Образовательный проект Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ «Наш край родной»
проект
Образовательный проект Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ «Наш край родной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galeeva_obrazovatelnyy_proekt_muzei.doc | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад присмотра и оздоровления №1»
МБДОУ «Д/с №1»
Образовательный проект
Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ
«Наш край родной»
Автор работы: воспитатель
Л.Н.Галеева
2020г.
Паспорт проекта
Тема проекта: Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ
«Наш край родной»
Проблемное поле проекта:
- привитие уважения к традициям и истории народной культуры;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и взрослого.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
- Игры;
- Информационно-коммуникативные технологии (использование Интернета в подготовке образовательной деятельности);
- Технология сотрудничества. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить;
- Художественное слово.
Цель: развивать интерес к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, народному искусству, предметам старины;
Задачи:
- Формирование социально значимых качеств на основе традиций патриотического воспитания.
- Стимулирование потребности дошкольников в постоянном поиске сведений о традициях и истории родного края.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Приобщение детей, педагогов и родителей к изучению истории и современному состоянию Российской Федерации.
Личностные качества:
- проявляет уважительное отношение к народу и истории страны.
- возникновение желания в будущем стать защитником отечества.
Интеллектуальные качества:
- Способен проявлять любознательность и активность в процессе ознакомления с народными традициями, культурой, армией России.
- Способен действовать с подсказками педагога в процессе создания рисунка.
Физические качества
- владеет навыками коллективной работы с конструктором.
- умеет использовать атрибуты, строительный материал.
- проявляет ручную ловкость в процессе лепке, аппликации.
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Дети
1. Беседа «Знакомство с историей появления праздника двадцать третье февраля».
2. Чтение былин «Илья Муромец».
3. Разгадывание загадок по теме.
4.« Русские национальные праздники». 5. «Казаки кто они?». |
6.«Казацкие украшения». 7. «Музеи Оренбурга». |
Воспитатели групп
1. Оформить группу к 23 февраля, масленица, пасха.
2. Подготовить материал для чтения, подобрать книги.
3. Обновление мини-музея.
4. Подобрать загадки.
Родители
1. Проведение индивидуальных консультаций.
2. Принять участие в празднике «День народного единства», «Зарница», «масленица красна», «Светлая пасха» выставка поделок в мини-музее.
Итоговое мероприятие: Оформление мини-музея, «Зарница».
Описание продукта, полученного в результате проекта
Создание мини-музея «Наш край родной»: (изготовление построек, рисование, лепка, рассказы детей о своих дедушек и пап.)
Вид проекта – творческий, информационный, игровой.
Состав участников
Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Определяем дополнительную информацию
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
- Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке деятельности детей (готовность детей, помощь в создании предметно – развивающей среды).
- Связь с родителями выполняющими роль участников и зрителей.
- Картотека игр.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта .
для педагога:
Проектор, экран, записи песен, презентация «Наша армия родная», мультфильм «Три богатыря», дидактическая игра «Собери богатыря в путь – дорогу…), «Богатыри в быту» .для детей
Краски с кисточкой, гуашь, картон цветной, цветная бумага, ножницы, клей, иллюстрации погон, дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Богатыри в быту».
Определяем Форму проведения презентации
Оформление мини-музея «Наш край родной».
Открытое мероприятие образовательной деятельности «Зарница».
Мероприятие проводится воспитателями, музыкальным руководителем и детьми подготовительной группы. Дети совместно с воспитателями проводит игры, разгадывают загадки.
Актуальность и исходное состояние проблемы
Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект важен для сохранения исторического наследия для потомков, для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.
В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации деятельности, формирование личностных умений воспитанников.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка проектов, методических рекомендаций. Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные проекты, является музейная педагогика.
Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей. Музейная педагогика дает ребенку целостную картину мира, позволяет раскрыть и развивать свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду. Интерес к окружающему миру, к культуре пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения. Средства музейной педагогики, взаимное партнерство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно – образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, мышление т. д.). Поэтому в нашем детском саду было решено создать музей, посвященный истории и природе города Бугуруслана и Оренбургской области. Музей был создан в сентябре 2018 года, на данный момент он продолжает активно работать и пополняется новыми материалами и экспонатами. В создании нашего музея принимали активное участие многие педагоги и родители воспитанников детского сада.
