Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
статья по окружающему миру (младшая группа)
Формирование у детей начал экологической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie-ekologicheskoj-kultury-u-doshkolnikov-v-processe-oznakomleniya-s-prirodoj-1.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Природа к человеку добра и щедра. У нее есть все, что необходимо человеку для проживания. Если человек будет разумен, используя все эти богатства, сохранит и приумножит то, что уже дано природой, то он сможет всегда жить безбедно.
Но отношение человека к природе видно наглядно, стоит только посмотреть в свое окно.
Там дым и смог от котельных и заводов, горящих свалок, автомобильных выхлопов, Загрязненная почва, непригодная для питья вода. Человек живет на планете, как паразит, потребляя и разрушая варварски окружающую среду. Когда - то у человека было все в изобилии, природа даровала ему свои богатства. Были чистые реки и озера, богатые рыбой; огромные леса, полные животных; поля с урожайной землей. Но человек оказался нерадивым хозяином. Он только берет, практически ничего не давая взамен. Он выбирает сиюминутную выгоду, навсегда утрачивая природные достояния для будущих поколений
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, можно воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязи.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры - базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).
Из этого следует, что ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Педагог в своей практике должен применять разнообразные формы и методы воспитания у дошкольников экологической культуры. Он должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Формирование нравственно-экологического воспитания будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с природой родного края объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Такими возможностями обладает проектная деятельность.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство) и включением в этот процесс родителей.
Многие семьи проводят свой досуг на природе, ребенок естественно включается в природную среду; в семье чувственное восприятие природных явлений осуществляется в основном индивидуально, что обеспечивает большую эмоциональность познания. В большинстве семей имеются реальные возможности для организации природоохранительной работы (наличие приусадебного хозяйства, дачи, где можно заниматься посадкой и уходом за растениями, охрана окружающей среды, животных и растений во время прогулок по лесу, отдыха на озере и т. д.).
Взрослые должны знакомить детей с правилами поведения в природе. Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны. У ребенка откладывается в сознании только то, что оставило яркий след.
В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Задачи педагогов здесь сводятся к следующему:
1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:
- знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );
- предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
- формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:
- знакомить с представителями живой и неживой природы;
- рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
- способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
- знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
- способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
- создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.
Литература:
Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. “Мир природы и ребёнок”. Санкт-Петербург. Акцидент. 1998.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Москва: Издательский центр «Академия», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...
«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»
«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»...
Мастер -класс "Формирование экологической культуры и экознаний через ознакомление с природой"
Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологическая проблема стала центром внимания научных исследований. Человек и природа – актуальный вопрос современности. Массовое движение з...
Педагогический проект «Формирование экологической культуры дошкольников 3- 4 лет, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творч/д "Веселая ферма"
Педагогический проект для Младшей группы...
Районный семинар педагогических работников ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»
НОД по познавательному развитию "Зима"....
Педагогический проект «Экологическое образование дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Цель проектаФормирование у детей целостных представлений об окружающей природе, природе родного края средствами игровой деятельности....
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....