Информационный проект по экологии "Белое море, Розовый остров"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный проект является информационным и предназначен для работы с детьми подготовительной группы. Проект направлен на ознакомление детей с природой о. Ягры и Белого моря - родного края. Знания о родном крае способствуют воспитанию в детях патриотизма и любви к малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnyy_proekt.docx | 33.58 КБ |
Презентация проекта | 302.43 КБ |
Предварительный просмотр:
1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1 – Паспорт проекта
1 Название проекта | «Белое море, Розовый остров» |
2 Вид проекта | Информационный |
3 Продолжительность проекта | Среднесрочный (около 2 месяцев) |
4 Участники проекта | Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, работники Северодвинского краеведческого музея |
5 Образовательная область | Основная затрагиваемая образовательная область – познавательное развитие; дополнительные – социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие |
6 Актуальность темы | Знания о живой природе родного края являются ключевым моментом в формировании любви к малой родине, в которой закладываются основы патриотизма. |
7 Проблема проекта | Дети имеют слабое, не до конца сформированное представление о живой природе о. Ягры и Белого моря. В педагогическом процессе недостаточно используются формы работы по знакомству детей с данной тематикой, предметно-пространственная среда бедна материалом на данную тему. Родители не задумываются о нехватке знаний детей о родном крае, не уделяют достаточного внимания актуальности этой проблемы. |
8 Цель проекта | Познакомить детей с природой о. Ягры и Белого моря, сформировать у них чёткое представление о флоре и фауне родного края. |
9 Задачи проекта | 1 Привнести в педагогический процесс различные формы работы (экскурсии, прогулки-наблюдения за природой, занятия, чтение художественной литературы, беседы и т.д.), направленные на знакомство детей с окружающей природой родного края. 2 Обогатить предметно-пространственную среду наглядным материалом (фотографиями, рисунками, художественной литературой и т.д.), позволяющей детям самостоятельно или с помощью педагога изучать данную тематику. 3 Привлечь внимание родителей к актуальности поставленной проблемы, к участию в ознакомлении детей с живой природой о. Ягры и Белого моря. |
10 Этапы работы над проектом | В работе над проектом выделены три основных этапа: I Предварительный этап. II Основной этап. III Заключительный этап. |
11 Ресурсы проекта | Билеты в музей, литература (в т.ч. художественная), краски, кисти (для оформления рисунка), иллюстрации, сладкие призы, фотоаппарат, фотоальбом, карточки с растениями и животными о. Ягры, репродукция карты о. Ягры и Никольского залива времён Р. Ченслера, схема «Климатические особенности о. Ягры и Белого моря» |
12 Продукт проектной деятельности | Мероприятие «Открытие выставки «Белое море, Розовый остров» |
13 Результаты проекта | Дети познакомились с природой родного края, имеют возможность изучать в дальнейшем данную тематику самостоятельно. |
2 ВВЕДЕНИЕ (ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)
В грамоте царя Ивана Грозного 1555 года о привилегиях английской «Московской компании» говорилось: «Там, где они найдут удобную пристань для своих судов, они могут устроить складское место для своих товаров». И англичане выбрали для якорной стоянки уже знакомый им восточный угол южного края Двинской губы у острова Ягры, напротив Николо-Корельского монастыря. <…> Вблизи дома протекал ручей с пресной водой, недалеко рос сосновый и березовый лес, и было множество цветов: «дамасценов и красных роз, фиалок и дикого розмарина» (шиповника), как писали англичане. Поэтому они назвали Ягры Розовым островом (Rose Island), что и нашло отражение во всех документах той эпохи».
Из очерка Л. Шмигельского «Главная гавань России»
Сегодня в нашем обществе особенно остро стоит проблема воспитания патриотизма по отношению к малой родине, любви к дому, к месту, где мы родились и росли. Человек, которого не научили любить малую родину, не дали возможности узнать её ближе часто не сохраняет к ней тёплых чувств. Это влияет и на его отношение к стране в целом. В контексте уровня современной глобализации многие дети начинают любить другие страны, куда возят их отдыхать родители, больше, чем родной дом, так как в эти периоды они проводят с семьёй больше времени, а мама и папа выглядят гораздо более счастливыми. К тому же, такие поездки дарят им море новых впечатлений, которыми, вернувшись, можно поделиться с друзьями.
К сожалению, в стремлении дать нашим детям как можно больше, распахнуть перед ними все двери многие забыли о главном. О милых сердцу воспоминаниях детства: прогулки с мамой по берегу моря, кучи собранных ракушек и камушков, которые были настоящими сокровищами. О том, как мы ждали лета, когда вся набережная будет усыпана цветущим ярко-малиновым шиповником, с которого осенью можно будет нарвать толстеньких созревших плодов. О том, как мы кормили белочек в Ягринском бору и разглядывали вынесенных на берег морских звёзд.
