Экологический проект для подготовительной группы «По страницам Красной книги ХМАО-Югры»
проект (подготовительная группа)
В данной работе затрагивается актуальная тема сохранения природы. Целью работы является исследование Красной книги. В процессе исследования выясняется, как красная книга может помочь спасти исчезающие виды растений и животных, что можно сделать для сохранения природы. В работе рассматриваются вопросы исчезновения животных и причины их вымирания. Значительное внимание уделяется вопросу о редких и исчезающих видах растительного и животного мира Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_stranitsam_krasnoy_knigi_hmao-yugry.pdf | 2.02 МБ |
master_klass_po_izgotovleniyu_hantyyskogo_oberega.pptx | 2.09 МБ |
spravka.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хантыйские орнаменты красивы – В них все приметы родины моей. Ты больше не найдешь по всей России Таких цветов и сказочных зверей. Узоры на одежде и посуде Красны, как солнце, и белы, как снег, - На них сызмальства глядя, наши люди С прекрасным не расстанутся навек. Они явились в жизнь совсем не просто Из-под иглы и кисти, и резца: Ведь мастера по дереву и кости В них вкладывали души и сердца. (М. Шульгин)
Цель мастер-класса : распространение опыта изготовления хантыйского оберега «Солнце», пополнение мини - музея «Мой край - Югра» Задачи: познакомить педагогов, с образцами хантыйского орнамента, его характерными признаками; познакомить с технологией изготовления хантыйского оберега; развивать творческие способности; воспитывать чувства уважения к коренным жителям и их культуре, быту и традициям.
Теоретическая часть. Для большинства людей, проживающих на территории ХМАО - Югры, традиционная культура местных народов остаётся загадкой. У всех народов в изображении окружающего мира главным является духовная основа, единое чувство мира, добра и красоты. Местные традиции отражают местную обстановку и интересы каждого конкретного человека. Все культурное наследие народов ханты неразрывно связано с Природой. Животный и растительный мир сплетается в затейливые символические орнаменты, которыми расшита одежда ханты, орнаменты оберегов и украшений. Национальный орнамент – это заговор, молитва для сохранения здоровья, отображение природы и человека в единой сфере. Мастерицы ханты очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери, птицы, растения и сам человек. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета
Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшем у медведя. Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и“умирает”вместе с вещами. Я познакомлю вас с некоторыми самыми распространенными орнаментами и их символикой. Дом Глухарка Кедровая шишка Лягушка Солнц е Гнездо Медведь
Дом – хранитель семейного очага Солнце - связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни. Медведь - применялся для того, чтобы стать удачливым охотником, так как он хозяин тайги и символ справедливости. Глухарка - Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья. Гнездо - оберег для человека от враждебных нечистых сущностей из потустороннего мира. Кедровая шишка - символ плодородия, многодетности Лягушка - почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить семейное счастье.
Уважаемые коллеги, я хочу поближе познакомить Вас с изготовлением хантыйского оберега «Солнце» . Изготовление этого оберега, является пополнением фонда мини – музея в группе «Капитошка», посвящённого малочисленным коренным народам нашего края - хантам.
Для изготовления оберега вам понадобится: Ткань, или кожа (фетр) двух цветов; Мех (лисы, песца, норки); Декоративная нить с бисером; Шаблон орнамента; Клей- карандаш, клеевой пистолет; Ножницы; Картон, карандаш, циркуль.
Прикладываем шаблон к фетру и обводим простым карандашом, после чего вырезаем ножницами (легче будет вырезать маникюрными ножницами).
Получилась вот такая заготовка.
На следующем этапе вырезаем три заготовки одинакового диаметра. Две картонные и одну из фетра. Склеиваем с помощью клея карандаш заготовку из картона и фетра, чтобы наш оберег был жёстче.
При помощи клеевого пистолета приклеиваем орнамент к основанию.
На второй круг картона по краю при помощи клеевого пистолета приклеиваем полоски меха.
Когда мех приклеен по всему кругу, должно получиться вот так.
На нижнее основание оберега можно сделать петельку с помощью полоски кожи. Также приклеиваем клеевым пистолетом.
Соединяем обе заготовки .
По краю оберега украшаем декоративной нитью, путём приклеивания клеевым пистолетом.
Вот такой хантыйский оберег с орнаментом «Солнце» у нас получился.
По принципу моего мастер-класса сделаны ещё эти работы.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
СПРАВКА
по результатам тематического контроля
«Создание условий для этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста»
Цель: Оценка эффективности работы педагогов в вопросах создания условий для этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста
Сроки: 07.12.2020г. – 11.12.2020г.
Состав комиссии:
- Серкова Л.Е., - заместитель заведующего;
- Кених И.И., старший воспитатель;
- Рамазанова М.М., педагог-организатор;
- Зандакова М.Р., педагог-психолог;
- Младшева Т.С., музыкальный руководитель;
- Зобова М.В., инструктор по физической культуре.
Проверка показала:
В ходе собеседования выявлено, что все педагоги ориентируются в вопросах этнокультурного воспитания детей в соответствии с их возрастными возможностями, осведомлены о содержании данной работы и механизмах реализации задач этнокультурного воспитания дошкольников в различных видах деятельности.
Результаты анкетирования показали достаточные знания воспитателей в вопросах этнокультурного воспитания, готовность к организации проектной и исследовательской деятельности по разработке дидактических пособий, созданию РППС, систематизации материалов по тематике. Готовы поделиться профессиональными умениями 80% опрошенных посредством проведения мастер-классов, открытых занятий, создания РППС.
