Приобщение к социокультурным ценностям Санкт-Петербурга средствами физической культуры.
статья

Павлова Татьяна Михайловна

Описание проекта для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorod.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Приобщение к социокультурным ценностям Санкт-Петербурга

средствами физической культуры

Татьяна Михайловна Павлова

инструктор по физической культуре

     Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы вызывает всё большее беспокойство в обществе. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают недостаток движения.

     Проводя анализ реализации основной образовательной программы дошкольного образования мы выявили следующие проблемы: недостаточный интерес у детей старшего дошкольного возраста к занятиями спортом, физической культурой, к спортивным профессиям, к спортивным объектам и достопримечательностям Санкт-Петербурга; низкую заинтересованность родителей во взаимодействии с образовательным учреждением; интеграции образовательных областей.

    Согласно ФГОС ДО, одной из образовательных областей является физическое развитие, которая включает в себя формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и физическую культуру. Задачами его в данной области являются следующие: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; развитие физических качеств; формирование ценностей здорового образа жизни; повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

      Ещё одной образовательной областью является познавательное развитие. Она включает в себя большой спектр задач, среди которых: расширять представление о родном крае (достопримечательностях, культуре, традициях, замечательных людях, прославивших свой край). Учитывая то, что нашим родным городом является культурная столица России – Санкт-Петербург – это предоставляет прекрасную возможность на занятиях физической культурой познакомить детей с достопримечательностями Северной столицы.

     Детям, как жителям нашего города, такие темы близки и понятны. А в различных видах двигательной деятельности лучше усваиваются знания о родном городе.

 В авторском проекте по физической культуре «Город на Неве» взаимодействуют все участники образовательных отношений. В нём прослеживается интеграция физического, познавательного и социально - коммуникативного развития.

    Данный опыт встраивается в основную образовательную программу ГБДОУ

         Целью проекта по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Город на Неве» является приобщение детей к физической культуре через знакомство с историческими достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Задачи:

1. Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, выносливость, равновесие; координацию движений; ориентировку в пространстве; навыки перестроения.

2. Поддерживать интерес к физической культуре, к спортивным играм и видам спорта.

3. Совершенствовать технику основных движений.

4. Формировать опорно-двигательную систему организма.

5. Овладевать подвижными играми с правилами.

6. Расширять представления о родном городе.

Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

    Используемые образовательные технологии: проектная деятельность, авторские подвижно-дидактические игры (с использованием пиктограмм, алгоритмов), квест - игра, ИКТ. Здоровьсберегающие технологии: логоритмика, элементы спортивного ориентирования, пальчиковая и дыхательная гимнастики.

Этапы:

  1. Подготовительный
  2. Практический
  3. Заключительный

   На подготовительном этапе проводилась диагностика физических качеств детей и представлений о Санкт – Петербурге.

Наблюдение за детьми в игровой деятельности. Опрос родителей.

В результате было выявлено следующее: у большинства детей есть проблемы в развитии физических качеств и двигательных умений. Есть затруднения в организации подвижных игр. У детей недостаточные и отрывочные представления о Калининском районе, исторических достопримечательностях города.

Родители, в силу разных причин, не могут в достаточной мере знакомить детей с городскими достопримечательностями, но готовы к совместной работе в данной области.

     Исходя из этого, были разработаны: тематический план, конспекты, сценарии мероприятий. Подобраны и разработаны игры и упражнения с петербургской тематикой. Оснащена развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала и группы.

   Во время практического этапа реализации проекта в рамках занятий с детьми физической культурой проводились мероприятия по знакомству детей с родными улицами, достопримечательностями Санкт-Петербурга, архитектурой города, историей, известными жителями города, географическими понятиями, памятными датами, культурными заведениями, спортсменами. Закреплялись правила дорожного движения.

Например:

При знакомстве с достопримечательностями нашего города на физкультурных занятиях, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики организовывались подвижные игры «Медный всадник», «Сфинкс», «Каменный лев», «Продолжи название», «Кораблик», «Искатели», «Автобусы», «Трамвай и троллейбус». Они развивают быстроту, ловкость, выносливость, равновесие, координацию движений, совершенствуют технику основных движений. Формируют опорно-двигательную систему организма. Помогают овладевать подвижными играми с правилами.

    Эстафеты «Булыжная мостовая», «Перекати камень» развивают психофизические качества и повышают интерес к соревнованиям.

     Игра «Прогулка по городу» с элементами ориентирования развивает ориентировку в пространстве, умение играть в команде.

