Приобщение к социокультурным ценностям Санкт-Петербурга средствами физической культуры.
статья
Описание проекта для старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gorod.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Приобщение к социокультурным ценностям Санкт-Петербурга
средствами физической культуры
Татьяна Михайловна Павлова
инструктор по физической культуре
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы вызывает всё большее беспокойство в обществе. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают недостаток движения.
Проводя анализ реализации основной образовательной программы дошкольного образования мы выявили следующие проблемы: недостаточный интерес у детей старшего дошкольного возраста к занятиями спортом, физической культурой, к спортивным профессиям, к спортивным объектам и достопримечательностям Санкт-Петербурга; низкую заинтересованность родителей во взаимодействии с образовательным учреждением; интеграции образовательных областей.
Согласно ФГОС ДО, одной из образовательных областей является физическое развитие, которая включает в себя формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и физическую культуру. Задачами его в данной области являются следующие: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; развитие физических качеств; формирование ценностей здорового образа жизни; повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Ещё одной образовательной областью является познавательное развитие. Она включает в себя большой спектр задач, среди которых: расширять представление о родном крае (достопримечательностях, культуре, традициях, замечательных людях, прославивших свой край). Учитывая то, что нашим родным городом является культурная столица России – Санкт-Петербург – это предоставляет прекрасную возможность на занятиях физической культурой познакомить детей с достопримечательностями Северной столицы.
Детям, как жителям нашего города, такие темы близки и понятны. А в различных видах двигательной деятельности лучше усваиваются знания о родном городе.
В авторском проекте по физической культуре «Город на Неве» взаимодействуют все участники образовательных отношений. В нём прослеживается интеграция физического, познавательного и социально - коммуникативного развития.
Данный опыт встраивается в основную образовательную программу ГБДОУ
Целью проекта по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Город на Неве» является приобщение детей к физической культуре через знакомство с историческими достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, выносливость, равновесие; координацию движений; ориентировку в пространстве; навыки перестроения.
2. Поддерживать интерес к физической культуре, к спортивным играм и видам спорта.
3. Совершенствовать технику основных движений.
4. Формировать опорно-двигательную систему организма.
5. Овладевать подвижными играми с правилами.
6. Расширять представления о родном городе.
Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Используемые образовательные технологии: проектная деятельность, авторские подвижно-дидактические игры (с использованием пиктограмм, алгоритмов), квест - игра, ИКТ. Здоровьсберегающие технологии: логоритмика, элементы спортивного ориентирования, пальчиковая и дыхательная гимнастики.
Этапы:
- Подготовительный
- Практический
- Заключительный
На подготовительном этапе проводилась диагностика физических качеств детей и представлений о Санкт – Петербурге.
Наблюдение за детьми в игровой деятельности. Опрос родителей.
В результате было выявлено следующее: у большинства детей есть проблемы в развитии физических качеств и двигательных умений. Есть затруднения в организации подвижных игр. У детей недостаточные и отрывочные представления о Калининском районе, исторических достопримечательностях города.
Родители, в силу разных причин, не могут в достаточной мере знакомить детей с городскими достопримечательностями, но готовы к совместной работе в данной области.
Исходя из этого, были разработаны: тематический план, конспекты, сценарии мероприятий. Подобраны и разработаны игры и упражнения с петербургской тематикой. Оснащена развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала и группы.
Во время практического этапа реализации проекта в рамках занятий с детьми физической культурой проводились мероприятия по знакомству детей с родными улицами, достопримечательностями Санкт-Петербурга, архитектурой города, историей, известными жителями города, географическими понятиями, памятными датами, культурными заведениями, спортсменами. Закреплялись правила дорожного движения.
Например:
При знакомстве с достопримечательностями нашего города на физкультурных занятиях, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики организовывались подвижные игры «Медный всадник», «Сфинкс», «Каменный лев», «Продолжи название», «Кораблик», «Искатели», «Автобусы», «Трамвай и троллейбус». Они развивают быстроту, ловкость, выносливость, равновесие, координацию движений, совершенствуют технику основных движений. Формируют опорно-двигательную систему организма. Помогают овладевать подвижными играми с правилами.
Эстафеты «Булыжная мостовая», «Перекати камень» развивают психофизические качества и повышают интерес к соревнованиям.
Игра «Прогулка по городу» с элементами ориентирования развивает ориентировку в пространстве, умение играть в команде.
