Консультация для родителей "Национальный колорит прививаем с детства"
консультация (младшая группа) по теме

Ротанова Надежда Николаевна

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.      Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством  народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов проживающих в данной местности.                                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Национальный колорит прививаем с детства»

(консультация для родителей)

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.      Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством  народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов проживающих в данной местности.                                                               

Национальный колорит составляет основу культуры человечества.  Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.                                               

  В детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.  Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды  деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально регионального компонента, ведется  по нескольким направлениям. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор. Это колыбельные песни, потешки, прибаутки,  игры и  народные сказки. Реализация национально-регионального компонента в детском саду  происходит не только в учебной, игровой деятельности, но и в  ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.  Такие праздники создают атмосферу теплоты,  способствуют развитию интереса, дружеских отношений между  народами, его обычаям и традициям. Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить   язык своего народа.

   Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее  проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому очень важно в дошкольном учреждении  обустроить  уголок национальной культуры.  Именно здесь впервые дети увидят национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. В национальном уголке для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края,   определенному народу, его национальным традициям.  

  В  работе с детьми широко используются произведения декоративно-прикладного искусства разных народов. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности.

   На  рисование и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним в гости приходит кукла в национальном костюме, в нашем детском саду это кукла в мордовском, русском костюме.   Творческий процесс вызывает у детей интерес и повышает их активность.  Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

  Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Анализируя и сравнивая произведения  устного народного творчества, дети  узнают,  что все национальности одинаково оценивают моральные качества человека.  Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к  Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень. Испокон веков в играх  отражается   образ   жизни   людей,   их   быт,   труд,   национальные   устои,  представления народа о честности, смелости, мужестве, т.е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей  в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

 Самое главное, целенаправленная   работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание к другим народам,  интерес  к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования чувства симпатии, дружелюбия, позволяет детям с  детских лет  впитывать  народные традиции, народный дух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Национальный колорит прививаем с детства».

методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...

Консультация для воспитателей «Национальный колорит прививаем с детства»

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством  народа; с изобразительным и декоративно-п...

Выступление на семинаре "Национальный колорит прививаем с детства".

Национально - региональный компонент представляет воспитание детей в среде национального колорита: ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством татарского народа; с изобразительной и декоратив...

Национальный колорит прививаем с детства

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декорат...

«Национальный колорит прививаем с детства»

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования наци...

«Национальный колорит прививаем с детства

laquo;Национальный колорит прививаем с детства...

Консультация для педагогов ДОУ "Национальный колорит прививаем с детства"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...