Проект "СМех и горе у Бела моря"
методическая разработка (подготовительная группа)
Детям необходимо рассказывать об их национальных корнях, прививать им духовно-нравственные ориентиры, учить ценить и испытывать чувство гордости за людей, которые прославили наш край. Одним из таких людей является Степан Григорьевич Писахов. Почему С. Г. Писахов? Именно Степан Григорьевич изучил вид и культуру Севера, узнал старинные обычаи и обряды, легенды и сказки, он восхищался мастерством народных умельцев. Все сказки Писахова о нашем Северном крае и о жизни архангельских людей. Его сказки пропитаны любовью к русскому Северу. Они полны радости, жизни, добра и силы. В его сказках заложено особое очарование народного слова, особое очарование говори северян, в них скрыта вся великая духовная культура нашего народа.
Данный проект - доказательство необходимости использования отдельных произведений Писахова для воспитания у детей интереса и любви к культуре своего народа, чувства гордости за свою малую Родину, свой край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 220.29 КБ |
Предварительный просмотр:
- Паспорт проекта
Название проекта: литературно-творческий проект по творчеству С.Г. Писахова «Смех и горе у бела моря».
Название и адрес организации: МДОУ «Детский сад №7 «Теремок», г. Коряжма, ул. Гоголя, д.6-а.
ФИО разработчиков: Елезова Л.А.
Сроки и продолжительность реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
- Постановка проблемы:
В современных условиях жизни главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, знающего и любящего свою Родину. При решении задачи воспитания, развития личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования считается необходимым введение в содержание образования дошкольников этнокультурного компонента, ведь дети, прежде всего, должны знать культуру своего народа в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, в старшем дошкольном возрасте важным направлением работой с детьми является ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг, что предполагает сообщение детям отдельных сведений из биографии этих людей, а также знакомство с произведениями этих авторов. Детям необходимо рассказать об их национальных корнях, прививать им духовно-нравственные ориентиры, научить ценить и испытывать чувство гордости за людей, которые прославили наш край. Одним из таких людей является Степан Григорьевич Писахов. Почему С. Г. Писахов? Именно Степан Григорьевич изучил вид и культуру Севера, узнал старинные обычаи и обряды, легенды и сказки, он восхищался мастерством народных умельцев. Все сказки Писахова о нашем Северном крае и о жизни архангельских людей. Его сказки пропитаны любовью к русскому Северу. Они полны радости, жизни, добра и силы. В его сказках заложено особое очарование народного слова, особое очарование говори северян, в них скрыта вся великая духовная культура нашего народа.
Данный проект - доказательство необходимости использования отдельных произведений Писахова для воспитания у детей интереса и любви к культуре своего народа, чувства гордости за свою малую Родину, свой край.
- Цель проекта: Создать условия для приобщения дошкольников к культурному наследию Архангельской области через знакомство с творчеством С.Г. Писахова.
Задачи проекта:
- познакомить с биографией и сказками писателя;
- развивать интерес к северному фольклору;
- содействовать развитию монологической речи, самостоятельного творчества использования языка в процессе речевой деятельности;
- побуждать детей и родителей к познавательной и исследовательской деятельности;
- воспитывать чувство добра и справедливости;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
- Направления по реализации проекта
Совместная образовательная деятельность, осуществляемая воспитателем с детьми
Формы:
– НОД;
– творческая деятельность;
– конкурсы;
– выставки;
– драматизация;
– оформление музейных экспозиций;
– создание библиотечки книг сказок С.Г. Писахова.
Совместная деятельность с родителями:
Формы
– онлайн викторина;
– консультации, наглядная информация в сообществе VK
5. Календарный план проекта:
Основное содержание проекта:
- Познавательные беседы о книгах автора, его биографии (Приложение 1).
- Рассматривание иллюстраций книг, репродукций портрета писателя (Приложение 2).
- НОД (Приложение 3).
- Просмотр мультфильмов по сказкам С.Г. Писахова
- Чтение, заучивание (Приложение 4)
- Работа с родителями (Приложение 5)
- Опрос детей по теме «Жизнь и творчество С.Г. Писахова» (Приложение 6)
Основные этапы реализации проекта:
1 этап:– подготовительный:
- выбор темы;
- определение цели и задач проекта, отбор источников информации;
- разработка последовательности технологических процессов;
- тематическое оформление групповой комнаты, пополнение книжного уголка книгами со сказками С.Г. Писахова, репродукциями портрета писателя;
- выбор произведений для знакомства с ними детей;
- подбор иллюстративного материала к сказкам;
- подбор материала для родителей.
2 этап - технологический:
18 января | 19 января | 20 января |
1. Презентация: Знакомство с отдельными фактами биографии С. Г. Писахова; 2. Рассматривание портрета северного сказочника; 3. Беседа: Путешествие по сказкам С.Г.Писахова 4. Работа с родителям: Викторина по творчеству Писахова С.Г. (в сообществе VК) Ответственные: воспитатели | 1.Чтение сказки Писахова «Не любо – не слушай»; 2.Беседа по сказке; 3. Рассматривание иллюстрации к сказке; 4. Просмотр мультфильма «Апельсин» Ответственные: воспитатели | 1. Чтение сказок «Вечные льдины», «Сахарна редька» 2. Беседа по сказкам; 3. Рассматривание иллюстраций к сказкам; 4. Лепка «Белый медведь на льдине» Ответственные: воспитатели |
21 января | 22 января | 25 января |
1. Чтение сказок «Собака Розка», «Налим Малиныч» 2. Беседа по сказкам; 3. Работа с родителями: консультация в VK «Творчество Писахова в приобщении детей к культуре родного народа» Ответственные: воспитатели |
Ответственные: воспитатели, муз. рук. |
Ответственные: воспитатели |
26 января | 27 января | 28 января |
1. НОД: Писатель – сказочник Степан Григорьевич Писахов 2. Оформление выставки «Северный сказочник – С.Г. Писахов» 3. Рассматривание иллюстраций к сказкам Писахова 4. Слушание песни «Как по морю», «Поморская плясовая» Ответственные: воспитатели, муз.рук. |
Ответственные: воспитатели |
Ответственные: воспитатели |
29 января | 1 февраля | 2 февраля |
1. Чтение сказки «Самоварова семья»; 2. Беседа по сказке 3. Разучивание с девочками частушек Ответственные: воспитатели | 1. Беседа «Северный пряник – козуля» 2. Повторение отрывков из сказок Писахова | 1. Интегрированное занятие по сказкам С.Г. Писахова «Северные небывальщины» Ответственные: воспитатели, музыкальный руководитель |
3 этап – завершающий этап:
- защита проекта с представлением его результата.
