Волшебный сундук Осени
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Платонова Елена Николаевна

Закрепить знания  детей об орнаментальных образах – символах солнца, дерева, густой лес,  собака, через чувашское декоративно – прикладное искусство. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_sunduk_oseni.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики

План – конспект комплексного занятия

 по познавательной деятельности

« Волшебный сундук  Осени»

для детей подготовительной группы с ОНР.

Составил:

Платонова Елена Николаевна

воспитатель МБДОУ

 «Детский сад № 2» г. Чебоксары.

 

                         

г. Чебоксары

Программное содержание:

Развивающие задачи:

1. Закрепить и обобщить знания детей об осени: периоды (ранняя, золотая, поздняя), приметы (идёт дождь, небо хмурое, листья с деревьев опадают, птицы улетают на юг, люди собирают урожай).
     2. Закрепить знания о деревьях.
     3. Активизировать в речи детей, качественные прилагательные 
(Осень какая? золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная).
     4. Закрепить знания  детей об орнаментальных образах – символах солнца, дерева, густой лес,  собака, через чувашское декоративно – прикладное искусство.

5. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

6. Стимулировать самостоятельность при работе с штампами, поощрять творческий подход.

Коррекционные  задачи: 

  1. Развивать словесно - логическое мышление детей, закрепляя умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи.
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы (анализ).
  3. Стимулирование речевой активности.
  4. Формирование положительных эмоций.
  5. Развитие мелкой моторики кистей рук.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эмоционально – положительного  отношения к родному         народу.
  2. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
  3. Стимулировать самостоятельность при работе с штампами, поощрять творческий подход.
  4. Воспитывать интерес к окружающей природе.
  5. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, дружелюбие, умение сопереживать.

 Изобразительные задачи:

Учить детей созданию художественно – выразительных образов: солнца,     дерева, собаки, густого леса и дома, на основе элементов чувашского декоративно – прикладного искусства.

Технические задачи:

  1. Закреплять технику использования штампов в рисовании.
  2. Упражнять детей в сочетании уже знакомых способов рисования: цветными карандашами, маркерами, фломастерами, гуашью,  поролоном.

Словарная работа:

 Активизировать словарный запас Егора М. – ранняя, золотая, поздняя, солнце, дерево, густой лес, собака, чувашские узоры; Родион И. - лучи солнца, голова, хвост крючком, хмурая, поздняя., Арсений – листогной, грязник.

Индивидуальная работа:

  1. Обратить внимание Влада К.. на разнообразие  и вариативность изобразительных материалов.
  2. Напомнить Егора М. - способы расположения штампа на силуэте одежды.

Демонстрационный материал:

  1. Сундук с (Трафаретами чувашской вышивки).
  2. 5 замков с листочками: кленовый, осиновый, рябиновый, березовый и дубовый.
  3. «Письмо от Осени»
  4. Презентация (экран, проектор, ноутбук)
  5. Картинки с изображением деревьев в осеннем наряде.
  6. Мини – музей «Чувашская вышивка» (масмак)
  7. Веревка, прищепки «для белья» ( выставка работ).

Раздаточный материал:

  1. Лупы.
  2. Штампы.
  3. Гуашь.
  4. Поролон.
  5. Вырезанные силуэты:  платья и повязки (масмак).
  6. Влажные салфетки.

Предшествующая работа:

  1. Чтение стихов русских поэтов об осени (А.Пушкин, И.Бунин, А.Плещеев);
  2. Рассматривание картин русских художников (И.И. Левитан «Золотая осень», И. И.Шишкин «Рожь», И.С. Остроухов «Золотая осень») и иллюстраций по теме;
  3. Чтение художественной литературы: К.Д.Ушинский «Четыре желания», И.Соколов-Микитов «Улетают журавли», рассказы-загадки об осени;
  4. Выполнение творческих работ: аппликация на тему «Осенний ковер», рисование на тему: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Нарисуй, что хочешь про осень», коллективная лепка «Осень»;
  5. Дидактические игры и упражнения по темам «Лес. Деревья. Грибы и ягоды. Перелетные птицы. Осень».
  6. Оформление выставок «Осенний вернисаж»
  7. Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами  чувашского  народного  декоративно – прикладного искусства.
  8. Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского  устного народного творчества.
  9. Использование  чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Методы и приемы по ходу занятия:

