«Национальный колорит прививаем с детства»
методическая разработка (старшая группа)
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национального-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возражение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становиться для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде национальным колоритом: ознакомлении детей с устно-поэтическим творчеством башкирского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Республики Башкортостан и историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Башкирии.
Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиции, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление снациональной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольник: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально регионального компонента, ведется по нескольким направлениям.
Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор.
Это колыбельное песни, потешки, прибаутки, народные сказки и игры.
Реализация национально-регионального компонента в детском садупроисходит не только в учебном процессе, но и в ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. Для того, чтоб подготовить ребенка к жизни,научить быть успешным во всех делах, необходимо помощь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.
Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводиться через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности с ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольниками свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении у нас начинается с уголка национальной культуры. В нашей группе мы создали мини музей, где собраны подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь первые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывает у детейнеподдельный интерес, напоминают о традициях нашей культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. В «башкирском уголке» для ребенка открывается возможность первого проникновения в истории быта родного края, определенному народу, его национальными традициями. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческая деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. На все эти занятия приходит в гости кукла в национальном башкирском наряде. Это вызывает у детейинтерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказы воспитателяпомогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Мы с моей коллегой создали мини-музей, где размещены экспонаты башкирской национальной культуры: утварь башкирского народа, украшения, музыкальные инструменты, блюда башкирской кухни, куклы в национальных костюмах, фотоальбомы с достопримечательностями города Уфа.
Развивая ребенка поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. В работе с детьми над региональном компонентом я использую неповторимый игровой фольклор, так как радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве, т.е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.
Тот опыт работы, который накоплен у меня показывает, что проводимая работа позволяет детям с детских лет впитывать народные традиции, народный дух.
Так же я стараюсь привлечь и родителей к воспитанию у детей национального колорита. С родителями мы проводим встречи (чаепитие) «В гостях у Фатима абей», где собираются родители нашей группы делятся своими ферменными блюдами башкирской национальной кухни, рассказывают о традиции своей семьи, в будущем я планирую сделать альбом, где будут представлены рецепты. Также у нас в детском саду проходят дни национальной кухни. Вдальнейшим я планирую сделать галерею лекарственных трав Башкортостана.
Все, чего достигла, далось не легко, но этот труд этот поиск оправдан, так как проводимая работа стала предпосылкой воспитания у детей интерес к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования чувства симпатии к народу – творцу талантливых произведений.
Самое главное целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание к другим народам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Национальный колорит прививаем с детства».
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
Консультация для воспитателей «Национальный колорит прививаем с детства»
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народа; с изобразительным и декоративно-п...
Выступление на семинаре "Национальный колорит прививаем с детства".
Национально - региональный компонент представляет воспитание детей в среде национального колорита: ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством татарского народа; с изобразительной и декоратив...
Национальный колорит прививаем с детства
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декорат...
Консультация для родителей "Национальный колорит прививаем с детства"
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
«Национальный колорит прививаем с детства
laquo;Национальный колорит прививаем с детства...
Консультация для педагогов ДОУ "Национальный колорит прививаем с детства"
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...