Новоселье в Коми избе
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Григорьева Ирина Александровна

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте и интерьере Коми избы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_novosele_v_izbe.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка «Детский сад № 116» г. Сыктывкар

Конспект открытого занятия

«Новоселье»

(подготовительная группа)

Воспитатель Григорьева

Ирина Александровна

 Рочева

Надежда Николаевна

2021год

Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте и интерьере Коми избы.

 Задачи  

Образовательная:                                                                                                                        - Формировать представление об особенностях жизни  человека, быте и интерьере избы;  

- приобщать детей дошкольного возраста к культуре своего народа;                                            

Развивающая:                                                                                                                         

- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы;                                                                                                           - расширять словарный запас по теме, объяснить значение слов:……...                                   

- расширять знания и представления детей о народных играх;

- обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;

- развивать логическое мышление, внимание, память;                                                        

- обогащать речь за счёт новых слов обозначающих предметы русского быта.

Воспитательная:                                                                                                            

 - воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;                                

 -воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;                                                                                                                                    - приобщать к культуре своего народа;                                                                                   - воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни других людей.

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.

Материалы и оборудование: русский народный костюм, записи русских народных песен, предметы русского быта (печь, рукомойник, стол, табуретки, лавки, люлька, «Красный уголок»), угощение для детей.

Предварительная работа:

1.Изготовление и поиск атрибутов                                                                                                                                                      2. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, пословицы, скороговорки, считалки, присказки.

3. Русские народные игры с детьми.

4. Слушание музыкальных произведений (русские народные), просмотр презентаций.

Предполагаемые результаты:                                                                                                 - сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей, об особенностях жизни русского человека, быте и  обычаях на Руси;

- развить интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы;                                                                                                            - расширить словарный запас по теме, объяснить значение слов: рубель, чугунок, ухват, самовар, ложки, рушник.                                                     

 - расширить знания и представления детей о народных играх;                                                      - обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;

- развивать логическое мышление, внимание, память;                                                    

Ход занятия

Хозяюшка встречает детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):

                                                                                                                                                 Хозяюшка: Заходите к нам родные,

Гости наши дорогие,

Праздник нынче, Новоселье!

Принимаем подарки да поздравленья!

Гостья и дети: Здравствуйте.

Гостья: Да, у знали мы, что у тебя новоселье, и решили прийти. (Бросаю монеты в дальний угол) а это тебе, Хозяйка, чтобы было изобилие во всем и благополучия.

Хозяюшка: С порога поспешите,

                      В избу проходите (дети проходят в «избу», присаживаются на лавочки).

Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Все, что есть покажу и расскажу.                                                                                                                    

Хозяюшка: Что ж, садитесь поудобнее.                                                                                                                   Приготовьтесь слушать сказ,                                                                                                                                                        Про мою избу  и про нас…                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Хозяюшка: С главного хочу начать. Посмотрите, какую ладную печку нам печник собрал. Печь – это сердце дома. Подскажите – ка, почему сердце, почему она главная в доме?

(Варианты ответов детей) –

« Печь-это сердце дома». Печь кормила семью, на ней спали младшие детки и старики, она избавляла от некоторых болезней. Сушили одежду и обувь, и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, блины. Печь отапливала жилье. Сушили так же грибы, ягоды, травы, в ней даже мылись. Не зря в старину говорили: «Печь нам - мать родная».

Хозяйка: Верно все! Молодцы!

Вот так, торопилась, вас ждала, готовила и чугунок уронила да разбила…..беда-беда…..

Ребенок (Катерина): Не расстраивайся, хозяйка, мы как раз тебе чугунок в подарок принесли

Хозяйка: Ой, спасибо, как хорошо. У меня и ухват новый есть, как раз под этот чугунок. Поставим в печь, пусть картошечка варится.

Пока варится, пойдем те я вам полью из ковша на руки.

Гостья и дети: Хозяйка, в новый дом мы хотим подарить тебе новый рукомойник!

Ребенок (Александра): Вот такой красивый и очень удобный рукомойник, прими пожалуйста.

Хозяйка: Ох уважили, ну порадовали меня. Вот просушите руки новым рушником, сама вышивала!

Ну пройдемте к столу в главный угол дома, а как его еще называют этот угол?

Дети: Красный угол!  В этом углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся. (Варианты ответов детей). Оберегал дом.

Хозяйка: А какие еще предметы находились в красном углу?

Дети: стол, лавки

Хозяйка: За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.

Хозяйка: Ребята, а на что вы присели? Как же называется предмет – то, на который вы сели?

Дети: Лавки.

Хозяюшка: Да, правильно, лавки. А использовались они потому, что была большая семья, много народу (они были длинные, крепкие, удобные).

Хозяюшка: Вот же и откуда только это пятно, никак проказник домовой.

Гостья и дети: А где же наш подарок, ребята, не забыли!? Вот она, держи Хозяйка скатерть нарядная к новоселью.

Хозяюшка: Спасибо вам большое. Достает чугунок с картошкой и ставит на стол (с вареной картошкой). Сели рядком, да поговорить надо ладком. Я вам предлагаю поиграть. Я вам начало пословицы, а вы мне последнее слово…..

А вы хоть знаете пословицы?  

Своя-то избушка, как милая ….подружка.

Хочешь есть калачи, не сиди на … печи.

Сделал дело, гуляй …смело.

Без труда, не выловишь и рыбку из… пруда.

Делу время, потехе… час.

Гостья: Не красна изба углами, а красна ……..пирогами.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - …..изба.

Доброго человека в красный угол….. сажают.

Гостья и дети: Действительно, все верно! Правда, ребята!?

Хозяйка: Какие молодцы, все правильно. Как хорошо поиграли. Проходим к печке.

Ребенок (Роберт): Хозяюшка, чтобы в доме появились дети, стало шумно да весело, мы дарим вам люльку.

Хозяюшка: Спасибо большое за такой ценный подарок. А куда же и повесить, подскажите, где же ее разместить?!

Дети: за печкой к потолку, чтобы тепло было. На лавку присядешь и прялка тут рядом, под боком.

Хозяйка: Ну, уважили, ну гости дорогие, порадовали.

У печи погрелись, за столом в красном углу посидели рядком. А теперь и повеселиться можно, у нас же сегодня Новоселье!

Игра Золотые ворота (фонограмма).

Хозяйка: Спасибо вам гости дорогие, что зашли на огонек, да не с пустыми руками.

Вот проказник домовой, чуток пошалил в доме, приходите в гости еще, я вас с домовым познакомлю.

Гостья и дети: Спасибо большое! До свидания! Гостья и дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия "Путешествие в коми избу".

Вводное занятие сдетьми подготовительной группы на конкурсе "Сердце отдаю детям"....

Проект «Коми изба» Старшая группа

Проект«Коми изба»Старшая группа   Авторы проекта: Ткачёва О.Ф.  Аннотация:В данном проекте представлено знакомство с Коми избой. Реализация проекта осуществляется через все до...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Презентация "Жилище коми народа - коми изба".

Презентация для детей старших-подготовительных групп "Жилище коми народа - коми изба"....

Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)

Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки)....

Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)

Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки).Задачи проекта:Расширить представления детей о традициях...