Ознакомление с родным краем
рабочая программа (подготовительная группа)
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл данного подраздела Программы, ее регионального компонента.
Региональный компонент в Образовательной программе ДОУ представлен первоначальными представлениями об особенностях географического положения поселка Снегири и Истринского района, его растительного и животного мира, природных богатств, истории, культуры. В подготовительной к школе группе воспитанники знакомятся с объектами исторического наследия Подмосковья.
Цель программы:
развитие у дошкольников интереса, чувства гордости к родному поселку, району и области, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_kompanent_programmy.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
2.7 Региональный компонент Программы
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл данного подраздела Программы, ее регионального компонента.
Региональный компонент в Образовательной программе ДОУ представлен первоначальными представлениями об особенностях географического положения поселка Снегири и Истринского района, его растительного и животного мира, природных богатств, истории, культуры. В подготовительной к школе группе воспитанники знакомятся с объектами исторического наследия Подмосковья.
Цель программы:
развитие у дошкольников интереса, чувства гордости к родному поселку, району и области, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
Задачи:
- познакомить детей с объектами ближайшего социального окружения, достопримечательностями и памятными местами поселка, района и области;
- развитие способности чувствовать красоту природы и архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее;
- формировать представления о символике родного города, района и страны, содействовать проявлению инициативности принимать участие в традициях, культурных мероприятиях и социальных акциях малой родины;
- знакомить с физической картой и работой с ней;
- воспитывать чувство любви к своей «малой Родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям;
- формировать чувство патриотизма и любви к родному краю.
В первый год изучения воспитанники знакомятся с родным посёлком: историей его создания, объектами ближайшего социального окружения: школа, больница, почта, ДК, библиотека, храм и т.д. Таким образом, воспитанники расширяют не только свои знания о посёлке, дети знакомятся с различными профессиями, встречаются с представителями данных профессий, узнают о специфике их работы.
Отдельный блок посвящён Ленино-Снегиревскому военно-историческому музею. В рамках данного блока мы знакомим детей с историей создания музея, с его внутренней и внешней экспозицией, таким образом мы даём детям начальные знания о военной истории района.
В подготовительной группе мы знакомим воспитанников с историей истринского района, рассказываем им о великих людях, проживавших и работавших на территории нашего района. В программе есть несколько занятий, посвященных жизни и деятельности в районе А.П.Чехова и отдельный блок посвящён творчеству Левитана.
В подготовительной группе мы так же знакомим детей с предприятиями, функционирующими на территории г.о Истра, тем самым расширяя знания детей о профессиях.
Третий блок, реализуемый в подготовительной к школе группе, знакомит детей и родителей с городами Подмосковья. С воспитанниками мы проводим беседы с презентациями о каждом конкретном городе, а родителям раздаём памятки и буклеты, в которых кратко описываем историю каждого конкретного подмосковного города и его памятники и достопримечательности.
Также мы рассказываем детям и родителям о подмосковных усадьбах.
Программа рассчитана не только знакомство воспитанников с ближайшим окружением, но и в процессе ознакомления воспитанников и их родителей с памятниками истории и архитектуры района и области мы воспитываем в детях чувство патриотизма, а родителям мы показываем разнообразные варианты туристических поездок со своей семьёй.
Программа рассчитана на 3 года изучения: средняя, старшая и подготовительная к школе группы. Занятия еженедельные и проводятся с воспитанниками в вечернее время. Всего 36 занятий в год, за время обучения по программе 108 занятий.
Планируемые результаты освоения программы:
1 год обучения:
знают о флоре и фауне родного края;
знают свой домашний адрес и могут называть его
знают основные объекты социального окружения: школа, библиотека, почта, поликлиника, ДК;
знакомы с храмами, находящимися на территории поселка;
имеют общие знания о военной истории нашего поселка;
имеют общее представление об истории создания и экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
2 год обучения:
имеют общее представление об истории г.о Истра;
имеют общее представление о различных промышленных объектах г.о Истра;
знакомы с различными усадьбами, расположенными на территории округа;
имеют общее представление о жизни и деятельности А.П. Чехова и И.Левитана в Истре;
знакомы с историей Ново-Иерусалимского монастыря и архитектурными объектами, расположенными на его территории.