Мероприятия с родителями:
1. Ознакомление родителей с проектом через сообщество в VK
2. Буклет «Волшебный мир сказок»
3. Письменная консультация на странице сообщества в VK «Творчество Писахова в приобщении детей к культуре родного народа»
4. Викторина по творчеству Писахова С.Г.
5. Планируемые результаты реализации проекта:
В результате проекта дети:
- получат знания о знаменитом писателе родного края: фактах биографии, будут узнавать его на портрете, называть имя и фамилию;
- познакомятся со сказками Писахова С.Г.;
- покажут театрализованное представление по мотивам сказок Писахова С.Г.
Родители:
- получат информацию о творчестве Писахова;
- примут участие в викторине
6. Ресурсы и условия реализации проекта.
Обеспечение: методическая и художественная литература, диски с мультфильмами и презентациями, иллюстрации, репродукции, набор для художественного творчества, ТСО.
7. Возможные риски реализации и меры по их устранению: -
8. Перспективы продолжения и развития проекта: необходимо продолжить работу по знакомству детей с другими северными писателями
9. Смета проекта: -
10. Возможность распространения проекта: печать на сайте http://nsportal.ru
Приложение 1
Познавательные беседы о книгах автора, его биографии
Беседа: Путешествие по сказкам С.Г. Писахова
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством писателя-земляка С.Г.Писахова выборочно, с учетом возраста детей, через чтение сказок, рассматривание иллюстраций, книг, проговаривание непривычно звучащих слов.
- Учить понимать особенности сказок С.Г. Писахова: правда-небылица, шутка-всерьез, самобытность языка, опираясь на имеющийся опыт и знания детей.
- Учить размышлять, думать, выражать свои мысли, четко формируя предложения.
Ход:
- Когда я была маленькой, я очень любила слушать сказки. Раскрою вам секрет, что я и сейчас – уже взрослая – люблю сказки. Думаю, что и вы их любите?!
- И вот я все размышляю, почему мы все так любим сказки?! (Ответы детей)
- Правильно, потому что они добрые, смешные, там добро побеждает зло, там храбрые герои и т.д. Вот как много можно сказать о том, почему мы любим сказки. А сами пробовали сочинять сказки? Я пробовала, но у меня ничего не получилось. Оказывается, это очень сложно! А вот у писателя-сказочника Степана Григорьевича Писахова сочинять сказки получилось! (Показать фотографии Писахова, дом Писахова, иллюстрации к сказкам)
- Мальчик Степа, так его звали в детстве, очень любил слушать сказки. И все что видел вокруг себя в окружающем мире и что слышал – Степа запоминал. Когда он стал взрослым – это ему все пригодилось. И стал Степан Григорьевич Писахов писать сказки. А сказки-то у Писахова особенные: то ли быль – то ли небылица, то ли правда – то ли нет, то ли шутка – то ли всерьез. И такие сказки у него смешные! Вот послушайте отрывок из сказки «Звездный дождь»:
«По осени звездный дождь быват. Как только он зачастит, мы его собирам, стараемся. Чашки, поварешки, ушаты, горшки, ну и всяку к делу подходящу посуду вытащим под звездный дождь. Дождь в посудах устоится, стихнет. Мы его в бочки сольем и пьем…»
(показать иллюстрации) Что звезды есть – это правда! И звездопад бывает – это правда! Но в бочки сливать звезды – это уже сказки! А слова-то, какие в сказке: быват, собирам, всяка посуда, подходяща! Как будто старый старичок сказку рассказывает. Ребята, а кто попробует сказать эти слова? Быват – не быват, собирам – не собирам, подходяща – не подходяща и т.д. Молодцы! Здорово у вас получается!
- А вы знаете, ребята, в детстве у меня была мечта! Я мечтала прокатиться с радуги, как с горки! Но разве это возможно? А сказочник Степан Писахов придумал сказку, как он катался по радуге. Вот здорово! Послушайте отрывок из сказки «Своя радуга»:
«Смотрю, а впереди радуга. Я на радугу скочил, в радугу вцепился, уселся покрепче и поехал вниз. Еду не тороплюсь, не в частом быванье ехать в радужном сверканье. Еду, песню пою,- это от удовольствия: очень разноцветно вокруг меня. Радугу под собой сгинаю да конец в нашу Уйму правлю, к своему дому да в окошко. И с песней на радуге в избу и вкатился!»
- Вот так, дети! Моя мечта сбылась в сказке Писахова. Он, наверно, тоже мечтал, вот и придумал такую сказку.
- Ребята, посмотрите! А что это за овощ? (иллюстрация)
- Правильно, дети! Это редька! Какая она по форме? (круглая) По цвету? (черная) А по вкусу? (горькая) А у сказочника Степана Писахова – она сладкая! Сказка называется «Сахарная редька». И с этой сказкой можно поиграть. Давайте встанем в круг. Слушайте внимательно!
«Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать – редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись ее ись».
А теперь, дети, повторяйте за мной!
- Ели редьку кусками,
ели редьку ломтями, (руки вверх-вниз)
ели редьку с солью,
ели редьку голью, (наклоны в стороны)
ели редьку с квасом,
ели редьку с маслом, (наклоны вперед)
ели редьку мочену,
ели редьку сушену, (приседания)
ели редьку с хлебом, (правая рука в сторону)
ели редьку с кашей, (левая рука в сторону)
ели редьку с блинами,
из редьки кисель варили,
с редькой чай пили! (развести руками 3раза)
- Вот так здорово! Вот так редька! Садитесь на стульчики и послушайте, что же было дальше.
«А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели и так заболели, что свету не взвидел! Побежал к железной дороге на станцию. Поезд отходить собирался. Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному. Поезд все свистки проделал и пошел. И я пошел. Поезд шибче, я – бегом. Поезд полным ходом. Я упал, за землю ухватился. И знаешь что? Два вагона оторвало!»
- Правда, смешно?!
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Морожены песни», снятый по сказкам Писахова «Северное сияние» и «Морожены песни». Это исключительно северные сказки. Ведь только у нас на Севере бывает северное сияние и сильные морозы. (Просмотр мультфильма)
- Какие замечательные сказки написал Степан Григорьеич! О чём они? (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами путешествовали по сказкам Степана Григорьевича Писахова. Какие сказки Писахова мы узнали? Это не все сказки! Целых две недели мы будем знакомиться и с другими интересными сказками Степана Писахова.
Беседа: «Поморские козули»
Задачи:
1. Познакомить детей с поморскими козулями и способами их украшения.
2. Пополнить словарь детей новыми словами: поморы, козули, колядки, глазурь.
3. Развивать воображение, мышление, творческие возможности детей.
4. Воспитывать любовь к культуре Севера, к традициям своего народа.
Ход:
Воспитатель: У нас на Севере суровая зима приносит нам много удивительного, радостного и чудесного! Перед наступлением Нового года и Рождества все жители Поморья, поздравляя родных, близких и друзей, дарят желаемые подарки и обязательно особенный Архангельский подарок, без которого праздник не праздник - северное чудо - козуля. Обычай дарить пряники - козули пришел к нам из старины. Тогда в северных деревнях крестьяне, чтобы заручиться поддержкой добрых сил в наступающем новом году, лепили хлебные фигурки животных: “коровки”, “рогушки”, “козульки”.
Maленька, рогатенька,
Головой не вертит,
На зубах хрустит...
Ну, конечно, это козуля! А что это такое? Фигурки - олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени, – изготовленные из ржаного теста, общее название – «козули».
- А почему козули называются именно так? Вот какое поверье было у крестьянина:
Где коза бродит,
Там жито родит,
Где коза с рогом,
Там жито стогом.
Название этого обрядового печенья, возможно, связано с тем, что одним из популярных персонажей стада была коза (картинка козы). Но более верным кажется предположение, что так условно называли всех животных с рогами. Ведь самым желанным подарком был олень с
раскидистыми рогами. Пекли раньше козули в Рождество, перед Новым годом, на праздник Коляды. Пекут их и сейчас и на рождение ребенка, на свадьбу, новоселье.
А вот и детям и невестам
Козули из ржаного теста
Как живые по столу скачут,
Раздают хозяевам удачу.
Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и ни в коем случае не выкидывают.
Русская народная игра «Шёл козёл дорогою»
Шёл козёл дорогою,
Дорогою широкою,
Нашёл козу безрогую,
Безрогую козу.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Тоску печаль размыкаем,
Размыкаем печаль.
Воспитатель: На Рождество в Святые вечера в дома приходят колядовщики.
Есть у меня сундучок, где хранятся такие вещи, что будут в самую пору и нашим колядовщикам. Проводится игра-конкурс “Нарядись – обрядись”. Кто быстрее оденется “ряженым” (медведь, лиса, петух, козел).
Собирались ряженые, ходили на посиделки, пели поздравительные песенки-колядки, заходили в каждый дом. Поздравляли хозяев дома, желали им здоровья, богатого урожая и удачи на охоте. В колядках пожелания звучали так:
Ото бы тебе коров,
полтораста быков
по ведру бы те доили,
Все сметаною...
За пожеланиями колядники требовали угощения, но не обычного пирога, а непременно козулю. И это было не попрошайничество, а серьезное заклинание:
Подайте коровку,
Масляну головку!
Нe обкусывайте,
Не обламывайте!
Нe давайте пирога,
А то корову уведем со двора.
Воспитатель: Что такое орнамент? (Ответы детей). Правильно, в переводе с латинского «орнамент» означает «украшение», «узоры». Давайте рассмотрим северный орнамент. Для него характерны криволинейные узоры в виде точек, завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. Рисунок на пряниках несложный, прямые линии обозначают – земля, точки – ягодки, волнистая линия – вода.
Козули расписывают сладкой глазурью. Издревле цветовую палитру козуль составляли белый и розовый цвета. Белый цвет – это снег, розовый – северное сияние, цвет пряника – цвет земли и дерева.
Вопросы:
- Что такое поморские козули?
- Сохранились ли традиции их изготовления в наши дни?
Приложение 3
Тема НОД: Писатель – сказочник Степан Григорьевич Писахов
Задачи:
- Выборочно, знакомить с особенностями северного говора и народными традициями, продолжать учить понимать особенности сказок Писахова: правда-небылица, шутка-всерьез, самобытность языка, опираясь на имеющийся опыт и знания детей;
- Учить размышлять, думать, выражать свои мысли, четко формируя предложения;
- Развивать умение наблюдать окружающую действительность;
- Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к народному богатству Севера.
