"Волшебный сундук Осени"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики
План – конспект комплексного занятия
по познавательной деятельности
« Волшебный сундук Осени»
для детей подготовительной группы с ОНР.
Составил:
Платонова Елена Николаевна
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 2» г. Чебоксары.
Проведено в подготовительной группе №7
18 октября 2016г.
г. Чебоксары 2016г.
Программное содержание:
Развивающие задачи:
1. Закрепить и обобщить знания детей об осени: периоды (ранняя, золотая, поздняя), приметы (идёт дождь, небо хмурое, листья с деревьев опадают, птицы улетают на юг, люди собирают урожай).
2. Закрепить знания о деревьях.
3. Активизировать в речи детей, качественные прилагательные (Осень какая? золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная).
4. Закрепить знания детей об орнаментальных образах – символах солнца, дерева, густой лес, собака, через чувашское декоративно – прикладное искусство.
5. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
6. Стимулировать самостоятельность при работе с штампами, поощрять творческий подход.
Коррекционные задачи:
1. Развивать словесно - логическое мышление детей, закрепляя умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы (анализ).
3. Стимулирование речевой активности.
4. Формирование положительных эмоций.
5. Развитие мелкой моторики кистей рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
2. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
3. Стимулировать самостоятельность при работе с штампами, поощрять творческий подход.
4. Воспитывать интерес к окружающей природе.
5. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, дружелюбие, умение сопереживать.
. Изобразительные задачи:
Учить детей созданию художественно – выразительных образов: солнца, дерева, собаки, густого леса и дома, на основе элементов чувашского декоративно – прикладного искусства.
Технические задачи:
1. Закреплять технику использования штампов в рисовании.
2. Упражнять детей в сочетании уже знакомых способов рисования: цветными карандашами, маркерами, фломастерами, гуашью, поролоном.
Словарная работа:
Активизировать словарный запас Егора М. – ранняя, золотая, поздняя, солнце, дерево, густой лес, собака, чувашские узоры; Родион И. - лучи солнца, голова, хвост крючком, хмурая, поздняя., Арсений – листогной, грязник.
Индивидуальная работа:
1. Обратить внимание Влада К.. на разнообразие и вариативность изобразительных материалов.
2. Напомнить Егора М. - способы расположения штампа на силуэте одежды.
Демонстрационный материал:
1. Сундук с (Трафаретами чувашской вышивки).
2. 5 замков с листочками: кленовый, осиновый, рябиновый, березовый и дубовый.
3. «Письмо от Осени»
4. Презентация (экран, проектор, ноутбук)
5. Картинки с изображением деревьев в осеннем наряде.
6. Мини – музей «Чувашская вышивка» (масмак)
7. Веревка, прищепки «для белья» ( выставка работ).
Раздаточный материал:
1. Лупы.
2. Штампы.
3. Гуашь.
4. Поролон.
5. Вырезанные силуэты: платья и повязки (масмак).
6. Влажные салфетки.
Предшествующая работа:
1. Чтение стихов русских поэтов об осени (А.Пушкин, И.Бунин, А.Плещеев);
2. Рассматривание картин русских художников (И.И. Левитан «Золотая осень», И. И.Шишкин «Рожь», И.С. Остроухов «Золотая осень») и иллюстраций по теме;
3. Чтение художественной литературы: К.Д.Ушинский «Четыре желания», И.Соколов-Микитов «Улетают журавли», рассказы-загадки об осени;
4. Выполнение творческих работ: аппликация на тему «Осенний ковер», рисование на тему: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Нарисуй, что хочешь про осень», коллективная лепка «Осень»;
5. Дидактические игры и упражнения по темам «Лес. Деревья. Грибы и ягоды. Перелетные птицы. Осень».
6. Оформление выставок «Осенний вернисаж»
7. Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.
8. Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.
9. Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.
Методы и приемы по ходу занятия:
1. Художественное слово-приветствие: «Я твой друг?»
2. Сюрприз: сундук с замком, письмо с листиками (задания).
3. Задание 1: «Какая Осень?»
4. Задание 2: Презентация «Волшебница Осень».
5. Индивидуальные и хоровые повторения: хмурень, грязник , листогной .
6. Задание 3: Игра «Да» или «Нет».
7. Задание 4: «Отгадай загадки».
8. Задание 5: « В музее чувашской вышивки»
9. «В музее чувашской вышивки». Рассказ воспитателя, самостоятельное рассматривание вышивки с помощью луп (платье, рубашка, головная повязка, полотенце).
10. Пальчиковая гимнастика «Деревья»
11. Инструкция, напоминания по поводу использования штампов и последовательности работы.
11. Самостоятельная работа детей с материалом
12. Индивидуальная помощь педагога.
13. Совместный анализ детских работ.
14. Поощрения педагога: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши работы получились яркие, нарядные, красивые;
15. Подведение итога: что больше всего понравилось, почему?
16. Сюрприз от Осени (сундук с сюрпризом).
Ход занятия:
1. (Дети и воспитатель входят в группу и встают в круг)
Я твой друг, и ты мой друг.
Встаньте дети дружно в круг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостя, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
- У меня для вас необычная загадка.
«Пусты поля, мокнет земля.
День убывает, когда это бывает?
- Как вы думаете? (Осеню)
- Молодцы! Я сегодня не случайно заговорила об осени. Сегодня нам красавица-Осень прислала необычный подарок. Вот этот золотой сундук. Ой, а сколько здесь замков… Как же мы его откроем?(Ответы детей) Что это? Наверное, подсказка, как открыть сундук. ПИСЬМО: «Здравствуйте, мои дорогие дети! Решила вас порадовать своим сюрпризом, который находятся в сундуке. А чтобы открыть замки, вам придется выполнить мои задания. А задания записаны на волшебных листочках. Когда вы выполните задания, лист станет ключом к замку. Удачи вам!»
- Вы готовы выполнить задания Осени? (Да)
- Ребята, осень, несомненно, очень красивое время года.
2. 1-й лист (КЛЕНОВЫЙ): задание 1.
- Какая Осень в нашем Чувашском крае?
(золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная).
- Замечательно!
- Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Молодцы. Вы справились с первым заданием, и лист стал ключом. Проверим, приложим? Анечка помоги, пожалуйста. Умница спасибо!
- Каждый месяц олицетворяет собой какой-либо осенний период.
- Это мы увидим в следующем задании Осени. Пройдите, пожалуйста, к стульчикам, присаживайтесь.
(ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ):
2 й лист(ДУБОВЫЙ) и задание 2.
1 слайд:
- Посмотрите внимательно и назовите, какой осенний период изображен на иллюстрации? (Сентябрь) Почему, вы так думаете? (Рассуждения детей).
- Да, вы правы на изображении СЕНТЯБРЬ.
Сентябрь – ранняя осень. В сентябре погода еще теплая, но все чаще начинает хмуриться небо. За это сентябрь называют хмурень.
- Как называют сентябрь? (Хмурень). Все вместе скажем.(Хмурень). Почему так называют? (Ответы детей).
- А еще в сентябре начинают менять свою окраску листья. И поэтому в народе говорят:
В сентябре лето кончается, осень начинается.
2 слайд:
- Посмотрите следующее изображение и назовите, какой осенний месяц вы видите? (Октябрь)? Почему, так решили? (Рассуждения детей).
- Я с вами согласна на изображении ОКТЯБРЬ.
Октябрь – средняя, или золотая осень. В октябре желтеют и краснеют листья, поэтому этот период осень называют золотым. Но если в начале месяца красиво, то потом продолжительные дожди образуют мокрые лужи под ногами. Этот месяц в народе называют грязник. Кто запомнил, как называют октябрь?
- Как называют октябрь? (Грязник). Все вместе скажем: (Грязник). Почему так называют? (Ответы детей).
А еще, в народе говорят:
В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.
- Да, в начале октября у нас еще красивая, теплая погода, а в конце уже может выпасть даже снег. Поэтому так говорят « В октябре до обеда осень, а после обеда – зима».
-Хорошо. Смотрим на следующее изображение.
3 слайд:
- Назовите, какой следующий осенний период отражен на иллюстрации? (Ноябрь). Как догадались? Почему? (Рассуждения детей).
- Молодцы, я согласна! На изображении НОЯБРЬ!
Ноябрь – поздняя осень. В ноябре на деревьях остается так мало листьев, что лес обнажается, погода становится сырой и холодной. С дождем выпадает первый снег. Месяц этот листогной.
