Красота родного края
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Булдыгерова Светлана Петровна

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие20 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Конспект организации НОД в подготовительной группе

 с учётом внедрения ФГОС

 

                                                                                                          Тема: «Красота родного края

                                                                                                          Автор: Булдыгерова С.П.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Способствование расширению представлений о родном крае. Уточнение представлений детей о значении леса в жизни человека.

Задачи:

Обучающие: Обобщить и систематизировать знания детей о родном крае и его культурного наследия.

Развивающие: Формировать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»

•        Формировать представления об объектах окружающего мира.

•        Закрепить представления детей о родном крае, его богатстве – лесе (многообразии и роли в жизни животных и человека)

•        Закрепить знания о том, что деревья живые организмы, которые дают нам кислород.

•        Добиться усвоения знаний о родном крае. Умение находить на карте России свой край.

•        Формировать представления об использовании человеком лесных ресурсов и их восстановлении.

•        Уточнить правила поведения в лесу.

•        Пробудить патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой край, любовь к месту, где живешь, бережному отношению к использованию природных ресурсов своего края.

«Художественно-эстетическое развитие»

•        Приобщить детей к народному творчеству

•        Развить эмоциональную восприимчивость

•        Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц.

«Речевое развитие»

•        Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей Россия, Сибирь, Иркутская область, лесные богатства.)

•        Формировать правильное звукопроизношение

•        Формировать у детей грамматически правильную, чёткую речь.

«Социально-коммуникативное развитие»

•        Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.

•        Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.

•         Развивать умение действовать сообща.

Используемые образовательные технологии:

Здоровьесберегающие, сотрудничества, моделирования.

Планируемые результаты:

Пробуждение интереса к природе родного края.

Формирование чувства ответственности, бережного отношения к использованию природных ресурсов своего края.

Предварительная работа:

•        Чтение художественной литературы (стихи, сказки, журналы)

•        Беседы о лесе его обитателях

•        Просмотр ознакомительных фильмов о лесе

•        Организация мини-выставки «Моя малая родина»

Словарная работа: Активизировать словарь детей: сосновый бор, березовая роща, ельник, смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес, черевички.

Материалы и оборудование: видео проектор, колокольчик, карты, глобус, иллюстрации, оптические предметы, листья, ткань, листы тонированной бумаги, фломастеры, краски, гуашь, пластилин, мелки, кисти, стеки, зубочистки, паралон, нитки, влажные салфетки, корзинка с кедровыми шишками.

Ход НОД:

Рефлексия.

воспитатель звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и внимательно послушать

аудиозапись «Шум леса».

-Ребята, что вы сейчас слышали? (ответы)

-Сегодня мы поговорим о лесе - богатстве нашего края.

-Что такое лес?

Лес – это целый мир

Лес называют природным сообществом

Лес – это чистый воздух

Лес – это строительный материал

Лес - это здоровье для человека

Лес – это пища для людей

Лес – это где можно жить, работать, играть и любоваться природой

- А какие деревья вы знаете? Мы сейчас проверим.

-Россия - край серебряных родников, белых берез, хвойных лесов … Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда всё, что есть лучшего в нас? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги или от белоствольных берез?

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

К низу веточки спускаются,

А на веточках сережки (берёза)

Рассматривание березы: - Как мы узнаём берёзу?

- Что есть у березы? (Кора белая, черные черточки, через них береза дышит, их называют черевички).

- Когда в лесу растут одни березы как называется такой лес?  (березовая роща), (слайд).

Дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята -

Витаминами зимой

ягода богата.

-Если листочки с рябины, то какие они?

Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (ель)

Ёлка солнца не любит. Она очищает воздух. Из её древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

Верхние ветви у нее молодые, а снизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

-Как называется лес, где растут одни ели? (слайд) Ельником.

Это дерево не ёлка

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона как шатёр (сосна)

Рассматривание сосны:

- Какой ствол у сосны?

-Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

- Как называется лес, где растут одни сосны? (сосновый бор или сосняк).

- Почему эти деревья зеленые круглый год?

-Что общего у ели, сосны? (иголки)

- Как называется лес, в котором растут ели, сосны? (хвойным, так как у них есть хвоя, иголки), (слайд).

- Как называется лес с лиственными деревьями? (слайд).

- Как называется лес, в котором встречаются и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный)

(слайд)

- Давайте вспомним, какие части есть у дерева? (слайд).

- Правильно, у каждого дерева есть корень.

 Проблемный вопрос: Зачем дереву корень?

