Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей
статья (подготовительная группа) на тему
Методы и приемы работы с детьми по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_tsel_raboty_po_razvitiyu_rechi_i_obucheniyu_rodnomu_yazyku_detey.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский)
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как:
- Правильное произношение звуков и слов
- Правильное по смыслу употребление слов
- Умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка (см. : Соловьева О.И. методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1960, с. 19-20)
В конце 60-х годов в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г.И. Винокур, Б.Н.Головин, В.Г.Костомаров, А.А.Леонтьев). правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью , а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла . высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью (см.: Методика развития речи на уроках русского языка . Под ред.Т.А.Ладыженской – М., 1991 г.).
Признаками хорошей речи являются:
- Лексическое богатство
- Точность
- Выразительность
Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того , он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной , выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования , опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью. Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Задачи речевого развития речи
Основные единицы языка | Формы речевого общения | Задачи развития речи |
1. слово 2. звук 3. словоформа словосочетание предложение 4. текст | Диалог, монолог | 1.развитие словаря 2.воспитание звуковой культуры речи 3.формирование грамматического строя речи 4. развитие связной речи:
|
Методические принципы развития речи
Методические принципы – это общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения.
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления и развивается в единстве с мышлением.
- Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), в разных видах деятельности.
- Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении.
- Принцип обеспечения активной речевой практики. Важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей:
- Эмоционально-положительный фон
- Субъект-субъектное общение
- Индивидуально направленные приемы
- Широкое использование наглядного материала, игровых приемов
- Смена видов деятельности
- Задания, обращенные к личному опыту и др.
Средства развития речи
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:
- Общение взрослых и детей
Общение – взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина). речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.
- Культурная языковая среда, речь воспитателя
Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:
- содержательность и одновременно точность, логичность
- соответствие возрасту детей
- лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность
- образность
- выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость
- знание и соблюдение правил речевого этикета
- соответствие слова воспитателя его делам
- Обучение
Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений
- Художественная литература
является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи
- Изобразительное искусство, музыка, театр.
Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями
Задачи развития речи решаются путем использования различных средств и методов в их единстве.
Календарный план предусматривает не только занятия, но и основные формы развития речи вне их.
В помощь воспитателям можно предложить примерную таблицу , демонстрирующую основные формы работы по развитию речи (А.М.Бородич. Методика развития речи. М., 1981, с.202-212)
Диагностическая карта по выявлению уровня речевого развития детей в подготовительной группе
Умения и навыки ребенка
- Строить сложные предложения разных видов
- Составлять рассказы по картине, по серии картинок, из опыта, небольшие сказки
- Находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове
- Составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова на слоги (части)
- Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов
- Драматизировать небольшие произведения
Схема развивающего речевого занятия
- разминка в кругу (психологический настрой; пальчиковые игры)
- речевая разминка (проговаривание скороговорок с различной интонацией и громкостью с одновременным подключением движений рук)
- основной блок: в какой-либо сказочный или познавательный материал, связанный одним сюжетом, вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления
- двигательная разминка (в середине занятия)
- анализ и итоги занятия
Задача. Развитие личности ребенка, его воображения, мышления, речи, коммуникативных и волевых качеств.
Программное содержание.
- Связная речь. Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, использовать план
- Грамматика. Закреплять умение образовывать существительные винительного падежа множественного числа
- Звуковая культура речи. Упражнять в отчетливом произношении потешек в различном ритме с разной силой голоса
- Методы ТРИЗ. Сочинение сказки по схемем-карточкам; поиск противоречий; нахождение внешних и внутренних ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи и обучению татарскому языку во второй младшей группе по теме: «Домашние животные и их детёныши»
Интегрированное занятие по развитию речи и обучению татарскому языку во второй младшей группе по теме: «Домашние животные и их детёныши» Цель: Уточнить и расширить словарь детей...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Родной язык»
Занятие по развитию речи о любви к родному языку, краю....
Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори
Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870–1952), итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свобо...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ...
Цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского язы...
Методическая разработка "Калмыцкие народные сказки в развитии речи и обучении родному языку детей дошкольного возраста"
Калмыцкая сказка как один из жанра фольклора способствует приобщению дошкольников истории калмыцкого народа....