Ознакомление с родным краем
рабочая программа (подготовительная группа)

Макарова Юлия Владимировна

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл данного подраздела Программы, ее регионального компонента.

Региональный компонент в Образовательной программе ДОУ представлен первоначальными представлениями об особенностях географического положения поселка Снегири и Истринского района, его растительного и животного мира, природных богатств, истории, культуры. В подготовительной к школе группе воспитанники знакомятся с объектами исторического наследия Подмосковья.

Цель программы:

развитие у дошкольников интереса, чувства гордости к родному поселку, району и области, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_kompanent_programmy.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

2.7 Региональный компонент Программы

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл данного подраздела Программы, ее регионального компонента.

Региональный компонент в Образовательной программе ДОУ представлен первоначальными представлениями об особенностях географического положения поселка Снегири и Истринского района, его растительного и животного мира, природных богатств, истории, культуры. В подготовительной к школе группе воспитанники знакомятся с объектами исторического наследия Подмосковья.

Цель программы:

развитие у дошкольников интереса, чувства гордости к родному поселку, району и области, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

Задачи:

- познакомить детей с объектами ближайшего социального окружения, достопримечательностями и памятными местами поселка, района и области;

- развитие способности чувствовать красоту природы и архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее;

- формировать представления о символике родного города, района и страны, содействовать проявлению инициативности принимать участие в традициях, культурных мероприятиях и социальных акциях малой родины;

- знакомить с физической картой и работой с ней;

- воспитывать чувство любви к своей «малой Родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям;

- формировать чувство патриотизма и любви к родному краю.

В первый год изучения воспитанники знакомятся с родным посёлком: историей его создания, объектами ближайшего социального окружения: школа, больница, почта, ДК, библиотека, храм и т.д. Таким образом, воспитанники расширяют не только свои знания о посёлке, дети знакомятся с различными профессиями, встречаются с представителями данных профессий, узнают о специфике их работы.

Отдельный блок посвящён Ленино-Снегиревскому военно-историческому музею. В рамках данного блока мы знакомим детей с историей создания музея, с его внутренней и внешней экспозицией, таким образом мы даём детям начальные знания о военной истории района.

В подготовительной группе мы знакомим воспитанников с историей истринского района, рассказываем им о великих людях, проживавших и работавших на территории нашего района. В программе есть несколько занятий, посвященных жизни и деятельности в районе А.П.Чехова и отдельный блок посвящён творчеству Левитана.

В подготовительной группе мы так же знакомим детей с предприятиями, функционирующими на территории г.о Истра, тем самым расширяя знания детей о профессиях.

Третий блок, реализуемый в подготовительной к школе группе, знакомит детей и родителей с городами Подмосковья. С воспитанниками мы проводим беседы с презентациями о каждом конкретном городе, а родителям раздаём памятки и буклеты, в которых кратко описываем историю каждого конкретного подмосковного города и его памятники и достопримечательности.

Также мы рассказываем детям и родителям о подмосковных усадьбах.

Программа рассчитана не только знакомство воспитанников с ближайшим окружением, но и в процессе ознакомления воспитанников и их родителей с памятниками истории и архитектуры района и области мы воспитываем в детях чувство патриотизма, а родителям мы показываем разнообразные варианты туристических поездок со своей семьёй.

Программа рассчитана на 3 года изучения: средняя, старшая и подготовительная к школе группы. Занятия еженедельные и проводятся с воспитанниками в вечернее время. Всего 36 занятий в год, за время обучения по программе 108 занятий.

Планируемые результаты освоения программы:

1 год обучения:

знают о флоре и фауне родного края;

знают свой домашний адрес и могут называть его

знают основные объекты социального окружения: школа, библиотека, почта, поликлиника, ДК;

знакомы с храмами, находящимися на территории поселка;

имеют общие знания о военной истории нашего поселка;

имеют общее представление об истории создания и экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.

2 год обучения:

имеют общее представление об истории г.о Истра;

имеют общее представление о различных промышленных объектах г.о Истра;

знакомы с различными усадьбами, расположенными на территории  округа;

имеют общее представление о жизни и деятельности А.П. Чехова и И.Левитана в Истре;

знакомы с историей Ново-Иерусалимского монастыря и архитектурными объектами, расположенными на его территории.