Оборудование:
– портрет С.Г. Писахова;
– рисунки с изображением героев сказок.
- стенды с фотографиями природы Архангельской области (подготовленные родителями), северная народная утварь, цифры (3 комплекта), атрибуты к сценкам (маски козы, коровы, муляжи овощей), разрезные картинки к сказкам «Апельсин» и «Перепелиха» С. Писахова, сундучок с призами для детей и родителей, картинки с изображением шаньги, курника, ватрушки, портрет С. Писахова. Кружева.
Предварительная подготовка: чтение сказок С. Писахова (Не любо – не слушай; Северное сияние; Мороженые песни; Собака Розка; Апельсин; Звёздный дождь; Лень да Отеть; Перепелиха; Налим Малиныч и др., фотовыставка «Природа Архангельской области» (организованная родителями), рассматривание репродукций картин С. Писахова. Выставка книг сказок Писахова в книжном уголке (с иллюстрациями разных художников), лепка по сказкам Степана Писахова, рисование «Северное сияние».
Ход НОД:
1 Вводная часть
– Ребята, посмотрите: я принесла к нам «кружева да всяки узорности». Вы не узнали, что это такое? (Морожены песни.)
– Действительно, это морожены песни – прекрасные народные песни Русского Севера. «Без песни… внутрях у нас потемки… Песней мы себя, как ланпой, освещам». Так писал о них удивительный сказочник Степан Григорьевич Писахов, наш земляк.
– Вот мы и отправимся сегодня в необыкновенное путешествие по сказкам этого замечательного архангельского писателя.
- Послушайте стихотворение Александра Яшина «Только на родине».
Да, только здесь, на Севере моём,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными – озёрные заторы,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.
2 Основная часть.
- Что вы помните о жизни Степана Григорьевича? (Ответ детей: Мальчик Степа, так его звали в детстве, очень любил слушать сказки. И все что видел вокруг себя в окружающем
мире и что слышал – Степа запоминал. Когда он стал взрослым – это ему все пригодилось. И стал Степан Григорьевич Писахов писать сказки).
- Правильно! А сказки-то у Писахова особенные: то ли быль – то ли небылица, то ли правда – то ли нет, то ли шутка – то ли всерьез. И такие сказки у него смешные! Давайте вспомним сказку «Звездный дождь»:
«По осени звездный дождь быват. Как только он зачастит, мы его собирам, стараемся. Чашки, поварешки, ушаты, горшки, ну и всяку к делу подходящу посуду вытащим под звездный дождь. Дождь в посудах устоится, стихнет. Мы его в бочки сольем и пьем…» (показать иллюстрации)
- Что звезды есть – это правда! И звездопад бывает – это правда! Но в бочки сливать звезды – это уже сказки! А слова-то, какие в сказке: быват, собирам, всяка посуда, подходяща!
- Как будто старый старичок сказку рассказывает. Ребята, а кто попробует сказать эти слова?
- Быват – не быват, собирам – не собирам, подходяща – не подходяща и т.д. Молодцы! Здорово у вас получается!
Подвижная игра «Сеня Малина»
- Ребята, кто же был главным героем в сказках Писахова, от чьего имени шло повествование? (Сеня Малина).
-Давайте поиграем в одну замечательную игру, которая называется Сеня Малина. Давайте встанем в круг. Слушайте внимательно!
Один ребенок наряжается в шапку Сени Малины и вместе детьми выполняет движения со словами:
Сеня Малина на Уйме жил.
Работящим Сеня был.
В море рыбу он ловил,
На медведя он ходил,
Топором дрова рубил
И Поморов веселил
Не гармошке он играл,
Песни пел и танцевал.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Морожены песни», снятый по сказкам Писахова «Северное сияние» и «Морожены песни». Это исключительно северные сказки. Ведь только у нас на Севере бывает северное сияние и сильные морозы. (просмотр мультфильма)
- Как красиво! Как необычно!
-Что в этой сказке происходило со словами? Во что они превращались?
-Что потом делали с морожеными песнями? (украшали избы, отправляли в заморские страны)
-Покажите, как мороженые слова в небо поднимались, «колечушко в колечушко» завивались (формообразующие движения)
-Понравилась вам сказка?
-Вот и мы сегодня будем придумывать такие снежные да ледяные истории и песни, а помогут нам кисти и краски. Чем песня звонче, чем слова нежнее, тем тоньше линии, да узор затейливее.
-Вспомните, как нужно рисовать, чтобы линия получилась совсем тоненькая? (предложить одному ребенку рассказать, а другому показать на мольберте)
-Какая краска нам понадобится для снежных узоров? (Белая, как снег)
-На каком фоне будет четче и ярче видно белую краску, на светлом или темном?
-Подойдите и выберите нужный фон и силуэт для своей работы.
Дети выбирают ажурные силуэты, садятся за столы. Работают (звучит аудиозапись русской народной мелодии «Красный сарафан») В процессе работы воспитатель напоминает о правильном положении руки и кисти, задает вопросы, побуждающие к творчеству.
3 Заключительная часть.
Анализ. Работы располагаются на общем стенде в виде ледяного теремка.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Степана Писахова. А впереди нас ждут новые встречи с героями его сказок. Спасибо за работу!
Конспект НОД по рисованию по сказке С. Писахова «Морожены песни»
Задачи:
– продолжать воспитывать интерес к личности С.Г.Писахова;
- учить отражать в рисунке впечатления, полученные от прочтения художественного произведения;
– побуждать использовать контрастные цвета и подбирать подходящий фон для своей работы;
- закрепить знания о холодных цветах;
– упражнять в рисовании концом кисти;
– развивать фантазию;
– воспитывать самостоятельность.
