Проект «Вот ты какой, северный олень»
план-конспект занятия (старшая группа)

Буюкли Оксана Павловна

Мы живем в Западной Сибири. И, так, как северный олень для народов крайнего Севера является основным источником жизни, то наш проект, «Ознакомление дошкольников с северным оленем», как нельзя ближе находится на пути к развитию  представлений у детей дошкольного возраста о родном крае. Расширить и систематизировать представления детей об укладе жизни коренных народов нашего региона, их обычаях, их бытом, мудростью и умением жить с природой и в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

Проект

«Вот ты какой, северный олень»

В старшей логопедической группе «Буквоешки»

http://zoomirr.ru/wp-content/uploads/2012/11/big_21-1.jpg99.jpg9_.jpg

                                                                                           Составители:

                                                                                                воспитатель

                                                                                             Рязанцева С.В.,

                                                                                                           Учитель-логопед

                                                                                                               Буюкли О.П.

г. Советский 2020г.

Актуальность:

   Мы живем в Западной Сибири. И, так, как северный олень для народов крайнего Севера является основным источником жизни, то наш проект, «Ознакомление дошкольников с северным оленем», как нельзя ближе находится на пути к развитию  представлений у детей дошкольного возраста о родном крае. Расширить и систематизировать представления детей об укладе жизни коренных народов нашего региона, их обычаях, их бытом, мудростью и умением жить с природой и в природе.

Идея проекта

Развитие детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в проектную  деятельность.

Цель проекта:

Способствовать формированию знаний детей о жизни северного оленя в различных видах деятельности. Приобщить детей к духовной культуре народов ханты и манси.

Задачи проекта:

1. Обогащение предметно – развивающей среды;

2. Расширение кругозора дошкольников;

3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

4. Формирование проектно – исследовательских умений и навыков;

5. Развитие творческого и логического мышления, воображения;

6. Формирование активной жизненной позиции.

Этапы проекта

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Сроки

1

Подготовительный

1. Сбор информаций о жизни коренных народов севера. Систематизировать представления об олене, как  домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

Дети

Родители

педагоги

Октябрь

ноябрь

2

Организационный

1.Знакомство с малыми фольклорными формами народов Севера, (легенды, пословицы, загадки).

.2. Дидактические игры «Узнай, чей след», «Выложи хантыйский узор». «Составь картинку». «Построй стойбище»

2. Что нам стоит чум построить?  

 

3. Рассматривание картины «Северные олени» Чтение сказки «Два оленя»

4. Подвижные игры «Важенка и олененок», «Пастух и олени», «Ловля оленей»

5. Стойбище»  - конструктивно – модельная деятельность

6 Чтение сказок «Песец и олень»

7. Благородное животное Севера – олень»

8. Разучивание песни  «Олененок»

9. Украшение одежды и обуви хантыйским орнаментом» - интегрированное занятие

10. Музыкально - интеллектуальная игра «Оленевод – профессия героическая»

Дети

логопед

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Логопед

Дети

воспитатели

Дети

Воспитатели

Инструктор Физо

Дети

Воспитатели

Дети

Эколог

Дети

Воспитатели

Муз.руководитель

Дети

Воспитатели Воспитатель ИЗО

Дети

родители

Воспитатели Муз.руководитель

В течение проекта

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

3

итоговый

Презентация проекта

Воспитатели

Январь

 Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Севера.

Задачи: 

  • Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Севера.
  • Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.
  • Упражнять в подборе слов, близких по смыслу.
  • Развивать логическое мышление, воображение, творческие способности детей.
  • Активизировать словарь (пословицы, поговорки, приметы)

Материал: Иллюстрации к загадкам, фишки, сюрпризный момент.

Воспитатель: Очень богато и разнообразно устное творчество северных народов. Пословицы, поговорки, загадки, приметы сообщили о нравах, обычаях наших предков – северян. Дети, вы любите отгадывать загадки? Я знаю, что некоторые из Вас придумывают загадки сами. «Скажите, что такое загадка? «Каждая загадка для ума зарядка.» Чем она отличается от рассказа, стихотворения?  (Ответы детей).

