"Озеро Байкал"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Приоткройте для детей тайны Байкала - древнейшего озера на планете. Ведь воспитание в детях экологической культуры поможет развитию их личности и научит бережно относится к природным богатствам. Природная красота делает человека добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. В разделе представлены курсы по Байкаловедению, а также творчество писателей, посвященное легендарному озеру, природе и его обитателям.
Одним из самых удивительных мест на планете можно по праву считать озеро Байкал. Оно является одним из символов России, который известен на весь мир. Озеро Байкал располагается в Южной части Восточной Сибири.
Котловина озера была образована благодаря тектоническим процессам. Байкал – самое древнее озеро планеты. Возраст озера примерно 25 миллионов лет. Интересно, что каждый год в течение 25 миллионов лет берега Байкала расходились на 2 см. То есть, у озера есть вполне реальные шансы стать океаном. Еще одна особенность Байкала – его глубина, которая составляет 1620 метров, что делает это озеро самым глубоким в мире. Благодаря его размерам, этот водоем вмещает в себя 23 кубических километра пресной воды, что равняется 20 % общемировых запасов.
Озеро Байкал питается от 336 рек, однако основным источником воды является Селенга, которая отвечает за 50% притока воды. При этом, озеро служит источником лишь для одной реки – Ангаре, на которой была построена Иркутская ГЭС, вследствие чего уровень воды на Байкале поднялся на целый метр.
Вода в озере отличается особой прозрачностью и насыщенным синим цветом. Максимальная прозрачность воды наступает в июне, и тогда можно рассмотреть сорокаметровую глубину. Кстати, озеро более пресное, чем реки, которые в него впадают, поэтому ученые полагают, что где-то в глубине есть мощный пресный источник, который питает озеро. Однако это остается пока лишь предположением, которое не доказали и не опровергли.
Чистоте и прозрачности озеро Байкал обязано не только своим источникам, но еще и одному из своих обитателей – маленькому рачку Эпишура, который встречается только в этом озере. Кстати, более 60% обитателей озера являются эндемиками, то есть больше не встречаются нигде в мире. А в озере обитает более 2,6 тысяч разновидностей животных и растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozero_baykal.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект: «Чудо озеро Байкал» - подготовительная группа
Святой Байкал – ты гордость всех бурят,
Король и царь озер.
Святой Байкал – увидеть каждый рад
Твой берег, ширь твою, простор.
Святой Байкал – известен ты любому
Прозрачной гладью и красой волшебной.
Святой Байкал – твой глубочайший омут
Наполнен чистотой целебной.
Тема: «Чудо-озеро Байкал»
Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
Задачи:
Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.
Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Оборудование: картинки байкальских рыб и рыб морей и океанов, обручи 4шт.,магниты,воронки ,ватные диски, пустые стаканы и стаканы с грязной водой, телевизор, презентация, запись шума волн и крика чаек.
Предварительная работа:
Беседы об озере Байкал, его обитателях, лепка «Нерпа», рисование «Рыбка»
Просмотр фильмов: «Животный мир Байкала», Путешествие по Байкалу, рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной литературы: Легенды, стихи и интересные факты о Байкале.
Ход:
Воспитатель:
А что это такое?
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За склоны зацепилось
И на землю стекло?
А что это такое?
Всё время в непокое,
Быть может, это туча,
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
М. Сергеев
Вопросы детям:
-На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц)
-Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро)
-Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой)
-Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, сиг карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок)
Какая река вытекает из Байкала ? ( Ангара )
Среди скалистых снежных гор
Тайгою дикой окружён,
Лежит он чащей голубой.
Седым Байкалом назван он.
Вода в Байкале глубока.
Чиста вода в Байкале.
Она прозрачна, холодна.
Вкусней найдёшь едва ли!
Сергей Вагин.
Воспитатель: Мы сейчас превратимся в рыбок и поиграем.
Физкульминутка:
Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде
То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.
То опять плывут в воде.
(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок)
Дети садятся на полас.
Воспитатель:
Загадаю вам загадку, слушайте внимательно!
1. Что за рыбка-невиличка,
Меньше вашей рукавички.
Бледно-розова, нежна-
Студена вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка иностранка?
Это рыбка-голомянка!
2. Я мальков живых рождаю
И в воде не замерзаю.
А от нерпы спрячусь в ямку,
Моё имя- голомянка.
Воспитатель: Ребята, что мы знаем о голомянке?
Ответы детей:
-Голомянка живёт только в Байкале.
