«Обычаи и традиции адыгов»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зихова Марьяна Руслановна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»

г.п. Нарткала Урванского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики

 

 

Согласованно:                                                                                      Утверждаю:

Заведующий  д/б «Детство»                                      Директор МКОУ СОШ №3

                                                                                                             г.п. Нарткала

___________/Ф.М.Макаева/                                      __________ /С.М.Хамизов/

 

 

Беседа с детьми на тему:

«Обычаи и традиции адыгов»

в подготовительной группе № 9

                                                                                     Воспитатели:

Зихова М.Р.

 

г.п. Нарткала

2021г.


Беседа с детьми на тему:

                                        «Обычаи и традиции адыгов»

 

 

 

Возраст: дети 6-7 лет (подготовительная группа).

     Цель: донести национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения адыгского народа, своеобразие языка через обычаи и традиции.

      Задачи:

- познакомить с национальными костюмами, подвижными играми адыгского народа;

- формировать интерес, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;

- активизировать речь детей по средствам малых фольклорных жанров;

- развивать внимательность, творческое воображение, познавательную активность, способность анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов;

- воспитывать толерантность.

 

Предварительная работа с детьми:

рассматривание демонстрационного материала «Народы Северного - Кавказа», разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.

 

Индивидуальная работа:

обратить внимание на четкое произношение звуков при разучивании пословиц.

 

Ход беседы.

Воспитатель: Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть!

Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше - кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые. У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам.

Я знаю очень интересную старинную легенду. Вы хотите её услышать?

Дети: Да.

Воспитатель: «Когда-то, очень давно, мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять и сохранить их уникальность. И вот договорились мудрецы, что никогда не будут говорить об этих тайнах вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все эти тайны, люди узнают через специальные обряды, - мы их называем «Игры»!

Воспитатель: А вы знаете, что у наших предков есть очень много подвижных игр, давайте мы сегодня с вами познакомимся с некоторыми  из них.


 

Подними платок

Цель: развивать слуховое восприятие, быстроту реакции, внимание, сообразительность, ловкость.

Ход игры: игроки становятся в круг, в центре него кладут платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.


 

Стать друг за другом ( Зэкъуэт)

Цель: развивать ловкость, смекалку, бег, двигательную активность, внимание.

Ход игры: перед началом игры ребята по жребию определяют двух ведущих – «лису», которая должна убегать и «охотника», обязанного догонять её. Когда известны ведущие, остальные берутся за руки и образовывают большой круг. Затем они опускают руки, чтобы «лиса» могла быстро проскочить между стоящими игроками в момент опасности, то есть в том случае, если «охотник» догонял «лису» и ей угрожало быть «раненой». В этом случае, бегающая вокруг игроков и преследуемая «охотником», «лиса» могла заскочить в круг и стать впереди любого игрока. Тогда «охотник» преследовал не её, а того, чьё место заняла «лиса». Если «охотнику» удавалось «ранить» «лису» до того, пока она не вставала впереди кого – либо, «охотник» и «лиса» менялись местами.


Катание орехов (Дэ къегъэжэх)

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры: посередине помещения устраивают наклонную плоскость из досок шириной 50 – 60 см. Все играющие по очереди скатывали по одному ореху с плоскости. Если чей – либо орех, скатываясь, задевал какой – нибудь орех, лежавший на полу, то он выиграл его и имел право повторить бросок.

 

Воспитатель: вам понравились игры?

Дети: Да.

Воспитатель: Жители Кабардино - Балкарии– свято соблюдают свои национальные традиции. Традиции сопровождают адыгов с момента рождения и на протяжении всей жизни. Праздники же сопровождаются истинно кавказским радушием с учетом всех традиций!

Особенностью адыгов являются ловкость, смелость и скорость! Именно эти качества и приобщают детям.

И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

 

Воспитатель: Ребята,давайте теперь с вами вспомним кабардинские пословицы.

-Без пастуха нет и стада (Мэлыхъуэ уимы1эм, мэл гуарти уи1энукъым)
-Брата лишнего не бывает (Къуэш лей щы1экъым)
-В чужом хлеву нечего считать скот(Хамэ бо 1эщ щомыбж)
-Если девять мышей потянут, то могут сорвать крышку с кадки сыра
-Если наступишь на хвост собаке, то она укусит(Хьэм и к1апэм утеувэм къодзэкъэнущ).


 Воспитатель: Посмотрите на доску, (на доске изображения людей в национальных костюмах)

 

Воспитатель:а кто сможет найти и показать на картинках изображение людей в нашем адыгском костюме (адыгэ фащэ)? (ребенок показывает)

Воспитатель:а по каким признакам вы поняли, что это адыгский национальный костюме?

Дети: Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

Воспитатель:Дети, вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Дети: Адыгэ фащэ.

Воспитатель:Молодцы!

А теперь посмотрите на этот женский костюм, из чего он состоит?