Словарная работа: «морожены», снежные, заморские, узоры, кружева, изба, ставни, конек, «полотенце», «колечушко в колечушко», холодные цвета.
Предварительная работа:
— чтение С. Писахова «Морожены песни»; рассматривание иллюстраций к сказке;
—слушание песни «За окном»
Материал:
— ажурные силуэты холодных цветов и оттенков, белая гуашь, кисти № 1,2 (белка);
— открытка, украшенная снежными узорами, с отрывками из произведения С. Писахова «Морожены песни»;
— русская народная мелодия «Красный сарафан», аудиозапись к песне «За окном» (автор неизвестен)
Ход НОД:
1 часть.
Педагог обращает внимание детей:
— Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, ветер прямо в руки принес мне вот такую необычную открытку, давайте, ее прочтем (Чтение отрывка)
— Пофантазируйте, откуда могло прилететь такое послание?
— Узнаете сказку? Верно, «Морожены песни».
— Кто ее написал? Да, Степан Писахов.
— Что в этой сказке происходило со словами? Во что они превращались?
— Что потом делали с морожеными песнями? (украшали избы, отправляли в заморские страны)
— Покажите, как мороженые слова в небо поднимались, «колечушко в колечушко» завивались (формообразующие движения)
— Понравилась вам сказка?
— Вот и мы сегодня будем придумывать такие снежные да ледяные истории и песни, а помогут нам кисти и краски. Чем песня звонче, чем слова нежнее, тем тоньше линии, да узор затейливее.
— Вспомните, как нужно рисовать, чтобы линия получилась совсем тоненькая? (предложить одному ребенку рассказать, а другому показать на мольберте)
— Какая краска нам понадобится для снежных узоров? (Белая, как снег)
— На каком фоне будет четче и ярче видно белую краску, на светлом или темном?
— Какие цвета подойдут для фона снежных узоров, теплые или холодные?
— Назовите холодные цвета…
— Подойдите и выберите нужный фон и силуэт для своей работы.
2 часть.
Дети выбирают ажурные силуэты, садятся за столы. Работают (звучит аудиозапись русской
народной мелодии «Красный сарафан») В процессе работы воспитатель напоминает о правильном положении руки и кисти, задает вопросы, побуждающие к творчеству.
3 часть.
Анализ. Работы располагаются на общем стенде в виде ледяного теремка.
— Полюбуйтесь, какое диво-дивное получилось из наших снежных узоров…
Мне даже кажется, что я слышу песню…
А вы, ребята, можете вспомнить песню, которая похожа на наши кружевные льдинки?
НОД. Лепка на тему «Белый медведь» по сказке Писахова С.Г.
«Не любо – не слушай»
Цель: развивать у детей умение передавать в лепке фигуру белого медведя, выделяя некоторые характерные особенности.
Задачи:
- Актуализировать знания детей по содержанию сказки Писахова С.Г.
- Развивать любознательность, интерес к сказкам архангельского писателя-сказочника.
- Побуждать детей использовать различные приёмы лепки – скатывание, раскатывание, вытягивание, сглаживание и т. д.
- Развивать мелкую моторику, укреплять мускулатуру ладони.
- Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Материал: пластилин; стеки; доска; наглядный материал (фото белого медведя); приготовленные льдины из пенопласта.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций белого медведя, чтение сказки Писахова С.Г. «Не любо – не слушай», рассматривание иллюстраций в книгах.
Ход занятия.
1 Вводная часть
Воспитатель: Ребята, мы познакомились с некоторыми сказками нашего земляка писателя Писахова Степана Григорьевича. Я прочитаю вам отрывок одной из них, а вы назовите, что какая это сказка:
«Про наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать все, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу — все правда. Кругом земляки, соврать не дадут. К примеру, река наша Двина в узком месте тридцать пять верст, а в широком — шире моря. А ездили по ней на льдинах вечных. У нас и ледяники есть. Таки люди, которы ледяным промыслом живут. Льдины с моря гонят да дают в прокат, кому желательно…»
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Эта сказка называется «Не любо – не слушай». Давайте, вспомним небылицы, которые рассказывает нам автор. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Много небылиц вспомнили: «Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся…», «Белы медведи молоком торгуют — приучены. Белы медвежата семечками и папиросами промышляют...», «Пингвины у нас хоть не водятся, но приезжают на заработки, с шарманкой ходят да с бубном, а ины облизьяной одеваются, всяки штуки представляют, …»
2 Основная часть
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Медведи»:
А теперь все дружно встали,
И как мишки зашагали.
Будем делать повороты
Выполняйте всё с охотой.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу.
Хоть игра и коротка
Отдохнули мы слегка.
Воспитатель: (показывает детям льдину, на которой сидит медведь) Ребята, у меня есть белый медведь, он сидит на льдине. Это как раз тот самый из сказки. Давайте слепим ему соседей – таких же белых медведей, как в сказке Степана Григорьевича.
Ребята, скажите, пожалуйста, из каких частей состоит тело животного?
(Ответы детей) Сегодня вы будете лепить белого медведя, используя технологические карты, на которой показаны все этапы лепки. На одной медведь сидит, на другой он показан в движении.
Воспитатель раздаёт карты детям, они рассматривают их и рассказывают каждый этап.
Гимнастика «Белые медведи»
Белые медведи мороза не боятся, Нравится им в море ледяном купаться. Не страшны на Севере им клыкастые моржи, На рыбу и тюленей охотятся они. | Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять. Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять. Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого. |
Самостоятельная деятельность детей.
