Методическая статья «Как знакомить детей дошкольного возраста с родным городом».
статья (средняя группа)
Санкт-Петербург — город с более трехсотлетней историей. Несколько столетий — небольшой возраст для города. Однако за три века стремительного роста и развития, совершая неожиданные повороты и выбирая свой собственный путь. Наш город один из красивейших городов мира с большим количеством исторических памятников и достопримечательностей. Не только творения великих архитекторов, но и улицы Санкт-Петербурга являются исторической ценностью и могут радовать своим видом гостей и жителей Петербурга. Работая на протяжении многих лет в детском саду и изучив опыт других педагогов, понимаешь, что процесс социального и культурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город – Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая статья «Как знакомить детей дошкольного возраста с родным городом». | 108.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 135 Невского ра
Го
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №135
Невского района Санкт-Петербурга.
Методическая статья
«Как знакомить детей дошкольного возраста
с родным городом».
Автор статьи: воспитатель первой
квалификационной категории:
Наталья Ивановна Демышева.
г. Санкт-Петербург 2022 год
Как знакомить детей дошкольного возраста с родным городом.
Санкт-Петербург — город с более трехсотлетней историей. Несколько столетий — небольшой возраст для города. Однако за три века стремительного роста и развития, совершая неожиданные повороты и выбирая свой собственный путь. Наш город один из красивейших городов мира с большим количеством исторических памятников и достопримечательностей. Не только творения великих архитекторов, но и улицы Санкт-Петербурга являются исторической ценностью и могут радовать своим видом гостей и жителей Петербурга. Работая на протяжении многих лет в детском саду и изучив опыт других педагогов, понимаешь, что процесс социального и культурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город – Санкт-Петербург.
Поскольку в настоящее время все больше внимания уделяется патриотическому воспитанию дошкольников. Одним из его компонентов является краеведение. Но как правильно рассказать детям об их малой Родине, какие методы и приемы использовать.
Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родители, дом, город, родные места, поэтому и необходимо начинать знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом в раннем детстве.
Знакомство с городом следует начать до школы. Дети - дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца. Но как показать ребенку Санкт-Петербург со всеми его неисчислимыми сокровищами культуры и общемировыми ценностями, и при этом не утомить, не зародить в хрупкой детской душе отторжения. Выход есть, пожалуй, только один: необходимо сбалансировать познавательные и развлекательные мероприятия.
Формы работы по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом разнообразны: чтение художественной литературы, беседы, викторины, презентации, прогулки, виртуальные экскурсии, наблюдения, творчество, сюжетно-ролевые игры, игры - импровизации, подвижные игры, разучивание стихов, песен и другие. Для успешного усвоения знаний о Санкт-Петербурге в группе детского сада организуется «уголок Петербурговедения», где сосредоточен игровой, дидактический, краеведческий, искусствоведческий материал Петербургской тематики.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельной позиции. Чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного города, рассматривание книг, слушание историй, рисование и конструирование, рассказывание детям сюжетных истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях. Использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади). Включать детей в игры-экспериментирования и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Подводить к пониманию значения в городской среде разнообразных элементов: венков славы, символах города, способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности. Организовывать участие детей в жизни родного города: традициях, праздниках, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (принять участие в городской акции). Вовлекать детей в игры – путешествия, экскурсии и ознакомительные прогулки, которые позволяют ребенку увидеть достопримечательности, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. При этом обеспечивается необходимая двигательная активность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Дидактическая игра для дошкольника на занятиях по петербурговедению – это один из основных способов познания своего родного города. В процессе игры, помимо обучения, у детей развиваются сообразительность, находчивость, проявляется мотивация к познанию нового, ранее неизвестного. Использование дидактических игр по петербурговедению-это хорошее средство закрепления полученных знаний как в совместной деятельности, так и индивидуальной.
Существуют множество способов заинтересовать ребенка и мотивировать их познавательный интерес.
Игры, направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта:
- «Чего не хватает?»
- «Выбери недостающую деталь»
- «Найди лишнюю картинку»
- «Узнай картинку по ее части»
- «Сложи изображение из частей»
- «Собери пары картинок»
- «Узнай по силуэту»
- «Подбери к силуэту его изображение»
- «Найди ошибку художника»
Игры, направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний:
- «Кто больше назовет?»
- «Улицы нашего города»
- «Правда – неправда»
- «Кто ответит быстрее?»
- «Узнай по описанию»
- «Я знаю пять названий»
Игры, направленные на развитие устной речи:
- «Найди лишнее слово»
- «Назови одним словом»
- «Доскажи словечко»
- «Закончи предложение»
Игры, направленные на развитие пространственного ориентирования:
- «Поставь достопримечательность правильно на карте СПб»
Огромное значение в организации работы с детьми и проведение игр для них, безусловно играет активность родителей. Поэтому, в рабочей группе размещается весь материал по поддержке воспитателей и их работе над подготовкой того или иного мероприятия. Родителям предлагается посетить с детьми достопримечательности города Санкт-Петербурга в качестве закрепления изученного материала, а также рекомендуются тематические прогулки, чтобы было легче ориентироваться куда пойти и что посмотреть, на что обратить внимание, воспитатель дает рекомендации. Прогулки с родителями желательны, потому что ребёнок лучше усваивает изученную информацию, после делится впечатлениями с ребятами в группе и с гордится тем, что может что-то сказать по теме и выступить «экскурсоводом» для родителей. Кроме того, такие семейные экскурсии помогают сближению родителей и детей. Очень важно с малых лет ощущать себя настоящим петербуржцем. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества.
Считаю, что основной задачей педагога будет показать нашим воспитанникам Санкт-Петербург, с привлекательной стороны, вызвать познавательный интерес, желание знакомиться с городом дальше. Только тогда мы сможем воспитать у ребенка чувство настоящего гражданина своего города и поможем вызвать интерес дошкольников к Санкт-Петербургу, содействовать проявлению полученных представлений в деятельности, развитию творчества дошкольников, поскольку главная наша цель - это воспитание современного, культурного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом. "В славном городе Петра проживает детвора"
Методическая разработка...
РЕБЁНОК ЗНАКОМИТСЯ С МАЛОЙ РОДИНОЙ – РОДНЫМ ГОРОДОМ
В процессе десятилетий в нашей жизни произошло много сложных, протеречивых событий: отошли в прошлое уже известные праздники и появились новые, неоднородна информация об армии и событий происходящих в...
Методические рекомендации «Как знакомить детей дошкольного возраста с современными профессиями»
В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти «деньги» должн...
Методическая разработка "Патриотический проект. Прививаем любовь к родному городу у детей дошкольного возраста "
Мы желаем воспитывать у детей любовь к родному городу, улице, дому, а ведь это основа из основ нравственного и патриотического воспитания....
Статья: "Что рассказать детям дошкольного возраста о родном городе Борисоглебск"
Мы живем в огромной стране. Называется она Россия. Но у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос.Какая притяжательная сила заключена в том. Что нас окружает с детс...
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возрастас ОВЗ средствами образовательных ситуаций
Социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением в развитии образовательно системы....
ММО инструкторов по физической культуре "Совершенствование процесса физического образования и воспитания детей дошкольного возрастас помощью применения инновационного оборудования"
Мастер- класс на тему: "Физическое развитие дошкольников посредством использования координационной лесенки. Развитие многонейронного аппарата у детей"...