Выступление на семинаре "Национальный колорит прививаем с детства".
учебно-методический материал на тему
Национально - региональный компонент представляет воспитание детей в среде национального колорита: ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством татарского народа; с изобразительной и декоративно - прикладным исскуством Татарстана; с историко - географическими и природоведческими особенностями народов живущих в Татарстане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на семинаре | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 53» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на региональном семинаре на тему:
«Национальный колорит прививаем с детства».
Составила :Нургалеева Р.К.
воспитатель МБДОУ№53
Нижнекамск 2012г.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством татарского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Татарстана; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Татарстане.
Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально регионального компонента, ведется по нескольким направлениям.
Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор.
Это колыбельные песни, потешки, прибаутки, народные сказки и игры.
Реализация национально-регионального компонента в детском саду происходит не только в учебном процессе, но и в ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В своей работе с детьми стараюсь включать в сценарии праздников и развлечений народные песни и танцы. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений к татарскому народу, его обычаям и традициям. Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.
Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении у нас начинается с уголка национальной культуры. В своей группе я создала мини уголочек, где собраны подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. В национальном уголке для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, определенному народу, его национальным традициям. В своей работе широко использую произведения декоративно-прикладного искусства народов Татарстана. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. На все эти занятия приходит в гости кукла в национальном наряде. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры . Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества, дети узнают, что все народы одинаково оценивают моральные качества человека. Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.
В работе с детьми на занятиях и в кружковой работе, и в свободной деятельности широко использую неповторимый игровой фольклор, так как радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве, т.е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.
На занятия татарского языка происходит изучение татарского языка, песен, национальных игр.
Тот опыт работы, который накоплен у меня, показывает, что проводимая работа позволяет детям с детских лет впитывать народные традиции, народный дух.
Все, чего достигла, далось нелегко, но этот труд этот поиск оправдан, так как проводимая работа стала предпосылкой воспитания у детей интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования чувства симпатии к народу - творцу талантливых произведений.
Самое главное, целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание к другим народам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Национальный колорит прививаем с детства».
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
Консультация для воспитателей «Национальный колорит прививаем с детства»
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народа; с изобразительным и декоративно-п...
Национальный колорит прививаем с детства
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декорат...
Консультация для родителей "Национальный колорит прививаем с детства"
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
«Национальный колорит прививаем с детства»
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования наци...
«Национальный колорит прививаем с детства
laquo;Национальный колорит прививаем с детства...
Консультация для педагогов ДОУ "Национальный колорит прививаем с детства"
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...