Конспект занятия по обучению бурятскому языку "Домашние животные" ( "Гэрэй амитад")
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Активизация и обогащение словаря детей по теме «Домашние животные» («Гэрэй амитад»),
Задачи:
образовательные:
повторение и закрепление знания детей по теме «Приветствие»;
ознакомление и закрепление лексического материала по теме «Домашние животные»;
ознакомление со счетом до 10-ти на бурятском языке;
введение речевых образцов «Энэ юун бэ?», «Ши хэн гэжэ нэрэтэйбш?», «Би … гэжэ нэрэтэйб»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по обучению бурятскому языку "Домашние животные" ."Гэрэй амитад" | 26.38 КБ |
приложение 1 к конспекту "Домашние животные" | 139.78 КБ |
приложение 2 к занятию "Домашние животные" | 325.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению бурятскому языку в старшей группе
«Домашние животные» («Гэрэй амитад»)
Цель: Активизация и обогащение словаря детей по теме «Домашние животные» («Гэрэй амитад»),
Задачи:
образовательные:
повторение и закрепление знания детей по теме «Приветствие»;
ознакомление и закрепление лексического материала по теме «Домашние животные»;
ознакомление со счетом до 10-ти на бурятском языке;
введение речевых образцов «Энэ юун бэ?», «Ши хэн гэжэ нэрэтэйбш?», «Би … гэжэ нэрэтэйб»;
воспитательные:
воспитание чувства любви по отношению к малой Родине, к животным;
воспитание ответственности; взаимопомощи;
воспитание интереса к изучению бурятского языка, к традиционному укладу жизни родного края;
повышение мотивации к изучению родного языка.
развивающие:
создание условий для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическую, диалогическую речь);
создание условий для развития памяти, внимания, воображения;мышления
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
Оборудование: кукла- девочка в национальной бурятской одежде Балма, медальоны с изображением телят, объемные игрушки из серии «Домашние животные», деревянный сундучок, коврик –панно с фигурками животных «Деревенский двор», аудиозапись «Звуки скотного двора», ноутбук, картина «Корова с теленком», мяч.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Воспитатель: Сайн байна, ухибууд!
Здравствуйте, ребята!
Дети: Сайн байна!
Воспитатель: Как много у вас сегодня гостей. Поприветствуем их: «Сайн байна!».
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Би Гэрэлма Мунхоевна гэжэ нэрэтэйб. Меня зовут Гэрэлма Мунхоевна. А это моя подруга.
Балма: Би Балма гэжэ нэрэтэйб.
Воспитатель: Ее зовут Балма. Она тоже умеет разговаривать на бурятском языке.
А вы, ребята, умеете?
Ответы детей.
Воспитатель: Хотите научиться?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, мы с Балмой вам поможем. Но сначала давайте познакомимся. Танилсая. Ребята, вы постарайтесь отвечать Балме на бурятском языке.
Балма: Би Балма гэжэ нэрэтэйб. Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши? (Меня зовут Балма. А тебя как зовут?)
Дети отвечают по очереди: Би … гэжэ нэрэтэйб.
Воспитатель: Ну вот, мы все познакомились. Танилсаабди.
II.Фонетическая зарядка.
Воспитатель: Мы с Балмой приехали из соседнего села, которое называется Барагхан. А как ваше село называется?
Дети отвечают.
Воспитатель: У Балмы много домашних животных, она любит ухаживать за ними. Но вот беда, она их не может найти. Посмотрите на ее двор - никого нет. Что же произошло? Где животные? Как вы думаете ребята?
Дети отвечают.
Воспитатель: А я думаю, что они спрятались и ждут, пока мы их найдем. Поможем Балме отыскать их?
Дети отвечают.
Воспитатель: А кто знает, как искать домашних животных?
Дети отвечают.
Воспитатель: Надо их позвать. И сделать это надо на бурятском языке. Будем повторять за Балмой.
Балма: Май – май-май
Мөө - мөө-мөө
Өө-өө-өө.
Воспитатель: Вы слышите что –нибудь?
Дети отвечают
Воспитатель: Повторим все вместе.Дабтая.
Май – май-май
Мөө - мөө-мөө
Өө-өө-өө.
III. Основная часть.
Звучит аудиозапись с голосами домашних животных.
Воспитатель: Слышите, ребята? Откуда же раздаются голоса?
Обращает внимание детей на красивую коробку. Вот мы и нашли, твоих животных, Балма. Но они не хотят выходить, пока мы не разгадаем все их загадки. Что же делать? Может быть, вы, ребята, умеете их разгадывать?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Итак, первая загадка.
1.Хоть крепки мои копыта
И остры мои рога
Я добра и не сердита
Нравом вовсе не строга.
В поле я мычу: «Му-му!»
Молочка налить кому? (Корова)
Урдаа hэрээтэй
Дундаа хунэгтэй
Хойноо ташууртай ( Унеэн)
2. Спереди –пятачок,
Сзади- крючок,
Посередине –спинка,
На спинке –щетинка.(Свинья)
Гээгээгуй аад, бэдэрдэг,
Гэмтээгуй аад, еолодог (Гахай)
3. Чемпионка в быстром беге
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
Нэгэниинь эдеэлнэ,
Дурбэниинь дунгэнэ
Тургэн гуйдэлтэй,
Тумэр гуталтай ( Морин)
4.Завиточки на рогах
А колечки на боках
Вышел он поесть ромашек
А зовут его …(Барашек)
Тала дээгуур сагаан юумэд
Бумбэр,бумбэр бэлшэнэ.(Хонин)
5.Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Хон-хон дуутай
Хондолой дээрээ дэгээтэй (Нохой)
6. Дает молоко нам, хоть не корова
Шерстью своею делиться готова
Она непоседа и егоза
Как зовут ее? (Коза)
Ухэр бэшэшье hаа, hуу угэдэг
Хонин бэшэшье hаа, нооhо угэдэг
Эбэртэй, hахалтай.Энэ хэн бэ? (Ямаан)
Дети по очереди отгадывают, берут животное и «отводят» во двор- приклеивают к коврику.