Дети: Из платья, нагрудника, нарукавника, шапки с шалью, пояса, золотого пояса.

Воспитатель:Правильно, дети, молодцы!

Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжёлых тканей: бархат, плотный шёлк, а вы знаете чем украшали платье?

Дети: Вышивкой украшали края разреза платья

Воспитатель:Молодцы!

Воспитатель:Что  на голове девушки носили ?

Дети: Шапки с шалью. Шапки различались по высоте, имели форму цилиндра.

Воспитатель: Чем обтягивали и украшали шапки?

Дети: Шапки обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.

Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили из чего он состоит, узнали много нового.

Воспитатель: Теперь посмотрите на мужскую одежду.

Вспомните из каких частей состоит мужская одежда?

Дети: Черкеска, шапка, башлык, рубаха, пояс, кинжал, штаны, ноговицы.

Воспитатель: Черкеска - мужская верхняя одежда. Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого, серого, черного, белого.

Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах -черкесах.

Воспитатель:Чем украшали черкеску?

Дети: Черкеску украшали газырями.

Воспитатель: По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну, в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда, даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду.

Головной убор у кабардинцев в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

Воспитатель: Вспомните, чем его украшали?

Дети: Башлык, украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.

Воспитатель: Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.

Воспитатель: Ребята, а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду ?

Дети: Сейчаснациональную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.

Воспитатель: Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети ,очень любят свою землю, охраняют и берегут. Вот об этом нам и прочитают стих.

Реб: Небо адыгов, земля адыгов,

   В небо вздымаясь, тобой любуюсь.

   Небо адыгов, земля адыгов.

  Пока живу я, дышу тобою.

Воспитатель: А теперь мы разделимся на две группы.

Первая команда будет собрать картинку  из пазла адыгэ фащэ.

А вторая команда будет украшать нарукавник, для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышивкой, а с золотой.

 

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

«Кабардинский танец»

 

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомились с национальными костюмами, обычаями и играми адыгов. 

А какие игры вам понравились больше? (ответы детей) Замечательно. Давайте сегодня на прогулки мы поиграем с вами в понравившуюся вам игру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii.docx757.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»

г.п. Нарткала Урванского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики

Согласованно:                                                                                      Утверждаю:

Заведующий  д/б «Детство»                                      Директор МКОУ СОШ №3

                                                                                                             г.п. Нарткала

___________/Ф.М.Макаева/                                      __________ /С.М.Хамизов/

Беседа с детьми на тему:

«Обычаи и традиции адыгов»

в подготовительной группе № 9IMG_20190326_112636

                                                                                     Воспитатели:

Зихова М.Р.

г.п. Нарткала

2021г.


Беседа с детьми на тему:

                                        «Обычаи и традиции адыгов»

C:\Users\zamir\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20210317-WA0047.jpg

Возраст: дети 6-7 лет (подготовительная группа).

     Цель: донести национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения адыгского народа, своеобразие языка через обычаи и традиции.

      Задачи:

- познакомить с национальными костюмами, подвижными играми адыгского народа;

- формировать интерес, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;

- активизировать речь детей по средствам малых фольклорных жанров;

- развивать внимательность, творческое воображение, познавательную активность, способность анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов;

- воспитывать толерантность.

Предварительная работа с детьми:

рассматривание демонстрационного материала «Народы Северного - Кавказа», разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.

Индивидуальная работа:

обратить внимание на четкое произношение звуков при разучивании пословиц.

Ход беседы.

Воспитатель: Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть!

Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше - кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые. У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам.

Я знаю очень интересную старинную легенду. Вы хотите её услышать?

Дети: Да.

Воспитатель: «Когда-то, очень давно, мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять и сохранить их уникальность. И вот договорились мудрецы, что никогда не будут говорить об этих тайнах вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все эти тайны, люди узнают через специальные обряды, - мы их называем «Игры»! 

Воспитатель: А вы знаете, что у наших предков есть очень много подвижных игр, давайте мы сегодня с вами познакомимся с некоторыми  из них.


Подними платок

Цель: развивать слуховое восприятие, быстроту реакции, внимание, сообразительность, ловкость.

Ход игры: игроки становятся в круг, в центре него кладут платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.


Стать друг за другом ( Зэкъуэт)

Цель: развивать ловкость, смекалку, бег, двигательную активность, внимание.

Ход игры: перед началом игры ребята по жребию определяют двух ведущих – «лису», которая должна убегать и «охотника», обязанного догонять её. Когда известны ведущие, остальные берутся за руки и образовывают большой круг. Затем они опускают руки, чтобы «лиса» могла быстро проскочить между стоящими игроками в момент опасности, то есть в том случае, если «охотник» догонял «лису» и ей угрожало быть «раненой». В этом случае, бегающая вокруг игроков и преследуемая «охотником», «лиса» могла заскочить в круг и стать впереди любого игрока. Тогда «охотник» преследовал не её, а того, чьё место заняла «лиса». Если «охотнику» удавалось «ранить» «лису» до того, пока она не вставала впереди кого – либо, «охотник» и «лиса» менялись местами.


