Мастер - класс "Красота родного края через нетрадиционные техники аппликации"
материал по аппликации, лепке (младшая группа)

 Мастер - класс по использованию фигурных дыроколов в работе с детьми 2-3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка», г. Вихоревка

Мастер – класс

«Красота родного края
через нетрадиционные техники

аппликации»

Воспитатель 1 категории

Н.А. Фандюшина

г. Вихоревка, 2020 г.

Тема: «Красота родного края

через нетрадиционные техники аппликации».

Цель: актуализация и обобщение знаний педагогов по методике проведения занятий по художественному творчеству – аппликации.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с новым способом изготовления заготовок для аппликации (использование фигурных дыроколов).
  2. Дать представление о аппликации как средстве развития мелкой моторики рук, художественного вкуса и знакомства с родным краем в работе с детьми 2 – 3 лет.

Оснащение: фигурные дыроколы (диаметр вырубки 2,5 – 4,5см), цветные картон, тонированная бумага или фоамиран, клей ПВА или клей – карандаш, шаблоны для фона, музыка (циклы «Времена года» П.И. Чайковского и А. Вивальди), художественное слово, красочные иллюстрации, фотографии и репродукции художественных произведений.

Предварительная работа: с помощью дыроколов из бумаги и картона делаем большое количество фигурок – заготовок в отдельные контейнеры, в зависимости от выбранного сюжета и размера картинки.

Следующий этап – выбор фона. Это может быть белый или цветной лист бумаги, картона или распечатанный на принтере рисунок.

Готовим место для работы: застилаем стол клеёнкой или стелим специальную салфетку для творчества, готовим клей и контейнеры с бумажными заготовками.

План мастер – класса.

1. Сущность и значение аппликации для ребенка – дошкольника.

2. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.

3. Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.

4. Задачи обучения и развития детей 2 – 3 лет.

5. Особенности методов и приемов обучения аппликации детей 2 – 3 лет.

6. Значение аппликации для всестороннего развития и воспитания детей 2 – 3 лет.

  1. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Это благоприятное время для знакомства с родным краем, его красотой и уникальностью.

Аппликация – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники аппликации — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: цвет, линия, сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
2.    Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о важных для изображения свойствах и качествах предметов, таких как форма, величина, строение, цвет предмета.

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

  1.  Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.

Наиболее интересной и доступной для детей 2 – 3 лет является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Бумага для фона берётся плотной и подбирается тон в зависимости от содержания изображения.

Элементы аппликации можно вырезать ножницами, но сейчас есть более простой и интересный способ, это фигурные дыроколы. Для работы можно использовать как тонированную бумагу, так и цветной картон, а также тонкий фоамиран. Это позволяет быстро сделать большое количество заготовок. А крупный размер вырубки удобен для работы с детьми раннего возраста.

Фигуры наклеиваются на фон с помощью клея – карандаша или клея ПВА при помощи кисти.

  1.   Задачи обучения и развития детей 2 – 3 лет.

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

  • составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе различной формы;
  • составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
  • формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания;
  • формировать чувство формы, пропорций, композиции.
  1.   Особенности методов и приемов обучения аппликации детей 2 – 3 лет.

Приобщение к аппликации начинается с младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого – поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности.

Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;
  • развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;
  • развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т. д. в совместной с ним деятельности.

  1. Значение аппликации для всестороннего развития и воспитания детей 2 – 3 лет.

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Младший дошкольный возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Игры-занятия проводятся с подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатся раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета из двух – трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению.

Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи.

Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Игровой прием является преобладающим в организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс.

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

Проводимые занятия, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которая им предлагалась. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, опыт работы показал, что при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»

Пояснительная запискаМетодическое объединение        В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....

Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники аппликации"

В семинаре будет идти речь о значении разных видов аппликации для развития мелкой моторики руки ребёнка....

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год «Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»

Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умени...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации»

Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по ...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...