Но в последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу в нашем детском саду более интересной и привлекательной для детей. В связи с чем становится актуальным соединение возможностей музея и возможностей информационных технологий.
Виртуализация музея подразумевает организацию в сети Интернет общедоступного ресурса, зайдя на который пользователь получает возможность ознакомления с виртуальными копиями реальных музейных экспонатов. Создание подобных виртуальных музеев является достаточно эффективным решением задачи просвещения масс, так как виртуальный музей доступен из любой точки мира, где есть Интернет, и работает 24 часа в сутки. Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
Новизна проекта
Виртуальный музей (веб-сайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов образовательного учреждения. Это будет специализированный сайт, который представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками, на которых будут размещаться тематические виртуальные выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов из собраний музея. Представленные материалы могут быть из самых различных областей.
Виртуальный музей представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления о музее с его постоянной и временными выставками. Страницы и экспозиции виртуального музея постоянны лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта.
Идея создания виртуального музея образовательного учреждения и использования Интернет-технологий, значительно расширяет рамки традиционного музея, формирует круг своих постоянных посетителей, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность.
Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации воспитанников будет стимулировать их познавательную активно воспитательно-образовательном процессе.
Профиль музея историко-краеведческий. Педагоги отмечают большой потенциал и реальную ценность музеев историко-краеведческого профиля в силу возможности их большей интеграции в воспитательно-образовательный процесс, а также сферу дополнительного образования.
Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять виртуальный музей являются:
1. Репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции, исключающие искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории, человеческих судьбах;
2. Многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;
3. Ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.
Направления деятельности музея
Поисково – исследовательская деятельность.
Данное направление работы предполагает непосредственное участие воспитанников и педагогов в поисково–исследовательской работе по возрождению истории родного города и детского сада. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора краеведческого материала:
• Планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
• Экспедиционный сбор;
• Прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволяет:
• Проводить на базе музея совместную работу воспитателей и детей по исследованию проблемных вопросов истории родного края, района, города;
• Участвовать в олимпиадах и конкурсах;
• Пополнять фонды музея;
• Создать фонд видеофильмов.
Основные формы работы:
• Экспедиции;
• Связи с общественными организациями;
• Встречи с интересными людьми – жителями города;
• Переписка с интересными людьми, встречи со старожилами, выпускниками детского сада, представителями общественности;
• Сбор статей по истории города и ДОУ из периодической печати, научной и справочной литературы;
• Проведение исследовательских работ по темам «Детский сад – это тоже Родина моя», «Мужество. Доблесть. Слава!», «История малой Родины» и т.д.
Проведение акций по темам: «История детского сада», «Мой отчий край», «Солдатский подвиг», «Признание в любви к родному саду», «Экспонат для музея».
Экспозиционно - оформительская деятельность
(повышение ИКТ-компетентности)
Результатом поисково–исследовательской работы воспитанников становится создание виртуальной музейной экспозиции. Главная задача данного направления – способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• Освоить и практиковать порядок создания виртуальной экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
• Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей.
• Предусмотреть в экспозиции музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины.
• Созданная экспозиция музея должна стать центром просветительской работы в ДОУ.
Просветительская работа
Главная задача данного направления – вовлечение в работу музея значительного числа воспитанников, их родителей, педагогов. Для этого необходимо:
• Проводить совместные мероприятия: встречи, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии (обзорные и тематические), занятия гражданственности и патриотизма.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
- Анализ состояния проблемы.
- Выявление и систематизация материалов в архиве музея истории детского сада.
- Актуализация темы создания виртуального музея для всех участников образовательного процесса, выпускников.
- Определение круга лиц для сотрудничества по созданию виртуального музея, распределение обязанностей.
- Разработка программы деятельности.
2 этап. Подготовка контента сайта
- Определение тематики первых экскурсий (веб-страниц)
- Обучение актива виртуального музея основам музейной деятельности и ИКТ-компетенциям.
- Оцифровка первых документальных и вещественных источников.
- Создание электронной базы данных по истории детского сада.
- Разработка единой системы хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов.