3 год обучения:

знакомы с физической картой Подмосковья, могут показать месторасположение некоторых крупных подмосковных городов;

знакомы с историей некоторых крупных городов Подмосковья, могут назвать их достопримечательности;

знакомы с крупными монастырями, расположенными на территории Московской области, знают их историю, могут показать их на карте;

знакомы с различными подмосковными усадьбами, их историей и архитектурой, могут показать их на карте.

Материально-техническое обеспечение:

ноутбук;

проектор;

презентации по темам перспективного планирования;

физическая карта г.о Истра;

физическая карта Московской области;

иллюстрации по темам, указанным в перспективном планировании (для средней группы).

Методы обучения:

1. наглядные: показ презентации, рассматривание иллюстраций и фотоматериалов;

2. практические: продуктивная деятельность, изготовление макета Ленино-Снегиревского мемориального комплекса;

3. словесные: рассказывание, беседа, чтение научно-популярной литературы.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»

- принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

-принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

-принцип наглядности

-принцип занимательности

-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Форма обучения по программе: очная, групповая или подгрупповая (при наличии возможности).

Перспективное планирование

3 год обучения. Подготовительная к школе группа.

Сентябрь

Города Подмосковья        

Цель: Уточнить знания детей о том, что мы живем на территории Московской области, познакомить с картой Подмосковья, показать на карте крупные города Подмосковья, дать общие знания о том, что многие города Подмосковья были построены в глубокой древности и обладают большим количеством исторических памятников архитектуры

Города Подмосковья. Волоколамск

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Города Подмосковья. Коломна

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Города Подмосковья. Сергиев Посад

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Октябрь

Города Подмосковья. Дмитров

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Города Подмосковья. Кашира

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Города Подмосковья. Зарайск

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Города Подмосковья. Егорьевск

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Ноябрь

Города Подмосковья. Серпухов

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Города Подмосковья. Можайск

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Города Подмосковья. Подольск

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Города Подмосковья. Верея

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Декабрь

Города Подмосковья. Клин

Цель: Знакомить детей с городами Подмосковья, их историей, памятниками архитектуры, историческим и культурным наследием, музеями и выставками. Уточнить знания местоположения городов на карте Московской области. Расширять знания детей об истории родного края, жизни и быте наших предков. Воспитывать гордость за свой народ, интерес к истории родного края, любовь к Родине

Монастыри Подмосковья        

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на территории Подмосковья.

Ново-Иерусалимский монастырь

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.

Иосифо-Волоколамский монастырь

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.

Спасо-Вланхернский монастырь

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.

Январь

Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.

Саввино-Сторожевский монастырь

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.

Екатерининский монастырь

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.

Покрово-Ваильевский монастырь (Павловский Посад)

Февраль

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.

Покровский Хотьковский монастырь

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.

Давидова пустынь

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.

Казанский монастырь в д.Колычево

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря. Дать первичные представления о культуре поведения на территории православной обители, прививать традиции православной культуры России.

Март

Николо-Пешношский монастырь

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря.

Белопесоцский монастырь

Цель: Уточнять знания детей о монастырях, как об объектах исторического, духовного и культурного наследия. Дать общие знания об основных монастырях, расположенных на территории Подмосковья, указать их место расположения на карте Подмосковья. Знакомить детей с историей монастыря, историческими постройками на территории, со Святынями монастыря.

Усадьбы Подмосковья        

Цель: Уточнить знания детей об усадьбе, как отдельном поселении с жилыми, хозяйственными и иными постройками, парковой  зной, владельцами, которой являлись представители зажиточных сословий. Познакомить с основными усадьбами, расположенными на территории Подмосковья, указать их место на карте Московской области

Усадьба Архангельское

Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев

Апрель

Усадьба Мелихово

Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев

Усадьба Абрамцево

Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев

Усадьба Середниково

Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев

Усадьба Суханово

Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев

Май

Усадьба Марфино

Цель: Знакомить детей с усадьбами Подмосковья, их архитектурным ансамблем, ролью и местом в истории Московской области усадеб и их владельцев

Бородино        

Цель: Дать детям общие знания о бородинском сражении, его роли в истории России, участниках Бородинского сражения, рассказать о Бородинской панораме. Воспитывать гордость за свою страну

Итоговое занятие

Цель: обобщить знания о подмосковных городах и достопримечательностях, умение находить их на физической карте Московской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...