Так же в народе говорят:
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
- Хорошо, а теперь посмотрите внимательно на изображения и вспомните народные названия осенних месяцев.
- Как называют сентябрь в народе «хмурень», а октябрь называют? (грязник). Почему? Что происходит с листьями в ноябре? Как называют ноябрь в народе? (Листогной).
- Какое народное название подходит к этому изображению?
- Кто заметил, что здесь что-то не так? А что не так?
- Согласны ли, вы с этой последовательностью? Что надо изменить?
- Какое народное название подходит к этому изображению?
- Какой период осени сейчас. Почему, вы так решили? Да вы правы. Молодцы!
- Как вы думаете, вы справились со вторым заданием? Лист стал ключом, проверь, пожалуйста, Лада.
3. А вот и 3 задание – лист (РЯБИНОВЫЙ):
- Чтобы открыть следующий замок, мы поиграем в игру, которую приготовила для вас Осень.
Игра называется «ДА или НЕТ».
- Я задаю вопросы, а вы будете отвечать. На ответ «да» – вы хлопаете, а на «нет» - топаете. (На скорость, в быстром темпе).
Осенью растут грибы (да)
Осенью растут цветы (нет)
Листья на деревьях желтеют (да)
Тучки солнце закрывают (да)
Туманы осенью плывут (да)
А букашки прилетают (нет)
Урожай все собирают (да)
Птичьи стаи улетают (да)
Часто – часто льют дожди (да)
Достаём ли сапоги (да)
Можно детям загорать (нет)
Ну, а что же надо делать
Куртки, шапки одевать (да)
- Молодцы, все замечательно справились заданием, и наш лист стал ключом.
4. Следующий лист (БЕРЕЗОВЫЙ) и задание 4:
- А чтобы открыть 4 замок, нам надо отгадать загадки. Слушайте внимательно!
Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина) | Никто не пугает, А вся дрожит. (Осина)
| Сучки рогатые,
|
Русская красавица Стоит на поляне, В зеленой кофточке, В "белом сарафане. (Береза) | Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем! (Дуб) |
|
- Как вы думаете, можно ли увидеть в наших краях такие деревья, и еще какие? (Ответы детей)
- Ребята, следующая загадка необычная: (показываю символ «дерева» и «густого леса»).
- Что обозначает – символ? Где можно, их встретить? (На чувашской вышивке).
- Наша Республика богата не только природой, но и славится чувашской вышивкой (узорами). Поэтому Чувашию издавна называли краем «ста тысяч узоров».
- Вот и выполнили 4 задание, лист стал ключом к замку. Арина, вот тебе лист, открой замок. Умница!
5. Ребята, закройте глазки и представьте себе Осень в женском образе. (Тихо).
- Представили, откройте глазки: в каком наряде пришла к вам Осень? (красива, нарядна, восхитительна, прекрасна и т.д.).
- Так, как мы живем в Чувашской Республике, представьте сейчас Осень в Чувашском наряде.
- Всю красоту Чувашских узоров мы увидим в нашем музее. Приглашаю вас в музей.
- Посмотрите, сколько здесь разных вышивок! А какие узоры мы видим? (Чувашские).
Если хорошо присмотреться, то можно увидеть, что в чувашских узорах изображены разные образы-символы. Эти символы чувашские мастера - умельцы использовали в украшении одежды, обуви, головных уборах, деревянной и глиняной посуды. Народная чувашская вышивка известна всему миру. Старинные вещи восхищают своей красотой и тонкостью.
6. Здесь для вас лупы. Лупы помогут рассмотреть всю красоту узоров. Какие образы – символы видите (деревья, густой лес, солнце, животное). Какие цвета использовали мастера?(красные, желтые, зеленые, синие).
- Обратите внимание, в чувашской вышивке элементы узора чередуются по цвету и могут чередоваться символами.
7. Ой, ребята, у нас остался еще 1 лист (ОСИНОВЫЙ) - 5 задание. Странно, на нем ничего не написано. (Ответ - нарисовано).
- Да, действительно нарисовано! Только здесь чего – то не хватает? (Узоров).