- Загадки бывают разные. Бывают загадки складные, похожие на стихи, например, В. Кудрявцевой:

- За каждый правильный ответ вы будете получать фишки.

В наших северных лесах

Есть красавица в мехах,

Черно-серебристая

Шубонька пушистая,

Пышный хвост – ее краса,

Чернобурая …  (Лиса)

Кто зимою в белой шубке,

Летом – в серой бегать любит?

Всеми признанный трусишка,

Но любимчик наш - … (Зайчишка)

Бывают загадки короткие, всего из одного предложения, например: «Олень от них убегает, а они не отстают» (нарты), «Летом серая, а зимой белая» (куропатка), «Лежат на кочках – янтаря кусочки, в рот отправишь – они сладко тают» (морошка).

Но в любой загадке предмет не называется и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы было легче догадаться, в загадке или говорится, на что похож этот предмет, или его называют таким словом, что сразу понимаешь, что это такое, например, такая загадка:

По мхам он ходит и траве,

Носит лес на голове.

Рогами защищается –

От врагов спасается. (Олень)

Как вы догадались, что это Олень? С чем сравнивают его рога? (Ответы детей)

По каким словам можно догадаться, что эти загадки сложены на Севере? (олень, нарты, морошка, куропатка).

Назовите признаки животных, перечисленных в загадках: куропатка какая? – летом серая, зимой белая; олень – рогатый; лиса – черно-серебристая, чернобурая, пушистая.

Воспитатель предлагает детям попробовать самим придумать загадки о Севере.

Воспитатель поощряет за каждую придуманную загадку фишкой.

На каждый случай у народов Севера есть мудрая мысль – пословица или поговорка. Пословица – мудрость и совесть народа. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом может рассказать пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «У охотника дым густой, да живот пустой, а у рыбака рубаха грязна, да уха горяча». Когда так говорят?

Если дети затрудняются, педагог дает пояснительный рассказ.

Охотник поленился, не пошел на охоту. Ничего не поймал, и есть нечего. А рыбак не поленился, наловил рыбу, хоть испачкался весь, зато сам сытый и семью свою накормил. Поэтому говорят: «У охотника – дым густой, да живот пустой, а у рыбака рубаха грязна, да уха горяча».

Вспомните русскую пословицу, близкую по смыслу северной. («Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется»).

Послушайте приметы о явлении в природе Севера, по которым можно что-то предвидеть: «Если вечером красный закат – завтра будет ветреный день», «Холодная зима – теплое лето».

Какие еще народные приметы вы знаете? Как помогает в жизни знание народных примет? (Ответы детей)

Словесная  игра: «Скажи по-другому»

Вы уже знаете, что об одном и том же можно сказать по-разному, разными словами. Подберите слова, близкие по смыслу к выражениям: «явился как снег на голову» (неожиданно), «с него как с гуся вода» (ничего на него не действует), «держи язык за зубами» (молчи), «не задирай нос» (будь скромнее).

Воспитатель за каждый правильный ответ поощряет детей фишкой. В конце занятия дети подсчитывают фишки и определяют победителя. Победителя награждают медалью

 Тема:  «Что нам стоит чум построить?»

 Задачи: 

  • Уточнить представление детей о жилище ненцев – чуме.
  • Рассказать и показать, как ханты ставят чум.
  • Активизировать словарь детей.
  • Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях загадок, потешек и песенок народов Севера.

Материал: Макет чума. Схема установки чума. Иллюстрации с изображением чума Кукла.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла.    (Чум)

- Что такое  чум?     (Дом хантов – оленеводов).

Верно, чум – жилище хантов – оленеводов (выставляет макет чума).

Что Вы можете о нем рассказать? (Ответы детей).

Скажите, чум ставят, делают или строят? (Ставят)

Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим женщины. Существует определенный порядок установки чума. Затем устанавливают еще один шест  приспособление для подвешивания котла над печкой.  (Показывает) –  Как Вы думаете, для чего нужен котел? (Ответы детей).

Когда все шесты установлены, хантыйки начинают натягивать  – покрытие для чума.  зимой сшивается из больших оленьих шкур нитками из сухожилий оленя. А  летний сшивается из полос бересты конопляными нитками. Почему разные чумы? (Ответы детей).

