В законе РФ «Об образовании» (ст. 29 ч. 5 и ст. 14 ч. 4) указывается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, независимо от национальной и этнической принадлежности.

 В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.» 

Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Вопросами формирования представлений о родном крае занимались: , , . Они утверждали, что их необходимо начинать формировать с детства. Работа в данном направлении невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народного творчества. Поэтому формирование патриотических чувств (любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края), необходимо начинать с раннего возраста. Современные исследования, посвящённые проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками. Знакомясь с родным краем, родным посёлком, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Патриотическое, поликультурное воспитание не передаётся по наследству, в каждом поколении детей его надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнётся формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Отсутствие должного внимания к патриотическому воспитанию ребёнка приведёт к проявлению с его стороны социально – культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.

Практика показывает, что патриотическое воспитание неразрывно связано с образованием, которое включает в себя знания, способствующие формированию у детей начальных представлений о том, что объединяет людей разных национальностей: любовь к Родине, культурные традиции, общий труд.

Через народные традиции необходимо погрузить ребёнка в удивительный мир природы родного края, культурно – историческое прошлое и настоящее Ульяновска. писал: «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего».

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают: человек, не любящий Отечество, не много стоит. Но все понимают и другое: ребёнка легче научить решать задачи и правильно писать, чем Любить Родину. Как это сделать? Скорее всего, начинать с малого – рассказать о том месте, где ребенок родился и где живут его близкие, познакомить с историей, природой родного края. Этим и обусловлен выбор направления работы – формирование у детей любви и интереса к Ульяновску, их малой Родине.

 Работа, которая проводится при активном участии родителей воспитанников, состоит из трёх блоков.

Информационный Технологический Организационный

Какие задачи при этом решаются:
1.Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям.
2.Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц)
3.Воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней, восприятие её красоты и многообразия.
4.Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
5.Знакомство с земляками, знаменитыми поэтами, писателями, художниками.
6.Формирование знаний о родном городе-труженике.

Учитывая все вышесказанное, постепенно стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем, разработаны: тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста и система краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторических и современный город; а также природное окружение: “зеленая зона” детского сада – это объекты экологической тропы, реки города Ульяновска, лесная зона. Эта работа ведется систематически, используя различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы  и т. д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с необходимо начинать с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжать работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем город отличается от села.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей нужно знакомить с промышленностью, с историей города Ульяновска и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города, таких как Аблуков, Пушкарёв.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. Рисование на тему «Мой город», «С кем я живу», «Портреты членов семьи». Оформление выставок: «Моя улица», «Мой детский сад». Сотворчество детей с родителями «Встреча гостей», «Мой дом».

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение совместных праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., разучивание песен: о детском саде, доме, городе.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).

Так же был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. В группах оформлены фотовыставки: «Люби и знай — родной свой край», организовываем выставки рисунков «Мой город», создана полочка умных книг, где подобраны книги о нашем городе, тематические папки: «Земляки-герои», «История города». Систематически проводились экскурсии и целевые прогулки: «Улицы нашего микрорайона», «Природа нашего города», «Памятные места родного города».

Большую роль в патриотическом воспитании играет социокультурное пространство, как всего детского сада, так и группы, в которой создан и постоянно пополняется уголок краеведения и этноса Поволжья. Следует отметить, что в этих уголках подобраны игры, дающие возможность приобщить дошкольников к современной жизни города, развивающие любознательность и интерес к познанию родного края.

Дидактические игры представлены в виде лото, домино, пазл, кубиков. Особенно интересны для детей игры, конкретно отражающие достопримечательности города Ульяновска, природу Ульяновского края («Узнай по описанию», «Найди отличия», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Картинки – загадки»). Играя в игру «Третий лишний», представляющую картонные карточки с изображением трех видов животных, птиц, овощей или фруктов, из которых один вид животных (растений) не живет (не растет) в Ульяновском крае, дети должны назвать, что лишнее и объяснить почему.

Знакомя детей с достопримечательностями города, используем дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывают и рассказывают о достопримечательностях города. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях. Оформили альбомы «Природа родного края», «Предметы старины», «Мой любимый город – Ульяновск», «Достопримечательности нашего города», дающие возможность приобщить дошкольников к современной жизни города.