Катание орехов (Дэ къегъэжэх)

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры: посередине помещения устраивают наклонную плоскость из досок шириной 50 – 60 см. Все играющие по очереди скатывали по одному ореху с плоскости. Если чей – либо орех, скатываясь, задевал какой – нибудь орех, лежавший на полу, то он выиграл его и имел право повторить бросок.

Воспитатель: вам понравились игры?

Дети: Да.

Воспитатель: Жители Кабардино - Балкарии– свято соблюдают свои национальные традиции. Традиции сопровождают адыгов с момента рождения и на протяжении всей жизни. Праздники же сопровождаются истинно кавказским радушием с учетом всех традиций!

Особенностью адыгов являются ловкость, смелость и скорость! Именно эти качества и приобщают детям.

И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

Воспитатель: Ребята,давайте теперь с вами вспомним кабардинские пословицы.

-Без пастуха нет и стада (Мэлыхъуэ уимы1эм, мэл гуарти уи1энукъым)
-Брата лишнего не бывает (Къуэш лей щы1экъым)
-В чужом хлеву нечего считать скот(Хамэ бо 1эщ щомыбж)
-Если девять мышей потянут, то могут сорвать крышку с кадки сыра
-Если наступишь на хвост собаке, то она укусит(Хьэм и к1апэм утеувэм къодзэкъэнущ).


Воспитатель: Посмотрите на доску, (на доске изображения людей в национальных костюмах)

C:\Users\zamir\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20210318-WA0053.jpg

Воспитатель:а кто сможет найти и показать на картинках изображение людей в нашем адыгском костюме (адыгэ фащэ)? (ребенок показывает)

Воспитатель:а по каким признакам вы поняли, что это адыгский национальный костюме?

Дети: Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

Воспитатель:Дети, вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Дети: Адыгэ фащэ.

Воспитатель:Молодцы!

А теперь посмотрите на этот женский костюм, из чего он состоит?

Дети: Из платья, нагрудника, нарукавника, шапки с шалью, пояса, золотого пояса.

Воспитатель:Правильно, дети, молодцы!

Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжёлых тканей: бархат, плотный шёлк, а вы знаете чем украшали платье?

Дети: Вышивкой украшали края разреза платья

Воспитатель:Молодцы!

Воспитатель:Что  на голове девушки носили ?

Дети: Шапки с шалью. Шапки различались по высоте, имели форму цилиндра.

Воспитатель: Чем обтягивали и украшали шапки?

Дети: Шапки обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.

Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили из чего он состоит, узнали много нового.

Воспитатель: Теперь посмотрите на мужскую одежду.

Вспомните из каких частей состоит мужская одежда?

Дети: Черкеска, шапка, башлык, рубаха, пояс, кинжал, штаны, ноговицы.

Воспитатель: Черкеска - мужская верхняя одежда. Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого, серого, черного, белого.

Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах -черкесах.

Воспитатель:Чем украшали черкеску?

Дети: Черкеску украшали газырями.

Воспитатель: По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну, в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда, даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду.

Головной убор у кабардинцев в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

Воспитатель: Вспомните, чем его украшали?

Дети: Башлык, украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.

Воспитатель: Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.

Воспитатель: Ребята, а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду ?

Дети: Сейчаснациональную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.

Воспитатель: Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети ,очень любят свою землю, охраняют и берегут. Вот об этом нам и прочитают стих.

Реб: Небо адыгов, земля адыгов,

   В небо вздымаясь, тобой любуюсь.

   Небо адыгов, земля адыгов.

  Пока живу я, дышу тобою.

Воспитатель: А теперь мы разделимся на две группы.

Первая команда будет собрать картинку  из пазла адыгэ фащэ.

А вторая команда будет украшать нарукавник, для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышивкой, а с золотой.

C:\Users\zamir\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20210318-WA0019.jpg

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

«Кабардинский танец»

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомились с национальными костюмами, обычаями и играми адыгов. 

А какие игры вам понравились больше? (ответы детей) Замечательно. Давайте сегодня на прогулки мы поиграем с вами в понравившуюся вам игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Проект на тему: Русские обычаи - гостеприимство. Традиции разных народов.

Цели проекта: - Приобщение детей к русскому обычаю - гостеприимство. - Формирование у детей представлений о народах Киргизии, Узбекистана и о их традиции гостеприимства. Подробно раскрыты задачи проек...

Презентация "Обряды, обычаи и традиции русского народа"

Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов ,   более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"

В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...

Групповой детский творческий проект «Обычаи и традиции адыгов».

Групповой детский творческий проект              «Обычаи и традиции адыгов».Проект разработали: воспитатели...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...