Познавательно - творческий проект "Памятники природы г. Санкт- Петербурга", как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Большинство из нас практически никогда не задумываются о том, чем является для нас Природа, как мы к ней относимся, зачем нужно ее беречь и охранять.

Многие люди даже не замечают того, как они влияют своей деятельностью на окружающую природу и вмешиваются в ее естественные процессы, там происходящие.

А ведь вмешательство человека в природу может приводить к ужасным последствиям: загрязнению воздуха, обмелению водоёмов, исчезновению растений и животных.

     Для сохранения уникального природного наследия страны по всей стране многие люди стремятся сохранить природу, спасти её биоразнообразие. Для этого ведутся научные исследования, просветительская работа.

     Так одной из форм просветительской работы является ознакомление людей с особо охраняемыми природными территориями.  К одной из таких особо охраняемой территорией относятся памятники природы, удивляющие своей красотой, уникальностью и несравненностью.

Памятники природы – это единственные в своём роде, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного или искусственного происхождения. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_природы).

В связи с важностью ведения просветительской работы с детьми и родителями с целью воспитания экологической культуры у детей и взрослых, было принято решение познакомить детей и взрослых с памятниками природы нашего города Санкт-Петербурга.

Проведя анкетирование среди детей и их родителей, было выявлено что многие и не знали о существовании памятников природы, и даже никогда не задумывались о том, что места, которые они посещали ранее и посещают до сих пор, являются особо охраняемыми природными территориями.

Поэтому мы решили провести в старшей группе детского сада, долгосрочный познавательно-творческий проект под названием «Памятники природы регионального значения города Санкт- Петербурга».

Цель данного проекта: расширение представления детей и родителей о природных объектах – памятниках природы, охраняемых государством.

В рамках проекта с детьми была проведена познавательная беседа «Что такое Памятники природы», которая помогла воспитанникам получить элементарные знания о том, что такое «Памятники природы», для чего они созданы, почему охраняются и почему к ним необходимо бережно относится.

Так же для проекта был разработан наглядный макет дидактической папки – передвижки «Памятники природы» регионального значения города Санкт- Петербурга» и буклеты к ней.

В буклетах содержится: необходимая информация о памятниках природы; удобная навигация с QR-кодами, по которым можно узнать много интересной дополнительной информации; карты местонахождения того или иного памятника природы, по которым можно ориентироваться во время пути следования в выходной день со всей семьей на экскурсию. И пока папа ведет машину – дети могут поиграть в игру, которая так же находится в буклете.

В детском саду в совместной деятельности педагога с детьми каждый раз дети узнавали о новом памятнике природы. Таким образом дошкольники узнали о том, что есть памятники природы:

  • Дудергофские высоты
  • Долина реки Поповки
  • Комаровский берег
  • Парк «Сергеевка»
  • Петровский пруд
  • Елагин остров
  • Стрельнинский берег

Во время реализации проекта мы вместе с детьми рассматривали фотографии, смотрели видео экскурсии, обсуждали их; знакомились с животным и растительным миром того или иного памятника природы. Итогом ознакомления с тем или иным памятником природы – замечательные творческие работы детей.

Для просвещения родителей об особо охраняемых природных территориях – памятниках природы г. Санкт-Петербурга -  в информационном уголке была размещена консультация «Все ли памятники одинаковы?». Также для ознакомления родителей с памятниками природы, находящимися в нашем городе, была представлена папка – передвижка «Памятники природы» регионального значения города Санкт – Петербурга» и буклеты к ней, с маршрутами выходного дня. Родители с удовольствием забирали буклеты с собой для ознакомления и проведения совместных с детьми выходных. Родители с большим интересом знакомились с информацией, а затем обсуждали прочитанное вместе с детьми и воспитателем.

В конце проекта была организована выставка творческих детских работ.

Также создан фото альбом «Как я с семьей смотрел памятники природы», состоящий из фотографий воспитанников и их семей, побывавших в разных местах памятников природы по маршрутам выходного дня.

По итогам реализации проекта выявилось что:

- у детей сформированы элементарные начала экологической культуры, чувство патриотизма, ответственность за природу родного края, активная жизненная позиция.

- большинство детей выразило желание помогать природе и животным;

- родители заинтересовались данной темой и получили новую, важную и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях и их самих.

 Отмечу, что макет дидактической папки – передвижки «Памятники природы» регионального значения города Санкт- Петербурга» и буклеты были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «На пути к безопасной, здоровой и экологичной школе: воспитательный потенциал современных педагогических технологий» в рамках Петербургского международного образовательного форума в ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования 28 марта 2024 года. А также опыт работы с детьми и их родителями, все наглядные материалы о памятниках природы Санкт-Петербурга будут представлены на «ХIII Всероссийском фестивале педагогических идей по экологическому образованию в рамках международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг»» 14-16 мая 2024г. в Республике Татарстан.

 

А вы знали о существовании памятников природы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

ИГРА - КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Необходимость воспитания экологической культуры. Понятие об игре, классификация игр. Игра как средство формирования личности дошкольника. Классификация детских игр....

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка  дошкольного возраста игра является ведущей деяте...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...

Сборник методического материала по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО «Занимательная экология»

Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни.Д. РодовичДошкольное детство - начальный этап формирования личности человека...