Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом»
консультация на тему
Основная задача педагога в воспитании патриотических чувств показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_gorod.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом»
Подготовила и провела
Воспитатель: Суханова С.П.
Слайд 1. «Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека»
К.Д. Ушинский.
Слайд 2. Основная задача педагога в воспитании патриотических чувств показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Слайд 3. В младшей группе воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. На познавательном развитии необходимо знакомить детей с понятием, что такое город: надо рассказывать, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учить детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.
При знакомстве с городом можно провести игру "Путешествие по городу", а в продуктивной деятельности сделать аппликации "Дома", рисовать "Дорожки в парке", "Улицы города".
Слайд 4. В средней группе дети понимают значение слова Город, но им ещё трудно представить себе большой город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, прежде всего надо знакомить детей с близлежащими улицами (обратить внимание на то, что улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес). Обращать внимание детей на всё положительное, что происходит вокруг- построили новый магазин, посадили деревья и т.д. Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству города - это работа дворников, мусороуборочных машин, посадка зелёных насаждений и.т.д. Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым. Ребенок должен знать название города, что есть в городе (транспорт, дома, детские сады, магазины и т.д.). Также рекомендуется знакомить детей с достопримечательностями родного города. Это может быть центр города, откуда начинается история, площадь, проспект Ленина и.т.д. Основная задача - показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Необходимо дать детям понятие большой город. Рассматривание герба города, иллюстраций, фотографий, чтение стихов о городе, экскурсии по городу. Так воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Слайд 5. В старшем дошкольном возрасте детей нужно привлекать к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, рассказать об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Ребенок должен знать название города, своей улицы, квартал, микрорайон, улицу, в честь кого она названа.
Можно организовать поисковую деятельность. Дети расспрашивают своих родителей, бабушек, дедушек об истории названия улицы и на занятии дети обмениваются полученной информацией.
Ребенку объясняют, что у каждого есть свой дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу: на почту, в библиотеку, аптеку, и т. д.
(рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей), экскурсии к памятникам, достопримечательностям, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей. С привлечением родителей оформляется альбом, составляется иллюстративный рассказ "Где я был?". Они узнают, что люди разных профессий трудятся на благо города, стараются сделать жизнь людей удобнее, интереснее.
Слайд 6. Очень ценны развивающие игры:
- Лото "Прогулка по городу", в которой ребенок узнает, что есть в городе, для чего предназначены кафе, оптика, ателье.
- Иры по Правилам дорожного движения помогут в обучении безопасному поведению при переходе дороги и на пешеходной части.
- Подбор стихов башкирских писателей и поэтов.
- Оформление фотоальбом по временам года "Мой город летом", "Осень в моем городе" и т. д.,
- В продуктивной деятельности можно сделать выставку рисунков, например: "Я люблю этот город заснеженный".
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины.
Знакомство с двором, улицей, на которой живет ребенок, кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Рассматривание фотографий способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате у детей появится познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.
Слайд 7. Формы взаимодействия с родителями по данной теме:
- Совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты‐отчета о прогулке и т.д. Кроме этого, на данном этапе нравственно‐ патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.
- Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада,
свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.
- Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях и памятниках.
Слайд 8 - 20. Угадай игру «Угадай памятник»
Слайд 21. Инновационные технологии ознакомления детей с городом могут быть моделирование, проектная, исследовательская, компьютерная.
Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Башкирии, со столицей Башкортостана, с гимном, флагом и гербом республики.
Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь).
Слайд 22-32. Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай город по старой фотографии»
Кроме этого, нравственно-патриотическое воспитание возможно проведение викторин и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.
Слайд 33-39. А теперь я вам предлагаю угадать место в городе.
Ознакомление детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.
Слайд 40. Как сказал: В. В. Путин - Патриотизм. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Так что я вам желаю великих свершений уважаемые коллеги!
Темы проектов могут быть самыми разными.
Например:
- "Народные праздники" (осенние, весенние, зимние, летние);
- "Бабушкин сундучок";
- "Дом в котором мы живем;
- "Моя родословная";
- "Награды моей семьи";
- "Защитники Родины";
- "Профессии нашей семьи»";
- "Край родной, навек любимый";
- "Города Башкортостана";
- "Великие люди Республики Башкортостан".
- "Мой родной город";
- Месторасположение города, его экономическое и социальное значение. История возникновения. Национальности людей, населяющих город.