Пальчиковые игры «Город – это улицы», «Наш город», «Сто чудес» развивают мелкую моторику, стимулируют быстроту реакции.
Игра для детей и родителей с элементами спортивного ориентирования «Знаешь ли ты свой город?» способствует повышению интереса родителей и их компетентности в вопросах физического воспитания.
При знакомстве со спортивной жизнью города проводились встречи со спортсменами. Это способствовало повышению интереса детей к спорту.
Интерактивные игры «Спортивный калейдоскоп, «На стадионе», «В бассейне» помогают формировать представления детей о разных видах спорта, спортивных атрибутах.
При участии родителей были подготовлены и рассмотрены с детьми презентации «Мы – спортсмены» с подборкой фотографий и рассказами детей об их занятиях в различных спортивных секциях. В результате проделанной работы у многих детей в группе появилось желание заниматься спортом.
Для реализации проекта были создано методическое обеспечение. Подобраны картотеки подвижных, пальчиковых игр, логоритмических упражнений по правилам дорожного движения, о достопримечательностях города, по сказкам Пушкина и т.д. Разработаны авторские игры «Прогулка по району», «Прогулка по городу», «Кто, где работает?». Созданы атрибуты к подвижным играм, играм с элементами ориентирования. Разработаны интерактивные игры.
На заключительном этапе проводилась итоговая педагогическая диагностика, которая показала динамику развития физических качеств детей и сформированности представлений о Санкт - Петербурге.
Реализация проекта позволила достичь детям следующих результатов:
развита крупная и мелкая моторика; подвижность, выносливость; владение основными движениями; умение контролировать свои движения и управлять ими.
Развиты физические качества: быстрота, сила, ловкость, равновесие, координация движений, ориентировка в пространстве, навыки перестроения. У детей вырос интерес к физической культуре, к спортивным играм и видам спорта. Они проявляют инициативу в организации подвижных игр в самостоятельной деятельности. Увеличилось число детей, занимающихся в спортивных секциях. Дети интересуются жизнью нашего города, спортивными событиями. Знают разные виды спорта, спортивные профессии, городские спортивные объекты, петербургских спортсменов, достопримечательности Калининского района, в том числе спортивные.
По заключительным опросам и анкетированию, родители высоко оценили мероприятия по реализации данного проекта. Многие родители вместе с детьми чаще стали совершать целевые прогулки по городу, знакомиться с литературой по истории города, посещать спортивные городские мероприятия, участвовать в спортивных соревнованиях ДОУ и района, дали возможность детям получать дополнительное образование в спортивных секциях и кружках.
Таким образом, можно сделать вывод, что авторский проект по физической культуре «Город на Неве» может быть использован в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций разного вида.
Используемая литература:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30384
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М: УЦ Перспектива, 2014
Г.Т. Алифанова. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет – СПБ:
Паритет, 2005
А.В. Даринский. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. – СПб: ЭКАМ, 1995
Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду – М: Мозаика-синтез, 2014
С.В. Силантьева. Игры и упражнения для свободной деятельности детей дошкольного возраста – СПб: Детство-пресс, 2012
Е.А. Сочеванова. Новые подвижные игры для дошкольников – СПб: Дошкольная педагогика, 2017. - № 1 (126). С. 38-41.
maam.ru›detskijsad/podvizhnye-igry-272639.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО Познавательное развитие: Приобщение к социокультурным ценностям.Ознакомление с миром природы. «Мой город родной Вуктыл» Старшая группа
Данный материал способствует расширению и закреплению знаний детей о родном городе....
Открытое занятие по Познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям.
Конспект открытого занятия в группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром.Тема: «Овощи».Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру. Формировать у детей представление об ов...
Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе «Заколдованная страна (транспорт)»
Конспект занятия по познавательному развитию. На занятии дети классифицируют транспот (городской, железнодорожный, водный, воздушный)...
Ребенок в социокультурном пространстве Санкт– Петербурга
Рекомендации для родителей по посещению музеев Санкт-Петербурга...
Формирование исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга
Игровые технологии краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"
С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...
Познавательно - творческий проект "Памятники природы г. Санкт- Петербурга", как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Большинство из нас практически никогда не задумываются о том, чем является для нас Природа, как мы к ней относимся, зачем нужно ее беречь и охранять.Многие люди даже не замечают того, как они влияют с...