3 год обучения:
знакомы с физической картой Подмосковья, могут показать месторасположение некоторых крупных подмосковных городов;
знакомы с историей некоторых крупных городов Подмосковья, могут назвать их достопримечательности;
знакомы с крупными монастырями, расположенными на территории Московской области, знают их историю, могут показать их на карте;
знакомы с различными подмосковными усадьбами, их историей и архитектурой, могут показать их на карте.
Материально-техническое обеспечение:
ноутбук;
проектор;
презентации по темам перспективного планирования;
физическая карта г.о Истра;
физическая карта Московской области;
иллюстрации по темам, указанным в перспективном планировании (для средней группы).
Методы обучения:
1. наглядные: показ презентации, рассматривание иллюстраций и фотоматериалов;
2. практические: продуктивная деятельность, изготовление макета Ленино-Снегиревского мемориального комплекса;
3. словесные: рассказывание, беседа, чтение научно-популярной литературы.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»
- принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
-принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
-принцип наглядности
-принцип занимательности
-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Форма обучения по программе: очная, групповая или подгрупповая (при наличии возможности).
Перспективное планирование
3 год обучения. Подготовительная к школе группа.
Сентябрь
Города Подмосковья
Цель: Уточнить знания детей о том, что мы живем на территории Московской области, познакомить с картой Подмосковья, показать на карте крупные города Подмосковья, дать общие знания о том, что многие города Подмосковья были построены в глубокой древности и обладают большим количеством исторических памятников архитектуры
Города Подмосковья. Волоколамск
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Города Подмосковья. Коломна
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Города Подмосковья. Сергиев Посад
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Октябрь
Города Подмосковья. Дмитров
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Города Подмосковья. Кашира
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Города Подмосковья. Зарайск
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Города Подмосковья. Егорьевск
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Ноябрь
Города Подмосковья. Серпухов
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Города Подмосковья. Можайск
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Города Подмосковья. Подольск
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Города Подмосковья. Верея
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Декабрь
Города Подмосковья. Клин
Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине
Монастыри Подмосковья
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на территории Подмосковья.
Ново-Иерусалимский монастырь
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.
Иосифо-Волоколамский монастырь
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.
Спасо-Вланхернский монастырь
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.
Январь
Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.
Саввино-Сторожевский монастырь
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.
Екатерининский монастырь
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.
Покрово-Ваильевский монастырь (Павловский Посад)
Февраль
Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.
Покровский Хотьковский монастырь
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.
Давидова пустынь
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.
Казанский монастырь в д.Колычево
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.
Март
Николо-Пешношский монастырь
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря.
Белопесоцский монастырь
Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря.
Усадьбы Подмосковья
Цель: Уточнить знания детей об усадьбе, как отдельном поселении с жилыми, хозяйственными и иными постройками, парковой зной, владельцами, которой являлись представители зажиточных сословий. Познакомить с основными усадьбами, расположенными на территории Подмосковья, указать их место на карте Московской области
Усадьба Архангельское
Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев
Апрель
Усадьба Мелихово
Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев
Усадьба Абрамцево
Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев
Усадьба Середниково
Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев
Усадьба Суханово
Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев
Май
Усадьба Марфино
Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев
Бородино
Цель: Дать детям общие знания о бородинском сражении, его роли в истории России, участниках Бородинского сражения, рассказать о Бородинской панораме. Воспитывать гордость за свою страну
Итоговое занятие
Цель: обобщить знания о подмосковных городах и достопримечательностях, умение находить их на физической карте Московской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"
Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром по теме: «Ознакомление с родным краем» в подготовительной группе
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о труде людей....
Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем
Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...