- А что мы с вами можем делать? (Украсить наряд) Мы сегодня будем работать с необычными материалами – это штампы. Посмотрите внимательно, на штампах какие образы – символы чувашского узора вы видите? (солнце, дом, дерево, густой лес, животное). Вы готовы?
- Выберите наряд? (платье, масмак)
8. Но, сначала мы разомнем пальчики:
- Буду вам стихи читать, а вы движения повторять:
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулаки)
Листья березы, (сгибаем большой палец)
Листья рябины (сгибаем указательный)
Листик тополя (сгибаем средний)
Листья осины (сгибаем безымянный)
Листики дуба мы соберем (сгибаем мизинец)
Маме осенний букет отнесем (указательный и средний шагают по ладони)
- Займите свои места. На столах есть материалы для работы.
- Подумайте, как вы, украсите одежду? Узор должен чередоваться по цвету и образом – символом..
- Выберите образы – символы, которые вам понравились, расположите их.
- Можете приступить к работе.
9. Дети работают с штампами).
(Дети работают, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
-Заканчиваем, наводим порядок на столе и вешаем работы.
-Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши работы получились яркие, нарядные. Как на выставке. Осень увидит наши работы, они ей понравятся. (Спросить у детей, какие образы – символы они использовали при украшении одежды).
-Замечательно, вот и 5 лист стал ключом. Пора открывать последний замок.
- Ребята вы справились со всеми заданиями и можете открыть сундук. ( Дети открывают, а в сундуке сюрприз – это трафареты с чувашскими образами – символами).
10. Что вам запомнилось? Почему?
- Мне тоже понравилось. Вы сегодня все старались, работали дружно, аккуратно. Молодцы! А трафареты вы можете взять в уголок рисования и использовать в своих работах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_sunduk_oseni.docx | 42.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики
План – конспект комплексного занятия
по познавательной деятельности
« Волшебный сундук Осени»
для детей подготовительной группы с ОНР.
Составил:
Платонова Елена Николаевна
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 2» г. Чебоксары.
Проведено в подготовительной группе №7
18 октября 2016г.
г. Чебоксары 2016г.
Программное содержание:
Развивающие задачи:
1. Закрепить и обобщить знания детей об осени: периоды (ранняя, золотая, поздняя), приметы (идёт дождь, небо хмурое, листья с деревьев опадают, птицы улетают на юг, люди собирают урожай).
2. Закрепить знания о деревьях.
3. Активизировать в речи детей, качественные прилагательные (Осень какая? золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная).
4. Закрепить знания детей об орнаментальных образах – символах солнца, дерева, густой лес, собака, через чувашское декоративно – прикладное искусство.
5. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
6. Стимулировать самостоятельность при работе с штампами, поощрять творческий подход.
Коррекционные задачи:
- Развивать словесно - логическое мышление детей, закрепляя умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы (анализ).
- Стимулирование речевой активности.
- Формирование положительных эмоций.
- Развитие мелкой моторики кистей рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
- Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
- Стимулировать самостоятельность при работе с штампами, поощрять творческий подход.
- Воспитывать интерес к окружающей природе.
- Воспитывать у детей коммуникативные навыки, дружелюбие, умение сопереживать.
. Изобразительные задачи:
Учить детей созданию художественно – выразительных образов: солнца, дерева, собаки, густого леса и дома, на основе элементов чувашского декоративно – прикладного искусства.
Технические задачи:
- Закреплять технику использования штампов в рисовании.
- Упражнять детей в сочетании уже знакомых способов рисования: цветными карандашами, маркерами, фломастерами, гуашью, поролоном.
Словарная работа:
Активизировать словарный запас Егора М. – ранняя, золотая, поздняя, солнце, дерево, густой лес, собака, чувашские узоры; Родион И. - лучи солнца, голова, хвост крючком, хмурая, поздняя., Арсений – листогной, грязник.
Индивидуальная работа:
- Обратить внимание Влада К.. на разнообразие и вариативность изобразительных материалов.
- Напомнить Егора М. - способы расположения штампа на силуэте одежды.
Демонстрационный материал:
- Сундук с (Трафаретами чувашской вышивки).
- 5 замков с листочками: кленовый, осиновый, рябиновый, березовый и дубовый.
