Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Русская изба"
проект (старшая группа)

Миргалимова Альфия Нургалиевна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey_gruppe_russkaya_izba.docx147.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска ДС № 37 «Дружная семейка»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе №4

«Русская изба».

Урок ИЗО «Русская изба» | Интернет-класс           Русская изба, Кинешма - фото ресторана - Tripadvisor

                                                                   

Воспитатели:

Миргалимова А.Н

Гаджиева А.М

г. Нижневартовск, 2022

Паспорт проекта:

Тип проекта: творческий, познавательный

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 17.01.22 – 28.01.22 (краткосрочный).

Возраст воспитанников: 5 - 6 лет.

Участники: педагог, дети и родители старшей группы.

Актуальность проекта:

В наше время так получилось, что дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы, воспитатели,  серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель: 

Образовательные: ознакомления детей  с традициями русского народа, их бытом;

Развивающие: формирования представления о русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре

Воспитательные: воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

.Задачи:

 1.Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством.

2.Познакомить с предметами   русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.)

3.Развивать творческие способности детей .

 4.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. Воспитывать патриотические чувства.

5.Привлечь родителей в творческо- образовательный процесс.

Реализация образовательных областей:

«Познание»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,

«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством 

-Заучивание потешек, прибауток, закличек.

-Использование пословиц, загадок, поговорок.

-Чтение художественной литературы.

-Проведение русских народных игр.

-Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

-Применение игрушек и изделий народных промыслов.

-Представление кукольного театра.

-Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

-Рассказ о народных обычаях и традициях.

-Рассматривание иллюстраций о русском быте.

-Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми 

-Организованные занятия.

-Совместная деятельность.

-Праздники и развлечения.

-Наблюдения в быту и природе.

-Организация конкурсов рисунков и поделок.

-Посещение тематических выставок.

-Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

-Встреча с интересными людьми.

-Экскурсия в мини музей детского сада «Русская изба»

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап:

- изучение познавательной и методической литературы;

- составление плана совместной работы с детьми, родителями;

- разработка бесед, конспектов образовательной деятельности;

-подбор материала и оборудования, художественной литературы, иллюстраций к занятиям.

-оформление консультаций для родителей по теме проекта;

-выставка рисунков по теме «Русская изба»;

2.Основной этап:

 «Познавательное развитие» 

-Тематические занятия: «Русская изба», «Обычаи и традиции русского народа»;

-Просмотр презентаций: «Русская изба», «Живое предание старины».

-Рассматривание иллюстраций из серии «Культура и традиции русского народа», «Русские народные игры», «Предметы быта русского народа»;

 «Речевое развитие»

-Беседы: «Крестьянская семья»,«Как произошла русская изба», «Русские народные праздники»;

- Чтение художественной литературы, загадок о быте;

- Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек;

-Знакомство с русскими народными сказками.

  «Ознакомление с художественной литературой»

-«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

- «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;

-«Царевна- лягушка», обр. М. Булатова;

- «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

-«Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.

-«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева);

 «Художественно-эстетическое развитие»

Лепка «Русская изба», «Посуда»;

Аппликация «Русская изба»;

Рисование «Роспись посуды»;

Конструирование «Изба».

 «Музыкальная деятельность»

- Слушанье песен «Как у наших у ворот», «Мы давно блинов не ели», разучивание частушек.

«Физическое развитие» - разучивание подвижных игр русского народа и видов спортивных состязаний.

- «Горелки», «Заря – заряница», «Поясок», «Заплетись плетень».

-«Русские забавы», «Лапта», «Прыжки в мешках», «Донеси яйцо».

«Социально-коммуникативное развитие» 

- правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

«Игровая деятельность»:

-Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Выставка старинных вещей», «Одень куклу в традиционный народный костюм», «Составь узор», «Укрась избу», «Русский сувенир», «Кто, где живет?», « Я начну, а ты продолжи», «Найди животное по следу».

-Сюжетно-ролевые игры: «Дом, семья», «Дочки - матери»,  «Встреча гостей».

-Игры – драматизации «Заюшкина избушка», «Теремок».

Взаимодействие с родителями:

-Анкетирование родителей на тему «Культура и быт русского народа»;

-Создание презентации «Культура и традиции русского народа»

-Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье – изготовление предметов обихода для макета русской избы.

-Консультации: «Как люди на Руси жили?»,  «Предметы быта русских людей».

-Экскурсия в мини музей детского сада «Русская изба».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок: рассказы и сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин».

Музыкальный уголок: деревянные ложки, погремушки, колокольчики, гармошки.

Центр С/Р игр: «Встречаем гостей» (чайная посуда,игрушечные изделия: баранки, крендельки).

Центр продуктивной деятельности: материалы для рисования, лепки, художественного труда.

3 этап – итоговый.

-обобщение результатов работы по проекту;

-анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;

-презентация  опыта работы по проекту.

К концу реализации проекта дети должны:

- знать историю  крестьянского жилища (избы), ее устройство,

-знать предметы домашнего обихода;

-у детей обогатится словарный запас словами – названиями предметов русского быта;

-дети приобщатся к истокам традиционной русской культуры;

- в игровой деятельности дети используют русские народные игры,

-посредством приобщения к народным традициям происходит воспитание нравственно- патриотических качеств.

Литература

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию " Русская изба".

Цели и задачи мини-музея1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.2.Развивать воображение детей.3.Обогощать словарь детей названиями и выражениями русского сло...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»

Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществ...

Презентация к проекту по нравственно-патриотическому воспитанию «Мини-изба»

Приобщение детей к истокам отечественной  народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения...

Игровой проект: "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

В данном игровом проекте представлены методы и приёмы, способствующие обогащению содержания игровой деятельности дошкольников, активизации речи и формированию коммуникативных навыков....