По ознакомлению с промышленностью используются игры - путешествия, строительные игры «Наш микрорайон», «Мы архитекторы»; сюжетно – ролевые игры (торговый центр, салон красоты, ателье), карты – схемы, лабиринты и подвижные игры. С целью реализации вопроса ознакомления детей с культурой поведения в природе дети выполняют творческие задания (придумывают и рисуют экологические знаки, плакаты «Береги это животное!») и практические задания (посадить растение в горшочек в группе или дома). При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарии («Деревья ботанического сада», «Мой дивный сад»).

В ходе беседы на тему «Наш город – часть большой страны» вместе с детьми рассматривали открытки с видами города. Во время беседы «Знаешь ли ты свой город?» дошкольники с увлечением показывали интересные на их взгляд достопримечательности, рассказывали о предприятиях, где работают родители, учились правильно называть свой адрес, знание которого может помочь в экстренной ситуации. По изготовленным совместно с родителями книжкам-самоделкам дошкольники рассказывали о профессиях своих родителей. В процессе систематической работы дети получили знания о том, что в нашем городе строятся самолеты, производятся различные изделия.

В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересным человеком. На таких встречах дети много интересного узнают о профессиях своих родителей. Эти встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.                                                         Успех в патриотическом воспитании, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в отношении родителей и педагогов обеспечивает подготовка и проведение общих праздников, развлечений (День Победы, День защитника Отечества, День железнодорожника, День Матери, День семьи), где участвуют дети, родители, сотрудники.

Кроме этого проведены для родителей консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности». Организация совместных творческих домашних заданий, таких как придумывание и изображение герба своей семьи, рисование карты своего микрорайона, сбор материала о родном городе. Все это объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость. В результате, совместная работа с родителями помогла уточнить и закрепить знания детей о родном городе. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов по патриотическому воспитанию можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом совместная деятельность педагогов и родителей должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками образовательного процесса. Так была проведена детско-родительская конференция “Мой город”. С привлечением родителей создаются мини-музеи разной тематики, организуются выставки семейных коллекций, изготовляются различные макеты, проводятся совместные праздники, походы выходного дня в памятные места города Ульяновска. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод: построение образовательного процесса на краеведческом материале помогает решить следующие задачи: формировать любовь к родному краю и интерес к прошлому; развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране; воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет; формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Сентябрь

Наша родина в России

Цель: Уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него.

Содержание работы

- беседа "Имя города".

- чтение стихов об Ульяновске,

- рассматривание географической карты «Ульяновской области»

Октябрь

История города

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

Содержание работы

- Беседа «История города».

- рассматривание открыток «Симбирск - Ульяновск»

- экскурсия в библиотеку

Ноябрь

Достопримечательности города

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город.

Содержание работы

- Виртуальная экскурсия по городу «Достопримечательности города».

- дидактическая игра «Достопримечательности города Ульяновска»

- экскурсия в музей "Симбирская чувашская школа.

Квартира "

Декабрь

Символика города

Цель: познакомить с символикой Ульяновска и Ульяновской области.

Содержание работы

- Знакомство с гербом города

- знакомство с символикой Ульяновской области

- дидактическая игра «Символика Ульяновской области»

Январь

Известные люди города

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Ульяновска, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

Содержание работы

- Беседа «Знаменитые земляки: (писатель), Пластов (художник), (историк, писатель)».

- рассматривание репродукций художников – ульяновских

Февраль

Предприятия родного города

Цель: познакомить с предприятиями Ульяновска, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессии.

Содержание работы

- дидактическая игра «Чей логотип»,

- дидактическая игра «Предприятия Ульяновска»

- беседа о профессии наших горожан.

- дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

- экскурсия в школу.

Март

Транспорт Ульяновска

Цель: дать представление о транспорте, выпускаемом в Ульяновске; формировать интерес к различным видам труда (автомобиль УАЗ, самолет Руслан).

Содержание работы

- дидактическая игра «Транспорт родного города»,

- беседа о Авиастаре, рассматривание иллюстраций.

- виртуальная экскурсия по Ульяновскому автомобильному заводу.

Апрель

Вот моя улица

Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

Содержание работы

- прогулка по микрорайону

- Викторина «Знатоки родного города»

-экскурсия по набережные реки Свияге

- экскурсия в музей

«Симбирская чувашская школа.

Квартира ".

Май

Боевая слава города

Цель: Познакомить с памятными местами города Ульяновска; воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу.