- «Письмо от Осени»
- Презентация (экран, проектор, ноутбук)
- Картинки с изображением деревьев в осеннем наряде.
- Мини – музей «Чувашская вышивка» (масмак)
- Веревка, прищепки «для белья» ( выставка работ).
Раздаточный материал:
- Лупы.
- Штампы.
- Гуашь.
- Поролон.
- Вырезанные силуэты: платья и повязки (масмак).
- Влажные салфетки.
Предшествующая работа:
- Чтение стихов русских поэтов об осени (А.Пушкин, И.Бунин, А.Плещеев);
- Рассматривание картин русских художников (И.И. Левитан «Золотая осень», И. И.Шишкин «Рожь», И.С. Остроухов «Золотая осень») и иллюстраций по теме;
- Чтение художественной литературы: К.Д.Ушинский «Четыре желания», И.Соколов-Микитов «Улетают журавли», рассказы-загадки об осени;
- Выполнение творческих работ: аппликация на тему «Осенний ковер», рисование на тему: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Нарисуй, что хочешь про осень», коллективная лепка «Осень»;
- Дидактические игры и упражнения по темам «Лес. Деревья. Грибы и ягоды. Перелетные птицы. Осень».
- Оформление выставок «Осенний вернисаж»
- Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.
- Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.
- Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.
Методы и приемы по ходу занятия:
- Художественное слово-приветствие: «Я твой друг?»
- Сюрприз: сундук с замком, письмо с листиками (задания).
- Задание 1: «Какая Осень?»
- Задание 2: Презентация «Волшебница Осень».
- Индивидуальные и хоровые повторения: хмурень, грязник , листогной .
- Задание 3: Игра «Да» или «Нет».
- Задание 4: «Отгадай загадки».
- Задание 5: « В музее чувашской вышивки»
- «В музее чувашской вышивки». Рассказ воспитателя, самостоятельное рассматривание вышивки с помощью луп (платье, рубашка, головная повязка, полотенце).
- Пальчиковая гимнастика «Деревья»
11. Инструкция, напоминания по поводу использования штампов и последовательности работы.
- Самостоятельная работа детей с материалом
- Индивидуальная помощь педагога.
- Совместный анализ детских работ.
- Поощрения педагога: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши работы получились яркие, нарядные, красивые;
- Подведение итога: что больше всего понравилось, почему?
- Сюрприз от Осени (сундук с сюрпризом).
Ход занятия:
- (Дети и воспитатель входят в группу и встают в круг)
Я твой друг, и ты мой друг.
Встаньте дети дружно в круг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостя, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
- У меня для вас необычная загадка.
«Пусты поля, мокнет земля.
День убывает, когда это бывает?
- Как вы думаете? (Осеню)
- Молодцы! Я сегодня не случайно заговорила об осени. Сегодня нам красавица-Осень прислала необычный подарок. Вот этот золотой сундук. Ой, а сколько здесь замков… Как же мы его откроем?(Ответы детей) Что это? Наверное, подсказка, как открыть сундук. ПИСЬМО: «Здравствуйте, мои дорогие дети! Решила вас порадовать своим сюрпризом, который находятся в сундуке. А чтобы открыть замки, вам придется выполнить мои задания. А задания записаны на волшебных листочках. Когда вы выполните задания, лист станет ключом к замку. Удачи вам!»
- Вы готовы выполнить задания Осени? (Да)
- Ребята, осень, несомненно, очень красивое время года.
2. 1-й лист (КЛЕНОВЫЙ): задание 1.
- Какая Осень в нашем Чувашском крае?
(золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная).
- Замечательно!
- Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Молодцы. Вы справились с первым заданием, и лист стал ключом. Проверим, приложим? Анечка помоги, пожалуйста. Умница спасибо!
- Каждый месяц олицетворяет собой какой-либо осенний период.
- Это мы увидим в следующем задании Осени. Пройдите, пожалуйста, к стульчикам, присаживайтесь.
(ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ):
2 й лист(ДУБОВЫЙ) и задание 2.
1 слайд:
- Посмотрите внимательно и назовите, какой осенний период изображен на иллюстрации? (Сентябрь) Почему, вы так думаете? (Рассуждения детей).
- Да, вы правы на изображении СЕНТЯБРЬ.