Мы любили свою малую родину, и она навсегда останется в нашем сердце благодаря именно этим драгоценным воспоминаниям. Совместное общение с окружающей природой, узнавание нового каждый день – то, что дало нам наше детство, и чего так не хватает нашим детям.
Период дошкольного образования играет ключевую роль в воспитании патриотизма и нравственных ценностей. Любая вера, любая система принципов и ценностей крепка, когда она основана на знаниях. Именно поэтому так важно познакомить детей с живой природой родного края, а в контексте данного проекта – с флорой и фауной о. Ягры и Белого моря.
В процессе данного проекта будут решаться следующие задачи:
1 С точки зрения детей:
- Образовательные – формирование чёткого представления об окружающей природе родного края, расширение и систематизация знаний о животных и растениях о. Ягры и Белого моря, обогащение словарного запаса, создание условий для самостоятельного изучения данной темы;
- Развивающие: развитие памяти, внимания, воображения, аналитических способностей, умения осуществлять рефлексивную деятельность;
- Воспитательные: формирование патриотизма, любви к родному краю через стимулирование познавательного интереса к его природе.
2 С точки зрения ДОУ:
- Привнесение в педагогический процесс новых форм обучения и воспитания детей;
- Обогащение предметно-пространственной среды новыми наглядными материалами, художественной литературой.
3 С точки зрения родителей:
- Привлечение внимания родителей к недостаточности знаний детей о природе родного края, к возможностям совместного времяпрепровождения с детьми с целью обогащения этих знаний;
- Укрепление сотрудничества ДОУ и родителей в воспитательном процессе детей.
В процессе реализации проекта планируется введение и использование следующих педагогических методов:
- цикл организованной образовательной деятельности, включающей разные виды деятельности, объединённой общей тематикой – природа родного края. Форма НОД меняется в зависимости от содержания и места проведения занятия, возможно использование ИКТ;
- наблюдение за природой на специально организованных прогулках;
- экскурсия в Северодвинский краеведческий музей (выставка «Жизнь Белого моря»);
- рассказы, беседы, чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, иллюстраций соответствующей тематики (в том числе в рамках экскурсии);
- рисование, разучивание стихотворений;
- игры.
Данные методы дают возможность организовывать работу детей в рамках тематики как коллективными, так и групповыми, и индивидуальными формами обучения. Итогом проекта станет открытие выставки «Белое море, Розовый остров», в рамках которой будет проведён экскурсия по выставке, конкурс детских рисунков, а также чаепитие с родителями.
В ходе работы над проектом «Белое море, Розовый остров» дети получат не только знания об окружающей их природе, но и смогут поделиться этими знаниями и своими впечатлениями с родителями, получат возможность общения с ними на данную тему и совместной работы над отдельными этапами проекта. Информационная насыщенность и разнообразие методических приёмов позволят сформировать у детей познавательный интерес и любовь к их малой родине, стремление к самостоятельному обогащению знаний и творчеству.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА
3.1 Предварительный этап
На предварительном этапе педагогу необходимо осуществить мониторинг знаний детей. Он может быть проведён следующими способами:
- в форме беседы с детьми или родителями;
- путём организации небольшой викторины, опроса;
- наблюдение за детьми;
- проведение дидактической игры и т.д.
Следующим шагом станет изучение литературы, которая станет базой в работе над проектом. К ней может относиться как методическая литература на тему различных форм организации проектной деятельности (так как формы работы с детьми должны быть адаптированы под их интересы и уровень развития), так и информационная литература по тем областям основной тематики, где в ходе мониторинга дети обнаружили наибольшую нехватку знаний. Среди этих областей могут быть знания об особенностях климата, о флоре и фауне (особенно часто – о видах рыб, о природе Белого моря в целом, о растениях острова). Также, педагогу необходимо изучить художественную литературу, планируемую для совместного чтения с детьми, подобрать рассказы, стихотворения, загадки и т.д.
Постепенно, параллельно с изучением литературы, следует ввести совместную работу педагога с детьми по планированию проекта. Необходимо заинтересовать детей данной тематикой, объяснить им важность знаний о природе малой родины, любви к ней; предложить организовать совместный проект, который даст им возможность узнать много нового и интересного, посетить новые места, поделиться своими знаниями и впечатлениями с родителями и поработать вместе с ними.
Также рекомендуется проведение родительского собрания или консультации, которая поможет выявить уровень знаний родителей в данной области, их заинтересованность в проведении проекта, оценить их возможности по участию в проекте, а также объяснить им способы ознакомления детей с окружающей природой.
Совместная работа педагога, детей и родителей позволит распланировать основные сроки проекта, оценить необходимые и возможные ресурсы для работы над ним.
3.2 Основной этап
Данный этап содержит основные методы организации работы по проекту, распределённые во времени. План-график является примерным указанием на понедельное содержание работы и может быть отредактирован в соответствии с нуждами педагога, детей, родителей и для эффективного сотрудничества со сторонними организациями.
Таблица 2 – План-график работы над проектом «Белое море, Розовый остров»
Сроки | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-пространственной среды |
1 неделя | Прогулка на набережную А. Зрячева, сбор природных материалов Рассказ об истории пришествия англичан, об их первом впечатлении Беседа о растениях о. Ягры | Родительское собрание – информирование о начале работы над проектом, о требующейся помощи | Карта о. Ягры и Никольского залива времён Р. Ченслера Иллюстрации, художественная литература Природные материалы Фотографии |
2 неделя | НОД «Растения и животные Розового острова» | Получение согласия, приобретение билетов на экскурсию в Северодвинский краеведческий музей | Карточки с растениями и животными о. Ягры Фотографии |
3 неделя | Экскурсия в Северодвинском краеведческом музее «Жизнь Белого моря» Беседа об экосистеме Белого моря | Организация сопровождения на экскурсию в Северодвинский краеведческий музей | Фотографии |
4 неделя | НОД «Жизнь Белого моря» Разучивание новой игры | Карточки с растениями и животными Белого моря Атрибуты новой игры | |
5 неделя | НОД «Климатические особенности о. Ягры и Белого моря» | Консультация с родителями по организации похода в Ягринский бор | Схема «Климатические особенности о. Ягры и Белого моря» Фотографии |
6 неделя | Поход в Ягринский бор, сбор природных материалов, кормление животных Обобщающий НОД «Белое море, Розовый остров» Начало подготовки к конкурсу детских рисунков | Поход в Ягринский бор Обеспечение красками, кистями и пр. (для рисования) | Природные материалы Фотографии |
7 неделя | Подготовка к конкурсу детских рисунков Совместная работа над фотоальбомом | Распечатка фотографий, приобретение фотоальбома, приза на выставку (литература, сладкий приз) | Тематическая коллекция детских рисунков Фотоальбом «Наша дружная команда» |
8 неделя | Организация и проведение мероприятия «Открытие выставки «Белое море, Розовый остров» Рефлексия. Совместное подведение итогов работы над проектом | Привлечение к участию в открытии выставки «Белое море, Розовый остров» Консультация по итогам работы над проектом, рекомендации по дальнейшей совместной работе с детьми | Художественная литература |
Стоит отметить, что в план-график внесена восьмая неделя, несмотря на то, что её содержание, по сути своей, соответствует заключительному этапу. Это сделано из соображений целостности представления работы над проектом, в том числе в контексте отдельно работы с детьми, родителями и обогащения предметно-пространственной среды.
3.3 Заключительный этап
Заключительный этап характеризуется совместным подведением итогов работы по проекту. На данном этапе педагог подготавливает детей к завершению проекта, стимулирует рефлексивную деятельность, проводит обобщающие беседы. Организуется и проводится открытие выставки «Белое море, Розовый остров», включающей демонстрацию детьми собранных природных материалов, фотоальбома «Наша дружная команда», обновлённого уголка литературы, совместные игры, конкурс рисунков и чаепитие. К участию в мероприятии привлекаются родители, с которыми дети делятся впечатлениями и полученными знаниями.
Основной результат проекта должен быть выражен в овладении детьми знаниями о природе о. Ягры и Белого моря. Для оценки результатов возможно использование следующих методов:
- проведение повторного мониторинга знаний детей (организация викторины, беседа, наблюдение и т.д.);
- беседа с родителями об изменениях, наблюдаемых ими в поведении и эрудированности детей; об организации совместного времяпрепровождения родителей и детей – изменились ли их интересы;
- оценка предметно-пространственной среды – какие элементы добавились, как часто они используются в учебном или воспитательном процессе, в самостоятельной творческой или игровой деятельности детей;
- оценка педагогического процесса.
