Статья по региональному компоненту
статья

Статья по региональному компоненту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_regionalnomu_komponentu.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Биштова Н.С.

МБДОУ №5 «Калинка»,

МО «Тахтамукайский район, пгт.Энем

e-mail: kalinkaenem@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС.

Аннотация

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» -говориться в 29 статье «Конвенции о правах ребёнка» [1].

        В соответствии с утвержденным и введённым в действие с 1 января 2014 года Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155, изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС учет регионального компонента рассматривается как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основная образовательная программа ДОУ состоит из двух частей-обязательной части и формируемой участниками образовательного процесса [2]...

        Сам по себе региональный компонент-это часть содержания предметов базисного плана, включая материалы о регионе проживания. Включение и назначение регионального компонента-это защита и развитие системы образования региональных, культурных традиций и особенностей в системе единого образовательного пространства России. Региональный компонент способствует формированию нравственно-патриотических чувств, бережному отношению к природе, культуре и быту. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств является накопление детьми социального опыты жизни в родной стране.

        На нас, педагогов-дошкольников, возложена задача-воспитать подрастающее поколение настоящими патриотами своей страны, научить любить и гордиться своей историей, культурой, хранить и преумножать ее. И региональный компонент является неотъемлемой частью в реализации этой задачи.

        Духовно-нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» по разработанной Рабочей программе. В программе учтены национально-культурные условия, многонациональный состав населения, географическое расположение. Наша работа направлена на воспитание у детей не только патриотизма, гражданственности, но и формирование основ краеведения, представлений о культуре, истории, национальных и природных особенностей родного края.

        Ведущей идеей этой области является то, что наследие и своеобразие Малой родины-это огромное богатство, которое мы передаем каждому ребенку. Оно должно стать стержнем в построении его личности, мировоззрения, стать отправной точкой в освоении мира, реализации задач и планов в его дальнейшей взрослой жизни.

        Думаю, что к разработке Основной программы, с учетом регионального компонента, каждый детский сад приложил не мало сил и труда. Программы до сих пор дополняются, проектируются, расширяются. Идет нормальный рабочий процесс. Но сейчас я хочу остановиться на трудностях, которые возникают в освоении этой программы, а конкретно в отсутствии необходимого материала.

        Не для кого не секрет, что мы с вами у истоков начала образования каждого ребенка. И специфика нашей работы в том, что наши «воспитанники» должны увидеть, пощупать, попробовать на «зуб» то, о чем мы с вами им рассказываем. Но всегда ли нам с вами это удается? Сильно в этом сомневаюсь. Не смотря на то, что в каждом саду стараются идти в ногу со временем, пополняют и расширяют материалы, которые используются в работе. И тут, на мой взгляд возникает сама проблема-материалов по региональному компоненту отвечающих требованиям ДОУ нет в наличии !!! За последние три года, что я работаю в нашем детском саду ни в одном книжном магазине мне не попалось ни одной книги, которую я бы смогла использовать в своей работе с детьми, не говоря уже о том, что нет наглядного, раздаточного материала по региональному компоненту. Конечно-могут возразить-а как же использование возможностей интернета, распечатайте. Но мы с вами знаем, что не все так просто. Использование ИТК бесспорно большой плюс в работе. Видео ролики, слайды немного упрощают нашу работу и дают надежду на решение проблемы. Что касается того, что можно распечатать необходимый материал. Формат А4, в лучшем случае даст визуально увидеть то, о чем рассказываю детям, но не как подробно рассмотреть детали. А у всех ли садиков есть возможность заказать распечатку необходимого материала в большом формате? Сомневаюсь. Мне очень хочется, например, рассказывая о национальном костюме вынести в группу большой, красочный плакат, на котором не только видны все мелкие детали, но они и подписаны. Что к этому плакату есть приложения, на которых мелкие детали даны в увеличенном масштабе. А если к этому прилагается еще и куклы в национальной одежде, которую дети могут взять в руки, рассмотреть, поиграть. Очень хочется, чтобы одежда у этих кукол была пошита по всем требованиям к национальному костюму, с учетом всех деталей. Это лишь малый пример того, что хотелось бы иметь для работы. Есть вещи которые воспитатели и педагоги могут действительно сами распечатать, изготовить. Например, лото на различные темы, пазлы, дидактические игры. И педагоги придумывают, оформляют эти игры самостоятельно. Но есть вещи, которые при всем желании мы сделать не можем, а так бы хотелось иметь это для работы. У нас нет книг со сказками нашего региона с крупными красочными иллюстрациями. Нет в необходимом количестве всех музыкальных инструментов, хотя бы в масштабе 1/2. Нет в наличии образцов утвари и мебели, которой пользовались наши предки. А то, что имеется в наличии в детских садах – это небольшая крупица из того, что должно быть. Список того, что хотелось бы иметь для работы очень обширен. И, когда об этом задумываешься, то понимаешь, что в масштабах одного своего детского сада этот вопрос решить невозможно. Необходима поддержка руководства региона. Сразу возникает вопрос о нехватке финансирования. Но «под лежачий камень» вода не течет, как мы уже убедились. Сначала должно быть понимание того, что именно необходимо для решения поставленных задач, затем должно появиться желание сплотить всех, кто может помочь в этом вопросе: историков, писателей, поэтов, издателей, которые профессионально разрабатывают необходимый материал. А когда будут готовы материалы, мы можем вспомнить и традиции, и обычаи нашего региона. Ведь это наш обычай все делать сообща!

        Хотелось бы в рамках этой статьи коснуться еще одного вопроса. По требованиям, предъявляемым ФГОС, все обучение детей строится на игре. Игра присутствует в течении дня во всех областях и сферах деятельности детей. Игра разная, в том числе и театрализованная. Помимо того, что используется в самих детских садах (праздники, инсценировки и т.д.) к нам с «гастролями» приезжают «настоящие» артисты. Ими используются различные интересные декорации, костюмы, ростовые куклы, много интересных задумок и фантазий воплощаются в жизнь. Детям очень интересно, они ждут их приезда. Но за годы работы, я не видела ни одной постановки, поставленной по адыгейским сказкам. Ведь такого рода постановки были бы прекрасным и интересным зрелищем для любознательных детишек.

        Включение регионального компонента в образовательный процесс – это важная и нужная часть, для сохранения самобытности, истории и традиций народа. Нами и так очень много забыто и утрачено. Давайте все вместе изменим эту традицию, тем более государство дает нам эту возможность.

        Список используемой литературы:

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для педагогов дошкольных учреждений «Новые подходы в реализации регионального компонента музыкального образования»

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к националь...

Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...

Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"

В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...

Статья «Организация работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, направленной на реализацию национально - регионального компонента». Презентация к статье.

В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.   И поэтому я  считаю,  что  в силах педагога   восстанавливать  и...

Э.Т. Рафикова ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» – Детский сад «Солнышко» с. Борское Статья на тему: Национально – региональный компонент в патриотическом воспитании.

Э.Т. РафиковаГБОУ СОШ №2 «ОЦ» – Детский сад «Солнышко»с. БорскоеНационально – региональный компонент в патриотическом воспитании. Находясь вдали от России, в отрыве от живого диалога педагогическ...

Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Знакомство с региональным компонентом  начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве  дае...

Статья "Реализация регионального компонента по образователей программе ФГОС с применением проектной деятельности"

Статья "Реализация регионального компонента по образователей программе ФГОС с применением проектной деятельности" Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нра...