Перспективное планирование по реализации регионального компонента с детьми среднего дошкольного возраста "Мой город"
методическая разработка (средняя группа)
Введение
Санкт Петербург всегда считался культурной столицей России. Люди живущие в своем городе должны знать свой родной город. Надо не только любить и беречь город в котором ты живешь ,но и чувствовать себя достойным его жителем. Поэтому каждый житель с малых лет должен знать свою малую Родину изучая ее изнутри
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_10.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Мой город»
С введением ФГОС нового поколения, на первый план выходят когнитивные и коммуникативные умения. В разработке представлена методика проведения подобных занятий с использованием различных методов и форм: информационно-коммуникационных технологий, технологии сотрудничества, технологии групповой работы, личностно-ориентированного обучения, коллективных способов обучения и др. Данные методы дают возможность принимать активное участие в процессе обучения. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию, углубить знания, повысить интерес к изучаемому материалу. Занятие с разными формами и методами обучения помогает детям лучше усвоить знания, повысить наглядность ,систематизирует усвоенные знания, формирует мотивацию к изучению, следовательно, значительно повышает результаты.
Программы объединены единой целевой установкой: освоение знаний о важнейших событиях в истории нашего края, их взаимосвязи ,преемственности; овладение элементарными методами исторического познания; формирование ценностных ориентаций с исторически сложившимися культурными, религиозными традициями. Современная модель исторического образования предполагает качественно новые подходы к персептивному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения, создания условия для духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся.
Содержание работы по программе «Петербурговедение» (на основе «Первые шаги», Г.Т.Алифанова)
Вариативная часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается игровые технологии, групповые, технология развития критического мышления, проектная деятельность. В рамках реализации программы обучающиеся посещают музеи, проводят образовательные путешествия, прогулки, квесты, автобусные экскурсии, что позволило усилить их мотивацию и интерес к предмету.
Введение
Санкт Петербург всегда считался культурной столицей России. Люди живущие в своем городе должны знать свой родной город. Надо не только любить и беречь город в котором ты живешь ,но и чувствовать себя достойным его жителем. Поэтому каждый житель с малых лет должен знать свою малую Родину изучая ее изнутри.
ЦЕЛИ:
1. Воспитание любви к родному городу,
2.побуждение познавательного интереса к городу
3.Формирование начальных знаний о родном городе
Задачи
- Воспитание маленького петербуржца: воспитанного, доброго, внимательного к другим людям, достойного преемника петербургских традиций;
- Воспитание любви и ценностного отношения к Санкт-Петербургу, как к месту проживания, так и культурному и историческому центру нашей страны.
- Формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на исторические факты становления и развития родного города, его традиции и обычаи.
- Обогащение словаря детей новыми словами и оборотами.
- Совершенствование коммуникативных качеств между взрослыми и детьми.
Соприкосновение дошкольника с нравственными идеалами общечеловеческих ценностей и культуры родного города.
Формы работы с детьми
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, частушек.
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
Формы работы с родителями:
- Практические задания, Консультации :закрепление материала.
- Информация :выставки, фотоальбомы, зарисовки, театры.
- Экскурсии, прогулки.
