НОД "По следам мордовских сказок"
план-конспект занятия (старшая группа)
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре; закрепить названия эрзянских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку;
- научить выразительному чтению
Развивающие: развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувство доброты и взаимопомощи, интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_sledam_mordovskoy_skazki.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»
Конспект занятия «По следам мордовской сказки»
Подготовила:
Воспитатель
Новикова С.М.
Саранск
2021
Образовательная область:
Вид занятия: Речевое развитие,
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре; закрепить названия эрзянских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку;
- научить выразительному чтению
Развивающие: развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувство доброты и взаимопомощи, интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка
Интегрируемые образовательные области:
ОО «Речевое развитие»
Развивать умение детей слушать произведения фольклора.
Побуждать детей к ответам на вопросы педагога, научить выразительному чтению.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов, умение включаться в игровую ситуацию.
Развивать стремление к исполнительской деятельности.
ОО «Познавательное развитие»
Развивать восприятие, умение выделять свойства предметов.
ОО «Физическое развитие»
Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развивать самостоятельность творчества.
Словарная работа:
Активизация в речи слов: богатырь – Дамай, девушка-Лияна. здравствуйте – шумбратадо; до свидания – вастомазонок; садитесь –озадо; повторение ранее изученных слов.
Развитие артикуляционного аппарата посредством произнесения слов: Паксява, Ведява, Вирява, Толава, вирень.
Закрепление в пассивном словаре слов шумбрат, верьгиз.
Предварительная работа: Беседы «Наша родина – Мордовия», рассмотрение альбомов, знакомство с мордовскими народными праздниками, играми. Слушание мордовских песенок. Разучивание стихотворений и песен.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал:
Декорации к сказке: макеты деревьев, мешочек с игрушками.
Оборудование: проектор, экран, слайды,
Форма проведения: групповая.
Наглядный: рассматривание нарядов богинь, персонажей сказки.
Практический: выполение заданий.
Мотив детской деятельности: проблемно-игровой
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, ребята, замечательный, чудесный день, ярко светит солнышко. Посмотрите сегодня у нас много гостей. Нам приятно видеть их приветливые лица и добрые глаза. Давайте с ними поздороваемся, а так как мы живём в Мордовии, то поздороваемся с ними на эрзянком языке, потому что у нас есть (национальный язык).
Дети: Шумбратадо!
Воспитатель: Шумбрачи тенк, вечкевикс инжеть!
(Здравствуйте гости, здравствуйте дети)
Лады, лады, лядки собрались у меня ребятки.
Пек паро! Проходите, тейтернеть ды церынеть. Озадо!(садитесь)
Воспитатель: Любите ли вы слушать сказки (ёвкст)?
-Давайте вместе скажем «ёвкс»
(ответ детей)
-А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: (волшебная, поучительная, остроумная, интересная, добрая, загадочная)
Воспитатель: Паро, эйкакшт! Превушкат!
Воспитатель:
Все, что создано умом,
Все к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Воспитатель: - Сегодня мы попадем в мордовскую сказку, которая познакомит нас с обычаями и традициями мордовского народа. А сказка у меня в сундуке (горобиясо)
- Скажем вместе «горобиясо» (Открываю сундук)
Когда-то давно эрзяне и мокшане верили в добрых и злых духов. Они любили обрабатывать землю , и перед началом всех работ на поле все вместе молились Богине плодородия Богине Поля (Паксяве, чтобы был хороший урожай. Мордва держали много домашних животных, любили ходить на охоту и ловить рыбу. Перед тем, как отправиться в лес, молились богине Леса (Виряве, чтобы была удачной охота. А перед тем как отправиться на рыбалку - молились богине Воды (Ведяве).
Охотники и рыболовы, перед тем как отправится в лес или на реку, собирались у костра и рассказывали сказки Виряве и Ведяве. Они думали, что если этим богиням понравятся их сказки- то охота и рыбалка пройдут удачно.
Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, на каком символе нашей республики отражаются традиции мордовского народа?
Дети: На гербе изображена лиса. Она символизирует охоту).
Воспитатель: - Мы уже знакомы с героем мордовских сказок Дамаем. Сегодня познакомимся еще с одним подвигом, который совершил Дамай.
