Проект "Маленький патриот"
проект (средняя группа)
Проект нравственно – патриотического воспитания« Маленький патриот» разработан с учётом примерной основной программы, реализуемой в детском саду.
Проект определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на средний дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkiy_patriot.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев |
Проект «Маленький патриот»
Старшая разновозрастная группа
Введение
Проект нравственно – патриотического воспитания« Маленький патриот» разработан с учётом примерной основной программы, реализуемой в детском саду.
Проект определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на младший дошкольный возраст.
Актуальность
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан является актуальной задачей в современных условиях и должно определяться национальными интересами России, обеспечивать безопасность от внешних и внутренних угроз.
Одна из проблем современного образования разрыв связей поколений, воспитание вне культурно - исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек лишенный исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач.
Сегодня социально важно пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, страны, в которой живет и воспитывается ребенок, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за неё.
Проект «Маленький патриот» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.
В процессе реализации проекта внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:
- Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем;
- Достоинство, смысл и величие жизни человека;
- Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
- Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
- Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
Цель данного проекта: Обеспечить каждому ребенку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Задачи:
Образовательные:
- На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.
- формирование элементарных знаний о правах человека;
Развивающие:
- Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитательные:
- Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, району, области;
- Воспитание уважения к труду;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры; технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной программы:
Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
Историческое единство российского народа, служение Отечеству;
Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
Условия, которые необходимы для реализации этой программы:
Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
Материально-техническая база:
Предметно-развивающая среда, методический кабинет, музей воинской славы, музей «Русская изба», «Бурятский быт». В ДОУ имеется: музыкальный зал с необходимым оборудованием для проведения музыкальных и физкультурных занятий, утренников, развлечений и других культурно-массовых мероприятий.
Формы реализации проекта:
- специально организованные занятия;
- экскурсии;
-беседы;
-игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);
- продуктивная деятельность;
- чтения произведений художественной литературы, фольклора;
- прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- работа с родителями;
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
Цель: подготовка условий к реализации проекта «Маленький патриот»
Задачи:
Изучить нормативную базу.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
Обеспечить методическое сопровождение реализации проекта.
II этап: практический
Цель: реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот».
Задачи:
Создание развивающей среды
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию.
Вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
Обобщить результаты работы.
Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
В группе:
- создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе маленького патриота:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
Содержание проекта
Проект состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Мир людей»
Содержание блока:
Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье (знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной), детском саде, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.
Реализация:
Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»
Общение «Любимый отдых членов семьи». Рисунок дома.
Дидактические игры «День рождения», «Встреча гостей».
Экскурсии по детскому саду: знакомство с трудом взрослых, ролевые игры «Кто работает в детском саду»; «Я – воспитатель».
Экскурсии по территории детского сада: медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, зимний сад.
Составление рассказов по фотоальбому «Мой детский сад».
Демонстрационно-наглядный материал «Мой детский сад»; фото альбом детского сада; предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
Чтение русских народных сказок; составление коротких рассказов из личного опыта.
Набор сюжетных картин; фото альбомов воспитанников.
Блок 2 «Моя малая Родина»
Содержание блока:
Дети получают краеведческие сведения о родном поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, сельском хозяйстве, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т.д.
Реализация:
Наблюдения и экскурсии на территории детского сада.
Рассматривание домов и зданий села.
Общение: «Мое село - Алханай».
Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог»; «Улица, на которой мы живем».
Рассматривание предметов быта в музее «Русская изба» и «Бурятский быт».
Развивающие игры: «Экскурсия», «Так бывает», «Найди отличия»
Блок 3 «Родная природа»
Содержание блока:
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
Реализация:
Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников.
Разучивание стихотворений о природе, песенок, потешек; чтение русских народных сказок о животных: «Зимняя сказка», «Зимовье», «Лисичка-сестричка и серый волк»; рассказов Н. Носова «Лисята», Е.Чарушина «Что за зверь», считалки, загадки.
Наблюдение за небом, солнцем, ветром, снегопадом.
Опыты со снегом, с воздухом и водой, растениями.
Блок 4 «Родная страна»
Содержание блока:
На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в младшей группе знакомятся с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн. Дети знакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы нравственно – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Реализация:
Рассматривание иллюстраций с изображением столицы, рассматривание изображения государственного герба, флага.
Прослушивание гимна.
Дидактическая игра «Узнай свой герб», «Кто, где живет?», «Узнай наш флаг»
Слушание песен о Родине.
Беседа о государстве — «Что такое Родина», «Страна, в которой я живу», «Города России»
Чтение стихов М. Матусовского «С чего начинается Родина?».
Информационно-методическое обеспечение:
- Н.В. Алёшина, Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
- Л.А. Кондрыкинская, Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
- Н. Малюшова Здравствуй, музей Н. Малюшова Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.
- М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
- М. Трунова Секреты музейной педагогики: из опыта работы М. Трунова Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников Т. Чумалова Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
- О.Л.Князева, Д. М. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры Санкт- Петербург, 1997 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растим патриотов
формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому...
Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел э...
Материал для родителей "Воспитываем патриотов"
Республика Башкортостанг. Стерлитамак 2012 годМБДОУ - детский сад № 61Материал для родителей "Воспитываем патриотов"Разработала: ...
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...
"Растим патриотов России - патриотов своего района"
музей Корскинского горного техникума...
Воспитать патриота может только патриот!
О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...