Конспект занятия «Подвиг чувашского народа в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия «Подвиг чувашского народа в тылу:
Сурский и Казанский оборонительные рубежи»
Цель: формирование у детей чувства патриотизма, гордости за свою нацию, уважение к подвигу и памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство дошкольников с информацией о начале Великой Отечественной войны. Формировать представление о трудовом подвиге чувашского народа во время Великой Отечественной войны. Научить понимать и объяснять смысл стихов и пословиц о войне.
Развивающие: развивать представление о тружениках тыла, уточнить понятия «Оборонительный рубеж», «труженик тыла», «окоп». Развивать речь, логическое мышление, поддержать и поощрять инициативу детей. Активизировать у дошкольников интерес к истории родного края.
Воспитательные: воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, гордости за свою нацию, уважение к подвигу и памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Воспитывать у детей любовь к Родине. Миролюбие, чувство гордости за чувашский народ.
Словарная работа: Активизировать слова: лопата, кирка, строительство, подвиг. Ввести в словарь дошкольников слова «Окоп», «землянка», «блиндаж». Выражения «оборонительный рубеж», «трудовой подвиг», «труженик тыла».
Материал и оборудование: фотографии землянки, блиндажа, окопа. Мультимедийная презентация «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», проектор, ноутбук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отдел образования и молодежной политики администрации г. Канаш
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15» города Канаш Чувашской Республики
Конспект занятия «Подвиг чувашского народа в тылу:
Сурский и Казанский оборонительные рубежи»
Выполнила:
Мингалиева Надежда Ивановна,
воспитатель.
Канаш 2021
Конспект занятия «Подвиг чувашского народа в тылу:
Сурский и Казанский оборонительные рубежи»
Цель: формирование у детей чувства патриотизма, гордости за свою нацию, уважение к подвигу и памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство дошкольников с информацией о начале Великой Отечественной войны. Формировать представление о трудовом подвиге чувашского народа во время Великой Отечественной войны. Научить понимать и объяснять смысл стихов и пословиц о войне.
Развивающие: развивать представление о тружениках тыла, уточнить понятия «Оборонительный рубеж», «труженик тыла», «окоп». Развивать речь, логическое мышление, поддержать и поощрять инициативу детей. Активизировать у дошкольников интерес к истории родного края.
Воспитательные: воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, гордости за свою нацию, уважение к подвигу и памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Воспитывать у детей любовь к Родине. Миролюбие, чувство гордости за чувашский народ.
Словарная работа: Активизировать слова: лопата, кирка, строительство, подвиг. Ввести в словарь дошкольников слова «Окоп», «землянка», «блиндаж». Выражения «оборонительный рубеж», «трудовой подвиг», «труженик тыла».
Материал и оборудование: фотографии землянки, блиндажа, окопа. Мультимедийная презентация «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», проектор, ноутбук.
Ход занятия.
Беседа.
Воспитатель:
«Началась война…» –
В сердца вонзилось
Страшною отравленной стрелой.
И на свете
Всё переменилось.
И тревога
Встала
Над страной.
Эта весть
Собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу…»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем вести разговор?
(Ответы детей).
Воспитатель: 22 июня 1941 года немецкие войска напали на нашу страну, атаковали наши границы и подвергли бомбежке города нашей Родины. На протяжении четырех лет войска Красной армии и весь наш народ вели победоносную Отечественную войну за честь, за свободу. Наш с вами чувашский народ тоже не оставался в стороне и принимал непосредственное участие в обороне нашей страны.
Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, было приняло стратегическое решение. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Главной задачей строительства - прикрыть крупные города на реке Волга, в которых находились заводы, выпускающие боеприпасы. Казань являлся главным промышленным центром.
Воспитатель: Ребята, что такое оборонительный рубеж, как вы думаете?
Оборонительный рубеж – длинная укреплённая полоса, на которой могли расположиться войска, чтобы защищать территорию.
Вопросы к детям: Во что была вовлечена наша республика? (Ответы детей: строительство оборонительных рубежей). Что такое «оборонительный рубеж»? (Ответы детей: длинная укреплённая полоса).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а кто такой труженик тыла? (Ответы детей: Труженики тыла - это те люди, которые трудились ради победы в тылу врага на своих местах, на заводах, фабриках, колхозах). Чтение ребенком стихотворения:
Война не только фронт, передовая,
Не только танки, взрывы и штыки.
Ещё, девчушки участь трудовая,
Мальчишки труд всем мукам вопреки.
Война - это не только поле боя,
И труженики тыла скажут нам.
Не слышали они бомбёжки
Трудились с честью все назло врагам.
Воспитатель: Сурский рубеж обороны соорудили по правобережью рек Сура, Уза, Няньга, Чардым на территории Марийской, Чувашской, Мордовской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. Организовали 6 Военно-полевых сооружений: четыре по Сурскому строительному рубежу – с центрами в Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре и два на Казанском направлении – в селах Октябрьское и Янтиково. Процессом руководили в Чебоксарах.