В  верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу. Какое еще отверстие видно в чуме? (Дверь). У хантов есть интересная загадка про дверь:  В чум входящего бьет, на улицу выходящего бьет.

 После того, как чум поставлен и покрыт, женщины застилают постели. На ивовые циновки кладут циновки из соломы, а на них оленьи шкуры. Чум готов, можно в нем жить.

 Физкультминутка: «Чум»  В. Берестов.

Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том!

Дети движутся по кругу

Гости явятся едва-

останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота

В печку прыгают дрова. Печка жарко топится

Прыгают

Угостить торопится

Хлопают в ладоши

Ладушки, ладушки. Круглые оладушки!

Кружатся

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением чума и дома

Что изображено на этих картинках? Чем отличается чум от дома? Почему оленеводы ставят чумы, а не строят  такие же дома, как у нас? (Ответы детей)

Также как и Вам, женщины –  чтобы усыпить, убаюкать малыша, поют в чуме колыбельные песни. В этих песнях много ласки, доброты, нежности, пожеланий счастья новому человеку на долгом его жизненном пути.

Послушайте колыбельную Валентины Няруй «Милый наш малыш»

Наш сынок, сыночек                                            Мы сыночка любим,

На личико пригожий.                                           Холим и лелеем.                      

Баю, баю, баю                                                       Баю, баю, баю

Наш сынок хороший.                                           Мы его ласкаем.

Наш сынок проворный,                                        Наш сыночек подрастет

Быстрый, резвый, шустрый.                                И на деда своего  

Баю, баю, баю                                                       Будет Янако похож,                                

Он ужас проворный.                                             Наш хорошенький сынок.

Мальчик наш любимый-

Он шалун и озорник.

Баю, баю, баю

Очень он подвижный.            

Попробуйте сами придумать колыбельную для куклы.

Помните, что слова в ней должны быть тихие, ласковые.

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные колыбельные придумали. Поэтичны, красивы народные песни, задушевные нежные колыбельные и веселые потешки.  

Рассматривание картины «Северные олени»

 Чтение сказки «Два оленя».

Предварительная работа:  рассмотрение иллюстраций из серии «Дикие животные»; чтение книг о животных севера Лапцуя Л., Ругина Р., Сусой Е.; создание зоопарка из фигурок зверей; выучить стих о диких животных, загадки.

Задачи:

  • Познакомить детей с ненецкой народной сказкой «Два оленя».
  • Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, связно и последовательно.
  • Выразительно пересказывать художественный текст без помощи воспитателя.
  • Закреплять знания детей о животных севера, характерном внешнем виде, повадках.
  • Воспитывать интерес и уважение к диким животным.
  •  Развивать воображение, наблюдательность.

Материал: Демонстрационный: картинки с дикими животными (волк, лиса, медведь, заяц, белка, олень); иллюстрации к ненецкой народной сказки «Два оленя»; оленьи рога (из картона) их количество соответствует   числу игроков; стул. Раздаточный: картинки с изображением диких животных, у которых нет хвоста (лапы, морды, уха).

Сюрпризный момент. С помощью игрушки Совенка воспитатель приглашает детей посетить тундру. Но перед тем, как попасть в тундру, надо выполнить задание.

        Игра «Угадай по описанию». Кто это?

        - Крупное животное с ветвистыми широкими рогами? (Олень)

        - Проворная, запасливая, рыжая, ловкая? (Лиса)

        - Бурый, косолапый, неуклюжий? (Медведь)

        - Серый, злой, голодный? (Волк)

        - Трусливый, длинноухий. Серый или белый? (Заяц)

        На стенде вывешены картинки с дикими животными севера.

        - Как их всех можно назвать одним словам? (Животные)

        - Почему? (Тело покрыто шерстью, у них четыре лапы, туловище, морда, хвост, - выкармливают детенышей молоком и т.д.)