Сентябрь – ранняя осень. В сентябре погода еще теплая, но все чаще начинает хмуриться небо. За это сентябрь называют хмурень.
- Как называют сентябрь? (Хмурень). Все вместе скажем.(Хмурень). Почему так называют? (Ответы детей).
- А еще в сентябре начинают менять свою окраску листья. И поэтому в народе говорят:
В сентябре лето кончается, осень начинается.
2 слайд:
- Посмотрите следующее изображение и назовите, какой осенний месяц вы видите? (Октябрь)? Почему, так решили? (Рассуждения детей).
- Я с вами согласна на изображении ОКТЯБРЬ.
Октябрь – средняя, или золотая осень. В октябре желтеют и краснеют листья, поэтому этот период осень называют золотым. Но если в начале месяца красиво, то потом продолжительные дожди образуют мокрые лужи под ногами. Этот месяц в народе называют грязник. Кто запомнил, как называют октябрь?
- Как называют октябрь? (Грязник). Все вместе скажем: (Грязник). Почему так называют? (Ответы детей).
А еще, в народе говорят:
В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.
- Да, в начале октября у нас еще красивая, теплая погода, а в конце уже может выпасть даже снег. Поэтому так говорят « В октябре до обеда осень, а после обеда – зима».
-Хорошо. Смотрим на следующее изображение.
3 слайд:
- Назовите, какой следующий осенний период отражен на иллюстрации? (Ноябрь). Как догадались? Почему? (Рассуждения детей).
- Молодцы, я согласна! На изображении НОЯБРЬ!
Ноябрь – поздняя осень. В ноябре на деревьях остается так мало листьев, что лес обнажается, погода становится сырой и холодной. С дождем выпадает первый снег. Месяц этот листогной.
Так же в народе говорят:
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
- Хорошо, а теперь посмотрите внимательно на изображения и вспомните народные названия осенних месяцев.
- Как называют сентябрь в народе «хмурень», а октябрь называют? (грязник). Почему? Что происходит с листьями в ноябре? Как называют ноябрь в народе? (Листогной).
- Какое народное название подходит к этому изображению?
- Кто заметил, что здесь что-то не так? А что не так?
- Согласны ли, вы с этой последовательностью? Что надо изменить?
- Какое народное название подходит к этому изображению?
- Какой период осени сейчас. Почему, вы так решили? Да вы правы. Молодцы!
- Как вы думаете, вы справились со вторым заданием? Лист стал ключом, проверь, пожалуйста, Лада.
3. А вот и 3 задание – лист (РЯБИНОВЫЙ):
- Чтобы открыть следующий замок, мы поиграем в игру, которую приготовила для вас Осень.
Игра называется «ДА или НЕТ».
- Я задаю вопросы, а вы будете отвечать. На ответ «да» – вы хлопаете, а на «нет» - топаете. (На скорость, в быстром темпе).
Осенью растут грибы (да)
Осенью растут цветы (нет)
Листья на деревьях желтеют (да)
Тучки солнце закрывают (да)
Туманы осенью плывут (да)
А букашки прилетают (нет)
Урожай все собирают (да)
Птичьи стаи улетают (да)
Часто – часто льют дожди (да)
Достаём ли сапоги (да)
Можно детям загорать (нет)
Ну, а что же надо делать
Куртки, шапки одевать (да)
- Молодцы, все замечательно справились заданием, и наш лист стал ключом.
4. Следующий лист (БЕРЕЗОВЫЙ) и задание 4:
- А чтобы открыть 4 замок, нам надо отгадать загадки. Слушайте внимательно!
Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина) | Никто не пугает, А вся дрожит. (Осина) | Сучки рогатые, |
Русская красавица Стоит на поляне, В зеленой кофточке, В "белом сарафане. (Береза) | Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем! (Дуб) |
- Как вы думаете, можно ли увидеть в наших краях такие деревья, и еще какие? (Ответы детей)
- Ребята, следующая загадка необычная: (показываю символ «дерева» и «густого леса»).
- Что обозначает – символ? Где можно, их встретить? (На чувашской вышивке).
- Наша Республика богата не только природой, но и славится чувашской вышивкой (узорами). Поэтому Чувашию издавна называли краем «ста тысяч узоров».