Первоочередной задачей строительства оборонительных рубежей являлась трудовая мобилизация населения, которая должна была охватить свыше 160 тыс. Мобилизованное население объединялось в рабочие бригады по 6 человек. На стройку Сурского рубежа отправили женщин и детей. Повестку на работу присылали всем, кому исполнилось 18. Тех, кто не подчинялся, ждала тюрьма. Работа «велась без единого выходного дня за все время строительства, не прерываясь и в самые сильные морозы, доходившие в отдельные дни до 40 градусов. Условия, в которых жили и работали люди, были тяжелейшими. Катастрофически не хватало тёплой одежды и помещений, где можно было бы обогреть людей. Жили в холодных бараках, палатках и шалашах. Во время работы особенно быстро изнашивались рукавицы и обувь.
Снабжение продуктами на некоторых участках строительства шло с перебоями, их качество было не лучшим. Бывало, что не могли доставить еду и рабочие по нескольку суток не ели. Были факты доставки гнилых продуктов. Строители оборонительных рубежей были вынуждены питаться тыквой.
В конце октября 1941 г. были созданы необходимые управления по возведению оборонительных сооружений. На территории Чувашии им были подчинены Военно-полевые строительства (ВПС). 6 ВПС было на территории Чувашии. На строительстве оборонительных объектов было широко развернуто социалистическое соревнование. Передовому участку ВПС, давшему наивысшие показатели по производству строительных работ, вручалась денежная премия в размере 2 тыс. руб. Еще передовики строительных работ поощрялись переходящим красным знаменем.
Трудились вручную, механизированные орудия и техника были редкостью. Каждый район должен был обеспечить своих рабочих инвентарем: лопатами, кирками, ломами, кувалдами, пилами, тачками, носилками. Инструментов не хватало: на 38 человек был один лом или на 45 человек — один лом, «поэтому остальная часть колхозников ожидает, когда один человек снимет замёрзший покров земли, чтобы продолжить работу лопатами».
Несмотря на тяжелый грунт, плохие погодные условия, рабочие успешно справились со своей нелегкой задачей. Сурский рубеж был завершен 20 января 1942 года. Строительство Казанского обвода было завершено25 января 1942 года.
Для охраны линии обороны на территории ЧАССР были образованы 3 комендатуры. Ответственность за содержание сооружений Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода была возложена на исполкомы районных советов по территориальности. В первое время охрану рубежей осуществляли конно – велосипедные войска.
По итогам строительства более 50 человек, проявивших трудовой героизм, были представлены к правительственным наградам. Многие строители были награждены Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР. 234 человек получили государственную награду.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка «Самолеты»
Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели (руки в стороны, поочередные наклоны в стороны)
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели (повторить 2-3 раза).
Воспитатель: Ребята, а вы любите трудиться? (ответы детей). Послушайте пословицы и поговорки о труде:
Век живи, век учись.
Живи своим трудом, а не чужим добром.
Играть играй, да дело не забывай.
За делами дня не видно.
Где работают, там и густо, а в ленивом доме – пусто.
Глубже пахать – больше хлеба жевать.
Воспитатель: А теперь давайте с вами подумаем, о чем они (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Эти все пословицы и поговорки о труде. Давайте с вами вспомним:
- Когда началось строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей? (ответы детей: осенью, когда враг подходил к Москве).
-Что рыли строители оборонительных рубежей? (ответы детей: окопы). Что они строили? (ответы детей: землянки, командные пункты).
-Какие орудия труда использовали строители Сурского и Казанского оборонительных рубежей? (ответы детей: лопату, лом, кирку).
К счастью, все, что было построено, так и не понадобилось, потому что враг был остановлен под Москвой. Окопы долгое время напоминали о войне, позже их заровняли, в некоторых местах со временем они обвалились и заросли травой. Но сохранить в памяти подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей необходимо. Ведь им было также тяжело, трудно, как на фронте. В память их трудового подвига сооружен памятник (показать фотографию).
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (ответы детей). Для чего нужно было строить оборонительные рубежи? (ответы детей). Что нового узнали вы сегодня в ходе нашей беседы? (ответы детей). Молодцы ребята! Я надеюсь, что каждый из вас будет помнить и чтить подвиг нашего народа! Спасибо вам за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Традиции чувашского народа"
Познакомить детей с традициями и бытом чувашского народа....
Конспект занятия "Трудовой подвиг чувашского народа в годы Великой Отечественной войны"
Конспект призван расширять знания детей о трудовом подвиге нашего народа во время ВОв, воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ....
Конспект познавательной беседы на тему «Трудовой подвиг чувашского народа в тылу» во второй группе раннего возраста
Конспект познавательной беседы на тему «Трудовой подвиг чувашского народа в тылу» во второй группе раннего возрастаЦель: Сформировать первоначальные знания у детей о труде народа в тылу во...
Конспект занятия "Подвиг чувашского народа"
Цель: расширять знания детей о Великой отечественной войне....
Конспект занятия «Невидимый подвиг в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи»
Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей....
«Герои труда» тематическое мероприятие, посвящённое трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей для детей подготовительной к школе группы
Тематическое мероприятие "Герои труда" может быть использовано в работе воспитателями, музыкальными руководителями ДОУ, педагогами СОШ....
Сценарий мероприятия приуроченного трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей
Сценарий мероприятия, приуроченного году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей...