Проект "Маленький патриот"
проект (средняя группа)

Цыбикова Баира Намдаковна

Проект нравственно – патриотического воспитания« Маленький патриот» разработан с учётом примерной основной программы, реализуемой в детском саду.

Проект определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на средний дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkiy_patriot.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Проект «Маленький патриот»

Старшая разновозрастная группа

Введение

Проект нравственно – патриотического воспитания« Маленький патриот» разработан с учётом примерной основной программы, реализуемой в детском саду.

Проект определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на младший дошкольный возраст.

Актуальность

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан является актуальной задачей в современных условиях и должно определяться национальными интересами России, обеспечивать безопасность от внешних и внутренних угроз.

Одна из проблем современного образования разрыв связей поколений, воспитание вне культурно - исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек лишенный исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач.

Сегодня социально важно пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, страны, в которой живет и воспитывается ребенок, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за неё.

Проект «Маленький патриот» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.

В процессе реализации проекта внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:

  • Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем;
  • Достоинство, смысл и величие жизни человека;
  • Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
  • Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
  • Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.

Цель данного проекта: Обеспечить каждому ребенку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Задачи:

Образовательные:

  • На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.
  • формирование элементарных знаний о правах человека;

Развивающие:

  • Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитательные:

  • Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, району, области;
  • Воспитание уважения к труду;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:

Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;

Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры; технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной программы:

Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;

Историческое единство российского народа, служение Отечеству;

Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

Условия, которые необходимы для реализации этой программы:

Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;

Материально-техническая база:

Предметно-развивающая среда, методический кабинет, музей воинской славы, музей «Русская изба», «Бурятский быт». В ДОУ имеется: музыкальный зал с необходимым оборудованием для проведения музыкальных и физкультурных занятий, утренников, развлечений и других культурно-массовых мероприятий.

 Формы реализации проекта:

- специально организованные занятия;

- экскурсии;

-беседы;

-игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);

- продуктивная деятельность;

- чтения произведений художественной литературы, фольклора;

- прослушивание и изучение музыкальных произведений;

- работа с родителями;

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный

Цель: подготовка условий к реализации проекта «Маленький патриот»

Задачи:

Изучить нормативную базу.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

Обеспечить методическое сопровождение реализации проекта.

II этап: практический

Цель: реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот».

Задачи:

Создание развивающей среды

Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

Разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию.

Вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

Обобщить результаты работы.

Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы ожидается:

В группе:

  • создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

В образе маленького патриота:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

Содержание проекта

Проект состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Мир людей»

Содержание блока:

Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье (знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной), детском саде, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.

Реализация:

Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»

Общение «Любимый отдых членов семьи». Рисунок дома.

Дидактические игры «День рождения», «Встреча гостей».

Экскурсии по детскому саду: знакомство с трудом взрослых, ролевые игры «Кто работает в детском саду»; «Я – воспитатель».

Экскурсии по территории детского сада: медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, зимний сад.

Составление рассказов по фотоальбому «Мой детский сад».

Демонстрационно-наглядный материал «Мой детский сад»; фото альбом детского сада; предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

 Чтение русских народных сказок; составление коротких рассказов из личного опыта.

Набор сюжетных картин; фото альбомов воспитанников.

Блок 2 «Моя малая Родина»

Содержание блока:

Дети получают краеведческие сведения о родном поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, сельском хозяйстве, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т.д.

Реализация:

Наблюдения и экскурсии на территории детского сада.

Рассматривание домов и зданий села.

Общение: «Мое село - Алханай».

Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог»; «Улица, на которой мы живем».

Рассматривание предметов быта в музее «Русская изба» и «Бурятский быт».

Развивающие игры: «Экскурсия», «Так бывает», «Найди отличия»

Блок 3 «Родная природа»

Содержание блока:

Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.

Реализация:

Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников.

Разучивание стихотворений о природе, песенок, потешек; чтение русских народных сказок о животных: «Зимняя сказка», «Зимовье», «Лисичка-сестричка и серый волк»; рассказов Н. Носова «Лисята», Е.Чарушина «Что за зверь», считалки, загадки.

Наблюдение за небом, солнцем, ветром, снегопадом.

Опыты со снегом, с воздухом и водой, растениями.

Блок 4 «Родная страна»

Содержание блока:

На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в младшей группе знакомятся с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн. Дети знакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы нравственно – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Реализация:

Рассматривание иллюстраций с изображением столицы, рассматривание изображения государственного герба, флага.

Прослушивание гимна.

Дидактическая игра «Узнай свой герб», «Кто, где живет?», «Узнай наш флаг»

Слушание песен о Родине.

Беседа о государстве — «Что такое Родина», «Страна, в которой я живу», «Города России»

Чтение стихов М. Матусовского «С чего начинается Родина?».

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Н.В. Алёшина, Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
  2. Л.А. Кондрыкинская, Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
  3. Н. Малюшова Здравствуй, музей Н. Малюшова Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.
  4. М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
  5. М. Трунова Секреты музейной педагогики: из опыта работы М. Трунова Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
  6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников Т. Чумалова Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
  7. О.Л.Князева, Д. М. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры Санкт- Петербург, 1997 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растим патриотов

формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому...

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел э...

Материал для родителей "Воспитываем патриотов"

Республика         Башкортостанг. Стерлитамак      2012 годМБДОУ - детский сад № 61Материал для родителей     "Воспитываем патриотов"Разработала:   ...

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

"Растим патриотов России - патриотов своего района"

музей Корскинского горного техникума...

Воспитать патриота может только патриот!

   О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...