        - Где живут эти животные? ( В лесу)

        - Как называются? (Дикие животные)

        - Почему? (Сами себе добывают пищу)

        - Как называются по-другому? (Звери)

        - Вы  знаете, ребята, что на севере, в тундре живут такие же дикие животные. Например: медведь, соболь, заяц – белек, лиса, олени. Давайте внимательно рассмотрим картинку «Северные олени».

        - Кто нарисован на этой картинке? (Оленуха с олененком)

        - Что делает оленуха? Олененок? (Оленуха ест ягель -  олений мох, олененок смотрит внимательно)

        - Чем отличаются оленуха с олененком? ( У олененка  темная, а у оленухи – серая. У олененка рожки маленькие и слабые, он еще не может сам добывать себе пищу, а у оленухи – рога крепкие, сильные, она ими разгребает снег, находит корм – ягель).

        - Чем похожи друг на друга оленуха и олененок? ( У них густая и теплая шерсть, на ногах копыта).

         - Что еще изображено на картине вдалеке? (Оленье упряжка, на таких ездят жители Севера).

Физкультминутка.

        Воспитатель предлагает детям стать маленькими оленятами. (Покажите свои рожки. Как оленята идут по снегу? Как они наклоняются, чтобы сорвать ягель? Покажите как разгребают снег копытом).

        - Мы шли – шли – шли

        Олененку ягель нашли.

        Раз, и два, и три, и четыре, и пять,

Начинаем искать опять.

Воспитатель читает ненецкую народную сказку «Два оленя» (приложение: литературный материал).

Проводится беседа.

        - Что я прочла: рассказ, сказку, стихотворение?

        - Как вы узнали, что это сказка?

        - О чем говорится в этой сказке?

        - Как бы вы назвали сказку?

        - Расскажите, как выглядели олени?

        - Как человек заботится о домашнем олене?

        - Как живет дикий олень в тайге?

        - Как победил в споре, дикий олень или домашний олень?

        - Как вы понимаете слова: «Я человеку друг, и он мне друг»?

        -Чем закончилась сказка?

        Сказка читается второй раз. Предложить детям по желанию пересказать ее. Можно организовать пересказ по ролям. Заслушиваются два пересказа. Дети выполняют задание подгруппами, предварительно уточнив, кто будет пересказывать по ролям.

        Оценивая пересказы, воспитатель обращает внимание детей на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.

        Дидактическая игра «Что не нарисовал художник?» на картинках изображены дикие животные у которых нет хвоста (лапы, морда, уха). Дети должны определить, что не нарисовал художник, и сказать. Например: «Художник не нарисовал волчий хвост (лисьи уши, оленьи рога, заячью лапу).

        Проводится подвижная игра «Ловля оленей».

        Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель, снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки (Поймать оленя в круг).

        Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться из круга (Игра проводится 2-3 раза).

Итог занятия.

Воспитатель уточняет чему научились дети на занятии? Что нового узнали для себя? Как понимают фразу из сказки: «Я человеку друг, и он мне друг»? чему учит эта сказка? Какие игры больше всего понравились на занятии? Воспитатель благодарит детей за ответы.

 Сказка  « Два оленя»

Говорят, в тундре это было. Отбился домашний олень от стада. Долго ли, коротко ли бежал – встретился ему дикий олень и говорит:

- Что за жизнь у тебя! Человека на себе возишь. Тяжелую кладь тащишь. От упряжки весь загривок у тебя облез.а я сам по себе живу, где хочу, там и хожу. Моя жизнь лучше .

В ответ на это домашний олень сказал :

- Нет, моя лучше. Присмотрись, сам увидишь.

Сказав это, он побежал обратно к стаду. А дикий олень – за ним. Над домашним оленем смеется:

- Ты, - говорит, - как на привязи ходишь. От человека на три шага отойти боишься.

 Домашний олень ничего не отвечает. Подошел к стаду, вместе со всеми ягель из-под снега выкапывает и ест. Дикий олень остановился в сторонке.

  Тут темнеть стало, ночь наступила. Задул ветер, поземка поднялась. Все сильнее и сильнее дует ветер. Тогда человек отогнал оленье стадо в ложбину, в подветренную сторону. Прижались олени друг к другу, тепло им , ни о чем они не беспокоятся

  А дикий олень один на открытом месте. Как ни станет, ветер ему шерсть ерошит, снегом бока сечет. Еле дотерпел, пока поземка улеглась.