Содержание работы

- Экскурсия к памятному знаку герою Великой Отечественной войны Александру Аблукову.

- Изготовление солдатского треугольника для ветеранов Великой Отечественной войны и жителей микрорайона.

Ульяновские красоты

Живу в красивом уголке,
Где дивные леса,
Стоит Ульяновск на реке,
Прозрачны небеса:
Когда ласкают синевой,
Порою же темны.
А ночь придёт, над головой
- Свои развесят сны.
Там много разного всего:
Как Волга мне мила!
Свои просторы – ого-го! –
ШирОко разлила.
А берег виден далеко
- Так трудно переплыть…
Пожалуй, будет нелегко.
Атлету, может быть.
Грибов и ягод здесь полно,
А рыбы – завались!
Её так много ловят, но
Инспектор, берегись!
Готов тебя оштрафовать,
Изъять большой улов.
Ты будешь очень горевать.
Обидно, что, нет слов!..
Я город этот ведь люблю,
Он – чудо, благодать!
Привет свой тёплый кораблю
Так рада передать!

Корноушенко Ирина

Мой Ульяновск, мой город родной

Белой чайкой взметнулся над Волгой

И паришь над могучей рекой.

Путь в веках твой был славным и долгим,

Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.

С каждым годом становишься краше,

Нет отраднее сердцу, милей

Площадей, переулочков, башен

В разноцветном каскаде огней.

Ты – Отчизна великих поэтов.

Имена их, как звёзды горят.

А святые скрижалей заветы -

Наша гордость, величие, клад.

Карамзин, Гончаров и Языков,

Всёх не счесть на родимой земле,

Словно солнышка ясного блики,

Озаряют нам души во мгле.

Возвышаются к небу соборы

И церквей золотых купола.

Как прекрасен ты в снежном уборе

Над рекой, что, как мать, обняла.

Коронован "Венцом" ты по-царски.

Где увидишь такую красу?

Сердце полное нежности, ласки

Я тебе на ладонях несу.

Белой чайкой взметнулся над Волгой

И паришь над могучей рекой.

Пусть счастливым полёт будет, долгим...

Мой Ульяновск, мой город родной.

«Наш город»

На Великой Волге

Славный город есть

Фабрик и заводов

В нем не перечесть

Это наш Ульяновск

Очень он хорош

Лучшего города не найдешь.

Ода Ульяновску

Живу в красивом уголке,
Где дивные леса.
Стоит наш город на реке.
Ну, просто чудеса!..
Фонтаны там и клубы есть,
Театров – целых два!
А парков – и не перечесть
- Кружится голова…
Наш край историей богат:
Симбирском раньше был.
Там раньше Ленин, говорят,
Судьбу свою вершил.
Сумел весь мир перевернуть,
Немало сделать бед,
На ложный всех направить путь,
Больших достичь побед.
Немало жизней он сломал,
Народу тьму сгубил.
Народ сто раз его проклЯл,
Ульяновск всё ж мне мил!

«Родина моя-Ульяновск»

Край родной, любимый

Родина моя – Ульяновск!

Самый лучший для меня из городов

Повидал он много радости, веселья, сказок

И со вражьим ликом тоже был знаком.

В старину церквья и храмы

Украшали Волги берега,

Но в годину роковую

Рухнули к ногам все купола!

Годы шли, они ведь жизни мера,

Пролетели, как мгновенья

Возрождалась, крепла вера,

Запели вновь колокола

И надеюсь, молодое поколенье-

Сохранит и приумножит,

Всю былую славу града - на века!

«Родина моя – Ульяновск»

Край родной, любимый

Родина моя – Ульяновск!

Самый лучший для меня из городов

Повидал он много радости, веселья, сказок

И со вражьим ликом тоже был знаком.

В старину церквья и храмы

Украшали Волги берега,

Но в годину роковую

Рухнули к ногам все купола!

Годы шли, они ведь жизни мера,

Пролетели, как мгновенья

Возрождалась, крепла вера,

Запели вновь колокола

И надеюсь, молодое поколенье-

Сохранит и приумножит,

Всю былую славу града - на века!

Ирина Сергеевна Еремина

Мне б сказали: «Вот Париж».

Хочешь - завтра полетишь?

Там у всех француженок

Есть духи «Шанель»

Это там придумали и шампунь, и гель.

Ну и что же, а у нас

Давно придумали «УАЗ»

Мне б сказали: «Вот Мадрид.