  1. Художественное слово-приветствие: «Я твой друг?»
  2.   Сюрприз: сундук с замком, письмо с листиками (задания).
  3.   Задание 1: «Какая Осень?»
  4. Задание 2: Презентация «Волшебница Осень».
  5. Индивидуальные и хоровые повторения: хмурень, грязник , листогной .
  6. Задание 3: Игра «Да» или «Нет».
  7. Задание 4: «Отгадай загадки».
  8.   Задание 5:  « В музее чувашской вышивки»
  9. «В музее чувашской вышивки».  Рассказ воспитателя, самостоятельное рассматривание вышивки с помощью луп (платье, рубашка, головная повязка, полотенце).
  10. Пальчиковая гимнастика «Деревья»

11.         Инструкция, напоминания по поводу использования штампов и последовательности работы.

  1. Самостоятельная работа детей с материалом
  2. Индивидуальная помощь педагога.
  3. Совместный анализ детских работ.
  4. Поощрения педагога: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши работы получились яркие, нарядные, красивые;
  5. Подведение итога:  что больше всего понравилось, почему?
  6. Сюрприз от Осени (сундук с сюрпризом).

Ход занятия:

  1. (Дети и воспитатель входят в группу и  встают в круг)

Я твой друг, и ты мой друг.

Встаньте дети дружно в круг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь  друг другу и нашим гостя, чтобы у нас   весь день было хорошее настроение.

- У меня для вас необычная загадка.

«Пусты поля, мокнет земля.

День убывает, когда это бывает?

-  Как вы думаете? (Осеню)

-  Молодцы! Я сегодня не случайно заговорила об осени. Сегодня нам красавица-Осень прислала необычный подарок. Вот этот золотой сундук. Ой, а сколько здесь замков… Как же мы его откроем?(Ответы детей) Что это? Наверное, подсказка, как открыть сундук. ПИСЬМО: «Здравствуйте, мои дорогие дети! Решила вас порадовать своим сюрпризом, который находятся в сундуке. А чтобы открыть замки, вам придется выполнить мои задания. А задания записаны на волшебных листочках. Когда вы выполните задания, лист станет ключом к замку. Удачи вам!»

- Вы готовы выполнить задания Осени? (Да)

- Ребята, осень, несомненно, очень красивое время года.

2.  1-й лист (КЛЕНОВЫЙ): задание 1.

 - Какая Осень в нашем Чувашском крае?

 (золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная).

- Замечательно!

- Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Молодцы. Вы справились с первым заданием, и лист стал ключом. Проверим, приложим? Анечка помоги, пожалуйста. Умница спасибо!

- Каждый месяц олицетворяет собой какой-либо осенний период.

- Это мы увидим в следующем задании Осени. Пройдите, пожалуйста, к стульчикам, присаживайтесь.

 (ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ):

2 й лист(ДУБОВЫЙ) и задание 2.

1 слайд: 

- Посмотрите внимательно и назовите, какой осенний период изображен на иллюстрации? (Сентябрь) Почему, вы так думаете? (Рассуждения детей).

- Да, вы правы на изображении СЕНТЯБРЬ.

Сентябрь – ранняя осень. В сентябре погода еще теплая, но все чаще начинает хмуриться небо. За это сентябрь называют хмурень. 

- Как называют сентябрь? (Хмурень). Все вместе скажем.(Хмурень). Почему так называют? (Ответы детей).

- А еще в сентябре начинают менять свою окраску листья. И поэтому в народе говорят:

В сентябре лето кончается, осень начинается.

2 слайд:

 - Посмотрите следующее изображение и назовите, какой осенний месяц вы видите? (Октябрь)? Почему, так решили? (Рассуждения детей).

- Я с вами согласна на изображении ОКТЯБРЬ.

