"Использование на занятиях обучению родному языку произведений башкирских писателей и поэтов как средство развития речи 5-7 лет"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Художественная литература — важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы башкирского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ispolzovanie_proizved._bashk._pisateley.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 «Мечта» муниципального района Мелеузовский район РБ
Консультация:
«Использование на занятиях обучению родному языку произведений башкирских писателей и поэтов как средство развития речи детей 5-7 лет»
Воспитатель: Янбердина Г.В.
Мелеуз – 2021г.
Художественная литература — важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы башкирского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художественных произведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам, разработанным на основе общих положений эстетики. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В работах педагогов рассматриваются разные стороны методики художественного чтения: методика ознакомления с поэзией и заучивания стихов и басен, влияние иллюстрации на понимание литературного произведения.
Важным качеством речи является выразительность. Уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс воспитания положительного отношения к книге детей старшего дошкольного возраста, будет проходить более успешно, если будет соблюдаться следующее:
- пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство любви к художественной литературе, как виду искусства;
- использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки;
- формировать бережное отношение к книге;
- учить анализировать текст, давать оценку героям произведений, оценивать их поступки;
- развивать речь у дошкольников, воспитывать грамотного читателя;
- контролировать процесс семейного чтения;
- учить самих сочинять стихи, сказки, рассказы, развивать словотворчество;
- развивать творческий потенциал детей, умение создавать рассказы, опираясь на свой жизненный опыт;
- продолжать знакомство с тематическим многообразием башкирской литературы, развивать эмоциональную сферу ребенка, его воображение.
Целью данной работы является анализ методов ознакомления старших дошкольников с творчеством писателя как средство воспитания положительного отношения к книге.
Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:
- раскрыть основные задачи детского сада по ознакомлению детей с художественными произведениями;
- показать особенности проведения занятий по ознакомлению детей с художественной литературой;
- выявить влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений;
- привести рекомендации по ознакомлению старших дошкольников с творчеством писателя как средство воспитания положительного отношения к книге.
Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями башкирских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.
Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы башкирского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов М.Гафури, М.Карима, А.Ягафаровой, Ф.Тугузбаевой, легкие и прозрачные стихи Р.Гарипова, Р.Нигмати, Г.Юнусовой, Н.Салимова, Р.Янбулатовой, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык башкирских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях А.Вахитовой, Ф.Рахимгуловой, С.Алибай. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство башкирского языка в произведениях художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства и методические принципы обучения родному языку
Знание закономерностей усвоения речи необходимо при выборе методики обучения детей родному языку, т. е. при выборе средств обучения. I. Средства обучения языку — это:...
Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори
Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870–1952), итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свобо...
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей
Методы и приемы работы с детьми по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема занятия: «Знатоки родного языка»
Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении пре...
Цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского язы...
Работа с одаренными детьми. Развитие способностей у детей татар при обучении родному языку с использованием различных видов детской деятельности.
В этой статье описывается работа с одаренными детьми за 2019-2020 учебный год. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной....
Методическая разработка "Калмыцкие народные сказки в развитии речи и обучении родному языку детей дошкольного возраста"
Калмыцкая сказка как один из жанра фольклора способствует приобщению дошкольников истории калмыцкого народа....