Город очень знаменит

Там испанцы и испанки,

Эспаньолки и быки».

Полечу я на «Руслане» –

Наш огромный самолёт

Вмиг отправится в полёт.

Мне б сказали: «США –

Вот великая страна!

Микки-Маус, Голливуд!»

Только мне тепло и тут:

С мамою моей

И в кругу друзей!

Там в Париже речка Сена,

А в Мадриде нет и той,

И оттуда приезжаю

К нашей Волге приезжают

Любоваться красотой.

Как сады в овраг сбегают,

Как цветут у нас поля

Все на свете люди знают:

Лучше всех земля родная,

Родина своя!

Дидактическая игра

«Достопримечательности города Ульяновска»

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать любовь к своему городу Симбирску – Ульяновску, вызвать чувство гордости за свою «малую родину»;

Развивать внимание, быстроту реакции, познавательную активность, стремление к совместной игровой деятельности.

Познавательное развитие:

Закрепить знания о достопримечательностях родного города, способность детей воспринимать архитектуру на уровне узнавания; учить узнавать и соотносить изображение с уже виденными объектами; развивать основы логического мышления детей, учить делать несложные выводы, умозаключения, пользоваться знаниями, полученными ранее.

Речевое развитие:

Развивать речевую активность детей - учить объяснять свой выбор полным развернутым предложением.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать эстетическое восприятие, умение восхищаться и любоваться красотой достопримечательностями родного города.

Игровые действия: Водящий показывает и называет изображение на маленьких карточках, рассказывает о достопримечательности города Ульяновска.

Оборудование:

Карточки с изображением достопримечательностей города Ульяновска.

Дидактическая игра «Экскурсия по городу»

Изготовление игры:

Игра состоит из карты города, карточек и фотографий, которые по возможности добавляются.

Дидактические задачи игры:

Познакомить детей с городскими промышленными объектами, достопримечательностями, памятниками и памятными местами города, а также его окрестностей;

Сформировать понятия: улица, проспект, площадь, памятник;

Учить узнавать и соотносить изображение с уже виденными объектами;

Развивать основы логического мышления детей, учить делать несложные выводы, умозаключения, пользоваться знаниями, полученными ранее;

Развивать речевую активность детей - учить объяснять свой выбор полным развернутым предложением;

Развивать внимание, память, наблюдательность.

Игровые правила:

1. Не перебивать того, кто начал говорить первым.

2. Соблюдать очередность.

3. Экскурсовода - ведущего выбирать с помощью считалки или по договоренности.

Методические указания к игре

Игра используется:

В совместной деятельности воспитателя и детей;

В самостоятельной игровой деятельности детей (после освоения игровых правил и содержания игры).

Варианты игры

1. Участники игры выбирают маршрут и способ передвижения по городу (пешком, газелью, легковым автотранспортом, и «продвигаются» к намеченной цели. По ходу останавливаются и рассказывают о месте, куда прибыли.

2. Экскурсовод выбирает вариант знакомства с городом (экскурсионный автобус или пешком), при этом называет и описывает объекты, «встречающиеся на пути».

3. Знакомство с городами России (по предыдущей схеме).

Дидактическая игра "Гости города"


Для игры вам понадобятся открытки с видом вашего города пронумерованные, кубик, несколько машинок.

Ход игры:

Педагог предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок-экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача ребёнка-рассказать о том месте, изображённом на открытке, как можно интереснее, доступнее, выбирает "транспорт" и с "гостями" города отправляется на экскурсию.

НОД по гражданско-правовому воспитанию

«Родной город»

Цель:
Расширять и закреплять знания детей о родном городе.
Познакомить детей с историей возникновения города.
Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Предварительная работа: Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций из книг о родном городе.
Экскурсии, беседы, рисование улиц города.
Оформление альбома «Ульяновск-Симбирск».
Рассказ воспитателя о писателях, художниках Ульяновской области.

Оборудование и материалы:
Иллюстрации, фотографии родного города в старину и сегодня.
Карта Ульяновской области.
Презентация «Моя Родина».
Дидактическая игра «Мой город».

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Как он называется?
Дети: Ульяновск.
Воспитатель: Правильно, наш город называется Ульяновск.

Послушайте стихотворение.