сентябрь | ||
ТЕМА | ЦЕЛИ | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Моя семья. Мой дом. Мой детский сад. Труд взрослых в детском саду | - формирование способностей к самопознанию как члена семьи, члена коллектива; - воспитание чувства любви и гордости за членов своей семьи, желание больше узнать о них, проявлять о них заботу; - заложить основы понимания «семейных уз», как главной ценности в жизни человека; -Углублять представления о доме жилище человека Формировать представления о труде взрослых, об особенностях профессий в детском саду. | - фото выставка на тему «Моя семья. Мой дом. Мой детский сад»; - рассматривание фотографий; - составление рассказов о членах семей детей; - выставка рисунков «Я и моя семья». |
октябрь | ||
Наш район. История названия. Домашний адрес. Главная улица нашего района. | Продолжать ознакомление детей с районом, в котором они проживают; Познакомить детей с историческим прошлым нашего района; Рассказать о необходимости знания домашнего адреса; Рассказать детям о важности знать свой домашний адрес, на какой улице они живут, какая улица является главной улицей нашего района | - просмотр слайдов на тему «Наш район, история названия»; - познакомить детей с картой нашего района; - выставка работ на тему «Мой дом, мой район» (совместно с родителями); - рассматривание иллюстраций с изображением нашего района. - создание картотеки адресов детей (в виде домиков); - продолжить знакомство с картой района |
ноябрь | ||
Наш город Главная площадь нашего города Главная река Санкт-Петербурга История судоходства, Порт Санкт-Петербурга Кронштадт – город порт | Продолжать знакомить детей с городом Санкт-Петербург, познакомить с историей строительства нашего города; Познакомит детей с главной площадью и историей создания нашего города; Формирование начальных знаний о главной реке нашего города; Развивать интерес к жизни родного города; Познакомить детей с историей города Кронштадт | - просмотр альбома на тему «Дворцовая площадь»; - оформление альбома «Я и мой город»; - выставка рисунков и фотографий на тему «Дворцовая площадь»; - разучивание стихотворения «Мы очень любим город свой», Борисова. см. - просмотр слайдов на тему «Главная река нашего города»; - игры с картой города «Петербург – город загадка»; - рисование на тему «Корабли на Неве» - Чтение стихотворения «Нева», Н. Поляков Конструирование порта, кораблей. Сюжетная игра – «Город-порт» |
декабрь | ||
Дома в нашем городе. Здания – помощники. Транспорт в городе. Наземный. Транспорт в городе. ЖД. | Показать разнообразие петербургских домов; Формирование представление о назначении зданий, домов; Продолжать знакомить детей с видами транспорта, правилами безопасности на транспорте Продолжать знакомить детей с видами жд транспорта. (Метро, Железная дорога) | - просмотр слайдов на тему «Дома в нашем городе»; - конструирование домов; - рассматривание с детьми фотографий зданий нашего города; - настольно-печатная игра «Укрась здание»; -Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу», -«На чём приехали к нам гости». -Отражение впечатлений в рисунках, моделирование, конструирование, лепка. |
январь | ||
Город на островах. Сказочные жители Санкт-Петербурга. Нарядные здания Санкт-Петербурга. | Формировать у детей представления о том, что наш город расположен на большом количестве островов (42)
Познакомить детей со скульптурами, украшающими город
| |
февраль | ||
Великие люди нашего города. Петр ! – основатель города Памятники Великим людям Медный всадник, Сенатская площадь | Рассказать историю СПб через судьбы замечательных петербуржцев; Развивать интерес к жизни великих людей; Воспитывать уважение к старшим; Познакомить детей с одной из главных достопримечательностей города. | - просмотр слайдов на тему «Великие люди нашего города»; - чтение стихов А.С. Пушкина, басней И.А. Крылова и т.д.; - рассматривании иллюстраций; - рассматривание альбома с портретами известных петербуржцев. Просмотр видео-экскурсии «Главный памятник города» |
март | ||
Дома в нашем городе. Петропавловская крепость, петропавловский собор Заячий остров Строим крепость на островах | Показать разнообразие петербургских домов; Показать, как разные здания служат людям формирование представление о назначении зданий, домов; Познакомить детей с историей происхождения и назначения Петропавловской крепости и Петропавловского собора Расширить знания детей об истории создания первой крепости города, названии острова на котором она основана. Закрепить полученные знания Развить интерес к конструированию | - просмотр слайдов на тему «Дома в нашем городе»; - конструирование домов; - рассматривание с детьми фотографий зданий нашего города; - настольно-печатная игра «Укрась здание»; - игры с детьми на развитие восприятия, внимания и логического мышления; - рисование на тему «Крепость» - Рассматривание иллюстраций -видео-экскурсия «Заячий остров. Петропавловская крепость» - Рисование неформального символа города «Заяц» - Просмотр иллюстраций - ДИ «Посмотри и назови», «Разрезные картинки» - конструирование |
апрель | ||