Воспитатель: Вот какие замечательные животные у Балмы. Это какие животные?
Дети отвечают.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, потому что они живут у людей дома, во дворе и люди ухаживают за ними. «Дом» по бурятски – «гэр», «животные» - «амитад». «Домашние животные» - «Гэрэй амитад». (Дети повторяют). М ы сегодня научимся называть их на бурятском языке.
Воспитатель с Балмой показывают каждое животное, называют на бурятском языке и просят повторить.
Кто это? Энэ юун бэ? – Корова - Унеэн
Кто это? Энэ юун бэ? – Овца - Хонин
Кто это? Энэ юун бэ? – Коза - Ямаан
Кто это? Энэ юун бэ? – Лошадь -Морин
Кто это? Энэ юун бэ? – Свинья - Гахай
Кто это? Энэ юун бэ? – Собака-Нохой
Кто они? Эдэ юуд бэ? –Домашние животные –Гэрэй амитад
Физминутка.
Воспитатель: Балма благодарит вас и дарит вам красивую картинку.
Кого вы на ней видите?
Воспитатель показывает картинку, на которой изображены корова с теленком.
Дети отвечают.
Воспитатель: Корова – Унеэн (дети повторяют)
Теленок – тугал (дети повторяют).
Балма предлагает поиграть в игру «Веселые телята». Балма будет вашей хозяйкой, а вы будете ее телятами, которые любят бодаться и прыгать.
Мы с Балмой будем звать вас «Бьяа –бьяа –бьяа!» А вы будете прибегать к нам и «мычать»: «Мөө, мөө!”.
Воспитатель раздает детям медальончики с изображением телят, отходит от них на некоторое расстояние и зовет их : “Бьяа-бьяа – бьяа!” Дети , выставив пальцы как рожки прибегают и «мычат».
Воспитатель:
Повторяйте за нами: Нэгэ, хоер тугалнууд (хлопают в ладоши)
Гурба, дурбэ, дэбхэрээ (прыгают)
Таба, зургаа – мургэлдоо («бодаются», приложив пальцы к голове)
Долоо, найма – эбэрнуудээ ( покачивают головой)
Юhэ, арба – хухалжархео! ( загибают пальцы и опускают руки).
Воспитатель: А теперь, и я хочу познакомить вас с моими домашними животными. Ребята, хотите их увидеть?
Воспитатель выносит открытую коробку, накрытую тканью, снимает ее.
Воспитатель: Представляете, и мои животные куда-то пропали. Балма говорит, что они ушли гулять в лес и заблудились. Как же мы их найдем? Может быть, вы, ребята, видите что – то похожее на лес?
Дети ищут, находят коробку с изображением леса. Воспитатель открывает ее:
Молодцы, ребята! Но и они тоже не хотят идти домой, пока вы не назовете их всех на бурятском языке.
Дети подходят по очереди, вытаскивают игрушку, называют его на бурятском языке и «отводят» домой – ставят в коробку, изображающую двор. Воспитатель задает наводящие вопросы «Кто это? Энэ юун бэ?»
Воспитатель: Ну вот, и все наши домашние животные собрались. Эдэ юуд бэ? Кто это?
Дети отвечают.
Воспитатель: Я очень рада, что вы помогли мне. Спасибо вам большое. Баярлаа. Предлагаю вам поиграть в игру «Переводчики». Я буду бросать вам мяч и называть домашнее животное на русском языке, а вы будете бросать обратно и называть его на бурятском языке. Согласны?
Проводится игра «Переводчики».
Воспитатель: Балма говорит, что приготовила для вас еще одну игру, которая называется «Собери животное».
Игра «Разрезные картинки». Дети выкладывают домашних животных из разрезных картинок и называют их на бурятском языке.
Воспитатель: Молодцы, ребята! О каких животных мы сегодня говорили?
( «О домашних», «Гэрэй амитад»). И еще, мы научились их называть на бурятском языке.
Спасибо ребята! hайндаа! Баярлаабди! Баяртай!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Амитанай тулыень ологты »
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)
Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения в соответствии с современными требованиями раз...
Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.
Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....
Публикация конспекта занятия по обучению бурятскому языку "Домашние животные" ("Гэрэй амитад") в Международном сетевом издании "Солнечный свет"
Ссылка на публикацию: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/...
Конспект НОД по обучению бурятскому языку в старшей группе на тему «Части тела». Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая.
Программное содержание:Цель: Дать понятие «части тела», на бурятском языке « Минии бэе». Формировать представления о частях тела, обогатить словарный запас де...
Конспект занятия по аппликации "Бурятский народный орнамент"
Мы живем в солнечной Бурятии, городе Улан-Удэ. Основы знаний о культуре своего народа закладываются в семье. Но и огромную роль в этом играет дошкольное учреждение. В...
Конспект занятия: Знакомство с бурятской юртой и бытом.
Знакомство детей с национальным жилищем бурят - юртой....