3 Заключительная часть
Воспитатель: Какие замечательные медведи у вас получились! А вам нравится ваш медведь? Посмотрите, какие они необычные, все разные, не похожие друг на друга. У кого-то медведь получился сердитым, у кого-то лежащим на снегу, чей-то устремил свой взгляд вдаль, а чей-то шагает по льдине. Поставьте ваших мишек на льдину! Чем же они займутся у нас? (Ответы детей)
Воспитатель: Как в сказке Степана Григорьевича «..в большой праздник да возьмутся пингвины с белыми медведями хороводы водить, да еще вприсядку пустятся, ну, до уморенья!..»
Технологические карты лепки белого медведя
Интегрированное занятие по сказкам Степана Григорьевича Писахова «Северные небывальщины»
ЗАДАЧИ:
- Активизировать у детей знания по литературному творчеству Писахова С.Г.
- Развивать интерес к устному и музыкальному творчеству Поморья через сказки Писахова.
- Развивать умение эмоционально и выразительно передавать содержание сказок, используя мимику, жест, пластику.
- Активизировать активный и пассивный словарь детей образными выражениями северной речи.
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Добиваться свободного проявления эмоции детей в движении, танцах, пении, играх под музыку.
Предварительная работа:
- Беседа о родном крае;
- Знакомство с биографией и творчеством С.Г.Писахова;
- Чтение книги сказок С.Писахова;
- Рисование иллюстраций к сказкам и рассказывание по ним отрывков ;
- Лепка посуды по сказке «Самоварова семья»;
- Просмотр мультфильмов по сказкам С.Г.Писахова, слушание сказок в аудиозаписи;
- Слушание и разучивание хороводных игр, песен, танцев: «У дедушки Трифона», «Заря - Заряница», « На дощечку», «Люб ли сосед», «Как с по морю», «Цветики - цветочки», «Поморская плясовая».
- Знакомство с народными северными промыслами (каргопольская игрушка, пермогорская и мезенская роспись).
Материалы и оборудование:
Портрет С.Г.Писахова, иллюстрации к сказкам Писахова для оформления зала; костюмы для Сени Малины и Перепилихи, русские народные костюмы для детей; часть зала украшена как северная изба: стол стулья, чашки, самовары, корзина, поднос с козулями по количеству детей.
Ход:
Дети в русских народных костюмах заходят в зал. Их встречает Семён Малина (воспитатель в костюме) ведёт «змейкой». Дети поют песню «Как по морю» (рус. нар. песня) (Фольклорный ансамбль “ Рождество“You Tub) (рассаживаются)
Семён Малина: - Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали? (За сказками)
-А вы меня узнали? Да, я Семён Малина. Ну что ж, усаживайтесь поудобнее, да слушайте. А если не любо - не слушай!
Семён Малина: Про наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать всё как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу – всё правда. Кругом земляки – соврать не дадут!
К примеру, река наша Двина в узком месте 35 вёрст, а в широком – шире моря. А ездили по ней на вечных льдинах. На льдину сядем, парус для скорости приставим, а от солнца зонтики растопырим, чтоб не припекало.
А вы что про наш край знаете? Помогайте!
1ребёнок: Сёмга да треска у нас сами ловятся. Сами потрошатся и в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают, а рыба сама туда и запрыгивает.
Хозяйкам и делать нечего. Рыба сама в пирог заворачивается. Хозяйки только маслом смазывают да в печку подсаживают! Пироги получаются вкусны, называются рыбники.
2ребёнок: Белы медведи молоком торгуют, приучены. Белы медвежата семечками да папиросами промышляют. Пингвины у нас хоть и не водятся, но приезжают на заработки, с бубном и шарманкой ходят, народ веселят.
3ребёнок: Ягод - то у нас - цельно море: брусника да черника, морошка да клюква. Бабы из них морсы наварят, да пирогов напекут. Пироги таки вкуснящи, что когда ешь – за ушами трещит.
4ребёнок: Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим: день работам, а ночь гулям. А с осени к зиме готовимся, северно сияние сушим. Девки у нас модницы, выдумщицы, северное сияние в косах носят, как месяц светит!
Да ещё из сияния звёзд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! По деревне пройдут – вся деревня вызвездит.
Девочки исполняют пляску «Топотушки» (Весёлый русский танец «Топотушки» YouTube)
Семён Малина: Да, это не выдумка, а так и дело было. Ведь в стары годы морозы у нас жили градусов на 200, на 300! На таком морозе всяко слово как вылетит - и замёрзнет! А девкам перво дело песни петь. Затянут, бывало, песню старинну, длинну с переливами, с выносом. А песня мёрзнет, как белы птицы летят, словно диковинны цветы распускаются.
Песня «Цветики – цветочки» 3 куплета (рус. нар песня) (Ансамбль народной музыки и танца «Ярмарка»YouTub.com)
Семён Малина: Песня мёрзнет колечушками тонюсенькими – тонюсенькими, колечушко в колечушко. Девки из мороженых песен кружева сплетут, дом по переду весь улепят да увесят. А по краям затейных частушек напоют – наморозят.
Авы то знаете частушки?
Ребёнок: Эй, девчонки – хохотушки, запевайте – ка частушки, запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.
Дети исполняют частушки:
1.Не таим мы адреса,
Мы ведь из Архангельска.
Знаешь ты и знаю я,
Чем славны наши края.
2.По реке Двине широкой
Лодка с парусом плывёт.
У милёнка нос курносый,
Аж до неба достаёт.
3.У меня на сарафане
Косолапы петухи,
Я сама не косолапа ,
Косолапы женихи.
4.Не ходите, девки, в лес
Комары кусаются.
А на тех, кто краше всех,
Пуще всех бросаются.
5.Выходи, ребята в круг,
Кто смелей в серёдку.
Заиграй, гармонь быстрей
Я спляшу чечётку!
