Новоселье в Коми избе
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте и интерьере Коми избы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_novosele_v_izbe.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка «Детский сад № 116» г. Сыктывкар
Конспект открытого занятия
«Новоселье»
(подготовительная группа)
Воспитатель Григорьева
Ирина Александровна
Рочева
Надежда Николаевна
2021год
Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте и интерьере Коми избы.
Задачи
Образовательная: - Формировать представление об особенностях жизни человека, быте и интерьере избы;
- приобщать детей дошкольного возраста к культуре своего народа;
Развивающая:
- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы; - расширять словарный запас по теме, объяснить значение слов:……...
- расширять знания и представления детей о народных играх;
- обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- обогащать речь за счёт новых слов обозначающих предметы русского быта.
Воспитательная:
- воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;
-воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры; - приобщать к культуре своего народа; - воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни других людей.
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.
Материалы и оборудование: русский народный костюм, записи русских народных песен, предметы русского быта (печь, рукомойник, стол, табуретки, лавки, люлька, «Красный уголок»), угощение для детей.
Предварительная работа:
1.Изготовление и поиск атрибутов 2. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, пословицы, скороговорки, считалки, присказки.
3. Русские народные игры с детьми.
4. Слушание музыкальных произведений (русские народные), просмотр презентаций.
Предполагаемые результаты: - сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей, об особенностях жизни русского человека, быте и обычаях на Руси;
- развить интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы; - расширить словарный запас по теме, объяснить значение слов: рубель, чугунок, ухват, самовар, ложки, рушник.
- расширить знания и представления детей о народных играх; - обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
Ход занятия
Хозяюшка встречает детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):
Хозяюшка: Заходите к нам родные,
Гости наши дорогие,
Праздник нынче, Новоселье!
Принимаем подарки да поздравленья!
Гостья и дети: Здравствуйте.
Гостья: Да, у знали мы, что у тебя новоселье, и решили прийти. (Бросаю монеты в дальний угол) а это тебе, Хозяйка, чтобы было изобилие во всем и благополучия.
Хозяюшка: С порога поспешите,
В избу проходите (дети проходят в «избу», присаживаются на лавочки).
Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Все, что есть покажу и расскажу.
Хозяюшка: Что ж, садитесь поудобнее. Приготовьтесь слушать сказ, Про мою избу и про нас…
Хозяюшка: С главного хочу начать. Посмотрите, какую ладную печку нам печник собрал. Печь – это сердце дома. Подскажите – ка, почему сердце, почему она главная в доме?
(Варианты ответов детей) –
« Печь-это сердце дома». Печь кормила семью, на ней спали младшие детки и старики, она избавляла от некоторых болезней. Сушили одежду и обувь, и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, блины. Печь отапливала жилье. Сушили так же грибы, ягоды, травы, в ней даже мылись. Не зря в старину говорили: «Печь нам - мать родная».
Хозяйка: Верно все! Молодцы!
Вот так, торопилась, вас ждала, готовила и чугунок уронила да разбила…..беда-беда…..
Ребенок (Катерина): Не расстраивайся, хозяйка, мы как раз тебе чугунок в подарок принесли
Хозяйка: Ой, спасибо, как хорошо. У меня и ухват новый есть, как раз под этот чугунок. Поставим в печь, пусть картошечка варится.
Пока варится, пойдем те я вам полью из ковша на руки.
Гостья и дети: Хозяйка, в новый дом мы хотим подарить тебе новый рукомойник!
Ребенок (Александра): Вот такой красивый и очень удобный рукомойник, прими пожалуйста.
Хозяйка: Ох уважили, ну порадовали меня. Вот просушите руки новым рушником, сама вышивала!
Ну пройдемте к столу в главный угол дома, а как его еще называют этот угол?
Дети: Красный угол! В этом углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся. (Варианты ответов детей). Оберегал дом.
Хозяйка: А какие еще предметы находились в красном углу?
Дети: стол, лавки
Хозяйка: За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.
Хозяйка: Ребята, а на что вы присели? Как же называется предмет – то, на который вы сели?
Дети: Лавки.
Хозяюшка: Да, правильно, лавки. А использовались они потому, что была большая семья, много народу (они были длинные, крепкие, удобные).
Хозяюшка: Вот же и откуда только это пятно, никак проказник домовой.
Гостья и дети: А где же наш подарок, ребята, не забыли!? Вот она, держи Хозяйка скатерть нарядная к новоселью.
Хозяюшка: Спасибо вам большое. Достает чугунок с картошкой и ставит на стол (с вареной картошкой). Сели рядком, да поговорить надо ладком. Я вам предлагаю поиграть. Я вам начало пословицы, а вы мне последнее слово…..
А вы хоть знаете пословицы?
Своя-то избушка, как милая ….подружка.
Хочешь есть калачи, не сиди на … печи.
Сделал дело, гуляй …смело.
Без труда, не выловишь и рыбку из… пруда.
Делу время, потехе… час.
Гостья: Не красна изба углами, а красна ……..пирогами.
Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - …..изба.
Доброго человека в красный угол….. сажают.
Гостья и дети: Действительно, все верно! Правда, ребята!?
Хозяйка: Какие молодцы, все правильно. Как хорошо поиграли. Проходим к печке.
Ребенок (Роберт): Хозяюшка, чтобы в доме появились дети, стало шумно да весело, мы дарим вам люльку.
Хозяюшка: Спасибо большое за такой ценный подарок. А куда же и повесить, подскажите, где же ее разместить?!
Дети: за печкой к потолку, чтобы тепло было. На лавку присядешь и прялка тут рядом, под боком.
Хозяйка: Ну, уважили, ну гости дорогие, порадовали.
У печи погрелись, за столом в красном углу посидели рядком. А теперь и повеселиться можно, у нас же сегодня Новоселье!
Игра Золотые ворота (фонограмма).
Хозяйка: Спасибо вам гости дорогие, что зашли на огонек, да не с пустыми руками.
Вот проказник домовой, чуток пошалил в доме, приходите в гости еще, я вас с домовым познакомлю.
Гостья и дети: Спасибо большое! До свидания! Гостья и дети уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия "Путешествие в коми избу".
Вводное занятие сдетьми подготовительной группы на конкурсе "Сердце отдаю детям"....
Проект «Коми изба» Старшая группа
Проект«Коми изба»Старшая группа Авторы проекта: Ткачёва О.Ф. Аннотация:В данном проекте представлено знакомство с Коми избой. Реализация проекта осуществляется через все до...
Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...
Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».
Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...
Презентация "Жилище коми народа - коми изба".
Презентация для детей старших-подготовительных групп "Жилище коми народа - коми изба"....
Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)
Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки)....
Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)
Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки).Задачи проекта:Расширить представления детей о традициях...