      Пальчиковые игры «Город – это улицы», «Наш город», «Сто чудес» развивают мелкую моторику, стимулируют быстроту реакции.

      Игра для детей и родителей с элементами спортивного ориентирования «Знаешь ли ты свой город?» способствует повышению интереса родителей и их компетентности в вопросах физического воспитания.

     При знакомстве со спортивной жизнью города проводились встречи со спортсменами. Это способствовало повышению интереса детей к спорту.

     Интерактивные игры «Спортивный калейдоскоп, «На стадионе», «В бассейне» помогают формировать представления детей о разных видах спорта, спортивных атрибутах.

      При участии родителей были подготовлены и рассмотрены с детьми презентации «Мы – спортсмены» с подборкой фотографий и рассказами детей об их занятиях в различных спортивных секциях. В результате проделанной работы у многих детей в группе появилось желание заниматься спортом.

    Для реализации проекта были создано методическое обеспечение. Подобраны картотеки подвижных, пальчиковых игр, логоритмических упражнений по правилам дорожного движения, о достопримечательностях города, по сказкам Пушкина и т.д. Разработаны авторские игры «Прогулка по району», «Прогулка по городу», «Кто, где работает?». Созданы атрибуты к подвижным играм, играм с элементами ориентирования. Разработаны интерактивные игры.

    На заключительном этапе проводилась итоговая педагогическая диагностика, которая показала динамику развития физических качеств детей и сформированности представлений о Санкт - Петербурге.

     Реализация проекта позволила достичь детям следующих результатов:

развита крупная и мелкая моторика; подвижность, выносливость; владение основными движениями; умение контролировать свои движения и управлять ими.

Развиты физические качества: быстрота, сила, ловкость, равновесие, координация движений, ориентировка в пространстве, навыки перестроения. У детей вырос интерес к физической культуре, к спортивным играм и видам спорта. Они проявляют инициативу в организации подвижных игр в самостоятельной деятельности. Увеличилось число детей, занимающихся в спортивных секциях. Дети интересуются жизнью нашего города, спортивными событиями. Знают разные виды спорта, спортивные профессии, городские спортивные объекты, петербургских спортсменов, достопримечательности Калининского района, в том числе спортивные.

По заключительным опросам и анкетированию, родители высоко оценили мероприятия по реализации данного проекта. Многие родители вместе с детьми чаще стали совершать целевые прогулки по городу, знакомиться с литературой по истории города, посещать спортивные городские мероприятия, участвовать в спортивных соревнованиях ДОУ и района, дали возможность детям  получать дополнительное образование в спортивных секциях и кружках.                  

   Таким образом, можно сделать вывод, что авторский проект по физической культуре «Город на Неве» может быть использован в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций разного вида.

Используемая литература:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М: УЦ Перспектива, 2014

Г.Т. Алифанова. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет – СПБ:

Паритет, 2005

А.В. Даринский. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. – СПб: ЭКАМ, 1995

Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду – М: Мозаика-синтез, 2014

С.В. Силантьева. Игры и упражнения для свободной деятельности детей дошкольного возраста – СПб: Детство-пресс, 2012

Е.А. Сочеванова. Новые подвижные игры для дошкольников – СПб: Дошкольная педагогика, 2017. - № 1 (126). С. 38-41.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/08/26/igra-puteshestvie-progulka-po-sankt-peterburgu

https://infourok.ru/scenariy-razvlecheniya-dlya-podgotovitelnoy-gruppi-detskogo-sada-po-skazkam-a-s-pushkina-1346558.html

maam.rudetskijsad/podvizhnye-igry-272639.html

https://pro-detskiy-sad.ru/detyam/igry/podvizhnye-igry-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya-v-detskom-sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по Познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям.

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром.Тема: «Овощи».Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру. Формировать у детей представление об ов...

Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе «Заколдованная страна (транспорт)»

Конспект занятия по познавательному развитию.  На занятии дети классифицируют транспот (городской, железнодорожный, водный, воздушный)...

Ребенок в социокультурном пространстве Санкт– Петербурга

Рекомендации для родителей по посещению музеев Санкт-Петербурга...

Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...

Познавательно - творческий проект "Памятники природы г. Санкт- Петербурга", как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Большинство из нас практически никогда не задумываются о том, чем является для нас Природа, как мы к ней относимся, зачем нужно ее беречь и охранять.Многие люди даже не замечают того, как они влияют с...