Изучение и анализ методических копилок и развивающей предметно-пространственной среды показал, что в каждой возрастной группе подобран и систематизирован методический, дидактический материал по этнокультурному, гражданско-патриотическому воспитанию. В группах имеются подборки подвижных игр, сказок народа ханты. В группах «Капитошка», «Семицветик», «Светлячок», «Росинка» созданы мини-музеи. Во всех группах имеются копилки разработанных конспектов по разделу программы, есть папки с детскими творческими работами, фотографии, фотоальбомы, рекомендации для родителей.
Наиболее полно проводят работу по созданию развивающей предметно-пространственной среды воспитатели групп «Капитошка», «Росинка».
В группе «Капитошка» создан мини-музей «Мой край – Югра», который действительно работает как музей, а воспитанники группы являются его экскурсоводами. Дети с интересом представляют экспонаты музея и рассказывают о их назначении, материалах, из которых они изготовлены, а также о жизни, быте народа ханты. В методической копилке воспитателей Соложенцевой Н.А. и Тагировой С.К. имеются: лэпбук, позволяющий в игровой форме закрепить знания о народе ханты, их жизни, культуре, традициях, картотеки со сказками хантыйских авторов, праздниками народа ханты, представлен животный и растительный мир Югры, карта ХМАО-Югры, творческие работы воспитанников, родителей, педагогов. Мини-музей эстетично оформлен, все пособия, экспонаты, творческие работы выполнены из разных видов материалов (кожа, мех, дерево, береста), интересны для детей, долговечны и эстетичны.
В группе «Росинка» создана большая методическая копилка, включающая в себя книги и методические пособия о символах ХМАО-Югры, достопримечательностях, городах, исторических хрониках. Достаточное количество пособий с материалом для проведения бесед, сказками хантыйских авторов. Имеется мини-стойбище, куклы, маски для игр, предметы быта народа ханты, карта округа, творческие работы воспитанников, экспонаты из природных материалов – дерева, меха. Действует фотовыставка «Мой город Покачи». Воспитателями Добощук Л.С. и Соколовой Н.В. разработано пособие на основе кругов Луллия для закрепления знаний воспитанников о символах, достопримечательностях города Югры.
Уголки с оформлением, методическими пособиями, творческими работами имеются в группах «Семицветик», «Брусничка», «Улыбка», «Светлячок».
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы.
В результате проведённого контроля было установлено: все группы детского сада организуют деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ. Планирование работы по этнокультурному воспитанию через игры, беседы и рассматривание иллюстраций, досуговую и творческую деятельность.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы берутся из комплексно-тематического планирования предложенного в ООП, изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность в зависимости от возраста детей.
Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии в краеведческий музей; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы хантыйских авторов; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края; создание мини-музеев; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).
Но хочется отметить, что в группах педагоги недостаточно уделяют внимание театральным играм (кукольный театр, настольный и теневой театр, театр ростовых кукол).
Воспитатели не достаточно планируют работу по ознакомлению детей с историей родного города, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Оценка взаимодействия с родителями
Анализ результатов проверки по работе с родителями показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; рекомендации для родителей в виде папок-передвижек; привлечение родителей к участию в выставках детско-родительского творчества; индивидуальные консультации, беседы.
Во всех группах имеются тематические консультации, папки-передвижки, фотовыставки по теме этнокультурного воспитания детей.
Выводы по тематическому контролю.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы по данному направлению. В МАДОУ ДСКВ «Солнышко» созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему этнокультурного и нравственно-патриотического воспитания детей в целом.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о родном городе, округе, коренных народах Югорской земли, их культуре, быте и традициях. Знакомы с символикой округа и города, животным и растительным миром.
Прослеживается система в планировании работы педагогов по этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию. Работа педагогического коллектива ведется целенаправленно, систематически. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов. Считать работу по реализации годовой задачи удовлетворительной.
Рекомендации:
1. Продолжить работу по этнокультурному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению, с учетом реализации проекта «Частица Югры».
2. Планировать проведение совместных мероприятий с родителями, совершенствуя формы работы по этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию.
3. Пополнить уголки по этнокультурному воспитанию группам «Улыбка», «Брусничка», «Радуга», «Семицветик».
4. Отметить творчество и эффективную работу по созданию РППС воспитателей групп «Капитошка», «Росинка».
Серкова Л.Е._______________
Кених И.И. _______________
Рамазанова М.М.___________
Зандакова М.Р._____________
Младшева Т.С._____________
Зобова М.В._______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красная книга ХМАО-Югры
Здесь подобраны животные, птицы, растения занесенные в Красную книгу ХМАО-Югры...
Проект: "По страницам Красной книги ХМАО- Югры"
Актуальность проекта: За годы освоения десятилетиями сибирской нефти наш округ принял столь разрушительные формы, что превратил их в зоны экологического бедстви...
Буклет "Красная книга ХМАО - Югры для малышей и их родителей"
Природа наша первозданна. Ты береги её!Заботу проявляй, И все, что нам дает природа, Преумножай и сохраняй....
Экологический проект на тему "По страницам Красной книги Курской области"
Проект знакомит детей с животными и растениями, занесенными в Красную книгу Курской области....
Отчет клубного часа. Экологическая квест - игра «Путешествие по страницам красной книги. День заповедников».
Отчет клубного часа. Экологическая квест - игра «Путешествие по страницам красной книги. День заповедников»....
Экологический проект познавательной направленности «По страницам Красной книги Томской Области» для старших дошкольников
Проблема: недостаточный уровень знаний детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу. Отсутствие знаний о существовании Красной книги. Отсутствие у детей активно - действенного отношения к ...
Проект «Красная книга ХМАО-Югры»
Цель проекта: воспитание у детей осознанно бережного отношения к природе родного края.Задачи проекта:1.Знакомство детей с Красной Книгой ХМАО - Югры.2. Расширить и углубить знания детей о редких ...