Белой чайкой взметнулся над Волгой
И паришь над могучей рекой.
Путь в веках твой был славным и долгим,
Мой Симбирск, мой Ульяновск родной…(Нина Климко)

Вот какими красивыми словами поэт описал наш родной город! Попробуйте и вы рассказать, за что любите наш Ульяновск.
Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я расскажу вам о том, как появился наш город.
Раньше город назывался Симбирск. В переводе оно означает «город семи ветров». Ульяновск расположен на обоих берегах Волги. Старая часть города расположена на правом высоком берегу реки Волги, и там всегда дуют ветра со всех сторон. А если ехать с левого берега в сторону центра, то можно увидеть в парке большую красивую надпись ЛЕНИН из растений. Основал город Богдан Хитрово. В городе в разное время жили многие известные люди: историк , писатель , поэт , художник , здесь родился и вырос известнейший человек в истории страны Владимир Ильич Ульянов (Ленин). 9 мая 1924 года Симбирск переименовали в Ульяновск.

Город постепенно рос. Сегодня Ульяновск – очень красивый современный город. Венец - красивейший бульвар на высокой гористой бровке волжского косогора в исторической части Ульяновска, оттуда открывается величественный живописный вид на Волгу и Заволжье… В нашем городе находятся известные заводы: авиационный и автомобильный, текстильная и кондитерская фабрика , университеты и академии, музеи и театры.

Воспитатель: Ребята, а на каком транспорте можно попасть в наш город?
Дети: На самолёте, поезде, теплоходе, автобусе.
Воспитатель:
• Где приземляется самолёт? (В аэропорте)
• Куда прибывает поезд? (На железнодорожный вокзал)
• Куда причаливает теплоход? (К пристани на речном вокзале)
• Куда приезжает автобус? (На автовокзал)
• Какой городской транспорт вы знаете? (Ответы детей).

Физкультминутка:

Мы по улице шагаем,
Этажи в домах считаем:
Раз этаж, два этаж-
Двухэтажный домик наш
По бульвару мы шагаем,
Липы с клёнами считаем:
Одна, две, три, четыре, пять….
Трудно нам их сосчитать.
Поспешим, прибавим ходу,
Подойдём мы к переходу.
К светофору подошли,
Красный свет мигнул нам: «Жди!»
Вот уж жёлтый свет погас,
Зелёный — пропускает нас.

Воспитатель: Ребята, наш город разделён на 4 района. Кто знает, как называется район, в котором мы живём?
Дети: Засвияжский.
Воспитатель: Верно. Какие улицы нашего района вы знаете?
Дети отвечают.
Воспитатель: На какой улице находится наш детский сад?
Дети: На улице Валентины Терешковой.
Воспитатель: Ребята, а чем прославилась Валентина Терешкова?
Дети: Валентина Терешкова - первая женщина, которая полетела в космос.
Воспитатель: Правильно. Есть на свете замечательные люди, которые трудом и талантом прославили своё имя. В честь таких людей называют города, корабли, улицы, площади и бульвары. В нашем городе тоже есть улицы, парки, названные в честь знаменитых людей.
Воспитатель: Ребята, наш город — Ульяновск - это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит, каким наш город будет в будущем. Если мы будем очень сильно любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днём всё лучше и лучше, то сможем сказать словами поэта:

С каждым годом становишься краше,
Нет отраднее сердцу, милей
Площадей, переулочков, башен
В разноцветном каскаде огней. (Нина Климко)

Воспитатель: С каждым годом хорошеет Ульяновск. Мы все должны гордиться, что живём в таком большом и красивом городе.

Литература

1. Программа «От рождения до школы» под ред. , , М.2014

2. «Дошкольнику — об истории и культуре России». М.2005

3. «Нравственное воспитание детей в современном мире». «Дошкольное воспитание» №9 2001

4. «С чего начинается Родина?» М.2005

5. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. 2005

6. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под ред. М.1991

7. «Патриотическое воспитание: нормативные документы». М. ТЦ Сфера 2005



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...

Авторская презентация по ознакомлению дошкольников с родным городом "Мой родной Кореновск"

Презентация может быть использована  как при проведении образовательных ситуаций по ознакомлению с достопримечательностями родного города, так и при организации викторин, досугов  по патриот...

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родным городом «Нижнекамск мой – частица Отчизны…»

В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности регио...

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом»

Основная задача педагога в воспитании патриотических чувств показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми....

Методическая разработка «Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом»

Данный материал позволяет воспитателям планировать работу с детьми старшего возраста на год по ознаколмлению с родным городом....