  Всю долгую ночь человек сторожил стадо, никуда от него не уходил.

  Наутро перегнал стадо на новое, хорошее место. Дождался себе смены, потом запряг четырех оленей в нарты, к чуму поехал. Олени за ночь хорошо отдохнули, быстро бегут. А дикий олень поодаль за ними бежит, смотрит, что дальше будет.

  Вот и чум показался. Выбежали из чума мальчик и девочка. Мальчик оленей распрягает, девочка по спине их гладит, из рук хлебом кормит.

   Дикий олень издали на это смотрит. Увидел вкусную еду – самому захотелось. Стал снег копытами разгребать – ничего не нашел.

  Убежал он далеко в тундру. Начал ягель искать. Только нашел – смотрит: прямо на него бежит волк, зубами с голоду щелкает. Так дикий олень ягеля и не пожевал: пришлось ему от волка спасаться.

  Бросился он бежать – волк за ним. Долго бежал олень, из сил выбился. Волк все не отстает, вот – вот нагонит и в горло вцепится.

  Тут чум показался. Возле него домашние олени спокойно ходят. Дикий олень прямо к чуму подбежал. Выскочил из чума человек с ружьем, одним выстрелом убил волка.

  Увидел это домашний олень и спрашивает дикого оленя:

- Ну, чья жизнь лучше? Я на человека работаю, а он обо мне заботится. Я человеку друг, и он мне друг.

Чтение сказки «Песец и Олень»

Задачи:

  1. Расширить представление о жизни животных севера зимой.
  2. Активизировать словарь детей.
  3. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями.
  4. Развивать логическое мышление.
  5. Воспитывать внимание, наблюдательность.

Предварительная работа:

  1. Беседа о животных Севера.
  2. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с изображением животных Севера.
  3. Чтение стихов «Северный олень», «Молодой олень», «Охотники – песцы», «Пушистый зверёк», «Домик лемминга».
  4. Д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Обведи по контуру».

Материал: Текст сказки «Песец и Олень» (приложение: литературный материал).

Воспитатель:  Ребята, отгадайте загадки:

Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты,

Среди тундровых болот

Он лишайник ягель рвёт.

/Северный олень/

У него пушистый мех,

Белый с золотистым.

Зарывается он в снег,

Роет норку быстро

/Лемминг/

Осторожный, чуткий, смелый,

Зимой ходит в шубе белой,

Шубкою гордиться –

Младший брат лисицы.

/Песец/

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.

/Заяц/

Серовато, зубовато –

По тундре рыщет,

Оленей ищет.

/Волк/

– О ком были загадки? (О животных Севера).

– А каких ещё животных Севера вы знаете? (Белка, белый медведь).

– Почему они живут в суровых условиях Севера и не замерзают? (У животных Севера густой мех, предохраняющий от морозов, толстый слой подкожного жира).

Прекрасно чувствуют себя в тундре песцы, лемминги, северные олени… К суровым условиям жизни они хорошо приспособились, вполне им хватает корма. Но среди этих животных Севера есть хищные и травоядные.

– Как вы думаете, кто из них травоядные? (Олени, зайцы, лемминги, белки).

– А кто хищные животные? (Волки, песцы).

Физкультминутка

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась под дуплом.

Влево –  вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

 (Прыжки в стороны чередуются с приседаниями и бегом по маленьким кругам).

Воспитатель: Прослушайте сказку «Песец и Олень». Чтение сказки

Беседа по содержанию сказки:

– Кого повстречал Песец в тундре?

– Зачем Олень разрывал снег?

– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?

– Чем питаются Песцы?

– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?

– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?

– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?

– Куда побежал Песец?

А сейчас мы с вами поиграем.

        Игра  « Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост».

« Хлопните в ладош, услышав слова, подходящие к описанию песца: осторожный, пушистый мех, добывает рыбу, питается травами и ягодами, разоряет птичьи гнёзда, пушистый хвост, копыта, ветвистые рога, серебристо-голубая шубка, неуклюжий».