- Вот и выполнили 4 задание, лист стал ключом к замку. Арина, вот тебе лист, открой замок. Умница!
5. Ребята, закройте глазки и представьте себе Осень в женском образе. (Тихо).
- Представили, откройте глазки: в каком наряде пришла к вам Осень? (красива, нарядна, восхитительна, прекрасна и т.д.).
- Так, как мы живем в Чувашской Республике, представьте сейчас Осень в Чувашском наряде.
- Всю красоту Чувашских узоров мы увидим в нашем музее. Приглашаю вас в музей.
- Посмотрите, сколько здесь разных вышивок! А какие узоры мы видим? (Чувашские).
Если хорошо присмотреться, то можно увидеть, что в чувашских узорах изображены разные образы-символы. Эти символы чувашские мастера - умельцы использовали в украшении одежды, обуви, головных уборах, деревянной и глиняной посуды. Народная чувашская вышивка известна всему миру. Старинные вещи восхищают своей красотой и тонкостью.
6. Здесь для вас лупы. Лупы помогут рассмотреть всю красоту узоров. Какие образы – символы видите (деревья, густой лес, солнце, животное). Какие цвета использовали мастера?(красные, желтые, зеленые, синие).
- Обратите внимание, в чувашской вышивке элементы узора чередуются по цвету и могут чередоваться символами.
7. Ой, ребята, у нас остался еще 1 лист (ОСИНОВЫЙ) - 5 задание. Странно, на нем ничего не написано. (Ответ - нарисовано).
- Да, действительно нарисовано! Только здесь чего – то не хватает? (Узоров).
- А что мы с вами можем делать? (Украсить наряд) Мы сегодня будем работать с необычными материалами – это штампы. Посмотрите внимательно, на штампах какие образы – символы чувашского узора вы видите? (солнце, дом, дерево, густой лес, животное). Вы готовы?
- Выберите наряд? (платье, масмак)
8. Но, сначала мы разомнем пальчики:
- Буду вам стихи читать, а вы движения повторять:
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулаки)
Листья березы, (сгибаем большой палец)
Листья рябины (сгибаем указательный)
Листик тополя (сгибаем средний)
Листья осины (сгибаем безымянный)
Листики дуба мы соберем (сгибаем мизинец)
Маме осенний букет отнесем (указательный и средний шагают по ладони)
- Займите свои места. На столах есть материалы для работы.
- Подумайте, как вы, украсите одежду? Узор должен чередоваться по цвету и образом – символом..
- Выберите образы – символы, которые вам понравились, расположите их.
- Можете приступить к работе.
9. Дети работают с штампами).
(Дети работают, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
-Заканчиваем, наводим порядок на столе и вешаем работы.
-Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши работы получились яркие, нарядные. Как на выставке. Осень увидит наши работы, они ей понравятся. (Спросить у детей, какие образы – символы они использовали при украшении одежды).
-Замечательно, вот и 5 лист стал ключом. Пора открывать последний замок.
- Ребята вы справились со всеми заданиями и можете открыть сундук. ( Дети открывают, а в сундуке сюрприз – это трафареты с чувашскими образами – символами).
10. Что вам запомнилось? Почему?
- Мне тоже понравилось. Вы сегодня все старались, работали дружно, аккуратно. Молодцы! А трафареты вы можете взять в уголок рисования и использовать в своих работах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного праздника "Волшебный сундук Василисы"
Выпускной праздник в подготовительной логопедической группе. Дети с удовольствием выполняют задания Василисы, и помогают ей расколдовать замки....
Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"
Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию во второй младшей - средней группе "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"презентация к нему...
Волшебный сундук Василисы.
Праздничный утренник, посвящённый выпуску детей в школу....
Волшебный сундук.
Обогатить словарный запас детей через ознакомление бытом и искусством татарского народа....
Сценарий новогоднего праздника "Волшебный сундук" подготовительная группа
Сценарий новогоднего праздника "Волшебный сундук" для детей подготовительной группы....
Осенний сценарий для старших групп "Волшебный сундук осени"
Развлечение на улице для детей старшей и подготовительной группы...
Волшебный сундук Осени
Закрепить знания детей об орнаментальных образах – символах солнца, дерева, густой лес, собака, через чувашское декоративно – прикладное искусство. Расширять представление...