Заканчивают общей пляской. «Русская плясовая»
Семён Малина: Да,петь и плясать у нас на Севере любят. Да не только это, а ещё знатно чаёвничали. Чай пили подолгу, помногу, самовар доливали не единожды. За чаепитием шуточные поговорки сказывали.
Может кто знает?
1ребёнок: «Чай не пил – какая сила? Чай попил – совсем ослаб!»
2ребёнок: «Утром чай, днём чаёк, вечером чаище!
Хорошо у мамы жить, хороша и пища!»
3ребёнок: «Чай пить – не дрова рубить!»
4ребёнок: «Чай кипит – уходить не велит»
5 ребёнок: «Если есть чай, то и под елью рай»
Семён Малина: А теперь отгадайте загадку:
«Что это за дочки,
Платьица в цветочки?
На блюдечках подскакивают,
Донышками побрякивают
И поют: “Папа скоро закипит!”» (Чашки)
Из какой же семьи эти дочки? (Из самоваровой)
А кто ещё в самоваровой семье живёт? (Блюдца, чашки, сахарница, чайник, молочник)
Все они только и думают: “ Кто на сей раз к ним в гости придёт?”
С шумом входит Перепилиха, сама с собой разговаривает.
Семён Малина: А идёт - то как фасонисто, как таракан по горячей печке.
Перепилиха громко здоровается.
Перепилиха: Узнали вы меня?
Семён Малина: Как не узнать! Голос у тебя такой пронзительной силы, просто страсть!
Перепилиха: Раньше - то у меня голос был тонкий да нежный. Меня тогда по - другому и звали. И с чего взялось? С медведя!
Вот пошла я за ягодами на болото. Черника крупна, я ягоды собираю, тороплюсь. И вдруг столкнулась с медведём. Ой, батюшки! Я со всего голосу-то и завизжала! Медведя наповал убила голосом. С тех пор у меня такой голос прорезался, что не только людей пугаю - дерева пилю. Вон, даже своего мужика перепилила, дырку в нём высверлила. Да только что с ним сделается? По свадьбам ходит, вместо гармониста играет, народ веселит!
Семён Малина: Ну, коль в гости зашла, поиграй с нами в хороводную игру. Хороводная игра «На дощечку».
(Каждая строчка поется 2 раза)
На дощечку, на плашечку
Постелю платочек.
Как на этот на платочек
Молодца (девицу) поставлю.
Раскрасавчика поставлю,
Танцевать заставлю.
Танцуй, танцуй, моя радость,
Потанцуй маленько.
Потанцуй, милой, маленько,
Поцелуй сладенько.
Перепилиха: Вот спасибо, хорошо поиграли, меня повеселили.
Семён Малина: Да, много у нас сегодня гостей: и самоварова семья, и подруженьки, и
Перепилиха собственной персоной.
А вы знаете, откуда к нам эти гости пожаловали? (обращается к детям)
(Из сказок С.Г. Писахова)
Семён Малина: Кем был С.Г.Писахов? Что вы о нём знаете, можете рассказать. Какие сказки С.Г.Писахова вы читали? Почему вы любите эти сказки? Какие устаревшие слова вы запомнили?
Семён Малина: Вот уже много лет нет с нами С.Г.Писахова, но звенят струны его сказок, особые волшебные струны. Все сказки Степана Григорьевича о нашем северном крае, о жизни архангельских людей. Его сказки пропитаны любовью к русскому Северу, они полны радости, жизни, добра и силы, в них заложена вся духовная культура нашего народа!
Перепилиха: А я к вам не с пустыми руками пришла. У нас в Уйме места уйма, а от пряников тесно стало. Наши бабы пряники пекут фигурны да узорны. Столь много напекли, что мы их в город везём: хорошим людям в угощенье. А другим на продажу. Называются козули, так как часто изображали козликов и оленей.
Ну что ж, Малина, пора и гостей угощать. Всё, что есть в печи - на стол мечи! (Перепелиха и Малина угощают детей козулями)
Семён Малина: Вот так мы и живём, пряники жуём, чаем запиваем, всех в гости приглашаем!
А сегодня не обессудьте – всё!
Под песню «Как с по морю» дети идут в группу.
Приложение 4
Чтение, заучивание
Список сказок для чтения:
- «Не любо – не слушай»
- «Как поп работницу нанимал»
- «Налим Малиныч»
- «Собака Розка»
- «Сахарна редька»
- «Своя радуга»
- «Северное сияние»
- «Звёздный дождь»
- «Морожены песни»
- «Самоварова семья»
Список мультфильмов для просмотра
- «Апельсин»
- «Перепелиха»
- «Морожены песни»
Заучивание отрывков из сказок:
- Сёмга да треска у нас сами ловятся. Сами потрошатся и в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают, а рыба сама туда и запрыгивает. Хозяйкам и делать нечего. Рыба сама в пирог заворачивается. Хозяйки только маслом смазывают да в печку подсаживают! Пироги получаются вкусны, называются рыбники.
- Белы медведи молоком торгуют, приучены. Белы медвежата семечками да папиросами промышляют. Пингвины у нас хоть и не водятся, но приезжают на заработки, с бубном и шарманкой ходят, народ веселят.
- Ягод - то у нас - цельно море: брусника да черника, морошка да клюква. Бабы из них морсы наварят, да пирогов напекут. Пироги таки вкуснящи, что когда ешь – за ушами трещит.
- Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим: день работам, а ночь гулям. А с осени к зиме готовимся, северно сияние сушим. Девки у нас модницы, выдумщицы, северное сияние в косах носят, как месяц светит!
Да ещё из сияния звёзд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! По деревне пройдут – вся деревня вызвездит.