Садитесь по удобнее и слушайте историю о прекрасной девушке Лияне и храбром красавце Дамае.
Давно это было. В одном эрзянском селе жили-были дед и баба да дочь их Лияна. Дочь была. Очень красивой да большой рукодельницей. Стояло село на берегу реки. За рекой раскинулось поле, а за полем - густой лес.
В то время в тех лесах поселился трехглавый Змей. Большие беды приносил он жителям села. Стал воровать из сел домашних животных, урожай. Только этого было мало. Стали исчезать красивые девушки. Украл Змей и Лияну. Дед с бабой не знали, что делать, где ее искать. Рассказали они о своей беде Дамаю. Он очень любил Лияну и недолго думая, пошел сражаться со Змеем…
Воспитатель: - Ребята, а может, мы поможем Дамаю сразиться с трехглавым Змеем?
-Каким оружием можно срубить головы Змея? (Мечом)
- В древние времена с помощью чего делали мечи (С помощью огня).
Воспитатель: Огонь по - эрзянски тол, скажем вместе «Тол»
-Как вы думаете, к какой мордовской богине нам надо отправиться за помощью?
Дети: К богине Огня - Толаве).
- Ребята, а чтобы добраться до Богини Огня нам надо пройти через поле, реку и лес. Я думаю, там нас будут ждать разные препятствия - трудности. Вы готовы к испытаниям? Тогда встанем друг за другом и весело пойдем.
-Минь мольтяно, мольтяно,
-Ки ланга мольтяно,
-Пандо ланга мольтяно,
-Пачкодинек паксяс.
(Мы идем , идем. По дороге идем, по горам идем, дошли до поля).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто нас встречает. (Паксява)
Дети:- Шумбрат, Паксява.
Паксява: - Шумбрат, эйкакшт. (Здравствуйте, ребята). Чтобы пройти через мое поле вы должны выполнить задания. Готовы показать свои знания? Тогда слушайте первое задание:
Посчитайте по - эрзянски колоски на моем поле.
Дети: вейке, кавто, колмо, ниле, вете, кото, сисем, кавксо, вейксе, кемень.
Паксява: Знаете ли вы стихи о полевых растениях на мордовском языке?
Ребенок:
Каизь сонзэ
Эмеж пирес,
Стясь ве пильгсэ
Пандя чирес.
Каштан прянзо
Канды верьга,
Свал чаравты
Чинзэ мельга.
Свал пееди,
Маней валы.
Сон сырнесэ,
Чись прок палы.
Паксява: Сюкпря, Эйкакшт. Все задания выполнили. Смело ступайте, по-моему, полю к широкой реке, в гости к Ведяве.
Воспитатель: Ребята, слышите плеск воды? А это кто нас встречает? Да, это Ведява. Поздороваемся с ней.
Дети: Шумбрат, Ведява.
Ведява: Шумбрачи, эйкакшт. Чтобы перейти на тот берег, вам нужно выполнить мои задания.
Первое задание - расскажите стихотворение о реке.
Ребенок:
Ключа лейне. Вишка лейне,
Пандо прясто тон чудят.
Эрьва чистэ теветь тейнят,
Баягинекс прок жольнят.
Ключа лейне, Ключа лейне,
Жойнек, жойнек эрьва чи.
Весень седейсэ свал эльнек,
Казнек тенек парочи!
Ведява: Очень красивое стихотворение, сюкпря (спасибо).
- А теперь поиграем в игру «Угадай, какие животные спрятались в моем мешке?» Нужно достать из мешочка игрушки и назвать их по-мордовски.
Медведь-овто.
Лиса-ривезь,
Заяц-нумоло,
Белка-ур,
Волк-вергиз,
Кабан-вирень туво.
Ведява: Какие это животные? (Лесные-вирень). С ними вас отправляю в лес к Богине Леса-Виряве. Вастомазонок, эйкакшт.
Дети: Вастомазонок, Ведява.
Воспитатель: Эйкакшт, чтобы помочь Дамаю освободить Лияну, мы должны показать свои знания и Виряве.
Дети: Шумбрат, Вирява!
