Растим патриотов
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubi_prirodu_vsem_serdcem.docx14.8 КБ
Файл rastim_patriotov.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1386 Северного окружного управления образования г. Москвы

                     Люби природу всем сердцем.

                                                          Из опыта работы воспитателя 1-ой

                                                           категории                                    

                                                          Барановой Нины Васильевны

                                                          ГОУ детский сад №1386

                                                          Гор. Москва Светлый проезд дом 4а

                         

                 Люби природу всем сердцем.

Я часто задаю себе вопрос: почему люди стали равнодушными к среде обитания, в которой мы живем? Говорят, нам некогда думать об этом, в потоке современной жизни. Но ведь потребительское отношение к природе, ни к чему хорошему не приведет. Что останется будущим поколениям после нас? Уже сейчас экологи бьют тревогу, остановитесь, подумайте и начните с себя.

Это всегда чудо, объясняю я, луг сияющий цветами, звонкий ручеек, голубая речка, озеро, родничок  среди камней, стройная красавица березка, - символ России. Какая красота. Именно об этом я разговариваю со своими воспитанниками. В 2012 году они пойдут в первый класс. С чем их выпустит детский сад? С какими знаниями они пойдут в школу? Что вынесут они из наших занятий и экскурсий?

Занятия по природоведению, экологии – мои самые любимые темы.  Прежде всего, целью этих занятий является формирование у детей бережного отношения детей к природе, умение отражать в рисунке красоту окружающего мира, воспитывать у детей потребность в заботе о живых существах, анализировать результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Главным образом, цели эти достигаются с помощью разнообразных сюжетно-ролевых, дидактических игр.

Как показывает мой опыт, именно живые, увлекательные игры, формируют  у детей бережное отношение к природе, окружающему миру.

        Зная, что дети гораздо быстрее  и глубже  усваивают материал, изложенный в стихотворной форме, я стараюсь, по мере своих «поэтических» способностей, излагать материал занятий в стихотворной форме.

Вот занятие о растениях

Растет цветочек на полянке

Но ты его не рви

Завянет он в твоей ладошке,

Ты лучше посмотри.

Вижу, как мои слова доходят до детей, привлекают их внимание.

Человек, сорвавший цветок, не думает, что погубил исчезающее растение и не знает, что в опасности уже 25 тысяч видов растений. И букет цветов, который вы собрали, не попадет в вашу вазу дома, завянет по пути, зачем лишать леса и луга красоты?

Обычно, после стихотворения дети делятся своими впечатлениями о проведенном лете. Вспоминают прогулки, по лесу, парку, об отдыхе на полянке, полной разнообразием цветов, запахов, звуков. Прячась в высокой траве, можно наблюдать жизнь жучков, паучков, бабочек, стрекоз, гусениц.

Но только наблюдать, не мешать им.

Не лови ты бабочку,

Не дави жучка,

Жизнь для всех прекрасная

И для всех одна!

И уже занятие плавно переходит в познавательную игру, в ходе которой дети закрепляют знания, полученные на занятиях. Ведь в природе все взаимосвязано – исчезнут насекомые – исчезнут и птицы. Природа щедра на дары. Собираясь, в поход за грибами и ягодами помните

И грибы и ягоды

Будешь собирать

Если не вытаптывать

С корешком не рвать

Дети уже четко знают, что разводя костер на природе, не губите деревья, кустарники. Пусть они шумят листвою, радуют нас. Для костра сгодятся сухие ветки, шишки, валежник, а уходя, затуши кострище.

Не руби ты деревце

Не ломай кусты

Отдохнуть придется

В жаркий день в тени.

Река, озеро, ручеек, родничок – это источник жизни. Без воды все живое погибнет. Не засоряй водоемы мусором.

Солнышко лучистое

Звонкий ручеек

Песню соловьиную

Береги дружок

В своей работе я обращаюсь к методическим разработкам и рекомендациям, подготовленными методистами детского сада, к книгам о природе, а также к детской художественной литературе, народным сказкам . Устраиваю тематические выставки, консультации для родителей по теме «Природа – нам друг»

        Уходя домой, поблагодарите природу, солнце, луг, лес за гостеприимство, теплоту, радость, которую они подарили и в вашем сердце и в сердцах наших детей откроется чувство прекрасного, чувство любви к природе, ведь охрана природы – наше общее дело.

                                                        Баранова Нина Васильевна

                                                        Воспитатель 1-ой категории

                                                                       ГОУ детский сад                                                                            

                                                        Компенсирующего вида №1386



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1386 Северного окружного управления образования г. Москвы

                     Растим патриотов.

                                                          Из опыта работы воспитателя 1-ой

                                                           категории                                    

                                                          Барановой Нины Васильевны

                                                          ГОУ детский сад №1386

                                                          Гор. Москва Светлый проезд дом 4а

                         

                                            Растим патриотов.

Коллектив ГОУ детского сада № 1386 постоянно работает над созданием оптимальных условий для развития гражданских и патриотических чувств у воспитанников через построение воспитательно-педагогического процесса.

        Решая проблему воспитания маленького гражданина я стремлюсь в своей работе  достичь цели – помочь сформировать у ребенка активную, социальную позицию, чтобы каждый воспитанник еще в начале жизни рос гуманной, самостоятельной, интеллектуально - развитой творческой личностью. По рекомендации методической службы детского сада я придерживаюсь модели, созданной на основе многоаспектного подхода в воспитании.        

