Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию по теме: «Выставка народных изделий»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ревнюк Ольга Ивановна

Занятие для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gorodetskaya_rospis.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 199»

Конспект занятия по художественно-эстетическому  развитию по теме:

                «Выставка народных изделий»(Городецкая роспись),

                        подготовительная группа

                                                        Автор: Ревнюк Ольга Ивановна,

воспитатель, группы № 4

г. Нижний Новгород 2021

Конспект занятия по художественно-эстетическому  развитию по теме:

                «Выставка народных изделий» (Городецкая роспись),

Цель: Создать условия для закрепления представлений о городецкой росписи, как виде народного декоративно-прикладного искусства. 

Задачи:

Обучающие:

1. Расширять представление детей о городецкой росписи, колорите, ее особенностях.

2.Формировать умение  рисовать новые элементы росписи - ромашки и розана, создавать декоративные композиции по мотивам городецкой росписи, выделять и называть основные средства  выразительности (цвет, форма, ритм).

3.Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

4.Закреплять умение правильно держать кисть, чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.

5.Побуждать детей включаться в отбор созданных ими работ в процессе организации выставки.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес к народному творчеству, практические умения  в изображении узора, отличительных от других росписей .

2.Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве родного края.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Словарная работа: городецкая роспись, подмалевка, теневка, оживка, мастера.

Оборудование: изделия городецких мастеров, образцы узоров , последовательности рисования «ромашки», «купавки» и «розана» в картинках, образец работы ,мольберт, иллюстрации с картинками города, иллюстрации с картинками городецкой росписи.

Раздаточный материал: листы бумаги, шаблоны доски, гуашькисточки, стаканчик с водой, салфетка, палитра.

Предварительная работа педагога: прочитала литературу  о декоративно прикладном искусстве – «Городецкая роспись»;

 прорисовала все элементы городецкой росписи, изготовила образец работы;

Предварительная работа с детьми: 

- знакомства с легендой  «Городецкой росписи»;

- рассматривание иллюстраций изделий расписанных городецкой росписью;

- прорисовка всех элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и     совместной деятельности;

- разучивание стиха «Городец»;

- отгадывание загадок о народных промыслах ;

 - слушание народной музыки: Евгений Андронов «Городецкая роспись»;

- дидактическая игра «Собери картинку».

Используемые технологии:

-Здоровьесберегающие

Игровые

Проблемное обучение

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт .На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы № 4» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам вскрывать без вас я его не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в письме?»

(Воспитатель читает письмо.)

- Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. (В конверте три образца с городецкой росписью.) Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеемся, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.

Воспитатель:

- Ребята, мы поможем сотрудникам музея?

Дети:

- Да, поможем.

Воспитатель:

- Я предлагаю разделиться на три команды… (три кружочка с основными цветами росписи зеленый, синий, красный…).

Игра «Собери картинку».( Дети собирают картинку разделочной доски городецкой росписи)

Воспитатель:  

-  Вы  собрали образцы , а что у вас получилось?

Дети:

- Разделочная доска.

Воспитатель:

-Ребята,  а вы догадались, какая это роспись?

Дети:

- Городецкая.

Воспитатель:

- По каким признакам. элементам вы догадались?

Дети:

- По элементам цветов- розан, бутон, листочки.

Воспитатель:

- Вы правы , ребята!

-  Сейчас, Маша, Макар, Ксюша расскажут нам замечательное стихотворение  про  город Городец

( остальные ребята присаживаются на стульчики).

Макар:

- Есть на Волге город древний,

По названью Городец.

Славился по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо- птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Маша:

- Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Ксюша:

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Воспитатель:

- Есть на реке Волге старинный русский городок, широко известный сегодня своей характерной росписью по дереву - это Городец.

Воспитатель:

- А теперь ребята давайте послушаем рассказ Алены  и Вовы , они расскажут нам, почему же роспись называется Городецкой.

Алена : (стоит у мольберта с картинками города).

- На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки.

Вова : (стоит у мольберта с картинками городецкой росписи).

- Крестьяне украшали удивительной росписью свои дома. Для  украшения  использовали следующие предметы: ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани, детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сюжеты украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, веточки с зелёными листиками. В городецкой росписи все символично. К примеру, цветы обозначают здоровье, процветание, диковинные птицы - счастье, тонконогие вороные кони - богатство.

(Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы.)