Приложение 5
Викторина для родителей
Уважаемые родители! С детьми нашей группы начинаем проект по сказкам нашего земляка Степана Григорьевича Писахова «Смех и горе у бела моря!» Просим Вас принять участие в его реализации. И первое задание для Вас – викторина по творчеству северного писателя. Ответы присылать личным сообщением.
- Годы жизни Писахова С.Г. (выберете букву):
А) 13 октября 1879 года в Архангельске.
Б) 13 октября 1860 года в Архангельске.
В) 13 октября 1905 года в Архангельске.
2. Как выглядел сказочник:
А) Высокий, стройный шатен с хорошо выбритым лицом. Всегда был одет в черный плащ и шляпу с полами…
Б) Был он приземист и широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос…
В) Он был красив: тонкие брови, правильный тонкий нос, голубые глаза…
3. Первая сказка Писахова С.Г.:
А) «Налим Малиныч»
Б) «Не любо - не слушай»
В) «Морожены волки»
4. Из какой сказки эти строки: “В стары годы морозы были градусов на 200-300. На моей памяти доходило до 500. старики сказывают – до 700 было, да мы не очень верим”:
А) «Как поп работницу нанимал»
Б) «Морожены песни»
В) «Перепелиха»
- Из какой сказки эти строки: “Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с водой была, так вода от моей горячности вскипела”:
А) «Морожены волки»
Б) «Свадьба»
В) «Перепилиха»
| А) «Свадьба» Б) «Перепелиха» В) «Кабатчиха нарядилась» |
Спасибо за участие!!!
Ответы: 1-А, 2 –Б, 3 –Б, 4 – Б, 5 – А, 6 – В
Консультация
«Творчество Писахова в приобщении детей к культуре родного народа»
В современных условиях жизни главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, знающего и любящего свою Родину, а важнейшим принципом государственной политики в области образования является возрождение и развитие национальной культуры, духовно - нравственных ценностей народа.
Каждый народ не просто хранит традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
И наши дети должны, прежде всего, знать культуру своего народа, живущего с ним в одной местности и регионе. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Детям необходимо рассказать об их национальных корнях, прививать им духовно-нравственные ориентиры, научить ценить и испытывать чувство гордости за людей, которые прославили наш край.
Одним из таких людей является С.Г.Писахов, архангельский художник, писатель, этнограф и сказочник. Многие ученые: географы, этнографы, фольклористы, а также журналисты, писатели и художники, такие как В.Г.Лидин, П.Е.Безруких, Л.Леонов, И.Б. Покровская, Б.Шергин, С.Маршак, Н.Зуева и другие отмечали, что С.Г.Писахов - есть явление подлинного русского Севера, его поэтическая душа, его жизнь. На сегодняшний день литература о писателе огромна. В основном это очерки и статьи, в которых зафиксированы его немалые заслуги в области литературы и живописи. Все они написаны с истинной любовью к С.Г.Писахову. В.Г.Лидин так писал о Степане Григорьевиче: « С.Г. Писахов был сам частью Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора - все, что составляет самую глубокую природу северного края».
С.Г. Писахов, как никто другой, изучил быт и культуру Севера: знал старинные обычаи, сам знал многих мастеров по именам, исходил вдоль и поперек весь северный край и на всю жизнь сохранил любовь к русскому Северу.
Все сказки Степана Григорьевича о нашем северном крае и о жизни архангельских людей. Его сказки пропитаны любовью к русскому Северу, они полны радости, жизни, добра и силы, в них заложена вся великая духовная культура нашего народа.
Читайте сказки Писахова детям, тем самым вы будете способствовать воспитанию в них интереса и любви к культуре своего народа, чувству гордости за свою малую Родину, свой край!
Приложение 6
Опрос детей по теме жизнь и творчество С.Г. Писахова
- Кто изображён на портрете?
- Кто такой С.Г. Писахов?
- Какие сказки С.Г. Писахова ты знаешь?
- Из какого произведения отрывок?
- К какой сказке Иллюстрация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туристический поход "На берегу белого моря"
Фотоальбом рассказывает о походе с детьми старшей группы на берег Белого моря. Дети отлично провели время. Рассмотрели водоросли - ламинарию и фукус пузырчатый. Подержали в руках мидии, понаблюдали за...
Город у Белого моря
Презентация содержит материал о родном городе Северодвинске. Презентация подготовлена для познавательной деятельности детей 6-7 лет....
Консультация для родителей в средней группе на тему: «ГОРА МУСОРА ИЛИ МОРЕ?» Подготовила: воспитатель МБДОУ д/c №3 г. Лебедянь Патутина Анна Алексеевна
Многие взрослые считают, что им не дано рисовать или лепить. На самом деле Вашему таланту в детстве не дали раскрыться. Давайте не будем повторять ошибок на своих детях. Давайте вместе с вами буд...
Проект с детьми старшей группы «Крым – это горы, Крым – это море».
Ознакомление детей с городом, в котором они живут, вызов чувства гордости за свою "малую Родину". Формирование у детей знаний о родном крае, достопримечательностях, его истории....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию на тему: «Море синее горит, выбежал из моря кит» для детей 6 -7 лет
Программное содержание: Образовательные задачи: учить детей передавать в рисунке выразительный образ кита, соблюдая пропорции, придавать правильную форму туловищу и хвосту учить завершать рисунок, соз...
Информационный проект по экологии "Белое море, Розовый остров"
Данный проект является информационным и предназначен для работы с детьми подготовительной группы. Проект направлен на ознакомление детей с природой о. Ягры и Белого моря - родного края. Знания о родно...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме Вот планета наша-велика Земля! Горы,океаны и моря
Задачи: 1. Расширение представлений детей о Родине (герб, флаг, гимн России, представления о Президенте, Правительстве России).2. Формирование представлений о достопримечательностях родного горо...