(с помощью него дерево добывает питательные вещества, воду из земли, и он служит якорем для дерева). У дерева есть ствол, ветви, маленькие веточки, листья и плоды (слайд)

Проблемный вопрос:

- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

-А для того, чтобы получше рассмотреть лист, я предлагаю вам разные предметы. (Лупа, микроскоп, очки, подзорная труба). Выберите тот предмет, с помощью которого мы сможем решить свой вопрос (выбор детей)

Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа, жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой

Исследование «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Физ. Минутка

Утром дети в лес пошли

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),

Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),

По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

Ребята, а вы знаете, что в лесу есть тоже этажи, как у наших домов.

(слайд)

3 этаж – деревья такие, как сосна.

2 этаж – кустарник и низкорослые деревья.

1 этаж -  трава, мхи и лишайники.

Подвал – в нем находятся корни.

А поскольку лес - это многоэтажное здание, на каждом этаже есть жильцы (слайд).

На земле живут насекомые, растут различные травы, ягодники, грибы. Прямо на земле, в траве вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи, славка черноголовка. Стоят жилища ящерицы, ежи, роют лисы. Под землей находятся жилища мышей, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви, они рыхлят почву. На опушке леса много кустарников. В них селится много птиц, например, дроздов. Наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их - совы и другие птицы. Летом на всех этажах много жильцов (слайд).

- Как вы думаете, почему в лесу дышится легче, чем в городе? (ответы)

Лес – это наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. В лесу у нас всегда хорошее настроение.

Люди строят санатории, детские оздоровительные лагеря на территории леса или рядом с ним (слайд).

- Как ещё люди используют богатства леса? (изготавливают мебель, посуду, бумагу) (слайды).

Очень многими дарами леса пользуется человек, но ресурсы леса не безграничны и люди стараются восполнить, то, что берут у него. Как? (ответы детей)

(слайды)

А сейчас, раз уж мы пришли сегодня в гости к лесу, что нам необходимо вспомнить? Правила поведения в лесу! Сейчас мы рассмотрим различные ситуации и скажем, какие правила, мы знаем?

 (ответы детей на проблемные ситуации)

 (смена слайдов)

1.Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенного мусора (слайды).

Люди благодарны лесу, а свою любовь и восхищение отражают в прекрасных творениях искусства: музыке, стихах, картинах…

 (слайды)  

                               Будь здоров зелёный лес!

                               Стой в торжественном наряде!

                               Парты, книги и тетради

                               Ты нам дал, зелёный лес.

                               Чтоб навеки не исчез

                               Зверь лесной и птица тоже,

                               Процветай, наш друг хороший,

                               Будь здоров зелёный лес!

Воспитатель предлагает детям стать художниками-мастерами, которые будут воспевать (передавать) красоту смешанного леса разными способами и средствами.

Дети идут в мастерскую (столы с изоматериалами)

 На прошлом занятии мы подготовили с вами материалы, листы для рисования. Сейчас подумайте, каким материалом, какими изобразительными средствами вы будите сегодня пользоваться для создания образа дерева которое вы планируете нарисовать. Постарайтесь, чтобы деревья у вас были разные.

(Самостоятельный выбор детьми выразительных средств, для реализации задуманного.)

Прежде, чем начать рисовать, вспомним с вами знакомую пальчиковую гимнастику.

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

Самостоятельная работа под муз сопровождение.

После окончания работы воспитатель предлагает детям рассмотреть с ними деревья в смешанном лесу. (организация выставки: «Смешанный лес нашего края»).

- Ребята, какие вы художники! Вы так необычно, оригинально и разными способами изобразили деревья и кустарники! Расскажите мне, как называется ваша техника изображения?

Рефлексия НОД

На этом наше путешествие подходит к концу. Понравилось оно вам? Что запомнилось больше всего из этого путешествия?

Сюрприз «Дары леса» (кедровые шишки)

Установка на дальнейшую деятельность…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе о красоте родного края и экологических проблемах

Природа хрупка и ранима, ей необходима наша защита от нас  же самих. Нужно найти силы, средства, разум, чтобы поладить с природой – пользоваться ее благами, но не губить ее, а ведь она на...

Фотоотчёт "Красота родного края ".

Доброе время суток, уважаемые коллеги и друзья!Сейчас самый разгар долгожданного лета - пора отпусков, путешествий и туризма! Многие стараются выехать на заграничные пляжи и курорты, а я до безумия лю...

Красота родного края в рисунках детей.

laquo;Красота - это радость нашей жизни. Человек стал человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый з...

НОД по развитию речи "Красота родного края"

Формировать знания детей о природе родного края, животных обитающих в лесах....

Всероссийский конкурс детского рисунка "Красота родного края"

В  рамках  всероссийской   педагогической  конференции   "Нравственное - патриотическое  воспитание: основные  проблемы  и  перспективы...

Мастер - класс "Красота родного края через нетрадиционные техники аппликации"

Мастер - класс по использованию фигурных дыроколов в работе с детьми 2-3 лет....