Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7 лет на тему «Подвиг в тылу: Сурский и Казанский оборонительный рубежи»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Миронова Анастасия Юрьевна

Конспект занятия создан с целью формирования у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7 лет на тему «Подвиг в  тылу: Сурский и Казанский оборонительный рубежи»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала  Великой Отечественной войны;

 Ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны. Формировать у дошкольников представление о  подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны.

Развивающие: активизировать у детей интерес к истории родного края в период Великой Отечественной войны. 

Развивать внимание, мышление, речь.

Воспитательные: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордость за подвиг своего  народа.

Воспитывать уважение к труженикам  тыла.

Словарная работа: Активизировать слова: строительство, лопата, лом, кирка; ввести в словарь детей слова «окопы», «землянка», «блиндаж»; выражения «оборонительный рубеж», «промышленные города»,  «трудовой подвиг».

Материал и оборудование: фотографии плакатов «Родина мать зовёт!», художник И.Тоидзе, «Наше дело правое. Победа будет за нами», фотографии окопа, землянки, блиндажа; мультимедийная презентация «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», ноутбук.

Ход занятия:

    Беседа.

 Воспитатель: Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

И принято решение на берегу Суры

Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

Зима. Мороз стоял трескучий,

А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

Им не хватало тёплой обуви, еды,

Но все же они выстояли, построили, смогли.

9 мая здесь многолюдно,

Дети приносят букеты цветов.

Помнят сельчане, как было трудно

И мы не забудем тот подвиг отцов!

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? В прошлом году в нашей стране отметили 75-летие Победы в Великой Отечественной Войне. В этом 2021 году будет круглая дата: восемьдесят лет назад началась Великая Отечественная война. Война была тяжелым  испытанием для всего народа. Её назвали Отечественной так, как надо было защищать своё  Отечество - Родину, от врагов, которые хотели отнять у нас и саму Родину.  Великой война была потому, что она продолжалась целых четыре года. Скажите, кто знает, кто напал на нашу страну? С кем сражался наш народ? (Ответы детей). Правильно, это была фашистская Германия. Как назвали эту войну? Почему война назвали Отечественная?

II. Основная часть.

Воспитатель: В воскресенье, ранним утром, когда ещё все пали, фашистская Германия напала на нашу Родину. Самолёты стали бомбардировать наши деревни, села и города. Наш народ не ожидал такого развития событий и враг смог завоевать  много населенных пунктов в самом начале войны.

 По всей стране звучало объявление о начале войны (прослушать обращение Левитана 22 июня 1941 года),  люди молча, с болью в сердце  слушали обращение диктора Юрия Левитана, и каждый понимал, что мирная жизнь подошла к концу  и предстоит приложить много труда и сил, чтобы победить врага и  преодолеть все беды (воспитатель показывает плакат «Родина- мать зовёт!», художник  И.Тоидзе ). «Родина- мать зовёт! Всё для фронта, всё для  Победы!» - так доносились до людей  призывы военных лет. На защиту своей Родины поднялась вся страна..

   Молодых людей стали призывать в армию. Очень трудно и грустно было прощаться с друзьями и родными, которые уходили на битву с врагом, ведь никто не знал, что ждёт их впереди, вернётся ли родной  человек? Но все надеялись на победу! Взгляните на плакат времён начала войны (Воспитатель показывает плакат «Наше дело правое - Победа будет за нами!»).

   С самого начала войны враг стремился покорить столицу нашей Родины – Москву. Фашисты думали, что, захватив Москву, они сломают боевой дух советского народа и далее завоевать нашу страну им удастся без труда. По их планам, война должна быть закончена еще до осени.

 В то тяжелое время все надеялись, что враг будет побит, но когда это случится, никто не знал.

Осенью 1941 года, когда немецкие войска  стояли под Москвой, наша Чувашская Республика была вовлечена в большое военное строительство: строительство оборонительных рубежей (Воспитатель предлагает повторить выражение  «строительство оборонительных рубежей» индивидуально). По территории республики прошла линия двух оборонительных рубежей: Сурского и Казанского (показать на карте, предложить повторить названия  Сурский рубеж, Казанский рубеж). Основная задача этого строительства – не допустить противника  к городу Казань – главному промышленному центру, а также прикрыть крупные промышленные города на реке Волга, в которых находились заводы, выпускающие  боеприпасы…

   Воспитатель: Что такое оборонительный рубеж? Оборонительный рубеж – длинная укреплённая полоса, на которой могли расположиться войска, чтобы защищать территорию. Вопросы к детям: Во что была вовлечена наша республика?  (Ответы детей: строительство оборонительных рубежей). Что такое «оборонительный рубеж»? (Ответы детей: длинная укреплённая полоса).

Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на женские плечи и подростков. Они рыли окопы, противотанковые рвы, обустраивали землянки, блиндажи и командные пункты (показать фотографии окопа, противотанковых рвов, землянки, блиндажа). Первая военная зима была очень холодная. Строители оборонительных рубежей в сильные морозы лопатами, ломами и кирками (показать фотографии) вырыли   много земли.  Несмотря на все трудности, благодаря трудовому героизму народа строительство было завершено в срок: за два с половиной месяца.                  

Физкультминутка.

   Воспитатель: Предлагаю вам изобразить положение человека во время работы лопатой, ломом, киркой. Игровое упражнение «Посмотри и покажи» (воспитатель показывает фото инструмента, дети выполняют соответствующие действия, которые совершает человек во время работы с ними).

Молодцы, ребята.

   Воспитатель: Когда началось строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей? (ответы детей: осенью, когда враг подходил к Москве). Что рыли строители оборонительных рубежей? (ответы детей: окопы). Что они строили? (ответы детей: землянки, командные пункты). Какие  орудия труда использовали строители Сурского и Казанского оборонительных рубежей? (ответы детей: лопату, лом, кирку).

   К счастью, всё это не понадобилось, так как враг был остановлен под Москвой. Окопы долго напоминали о войне, позже их заровняли, в некоторых  местах со временем они обвалились и заросли травой. Но сохранить в памяти  подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей необходимо. Ведь им было также тяжело, трудно, как на фронте. В память их трудового подвига сооружен памятник  (показать фотографию).

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, о ком  мы сегодня с вами говорили? (ответы детей). Для чего нужно было строить оборонительные рубежи? (ответы детей). Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Животные Севера»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Животные Севера»Цель: • Обобщать знания детей о животных Севера.• Развивать у дете...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Военный транспорт. Авиация»

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Военный транспорт. Авиация». Этот конспект очень понравился ре...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Как сберечь ресурсы планеты"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Как сберечь ресурсы планеты"...