Заключительный этап может выходить за рамки сроков, обозначенных в план-графике (таблица 2).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы «Вблизи дома протекал ручей с пресной водой, недалеко рос сосновый и березовый лес, и было множество цветов: « дамасценов и красных роз, фиалок и дикого розмарина» (шиповника), как писали англичане. Поэтому они назвали Ягры Розовым островом ( Rose Island ), что и нашло отражение во всех документах той эпохи ». Из очерка Л. Шмигельского «Главная гавань России»
Актуальность темы Сегодня в нашем обществе особенно остро стоит проблема воспитания патриотизма по отношению к малой родине, любви к дому, к месту, где мы родились и росли. Человек, которого не научили любить малую родину, не дали возможности узнать её ближе часто не сохраняет к ней тёплых чувств. Это влияет и на его отношение к стране в целом. Мы сохранили в наших сердцах тёплые воспоминания о том, как мы проводили время с нашими родителями в прогулках, походах. Именно поэтому мы так любим нашу малую родину. Совместное общение с окружающей природой, узнавание нового каждый день – то, что дало нам наше детство, и чего так не хватает нашим детям. Период дошкольного образования играет ключевую роль в воспитании патриотизма и нравственных ценностей. Любая вера, любая система принципов и ценностей крепка, когда она основана на знаниях.
Постановка проблемы Педагогический процесс Работа с родителями РППС (развивающая предметно-пространственная среда) В педагогическом процессе недостаточно используются формы работы по знакомству детей с живой природой о. Ягры и Белого моря Родители не задумываются о нехватке знаний детей о родном крае, не уделяют достаточного внимания актуальности этой проблемы Предметно-пространственная среда бедна материалом на данную тему
Задачи проекта
Методы и формы организации работы по проекту цикл НОД, объединённых общей тематикой – природа родного края; наблюдение за природой на специально организованных прогулках, походах; экскурсия в Северодвинский краеведческий музей (выставка «Жизнь Белого моря»); рассказы , беседы, чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций соответствующей тематики; рисование , разучивание стихотворений; игры . Данные методы дают возможность организовывать работу детей в рамках тематики как коллективными, так и групповыми, и индивидуальными формами обучения.
I этап. Подготовительная часть
II этап. Основная часть Сроки Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-пространственной среды 1 неделя Прогулка на набережную А. Зрячева , сбор природных материалов Рассказ об истории пришествия англичан, об их первом впечатлении Беседа о растениях о. Ягры Родительское собрание – информирование о начале работы над проектом, о требующейся помощи Карта о. Ягры и Никольского залива времён Р. Ченслера Иллюстрации, художественная литература Природные материалы Фотографии 2 неделя НОД «Растения и животные Розового острова» Получение согласия, приобретение билетов на экскурсию в Северодвинский краеведческий музей Карточки с растениями и животными о. Ягры Фотографии 3 неделя Экскурсия в Северодвинском краеведческом музее «Жизнь Белого моря» Беседа об экосистеме Белого моря Организация сопровождения на экскурсию в Северодвинский краеведческий музей Фотографии 4 неделя НОД «Жизнь Белого моря» Разучивание новой игры Карточки с растениями и животными Белого моря Атрибуты новой игры
II этап. Основная часть (окончание) Сроки Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-пространственной среды 5 неделя НОД «Климатические особенности о. Ягры и Белого моря» Консультация с родителями по организации похода в Ягринский бор Схема «Климатические особенности о. Ягры и Белого моря» Фотографии 6 неделя Поход в Ягринский бор, сбор природных материалов, кормление животных Обобщающий НОД «Белое море, Розовый остров» Начало подготовки к конкурсу детских рисунков Поход в Ягринский бор Обеспечение красками, кистями и пр. (для рисования) Природные материалы Фотографии 7 неделя Подготовка к конкурсу детских рисунков Совместная работа над фотоальбомом Распечатка фотографий, приобретение фотоальбома, приза на выставку (литература, сладкий приз) Тематическая коллекция детских рисунков Фотоальбом «Наша дружная команда» 8 неделя Организация и проведение мероприятия «Открытие выставки «Белое море, Розовый остров» Рефлексия. Совместное подведение итогов работы над проектом Привлечение к участию в открытии выставки «Белое море, Розовый остров» Консультация по итогам работы над проектом, рекомендации по дальнейшей совместной работе с детьми Художественная литература
III этап. Заключительная часть
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект и презентация "Море здоровья"
Проект для детей подготовительной к школе группы, по оздоровлению....
Проект "Я и море"
Проектная деятельность детей младшего дошкольного возраста на этапе адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....
Проект Я и море
Тема: «Я и море» Цель: Учить познавать мир сообща, группой. Расширять кругозор детей по теме: море; формировать желание узнавать новое; реализовывать знания в практической деятельности разной...
Презентация проекта "Луна и моря"
проект - участник конкурса портала "О детстве""Детский проект -2013 "...
проект "Живое Черное море"
В основе проекта лежит исследовательский поиск в различных направлениях, а также стремление к совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов, родителей. В качестве объекта исследован...
Информационно - ориентировочный, групповой, краткосрочный проект: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
: Расширять представления детей о судах (виды судов, функциональные назначения, особенности строения)....