Вирява: Шумбрат, эйкакшт. Готовы выполнить мои задания? Слушайте внимательно. Отгадайте загадки:
1. Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
Дети: Килей (Березка)
2. Зимой и летом
Одним цветом.
Дети: Куз. (Ель)
Вирява: А сейчас мне бы хотелось поигать с вами в мордовскую народную игру "Верьгизнэсэ" (В волков)
Воспитатель: Кие карми вергизекс?
Ребенок: Мон
Ход игры:
На одном конце площадки, присев на корточки, серый волк прячется в кустах или густой траве. На противоположном конце площадки располагаются жнецы в доме. По сигналу жнецы берут серпы (палочки) и идут жать в поле. Продвигаясь вперед, они наклоняются и взмахивают руками. Приблизившись к тому месту, где прячется волк, жнецы, убегают домой с криками: «Вай, верьгизт, верьгизт!» (Ой, волки, волки!») Волк ловит жнецов, пойманого уводит в свое укрытие.
Вирява: Вастомазонок, эйкакшт.
Дети: Вастомазонок, Вирява.
Воспитатель: Ребята, а нам огонь нужен, чтобы сделать меч. Поэтому отправляемся дальше к Толаве.
Дети: Шумбрат, Толава.
Толава: Шумбратадо, эйкакшт.
Воспитатель: Ребята, смотрите, в своей огромной печи Толава разожгла огонь, он пылает, и от него разноцветные искры. Назовите по - мордовски какого цвета искры.
Дети:
красный-якстере,
желтый – ожо,
синий – сэнь,
белый-ашо.
Толава: Ребята, а может кто-то из вас знает мордовские песни?
Мне очень нравится песня «Ванине». Вы тоже ее знаете?
(Дети исполняют песню "Ванине")
Песня:
Вай, Ванине , Ванине,
Сатиновой палине.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Сатиновой палине.
Ванянь валдот сельмендэ,
Мазыть, кудрявт черендэ.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Мазыть, кудрявт черендэ.
Ваня – мазы цёрынесь,
Моры мазы морынеть.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Моры мазы морынеть.
Воспитатель: Ребята, Богине Огня очень понравились ваши ответы, да и вы сами, и она дарит вам меч. Вот эти мечом Дамай сразил Трехглавого Змея. Вот так все вместе мы освободили Лияну. Долго и счастливо жили Лияна и Дамай.
На этом наше путешествие в сказку "Лиана и Дамай" закончилось. Ваши знания, помогли Дамаю освободить Лияну. Я думаю, что и в дальнейшем, каждый из вас будет помогать друг другу в беде, и тогда жизнь наша будет добрее.
Воспитатель: Эйкакшт, тынь занятиянь ушодкссо неиде, монь лангсо мазый паля. Мон а стяко сонзэ оршия. Течи мон ульнинь Кудавакс. Может вы знаете ,что все хозяйки любят готовить, я не исключение. И напоследок мне хочется угостить вас и наших гостей пирогом. (монсинь паневть прякасо-каймаксо).
Воспитатель: Сюкпря тенк ялгат. Вастомазонок.
Дети: Вастомазонок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По следам любимых сказок
Презентация "По следам любимых сказок"...
Презентация к литературной викторине "По следам героев сказок"
Данная презентация составлена к литературной викторине: "По следам героев сказок", которая может быть организована в форме досуга для детей дошкольного возраста совместно с родителями....
Проект на тему: «По следам Пушкинских сказок»
Современные дети очень много времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Следствием этого стало заметное снижение интереса к чтению у детей; резко сокращена доля чтения в структуре свободно...
Авторская методическая разработка сценария театрализованного представления «По следам Пушкинских сказок» Для детей старшего дошкольного возраста.
Данный сценарий предназначен для музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей с целью ознакомления с творчеством А.С. Пушкина....
Презентация "Чудесный мир мордовских сказок"
Презентация "Чудесный мир мордовских сказок" способствует патриотическому воспитанию дошкольников...
"По следам любимых сказок"
Образовательная деятельность по развитию речи во второй младшей группе....
Литературная викторина на тему: «Герои любимых мордовских сказок» (для детей старшего дошкольного возраста)
Литературная викторина проводится на материале мордовских сказок и призвана пробудить интерес дошкольников к изучению устного народного творчества родного края....