– Молодцы, ребята!

Сказка «Песец и олень».

        Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

        - Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

        -  Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

        -   А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

         -  Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

         -  А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

         -  Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

        Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

        Песец разгрыз мох острыми  белыми зубками и тут же выплюнул.

         -  Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

        -   Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

         -   А  как вы, олени, грибы ищете?

         -  Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

         -  Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

         -  Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

         -  Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.

         -   Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

         -   Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

         -  Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

         -  Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее, и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

         -  Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

         - Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

         -   Прощай, друг! – крикнул Олень м побежал догонять оленье стадо.

        А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.

Интеллектуально-познавательная игра «Оленевод – профессия героическая»

Цель: формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры хантов понятий – добро, уважение.

Звучит песня на хантыйском языке «Эвием туви» в исполнении фольклорной группы «Овс мув нэ».

Ведущая. Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие в нашу тундру, где познакомимся ближе с очень редкой но очень нужной профессией – оленевод-пастух. Послушайте легенду, дошедшую до нас из глубокой древности.

Тундра!

Снежные дали без края –

Серебристый песцовый мех.

Без меня проживешь ты, знаю,

Без тропинок моих и вех.

Тундра! Тундра! Вот я, наверно,

Без тебя прожить не смогу!  (А. Пичков)

В тундре длинная и холодная зима, короткое лето. Но живет и трудится здесь сильный, выносливый народ: нипочем им полгода темной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз, ни комариный вой, ни гнус, ни болота, ни великая вода. Коренные жители тундры – ханты, ненцы, коми. Главное занятие – оленеводство. Жители Севера широко используют загадки в своих произведениях.

В ночь беззвездную до чума

Кто добраться нам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?  (Л.Лапцуй)

Домашний олень – это уют тундры, чума. Как подарок он дает радость общения между людьми, создает условия для уважительного отношения друг к другу.

Очень Авку я люблю,

Свежим хлебом, сочной травкой

Я из рук его кормлю,

Он ведь только из пеленок,

Этот Авка – олененок.  (И.Истомин)

Ведущая. Ненецкий писатель Л.Лапцуй рассказывал: «Иногда, во время дежурства в стаде, я разговаривал с прирученными оленями, имевшими свои клички, пел им песню… он благодарно смотрит на меня, шевелит ушами, мотает головой, тычет свою мордочку мне в грудь и внимательно слушает пение». Ребята, а кто пасет оленей? Правильно пастух-оленевод.

Лютой погоде вопреки

Пастбище обходит молча,

У него на поясе клыки:

Есть медвежьи, есть и волчьи.

Вьюга, вьюга, вьюга на земле,

Викторина

Вопросы:

1. Как называется шест, которым управляется оленья упряжка? (Хорей)

2. Что любит есть олень? (Ягель, грибы.)

3. Главный атрибут в мужской одежде оленевода. (Пояс.)

4. Собака лает, свинья хрюкает, а олень… (хоркает.)

5. Из чего изготавливается пояс? (Из кожи.)

6. Назовите традиционную одежду пастуха-оленевода. (Малица.)

7. Назовите традиционную обувь пастухов. (Кисы.)

8. Главная ценность малицы? (Мех оленя, который обладает теплозащитными свойствами.)

Художественный конкурс

Задание. Вырезать по шаблону малицу и раскрасить.

Ведущая. Пусть молодые расслышат речь поколений и далей. Ребята, познакомимся с устным народным творчеством.

Народная мудрость:

1. Как олень гордо несет голову свою, также высоко держи имя свое.

2. Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

3. О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.

4. Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами медведя.

Конкурс будущих пастухов

Я в зимней одежде своей, как сова,

Могу повернуться на нартах едва.

Но я – настоящий помощник отца,

Хорей мой под ветром свистит без конца.

Вопросы:

1. Какую важную функцию выполняет олень? (Транспортное средство.)

2. Назовите главное преимущество оленя перед другими домашними животными. (Находится на подножном корму.)

3. Чем питается олень?

4. Назовите основные категории домашних оленей. (Хор – самец, важенка – самка, яловая важенка, ездовой бык, теленок.)

И Север представить

Нельзя без оленя.

Олень – это тундры

Пятнистый ковер,

Ее вдохновенье,

Ее откровенье…

Олень!

Он в упряжке –

Живая струна.

С глазами, как черные

Очи Ямала.     (Л.Лапцуй)

Игра «На новое стойбище»

Ведущая. Жители тундры съезжаются летом в большие стойбища, чтобы вместе провести период гнуса, самый трудный для оленя и пастухов.

Не дремлют пастухи:

Уже над тундрой множатся

Курчавые дымки,

Ползет завеса белая,

Горят, чадят костры…

Вопрос. А почему пастухи разводят костры?

Ответ. Так они спасаются от гнуса, комаров.

Ведущая. Наш маленький чум много лет спорит ветрами и вьюгами, дождями и снегами. Чум и ныне не получил более разумной и удобной замены в кочевых условиях. Хорошо жить в тундре, когда человек не изменяет своим привычкам, когда он находится в ладу с природой и самим собой.

Аппликация «Тундра! Снежные дали без края» (выполняют 2 команды по 4 человека).

Ведущая. Какой же пастух без нарты? А сейчас – хантыйское предание о том, как возникла идея изготовления нарты. «Два Ханта решили построить нарту. У них есть олени, и они слышали где-то, что на оленях надо ездить. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один ничего не обтесал, с сучками ствол оставил. Другой все снял и сделал гладко. Сделали нарту – она одного человека держит. Один поехал – только пыль столбом, у другого – олени тяну-тянут и никак – сучки хода не дают. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища: у него все гладко сделано. А мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С того времени стали обстругивать гладко все снизу».

Конкурс знатоков

«Хант – не хант без нарты…» Р.Ругин

Вопросы:

1. Назовите основной способ передвижения хантов в зоне тундры. (Езда на оленях, запряженных в нарты.)

2. Назовите основные детали оленьей нарты. (Полозья, ножки-копылья, насил.)

3. Из чего делали нарты? (Из лиственницы, без единого гвоздя.)

4. При езде летом по земле и камням полозья быстро стирались. Что для этого предпринимали ханты? (Снизу прикрепляли вторые полозья.)

Ведущий. А теперь – аукцион,

                  Подведет итоги он.

                  Тот, кто больше, лучше знает –

                  Тот подарок получает.

Вопрос. Всем известно, что утилизация оленьих туш у хантов практически безотходная. Назовите, где используют оленью шкуру? Что из нее изготавливают?

(Приз – последнему, который назвал применение оленьей шкуры.)

Но с детства нам дорог

Наш труд непростой –

Чтоб стать пастухом,

И наука нужна и умение,

Не каждый сумеет

Всю тундру пройти до конца,

И денно и нощно шагая

По тропам оленьим (В.Ледков)

Песня  («Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, м. Р.Гуцалюка)

         1. По тундре, занесённой пушистыми снегами,

             Бежит мой оленёнок, скользят послушно сани!

             Пурга мне не преграда и холод не помеха –

             На мне штаны и шапка, и сапоги из меха!

              Припев: Хей! О-о Хей! Хей! О-о хей!

                              Хей! О-о Хей! Хей!  Хей! Хей! О-хей!

         2. Горят, как звёзды в небе, глаза у оленёнка.

             О тундре белоснежной пою я песню звонко.

             А песне вторит ветер, и в такт стучат копытца.

             Ни волка, ни медведя олень мой не боится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Северный олень"

Знакомим детей с тундрой и ее обитателями...

Педагогический образовательный проект «Корабли тундры» - северные олени»

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объекта...

Образовательный проект "Так вот ты какой, северный олень"

.  Северный олень – это частичка  природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Воркуты.. ....

Познавательный, творческий проект "Жители тундры - северные олени"

Актуальность данного проекта мы видим в том, что он позволяет в специально организованных условиях воспитательно-образовательного процесса  ДОУ, пробудить творческую инициативу и речевую ак...

Проект «Вот ты какой, северный олень»

Мы живем в Западной Сибири. И, так, как северный олень для народов крайнего Севера является основным источником жизни, то наш проект, «Ознакомление дошкольников с северным оленем», как нел...