Парки и сады нашего города. Летний сад Фонтаны нашего города Цирк на Фонтанке Зоопарк | - формирование начальных знаний о разнообразии парков нашего города; Познакомить детей с Летним садом (решётка, скульптуры, пруд с лебедями, памятник Крылову, Летний дворец) его местонахождением на карте города, значением для жизни горожан - закрепить понятие о бережном отношении к природе; Познакомить детей с фонтанами, украшающими наш город, их местонахождение и Познакомить детей с городским цирком, его местонахождением, значением в жизни горожан Познакомить детей с историей основания и развития «Ленинградского зоопарка» Расширить представления о разнообразии мира животных и насекомых | - просмотр слайдов на тему «Главные парки нашего города»; - игры с картой города «Петербург – город загадка»; - рисование на тему «Мы – в городском парке» Просмотр иллюстраций Просмотр презентации «Фонтаны нашего города Рисование «Мой любимый фонтан в городе» Просмотр презентации «Цирк на Фонтанке» Рисование «Животные и артисты цирка» СРИ «Цирковое представление» Рассказ воспитателя Просмотр видео-фильма Конструирование «Наш зоопарк» Конструирование из бумаги «животные» |
май | ||
День Победы День рождения города Музеи города Пригороды нашего города | Расширить знания детей о ВОВ, истории города во время войны. Рассказать о празднике «День победы» Познакомить с точной датой рождения нашего города. Расширить знания детей о разнообразии музеев города. Рассказать детям о пригородах нашего города «Петергоф, Гатчина, Павловск и др) | Рассказ педагога Просмотр мультипликационного фильма о войне Рисование «Салют победы» Просмотр презентации «Наш город» Оформление фотоальбома «Я и мой город» Просмотр видео-фильма «Самые интересные музеи города» Выставка рисунков «Музей, в котором я побывал» Просмотр иллюстраций Рассказ педагога ДИ «Наши пригороды(Карточки) |
Требования к уровню подготовки воспитанников
Воспитанник должен | Базовая программа | Национально - региональный компонент | Компонент ДОУ |
Знать | -Россия многонациональная страна - Москва главный город России; - Символы России (герб, флаг, гимн); - Президента России; | - Название города, района, улицы, дома, где они живут; -Своё имя, фамилию, возраст свой адрес; -Назначение домов; -Название центральной улицы своего района, название центральной улицы Санкт- Петербурга, главной реки; -Символы Санкт-Петербурга; | -Домашний адрес; -Знать и называть своих родственни- ков; -Название группы; -Имя, Отчество некоторых сотруд- ников детского сада: воспитателей, заве- дующего, ст.воспи-тателя, мед.сестры, и т.д. |
Иметь представление | -О достопримечатель- ностях родного города; -О структуре городско- го пространства; -О государственных праздниках; -О Российской армии, о разных военных про- фессиях; -О защитниках нашей страны в годы войны; | - Об истории создания нашего города; - О многообразии культуры Санкт -Петербурга; - О людях прославивших свой город; - О защитниках нашего города в военные и блокадные годы; | - О замечательных людях нашего дет- ского сада; - О военных и ветеранах из числа близких родствен- ников детей и сотрудников детского сада; |
Уметь | - На карте показать Россию, отдельные города; -Создавать постройки; - Составить рассказ; | - Ориентироваться в городе; - Определять на схемах месторасположения па- мятников города; - Создавать постройки; - Составить рассказ; | - Ориентироваться в своём районе; - Составлять схему пути следования домой; |
Список литературы
1. Г.Т.Алифанова - «Петербурговедение для малышей от 3 до 7»
2. В. Степанов - Учебник для малышей «Моя Родина – Россия»
3. Сергей Скаченков - «Город мой над Невой»
4. Майя Борисова - «У красавицы Невы»
5. Н. А. Яковлева - «Наш город Санкт – Петербург»
6. Ю. Каштанов - «Эпоха Петра»
7. Е.К.Ривина - «Герб и Флаг России»
8. Л.Н.Белотелова - «Мой район Московский»
9. Г.В. Калашников - «Гербы и символы Санкт-Петербург и
Ленинградская область»
10. Л.К. Ермолаева «Чудесный город»
11. В.Фролов, О.Яковлев «Как родился Петербург»
12. Л.Шиф «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком»
13. Музей России. «Военно – исторический музей, Санкт – Петербург»
14. В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»
15. Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
16.Р/н сказка «Теремок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по региональному компоненту c детьми старшего дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год
Перспективный план работы по региональному компоненту c детьми старшего дошкольного возраста...
экологический проект " Люблю берёзку русскую" с учётом реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста Автор Чикунова Валентина Александровна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 103" г Владимир
На основе этого проекта дать детям знания о самом почитаемом в России символе-русском дереве-берёзе. В проекте определены: цель, задачи, изменения в предметно-развивающей среде, составлена паути...
Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»
Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»...
Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достиже...
Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе
В материале представлено подробное тематическое планирование работы с детьми4-5 лет по патриотическому воспитанию...
Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе
Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе...
Перспективное планирование по реализации регионального компонента в группе раннего возраста
Перспективное планирование по реализации регионального компонента в группе раннего возраста...