Воспитатель:

-Ребята, какие еще названия росписи вы знаете?

Дети:

- «Городецкая», «Хохломская», «Полхов - Майданская» «Гжельская», «Дымковская».

Воспитатель:

- Чем эти росписи отличаются друг от друга?

Дети:

- Элементами узора.

Воспитатель:

- А сейчас я вам загадаю загадки, чтобы вы быстрее вспомнили элементы городецкой росписи.

- Он не броский, круглый он- не раскрывшийся...(бутон)

- Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она-…(купавка)

- Словно чудо тут и там распускается…(розан)

- Она круглая как чашка, и зовут ее…(ромашка)

Воспитатель:

-Ребята, а какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Теперь нам пора размяться.

Физкультурная минутка

Изображая нераскрывшиеся бутоны цветов, дети приседают.
«Раз-два-три, выросли цветы! » Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики. 
К солнцу потянулись высоко: 
 Смотрят вверх и тянутся на носочках.
Стало им приятно и тепло! 
Ветерок пролетал, стебелёчки качал. 
Раскачивают руками влево -вправо над головой. 
Влево качнулись – низко пригнулись. 
Наклоняются влево. 
Вправо качнулись – низко пригнулись. Наклоняются вправо. 
Ветерок, убегай! Грозят пальчиком. 
Ты цветочки не сломай! Приседают. 
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут! Руки вверх, раскрывают пальчики. 

Продуктивная деятельность.

Воспитатель:

- Ребята, как вы уже догадались, мы будем расписывать силуэты разделочных досок элементами городецкой росписи. Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и побыть художниками по росписи. Выбирайте силуэт изделия, которое вы сегодня будете расписывать. (На отдельном столе разложены  силуэты разделочных досок. Дети сами приносят себе краску, кисти, палитру и стаканчики с водой. Садятся за столы.)

Воспитатель:

- Что нужно сделать вначале работы (придумать композицию - расположение элементов на изделии). Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов.

- Какие этапы Городецкой росписи вы знаете?

Дети:

- Подмалевок, теневка, оживка.

(Воспитатель дополняет и поправляет ответы детей.)

- Это подмалевок, когда наносят цветовые пятна, силуэт основных элементов (показывает). Теневка, когда прописываются темной краской с целью детальной проработки форм. И оживка - нанесение белилами штрихов деталей, чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

(Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки. Под кружком рисуют дужку.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.)

1 этап:

Подмалевок. Кистью рисуем круги розового и голубого цвета, элементы листьев зеленого цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап:

Теневка.  Кистью рисуем темной краской сердцевину(кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап:

Оживка. Кистью наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

Дети приступают к выполнению работы.( Под музыку " Городецкая роспись").

Анализ результата деятельности

Воспитатель:

- Вам понравилось расписывать силуэты предметов городецкой росписью?

- В чем были трудности?

- Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети:

- Ромашки, бутон, городецкая роза.

Воспитатель:

- Правильно ли подобраны цвета в подмалевке и следующих этапах?

Рефлексия.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

- А теперь готовые работы мы разместим на нашей выставке. Но сначала, я предлагаю выбрать лучшие работы. Какие работы подойдут на выставку? (Те, в которых композиция правильно подобрана, цвета выбраны нужные, аккуратность работ.) (Дети рассматривают все работы, выделяют лучшие). А завтра мы по почте отправим наши лучшие работы сотрудникам музея.

(Ребята прибирают за собой рабочее место.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"

Дети  и  воспитатель  в  русских  народных  костюмах.  Рассматриавем  русский  народный  костюм. Называем  составляющие  костюма:  руба...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)

В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...

Конспект занятия по развитию читательских умений. Тема: Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

Цели:·         Образовательные:1.    познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка - Бурка»;2.    учить д...

конспект занятия в старшей группе на тему "Башкирский народный праздник Кукушкин чай"

Конспект занятия ООД по ОО «Познавательное развитие» на тему «Башкирский народный праздник Кукушкин чай»Задачи:- закреплять признаки времени года - весна- закреплять названия п...

Конспект занятия по развитию речи на тему русская народная сказка "Петушок-золотой гребешок"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Русская народная сказка «Петушок -  золотой гребешок»»Цель: ознакомление с художественной литературой.Задачи:-позн...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «День народного единства»

Цель: воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательная·         прививать чувство патриотизма, чести и на...