-Голомянка любит холодную воду до 8 градусов, если температура повышается рыбка гибнет.
-Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная.
-У голомянки есть зубы.
-Ест икринки и планктон.
-Живородящая
Воспитатель: Ребята вы знаете, что в Байкале живёт очень много разной рыбы.
Мы сейчас поиграем в игру «Байкальские рыбы»
На столах лежат картинки с изображением разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и повесить на магнитную доску(каждый ребенок говорит название доставшейся рыбки и называет ее отличительные признаки).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте перечислим рыб, которых вы выбрали и повесили на магнитную доску.
Воспитатель: Загадаю вам загадку о животном, которое проживает в Байкале:
В снежном логове родится,
Простудится не боится.
Подрастет - начнет нырять,
Шубку белую менять.
Если очень повезет.
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Может, вы видали сами?
(Нерпа)
-Что интересного мы знаем о нерпе?
Ответы детей:
Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах.
У нерпы есть ласты и хвост.
У нерпы рождаются детёныши-бельки.
Нерпа спит в воде.
Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.
-Почему нерпа толстая?
Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.
-Что такое продух?
Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.
Воспитатель: Мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем.
У нас будут острова (обручи, на которых будет нерпа отдыхать.
Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище».
(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (обручи).
Во время игры включаем с запись звуков шума морских волн и крика чаек.
Воспитатель: ребята, озеро Байкал – это жемчужина планеты Земля. Это колодец с пресной водой. Что значит пресная вода? Предположения детей. Озеро Байкал наполняют более 300 рек, ручье, родников. Все они несут пресную чистую воду, необходимую для жизни обитателей Байкала. Послушайте рассказ об одном роднике, который впадает в Байкал.
С давних пор на земле, недалеко от Байкала жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев, наполнял воды Байкала. Люди очень любили родник, летом он мог утолить жажду, зимой наполнить ведра студеной водой. Животные тоже приходили утолить жажду. Всем приносил пользу родник. Как-то раз дружная компания присела отдохнуть около родника. Напившись воды, наевшись еды они пошли дальше. После себя путники оставили очень много мусора, железных банок, наломанных веток. Весь этот мусор попал в родник.
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, банками. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. И его вода становилась все грязнее и грязнее. И вот грязная вода попала в озеро Байкал.
-Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? Ответы и рассуждения детей. (обитателям стало плохо, рыба начала погибать; вода стала грязной).
Физминутка «Ручеек» дети встают парами, поднимают руки вверх, последняя пара пробегает вперед, за ней по цепочки остальные пары.
-как же можно помочь роднику? (рассуждения детей – очистить от мусора; беречь природу; не загрязнять родники, реки, берега и т. д.)
- что ж, давайте поможем. Проходите к столам, рассмотрите воду. Какая она? Ее можно пить? В ней можно жить рыбам, нерпам? Рассуждения детей.
- как можно воду сделать чистой? Ответы детей. Давайте попробуем провести опыт. Возьмем воронку, положим в нее ватный диск – это будет фильтр. Потихоньку переливаем воду. Что происходит? Ответы детей.
- правильно, вода становится чистой, прозрачной, пригодной для жизни водных обитателей. . А вы будете беречь природу Байкала? Да
Какие правила поведения в природе вы знаете
Итог занятия
Есть такое озеро,
Озеро – Байкал.
Все в него влюбляются,
Кто хоть раз бывал.
Озеро глубокое,
озеро могучее.
В ясный день – спокойное,
А в грозу – кипучее.
Окружают озеро
Горы и леса,
Сверху отражаются
В водах небеса.
Есть такое озеро,
Хорошо что есть!
Нерпы, рыбы в озере
Никому не счесть!
Берег Байкала, прозрачная гладь.
Дно хоть и видно, а так не достать.
Воздух здесь пьяный кружит над водой,
Горы Саянские стали стеной,
Рай. Благодать.
Видно Бог здесь бывал,
Озеро чудное Он ведь создал!
Люди, прошу Вас, храните Байкал,
Чтоб чистотой нас всегда удивлял!
Ритуал прощания: ( стоя в кругу).
( тихо) – Я, молодец! ( положить правую руку на сердце)
( громче) – Ты, молодец! ( положить кулачок на кулачок к центру круга)
( громко) – Мы, молодцы! ( взявшись за руки, поднять руки вверх).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал
Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у...
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»
Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала. К проекту "Сибирский бриллиант - озеро Байкал"...