Что это значит?

         Первое направление «Я и моя семья».

 Это формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, ко всем ее членам. Здесь я говорю с детьми о том , что всё начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. В наше время многие семьи переживают не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию. Понимая это я говорю с воспитанниками о любви к ближнему , к семье и конечно, к своим друзьям детского сада.         В детском саду №1386 проводится большая работа по теме « Семья». Чтение сказок:  Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Гуси-Лебеди и т.д.; заучивание стихотворений, чтение рассказов, патешек, пословиц. Дети рассматривают иллюстрации, картины « Семья» , играют сюжетно ролевые игры « Семья» « Дочки- матери», изображают в рисунках маму, папу, себя. Проводятся досуги, праздники посвященные Дню Матери и 8 Марта. Все это должно закрепляться в семье ребенка. Я начала проводить работу с родителями воспитанников. Вела с ними беседы, проводила консультации. На родительском собрании сделала доклад на тему: « Патриотическое воспитание » Совместно с родителями разработала план, и начали мы с Семейного  Древа родители открыли свой семейный архив, достали семейный альбом, вместе с ребенком рассматривали фотографии своих родных и близких. Ребенок теперь знает не только, как зовут маму, папу, бабушек и дедушек, но и прабабушек и прадедушек, чем они занимались, их профессия.

 НА следующем этапе всей семьей составили и нарисовали Герб семьи. С гордостью приносили в детский сад свое семейное «Древо» и Герб семьи. Но это было только начало.

Затем была тема “Мой дом, моя улица, мой район”. Родители многое узнали об истории своего дома, улицы, района и в свою очередь  с удовольствием рассказывали ребенку истории своего дома, улицы. Фотографировали свой дом, свою улицу, памятные места своего района.  Дети с удовольствием перелистывают альбомы, с гордостью рассказывают о своей улице, о своем районе.

 

                     Второе направление : «Мир людей»  .

Через чтение книг, прослушивание аудиодисков,  тематических игр я объясняю детям, что, родившись  человек, становится частью общества. И здесь я стремлюсь воспитать у детей понимание того, что в жизни существуют правила, которые  необходимо соблюдать в любых случаях: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. Поэтому я и мои коллеги стараемся , как можно больше моделировать ситуацию с детьми , обсуждать, какие действия нужно выполнять в тех или иных случаях.

                   Третье направление. «Человек – труженик» .

Это, прежде всего,  воспитание уважительного отношения к работающему человеку и результатом его труда. При этом я планирую и провожу занятия по трудовой деятельности детей в основе которой лежит желание ребенка сделать что-то  для других. Для воспитателя,  для друга, для детского сада. Достижению этой цели очень помогает работа детей в огороде детского сада, Там они сажают различные  овощи , ухаживают за ними, а потом убирают урожай . Осенью и зимой дети в меру своих возможностей принимают участие в уборке листьев и снега. Все это , чаще всего , проводится в виде занимательной игры, по результатам которой воспитатели обязательно хвалят маленьких тружеников .

                  Четвертое направление «Экология».

 Здесь воспитатель должен не только дать представления о природе и ее законах, но и научить детей видеть ее красоту , жить с ней в мире, жить в ней, не нарушая ее ритма и защищать ее.

                   Пятое Направление «Родина моя – бескрайняя Россия».

 По этой теме существует большое количество литературы, художественных  произведений, кинофильмов, включая мультфильмы.  Поэтому я строю свои занятия, опираясь на обширный материал. Я стараюсь постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина , город, село, деревня, поселок, привязанность к которому он испытывает с детства, но вместе с тем, есть и большая Родина, Россия. Страна Российская Федерация.

                  Шестое направление «История» .

Я стремлюсь пробудить в детях чувство гордости за русских людей и представителей других национальностей, живущих в России, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма, первопроходцев космоса.Нашим детям есть чем гордиться . Они не должны расти Иванами,  не понимающими родства.

                Седьмое направление «Культура».

Сохранение российской культуры, национальный колорит, оказывают непосредственное влияние  на развитие личности ребенка.  Для достижения этих целей существует множество мероприятий. Праздники: народные, обрядные, посвященные памятным датам, посещение музея – «Русской комнаты» в детском саду. Приобщение детей к богатствам русской культуры, к  картинам русских художников, поэтов, прозаиков и народно - прикладного искусства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "

Основная цель проекта  - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....

"Растим патриота"

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если взрослые сами будут знать и любить историю своей страны, своего города и своей семьи. Следовательно, большая роль в нравственно-па...

"Растим патриотов"

В данном материале содержатся рекомендации о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

"Растим патриотов России - патриотов своего района"

музей Корскинского горного техникума...

Проект патриотического воспитания «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!»

Реализуем проект «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!» в рамках нравственно-патриотического воспитания для старших дошкольников. Проект рассчитан на год....

Отчет по работе над проектом ДОУ «Растим Патриота! Растим Гражданина! Растим Человека!»

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей ответственности за свои действия, воспитание у дошкольников устойчивых положительных качеств, патриотической нравственности и духовной...

Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне Лаврентьева, О. И. Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне / О. И. Лаврентьева, Л. О. Сафонова. — Текст : непосредс

Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас...