Устно-поэтическое творчество мордовского народа
материал
Беседа "Устно-поэтическое творчество мордовского народа на экологическую тему"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Большое значение в процессе формирования экологической культуры личности имеют средства духовной культуры, в частности, произведения поэтического творчества, в которых отражена взаимосвязь между природой и национальным характером народа, нравственные представления наших предков об отношении к миру природы. Фольклор содержит богатый материал в плане обогащения экологических знаний детей, лучшего овладения практическими умениями и навыками природоохранной деятельности, выработке правильных привычек поведения в природной среде. Глубокое восприятие художественных образов произведений поэтического творчества способствует обогащению эстетических переживаний и чувств. В материалах фольклора в специальной, своеобразной форме запечатлены традиции и обычаи бережного, разумного отношения народа к природе, ее богатству.
У мордовского народа первоначальное знакомство детей с окружающим миром, с повадками животных и птиц, признаками растений осуществлялось через колыбельные песни, потешки, прибаутки: «От чего ты, заинька, белый, глаза выпучены, зубки очень видны, уши торчком, ножки кривые?» Широкое распространение в детском фольклоре мордовского народа нашли заклички, приговорки – небольшие песенки – обращения к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, птицам, насекомым. В них сохранились следы магических заклинаний, отклики языческих воззрений народа. Их лексика отражает то, что окружает детей, что соответствует их интересам и уровню понимания .
Следующим этапом приобщения подрастающего поколения к знаниям природоведческого характера явилось изучение пословиц, поговорок, загадок, в которых отражено мудрое, бережное отношение народа к богатствам природы, знания сложных явлений окружающего мира. Их по праву можно назвать эффективным средством экологического воспитания. Народные загадки, пословицы, поговорки являются своеобразной системой знаний о природе, ее явлениях. Например, «Казьсак модантъ весть, сон тонь – кемексть» («Вознаградишь землю один раз, она тебя – десять раз», «Тундось сась– весе живгадсь» («Весна придет – все оживет», «Шкасто а видят – сексня эсь прят сюдат» («Вовремя не посеешь – себя проклинать будешь»).
Многие загадки, пословицы, поговорки помогают знакомить детей с явлениями окружающей природной среды, конкретизировать их, привлекать внимание к их признакам, на которые обычно дети не обращают внимание. пользование народных высказываний, дающих полную, образную характеристику отдельным животным и растениям, вызывает чувство удивления, произвольно эти признаки и объекты запоминаются и служат основой дальнейшего развития знаний о живых организмах. Загадок такого содержания в мордовском фольклоре довольно много: «Что за дерево без ветра шелестит, теплым летом как от холода дрожит?», «Не похожа на огонь, только ой как жжет ладонь», «Ходит по полю, но не конь. Плавает по воде, но мокнет».
В этих загадках содержится характеристика растений и животных в необычной поэтической форме, что вызывает интерес и радостное желание правильной отгадки. Таинственные силы природы благодаря загадке становятся более близкими и понятными. «Педагогические миниатюры – загадки играли огромную роль в жизни народа. Их значение неисчерпаемо, еще и до настоящего времени. Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности» – отмечает Г. Н. Волков. Отгадыванием загадок обычно занимались на посиделках, во время пастьбы, дома и на улице. У мордвы традиционными были вечера загадок, где дети вместе со взрослыми состязались по загадыванию и отгадыванию загадок. Например, во время рождественских праздников молодежь разгадывала загадки земледельческой тематики
Народная мудрость, наблюдательность проявляется в народных приметах. Народ фиксировал многократно повторяющиеся природные явления, делал выводы об их взаимозависимости. На основе этих наблюдений крестьяне планировали свою деятельность, старались выполнить сезонные работы так, чтобы не нанести урон окружающей природе. Интерес к наблюдениям за погодой прививали детям с раннего возраста. «Не примечаешь – и хлебушка не видать», – гласит народная пословица. Дети учились определять изменения погоды по ряду признаков: по движению туч, поведению насекомых, птиц, животных. Мордовские дети знали, что «осень короткая – зима будет долгая», «зима богата снегом, лето – зерном», «ласточки низко летают – к ненастью» [
Одним и очень важным средством в воспитательном процессе была сказка, которая сопровождала человека от рождения до глубокой старости. Природоведческая тематика характерна прежде всего для сказок о животных. Многие из них с точки зрения современности являются экологическими: «Якась, покась нумолось» («Ходит-бродит зайчик», «Шавача» («Сойка», «Мексь кавалось ды саразось аволь дружнат» («Почему коршун и курица в ссоре», «Почему волки стали охотиться на зайцев». В них можно найти не только объяснение явлений природы, яркие запоминающиеся образы, но и фрагменты пищевых цепочек, элементы сложных природных взаимосвязей типа «хищник – жертва». Сказки знакомят детей с растительным и животным миром территории, занимаемой мордвой, с повадками зверей и птиц (сказка сообщает, что звери живут в лесу: белка в дупле, медведь спит в берлоге и сосет свою лапу, заяц любит грызть кору с деревьев, дети узнают об анатомическом строении животных (почему у зайца передние лапы короче, а задние длиннее; причину отсутствия хвоста у медведя, у них можно найти глухие отзвуки процесса приручения животных («Кода кискась эстензэ ялга мусь» – «Как собака друга себе нашла»). Сказки в увлекательной форме, помогают понять ребенку законы природы, осознать ее значение как многогранной универсальной ценности (познавательной, эстетической, понять красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, понять взаимосвязь между живым и неживым в природе
Современный детский писатель Р. П. Погодин отмечает роль сказок в жизни ребенка как средства привития любви к природе: «Со сказки о цветке, о зайце начинают завязываться отношения между размышляющим человеком и животворящей природой. Еще не повидав зайца, ребенок уже знает о нем из сказки. Учится любить окружающий его мир. соучаствовать в его заботах, сострадать в его бедах» В сказках проявляется одна из характерных черт народной педагогики – обучение подрастающего поколения умению жить в согласии с природой. Неодушевленные предметы, животные, солнце, луна, звезды являются в сказках существами одного уровня. Они наделены человеческими чертами, к ним можно обращаться, они говорят и чувствуют как люди. В легендах, сказках природа и ее представители оказывают неоценимую помощь человеку, спасают его от гибели. Но это происходит только в том случае, когда человек не нарушает законов природы. В союзе с ней он становится лучше, чище, добрее. В народных сказках те отрицательные персонажи, которые жестко и эгоистично относятся к бесценным дарам природы, растениям, животным, подвергаются суровому наказанию. У мордовского народа есть священная сказка о жадном хвастуне-охотнике, в которой рассказывается о том, что природа наказывает того, кто без надобности ее губит .
Кроме сказок и легенд природоведческого и экологического характера в устно-поэтическом творчестве мордовского народа присутствует немало преданий и быличек космогонического, географо-топонимического содержания. В них определенное место занимают описания картин природы, конкретной местности, с характерным растительным и животным миром, рассказывается о происхождении отдельных видов растений и животных, повадках зверей, птиц («Канюк», «Как появилась гусыня», «Как кошка с собакой стали враждовать»)
Древние мордовские племена, проживавшие в лесных массивах, понимали, что без разумного, бережного отношения к ним невозможно существование. Эти взгляды закреплялись в сознании на протяжении многих столетий и широко отражались в устно-поэтическом творчестве, в частности, в лирических песнях, которые мордва называет лесными: «Тума» («Дуб», «Умарь, умарь – умарина» («Дерево, дерево – яблонька», «Пиче» («Сосна»). Особое место в этом ряду занимает мокшанская народная песня «Келу» («Береза», которая по своему содержанию относится к временам культа природы. В «Келу» идеально выражены природные взаимосвязи: растет береза в лесу (там, где плодородная земля, там, где солнце кружит (солнце – источник энергии, роста и развития растения, береза густа и ветвиста (благодаря почве, солнцу и глубокому роднику). У мордовского народа известны песни о растениях, родниках, лесных опушках, лугах, животном мире, в которых воспевается красота и могущество природы. Известны также песни, имеющие экологическое содержание: «Свила бы гнездо – боюсь разорят», «Утица», «Куница», «Охотник и лесная утка», «Ой, хорошая птица лебедь». Они еще раз напоминают о необходимости доброго, разумного отношения людей к природе, стремлении сохранить ее для новых поколений. Устами представителей животного мира проводится мысль о почитании природы, даются предостережения от ее бессмысленного уничтожения: не будет природы – не сможет жить и человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Устно-поэтическое творчество мордовского народа"
Устно-поэтическое творчество мордовского народа....
Устно-поэтическое творчество мордовского народа в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Устно-поэтическое творчество мордовского народа в экологическом образовании детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)...
Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? ...
Сценарий праздника на основе мордовского и русского фольклора «У России – дочь Мордовия» К 1000 – летию единения мордовского народа с народами российского государства (для детей старшей и подготовительной групп)
В содержании сценария: песни, танцы, народные игры, стихи на русском, мордовском и татарском языках....
"Устное - народное творчество Мордовского народа"
Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поко...
Деловая игра к педсовету №3 «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций мордовского народа» на тему: «Знатоки мордовского края»
Данный материал позволит систематизировать знания педагогов о родном крае, повысить их профессиональное мастерство, познавательную активность, пополнить знания по истории, культуре, природе родного кр...
" Обычаи и творчество мордовского народа"
Развитие представлений детей о Мордовской республике,знакомство с мордовскими обычаями и народным творчеством....