Октябрь – средняя, или золотая осень. В октябре желтеют и краснеют листья, поэтому этот период осень называют золотым. Но если в начале месяца красиво, то потом продолжительные дожди образуют мокрые лужи под ногами. Этот месяц в народе называют грязник. Кто запомнил, как называют октябрь?

- Как называют октябрь? (Грязник). Все вместе скажем: (Грязник). Почему так называют? (Ответы детей).

А еще,  в народе говорят:

В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.

- Да, в начале октября у нас еще красивая, теплая погода, а в конце уже может выпасть даже снег. Поэтому так говорят « В октябре до обеда осень, а после обеда – зима».

-Хорошо. Смотрим на следующее изображение.

3 слайд: 

- Назовите, какой следующий осенний период отражен на иллюстрации? (Ноябрь).  Как догадались? Почему? (Рассуждения детей).

- Молодцы, я согласна! На изображении НОЯБРЬ!

Ноябрь – поздняя осень. В ноябре на деревьях остается так мало листьев, что лес обнажается, погода становится сырой и холодной. С дождем выпадает первый снег. Месяц этот листогной. 

Так же в народе говорят: 

В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.

- Хорошо, а теперь посмотрите внимательно  на изображения  и вспомните народные названия осенних месяцев.

- Как называют сентябрь в народе «хмурень»,  а октябрь называют? (грязник). Почему? Что происходит с листьями в ноябре? Как называют ноябрь в народе? (Листогной).

- Какое народное название подходит к этому изображению?

- Кто заметил, что здесь что-то не так? А что не так?

- Согласны ли, вы с этой последовательностью? Что надо изменить?

- Какое народное название подходит к этому изображению?

- Какой период осени сейчас. Почему, вы так решили? Да вы правы. Молодцы!

- Как вы думаете, вы справились со вторым заданием?  Лист стал ключом, проверь, пожалуйста, Лада.

3.  А вот и 3 задание – лист (РЯБИНОВЫЙ):

Чтобы открыть следующий замок, мы поиграем в игру, которую приготовила для вас Осень.

Игра называется «ДА или НЕТ».

 - Я задаю вопросы, а вы  будете отвечать. На  ответ «да» – вы хлопаете, а на «нет» - топаете. (На скорость, в быстром темпе).

Осенью растут грибы (да)

Осенью растут цветы (нет)

Листья на деревьях желтеют (да)

Тучки солнце закрывают (да)

Туманы осенью плывут (да)

А букашки прилетают (нет)

Урожай все собирают (да)

Птичьи стаи улетают (да)

Часто – часто льют дожди (да)

Достаём ли сапоги (да)

Можно детям загорать (нет)

Ну, а что же надо делать

                             Куртки, шапки одевать (да)

- Молодцы, все замечательно справились заданием,  и наш лист стал ключом.

4. Следующий лист (БЕРЕЗОВЫЙ) и задание 4:

- А чтобы открыть 4 замок, нам надо отгадать загадки. Слушайте внимательно!

Весной зеленела,                                        

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

Сучки рогатые, 
Плоды крылатые, 
А лист - ладошкой, 
С длинной ножкой. 
(Клён) 

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В "белом сарафане.

(Береза)

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

(Дуб)

-  Как вы думаете, можно ли увидеть в наших краях такие деревья,  и еще какие? (Ответы детей)

- Ребята, следующая загадка необычная: (показываю символ «дерева» и  «густого леса»).

- Что обозначает – символ? Где можно, их встретить? (На чувашской вышивке).

- Наша Республика богата не только природой, но и славится чувашской вышивкой (узорами). Поэтому Чувашию издавна называли краем «ста тысяч узоров».

-  Вот и выполнили 4 задание, лист стал ключом к замку. Арина, вот тебе лист, открой замок. Умница!

5. Ребята, закройте глазки и представьте себе Осень в женском образе. (Тихо).

- Представили, откройте глазки: в каком наряде пришла к вам Осень? (красива, нарядна, восхитительна, прекрасна и т.д.).