- Подготовка материалов для интерактивных экскурсий.
3 этап Создание веб-сайта музея
- Выбор типа сайта.
- Регистрация домена и хостинг.
- Выбор инструментов создания сайта и его дизайна.
- Определение структуры сайта.
- Моделирование системы построения виртуального макета музея.
- Разработка механизмов интеграции виртуального макета и базы данных описаний экспонатов.
- Наполнение контентом первых веб-страниц.
- Проектирование интерактивных систем представления и навигации по виртуальным мультимедийным музейным экспозициям с возможностью просмотра материалов по экспонатам.
4 этап. Поисково-исследовательский
- Организация поисковой работы.
- Актуализация темы создания виртуального музея для всех участников образовательного процесса, выпускников.
- Организация конкурсов.
- Создание творческих групп по направлениям деятельности музея.
- Обучение новых участников виртуального музея основам музейной деятельности и ИКТ-компетенциям.
- Добавление материалов к виртуальным экспозициям
- Создание новых веб-страниц
5 этап. Обобщающий
- Проведение опроса и самооценка по проекту.
- Разработка и организация системы воспитательно-образовательной деятельности ДОУ по гражданскому воспитанию с учетом использования возможностей музея.
- Обобщение опыта работы
- Организация презентации интерактивного музея.
- Анализ результатов и корректировка проекта.
Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора:
Для реализации инновационной образовательной программы ДОУ в воспитательно-образовательном процессе используются современные образовательные технологии, (в том числе информационно-коммуникационные): личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, игровая я деятельность, технология проблемного обучения, технология «Портфолио».
Ожидаемые результаты
Создан веб-сайт «Виртуальный музей истории детского сада».
Созданы виртуальные коллекции, выставки.
Внедрение новых форм освоения исторического и культурного наследия в образовательный процесс.
Повышение интереса воспитанников к изучению истории своего детского сада, города, края, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
Совершенствуются формы проектной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея.
Сохранена память об истории детского сада города и его людях.
Музей стал более доступным и мобильным, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.
Формирование ценностного отношения к ДОУ, своему городу, народу, России, героическому прошлому и настоящему нашего Отечества.
Повышение ИКТ компетентности участников проекта.
Формирование устойчивых знаний об исторических фактах и явлениях.
Привлечение общественности и родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности.
Ресурсное обеспечение:
1.Цифровой фотоаппарат
2.Компьютер
3.Сеть Интернет
4.Сканер
5. Видеокамера
Перспективы деятельности музея
Открытие новых экспозиций.
Создание и распространение печатной продукции по материалам виртуального музея.
Создание «бессмертного полка» по материалам музея.
Пополнение материалов при сетевом взаимодействии.
Распространение опыта с целью создания виртуальных музеев другими образовательными учреждениями.
Список литературы:
1. А. А. Вахрушева «Здравствуй мир»
2. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада»
3. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе»
5. Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала»
6. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность в дошкольных учреждениях»
7. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду в старшей группе детского сада.
8. Н. В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.
9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Программа нового поколения. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Мини-музей в ДОУ «Тамбов – мой край, моя Россия»
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения...
Педагогический проект для родителей " Мини-музей в ДОУ по экологии ".
Цель - обеспечить условия для активизации познавательной деятельности дошкольников при изучении живой природы на территории г. Нижневартовска и Нижневартовского района через использование наглядн...
Проект «Русская изба» Мини музей в детском саду
Введение в проектРоссия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Ч...
Познавательно-творческий проект "Русская изба" мини-музей.
Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми и т.д мы получим возможность приоб...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Образовательному проекту Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ «Наш край родной»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Образовательному проекту Виртуальный (интерактивный) мини-музей в ДОУ «Наш край родной»...
Конспект образовательной деятельности в мини-музее «Земноводные и пресмыкающиеся Алтайского края» для обучающихся старшей группы детского сада, 2021.
Конспект образовательной деятельности в мини-музее «Земноводные и пресмыкающиеся Алтайского края» для обучающихся старшей группы детского сада, 2021....
Проект «Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!"»
Данный проект «Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!" создан для обучающихся дошкольного возраста. Он способствует развитию познавательных компете...