- "Улицы Моего города";
- “Малая родина” – мой дом, двор, улицы города по маршруту от дома до детского сада. История возникновения первых улиц, главных магистралей.
- Транспорт города.
- Виды транспорта. История создания городского транспорта.
- Природа родного края.
- Флора и фауна. Беседа о сохранении природы.
- Наше наследие.
- Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Фольклор, ремесла, обряды, традиции, праздники. Архитектура города.
- Защитники родной земли.
- Славные подвиги защитников родной земли. Памятники воинам.
- Исторические памятники.
- Краеведческий музей. История его создания.
- История костюма. Своеобразие костюма, его детали, украшения. История его создания.
Памятка педагогу.
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.
- Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами;
- Обращайтесь к детям с вопросами о процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
- Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: "Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими как вы";
- Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов;
- Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку, труженику, защитнику, достойному гражданину.
Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом.
Сентябрь | "Наш город в республике Башкортостан" Цель: уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него. |
карты города. |
Октябрь | "История города" Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него. |
|
Ноябрь | "Достопримечательности города" Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город. |
|
Декабрь | "Символика города" Цель: познакомить с символикой города. |
|
Январь | "Известные люди города" Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Октябрьского, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. |
(Ф.Ф.Исмлахов - автор государственного герба РБ);
|
Февраль | "Предприятия родного города" Цель: познакомить с предприятиями города Октябрьского, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессия |
|
Март понятие о происхождении некоторых улиц города. | "Транспорт города Октябрьский" Цель: дать представление о транспорте нашего города. |
|
Апрель | "Вот моя улица" Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. |
|
Май | "Боевая слава города" Цель: познакомить с памятными местами города; воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой отечественной войны, любовь к родному городу. |
|
Картотека игр по ознакомлению с родным городом.
Название: | Цель игры: |
"Заколдованный город" | Закрепить у детей знания о достопримечательностях родного города; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.
|
"Достопримечательности города Октябрьского" | Вызвать у детей интерес к истории исторических памятников города, прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города. |
"Узнай и назови герб города" | Закреплять знания детей о гербе города, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов. |
"Символика республики Башкортостан" | Познакомить детей с символикой РБ (флаг и герб); помочь детям запомнить символические изображения на гербе и флаге, их расположение, значение. |
"Транспорт родного города" | Закрепить представления о транспорте, способствовать возникновению чувства гордости за свой город. |
"Предприятия города Октябрьского" | Познакомить с предприятиями города, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям. |
"Чей логотип" | Закрепить знания о предприятиях города, познакомить с логотипами этих предприятий; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. |
Примерный перечень тем бесед по возрастам:
Задача воспитателя - научить дошкольника замечать вокруг то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться историей своего города, ценить и беречь то, что нас окружает.
Младшая группа "Кто ты?", "Семья", "Где я живу?", "Дом городской и деревенский", "В гостях у бабушки в деревне", "Моя улица", "Экскурсия по микрорайону", "Вещи из бабушкиного сундука", "Мы идём в гости".
Средняя группа: "Расскажи о себе", "Экскурсии по территории детского сада, по микрорайону", "Наш город", "Работа родителей", "Город и Новый год", "Зимние забавы", "Открываем бабушкин сундук", "Праздник весны", "Лето на реке Ик".
Старшая группа: "Расскажи о своей семье", "Экскурсия по микрорайону", "Город, где я живу", "Царство растений", "Знаки вокруг нас" - геральдика, "Новогодний город", "Животные родного края", "Весна на Ангаре", "Здравствуй лето" - экскурсия на водоём, на луг, народные игры.
Подготовительная группа: "История родного края" - Знакомство с картами города и области, "Знаменитые люди города" "Города республики Башкортостана", "Животный мир родного края" - птицы, рыбы, животные, Красная книга Башкортостана, "Растения родного края" - Красная книга, лекарственные растения, растения, как средства косметики, "Как отдыхали" - детские игры, православные праздники, создание макета экологической зоны (леса, луга, водохранилища).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом"
Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом" ...
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...
Авторская презентация по ознакомлению дошкольников с родным городом "Мой родной Кореновск"
Презентация может быть использована как при проведении образовательных ситуаций по ознакомлению с достопримечательностями родного города, так и при организации викторин, досугов по патриот...
Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с родным городом Новомичуринском»
Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с родным городом Новомичуринском»...
Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с родным городом"
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Работа с родителями....
Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с родным городом"
Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с родным городом"...
Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с родным городом.»
Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста при ознакомлении с родным городом...Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести ...