Мини-музей истории родного края в ДОУ
статья
В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей истории родного края в группе ДОУ
В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.
Ключевые слова: родной край, экспозиция, мини-музей, музейная педагогика, малая Родина, чувашский народ.
В дошкольном образовании музейная педагогика становится все популярнее: появляются музейно-образовательные программы, методические рекомендации, публикуются книги. Например, программы «Музей и дети» Л. В. Пантелеевой, «Здравствуй, музей!» (Санкт-Петербург, Русский музей) и т. д.
«Именно специфическое содержание, основанное на внимании и любви к культурному наследию, традициям и корням, позволяет – при желании – формировать патриотические чувства, общественно-гражданскую идентичность безотносительно к идеологическим построениям и религиозному влиянию. Не менее важно, что развитие музейной педагогики является фактором и условием сохранения культурного наследия, формирования широкого культурного кругозора тех, у кого завтра в руках окажется это наследие. Важно воспитать наследников нашей великой культуры, достойных ее и способных ее сберечь для будущих поколений, не дать прерваться «цепи времен». [2]
По И. В. Штанько определяются такие задачи приобщения дошкольников к музейной культуре:
1. Формировать интерес к музею как к хранилищу духовных и материальных ценностей
2. Формировать навыки поведения в музее у детей дошкольного возраста.
3. Развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, образное мышление.
4. Развивать умение отражать в речи впечатления, полученные в ходе подготовки и проведения музейной экскурсии.
5. Воспитывать бережное отношение к образцам духовной и материальной культуры. [7]
Мы при создании мини-музея ставили перед собой и задачу укрепления взаимодействия детского сада с семьями наших воспитанников, так как новые формы работы ДОУ с родителями остаются актуальными в настоящее время. Ведь создание мини-музея осуществляется при активном участии мам и пап, бабушек и дедушек дошкольников.
Мы уверены, что изучая жизнь древних чуваш, их традиции и обычаи, дети уже с дошкольного возраста начинают приобщаться к истории чувашского народа, тем самым начинают лучше понимать и любить историю всей страны.
Всю работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Этап реализации.
3. Обобщающий этап.
Тема музея «Край чувашский – край родной» была определена на первом этапе. Опираясь на работу Т. В. Юрченко, мы решили разместить экспонаты в мини-музее на разных уровнях, на стеллажах и настенных полках, столиках. Стендам определялась роль размещения схем и информации с иллюстрацией. К сбору и созданию экспонатов для мини-музея наравне с педагогами активно привлекались и дети с родителями. [7]
В настоящее время быстрыми темпами развивается виртуализация музейной педагогики. Компьютерная техника делает возможным конструирование самых удивительных музеев, создание экспозиций и открытие тематических выставок. В виртуальном музее возможно погружение в разные исторические эпохи, этнокультурную и природную среду. Для педагогов также становятся возможными проведение интересных познавательных виртуальных экскурсий. [2]
Так, Чувашский национальный музей проводит виртуальные экскурсии на официальном сайте, 3D-туры по экспозициям основных залов музея размещаются в группах социальных сетей. В дошкольном учреждении становится возможным проведение виртуальных экскурсий по знакомству детей с флорой и фауной Чувашии, интересными предметами из коллекций музея.
Решению создания одной периодически сменяемой экспозиции предшествовало бурное обсуждение с детьми идеи создания мини-музея. Первая экспозиция называлась «Мои Чебоксары». Здесь разместились связанные с городом Чебоксары экспонаты: книги о городе, изданные в разное время; фотографии старых и новых Чебоксар; детские рисунки, посвященные городу; наборы открыток с городскими видами, вымпелы с символами города, сувенирные магниты; карта Чебоксары. Хранителем группового мини-музея и олицетворением символа города стала появившаяся в первой экспозиции птичка Саркайок.
В мини-музее возможны проведение педагогами познавательных бесед и мероприятий, которые реализуются в таких формах работы как использование дидактических игр, выполнение творческих заданий, отгадывание загадок и проведение викторин. [9]
Детям дошкольного возраста очень нравятся самим проводить экскурсии в мини-музее, тем самым они знакомятся с профессией экскурсовода. У нас возникла идея создания проекта «Юный экскурсовод», в ходе которого ребята знакомили с экспозициями мини-музея детей из других групп и своих родителей. Были проведены экскурсии «Путешествие по городу Чебоксары», «Символика города Чебоксары и Чувашской Республики», «Родной город».
На смену экспозиции «Мои Чебоксары» пришла экспозиция «Растения родного края». Здесь были представлены фотографии и рисунки вошедших в Красную книгу растений чувашского края, собранные детьми шишки и причудливых форм ветки, высушенные редкие растения. Экспозиции «Народы Чувашии», «Животный мир Чувашской Республики», «Памятники и достопримечательности города Чебоксары», «Театральный мир города Чебоксары» сменяли друг друга.
В настоящий момент в мини-музее представлена экспозиция «По родному краю с рюкзаком шагаю». Здесь собраны интересные предметы, которые ребята привозят из районов и городов Чувашской Республики. Например, ракушки или понравившийся ребенку камушек из реки Волга, сделанная дедушкой шкатулка из бересты, открытки с видами достопримечательностей районов республики. Особое место занимают в этой экспозиции старинные чувашские головные уборы тухья, масмак, хушпу, бусы, различные элементы чувашского костюма, вышивка с чувашскими узорами и т. д. Представленные здесь экспонаты подписываются, а на стенде с картой отмечается место, где был найден экспонат.
Китайская пословица гласит: "Скажи мне, и я не забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму". Созданный нами мини-музей "Край чувашский - край родной" является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление воспитанников о родном крае, его культуре и традициях, живущих людях, воспитывает истинный патриотизм. [8]
Литература:
1. Демина Г. Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду», Образование и воспитание. — 2016. — №5.
2. Музейная педагогика как область педагогической науки: сборник научно-методических трудов. / Под общей ред. доктора философских наук, профессора С.В. Ивановой. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – С. 72
3. «Музейная педагогика», под редакцией Морозовой А. Н., Мельниковой О. В., Творческий центр, Москва, 2008 г.
4. Мурашкина Т. В. «Загадки родной природы», программа этнографического развития детей 5-6 лет. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2015 г.
5. Соловей Л. Б. «Традиции Чувашского края», программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015 г.
6. Штанько И. В. Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству. М.: АСОУ, 2013.
7. Юрченко Т. В. Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ/ Т. В. Юрченко, Ю. В. Черницова, И. А. Григорьева./ Молодой ученый. – 2016. - № 12.6
9. https://otvet.mail.ru/question/74390839
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/16/picture-931943-1497612346.jpg)
Мини -музей«МУЗЕЙ ИСТОРИЯ ИГРУШКИ»
Эту презентацию я изготовила для родителей , чтобы познакомить с мини музеем нашей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1169953-1586427359.jpg)
Мини-музей «Люблю тебя – мой край родной»
В современном обществе музеи являются хранителями духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отражённый в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Им...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/03/picture-1225870-1683133551.jpg)
Образовательный проект Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ «Наш край родной»
Образовательный проект Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ «Наш край родной»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/03/picture-1225870-1683133551.jpg)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Образовательному проекту Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ «Наш край родной»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Образовательному проекту Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ «Наш край родной»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/13/picture-729095-1465843538.jpg)
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 4 «Присоединение Сибири к России» (освоение территории края в XVII веке)
Задачи:Способствовать знакомству детей с историческими событиями освоения территории нашего края в XVII векеВызвать интерес к истории становления первых русских сибирских городов – острогов.Форм...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1108738-1548657689.jpg)
Мини-музей в ДОУ «Мой край родной - Кузбасс» для детей 5-6 лет
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.Это накопление им социального опыта жизни в своем районе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоот...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/22/picture-1302827-1653205080.jpg)
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....