- Так, как мы живем в Чувашской Республике,  представьте сейчас Осень в Чувашском наряде.

- Всю красоту Чувашских узоров мы увидим в нашем музее. Приглашаю вас в музей.

- Посмотрите, сколько здесь разных вышивок! А какие узоры мы видим? (Чувашские).

Если хорошо присмотреться, то можно увидеть, что в чувашских узорах изображены разные образы-символы. Эти символы чувашские мастера  - умельцы использовали в украшении одежды, обуви, головных уборах, деревянной и глиняной посуды. Народная чувашская вышивка известна всему миру. Старинные вещи восхищают своей красотой и тонкостью.

6.  Здесь для вас лупы. Лупы помогут рассмотреть всю красоту узоров. Какие образы – символы видите (деревья, густой лес, солнце, животное). Какие цвета  использовали мастера?(красные, желтые, зеленые, синие).

- Обратите внимание,  в чувашской вышивке элементы узора чередуются по цвету и могут чередоваться символами.

7.  Ой, ребята, у нас остался еще 1 лист (ОСИНОВЫЙ) - 5 задание. Странно, на нем ничего не написано. (Ответ - нарисовано).

- Да, действительно нарисовано! Только здесь чего – то не хватает? (Узоров).

- А что мы с вами можем делать? (Украсить наряд) Мы сегодня будем работать с необычными материалами – это штампы. Посмотрите внимательно, на штампах какие образы – символы чувашского узора вы видите? (солнце, дом, дерево, густой лес, животное). Вы готовы?

- Выберите наряд? (платье, масмак)

8. Но, сначала мы разомнем пальчики:

- Буду вам стихи читать, а вы движения повторять:

      Один, два, три, четыре, пять         (хлопаем в ладоши)                                                                                                                                                                          

      Будем листья собирать                   (сжимаем и разжимаем кулаки)                                                                      

      Листья березы,                                (сгибаем большой палец)

      Листья рябины                                (сгибаем указательный)

      Листик тополя                                 (сгибаем средний)

      Листья осины                                   (сгибаем безымянный)

      Листики дуба мы соберем              (сгибаем мизинец)

      Маме осенний букет отнесем         (указательный и средний шагают по ладони)

- Займите свои места. На столах есть материалы для работы.

    - Подумайте, как вы, украсите одежду? Узор должен чередоваться по цвету и образом – символом..

- Выберите образы – символы, которые вам понравились, расположите их.

    - Можете приступить к работе.

9.  Дети работают с штампами).

(Дети работают, воспитатель оказывает  индивидуальную помощь).

-Заканчиваем, наводим порядок на столе и вешаем работы.

-Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши работы получились  яркие, нарядные. Как на выставке. Осень увидит наши работы, они ей понравятся. (Спросить у детей, какие образы – символы они использовали при украшении одежды).

-Замечательно, вот и 5 лист стал ключом.  Пора открывать последний замок.

- Ребята вы справились со всеми заданиями и можете  открыть сундук. ( Дети открывают, а в сундуке сюрприз – это трафареты с чувашскими образами – символами).

10.  Что вам запомнилось? Почему?

-  Мне тоже понравилось. Вы сегодня все старались, работали дружно, аккуратно.  Молодцы! А трафареты вы можете взять в уголок рисования и использовать в своих работах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного праздника "Волшебный сундук Василисы"

Выпускной праздник в подготовительной логопедической группе. Дети с удовольствием выполняют задания Василисы, и помогают ей расколдовать замки....

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию во второй младшей - средней группе  "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"презентация к нему...

Волшебный сундук Василисы.

Праздничный утренник, посвящённый выпуску детей в школу....

Волшебный сундук.

Обогатить словарный запас детей через ознакомление бытом и искусством татарского народа....

Сценарий новогоднего праздника "Волшебный сундук" подготовительная группа

Сценарий новогоднего праздника "Волшебный сундук"  для детей подготовительной группы....

"Волшебный сундук Осени"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики...

Осенний сценарий для старших групп "Волшебный сундук осени"

Развлечение на улице для детей старшей и подготовительной группы...